/ / Новости PRAVO.BY
30.12.2019

Профессионально об актуальном: Правовой институт служебной тайны в Республике Беларусь (конституционный аспект)

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 31 октября 2019 г.

Открытость государственных органов, прозрачность и транспарентность совершаемых ими действий – одна из современных тенденций и ценностей демократического государства – государства, где информационные права и свободы, интересы отдельных физических (юридических) лиц корреспондируют с информационными правами и интересами иных лиц, общества и государства, в целом; где государственные органы подотчетны и ответственны перед народом, для которого они функционируют.

Окончательное формирование правового института служебной тайны – информации ограниченного распространения органов государственного управления, на сегодняшний день представляется объективно сложным процессом, требующим, прежде всего, соблюдения баланса прав и интересов триады «государство – общество – личность». Необходимость достижения подобного равновесия обусловлена существующими тенденциями развития общества, его устремления к ценностям демократии и, в частности, к открытому в информационном плане правительству.

Отметим, что фундаментальные основы и принципы служебной тайны, как и иных видов информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, содержатся в Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) – нормативном акте, возглавляющем систему информационного законодательства государства.

Конституция – основной Закон Республики Беларусь [1], текст которой составлен из первостепенных, фундаментальных норм, закрепляет ими и основы информационных правоотношений в Республике Беларусь, возникающих, изменяющихся и прекращающихся по поводу сведений, составляющих служебную тайну, получение и распространение такой информации и т.д.; и в связи с этим обладает абсолютной (высшей) ценностью для переосмысления и формирования нового понимания места и роли правового института служебной тайны с учетом последних достижений информационного общества. Данное утверждение подтверждается рядом конституционно-правовых норм, регулирующих те или иные области информационной сферы.

Приступая к анализу информационного содержания норм, зафиксированных, в частности, в Конституции, следует отметить, что отдельной статьи или даже нормы, которая однозначно идентифицировала бы служебную тайну, поясняя ее особенности, как правовой режим информации, нет. Тем не менее, исходя из того, что в основе служебной тайны лежит информация, образующаяся в результате деятельности должностных лиц органов исполнительной власти, следует руководствоваться в первую очередь содержанием информационно-правовых норм рассматриваемого акта.

В первую очередь следует заметить, что, согласно статье 2 Конституции, «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». В связи с этим полагаем возможным утверждать, что в основе формирования самостоятельного правового института служебной тайны, как собственно и иных правовых режимов информации, должны лежать права и свободы человека, гарантии их реализации.

Соответственно, государственные органы и уполномоченные должностные лица, в деятельности которых образуется информация, подлежащая защите посредством правового режима служебной тайны, обязаны руководствоваться принципом приоритета прав и свобод личности. Прежде всего это означает необходимость учета прав граждан, иных заинтересованных лиц на информацию, при формулировании и закреплении в законодательстве о служебной тайне признаков и принципов отнесения отдельных сведений к данному правовому феномену.

Одна из составляющих современного демократического управления государством – прозрачность и открытость деятельности власти – подчеркнута, в частности, в части 4 статьи 7 Конституции: «нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом».

Очень важной с точки зрения правовой возможности легитимного существования служебной тайны и системы юридических тайн в целом является норма части 1 статьи 23: «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц». Как видим, ограничение прав и свобод личности, в том числе информационных, возможно исключительно посредством принятия закона и подзаконных актов в его исполнение, что также, безусловно, должно быть учтено при формировании правового института служебной тайны.

Информационный характер деятельности органов государственной власти подчеркнут в статье 34, текст которой условно можно разделить на три части:

  • право граждан Республики Беларусь на информацию о деятельности органов государственной власти (часть 1);
  • юридическая обязанность органов государственной власти предоставлять гражданам Республики Беларусь информацию о своей деятельности (часть 2);
  • правовая возможность ограничения пользования информацией в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (часть 3).

При этом норма, зафиксированная в части 3 статьи 34, как и норма части 1 статьи 23 создает правовую возможность существования системы юридических тайн и служебной тайны в частности.

Таким образом, руководствуясь правовыми идеями, положенными в основу норм Конституции, законодателю предоставлено правомочие с учетом свойств и признаков правового феномена определять дальнейшие пути его развития.

Резюмируя сказанное, Конституция, по нашему мнению, посредством своих норм сформировала необходимые фундаментально-ценностные основы, заложила правовую идею служебной тайны, тем самым дав необходимый импульс для ее последующего развития. Руководствуясь положениями данного акта, заинтересованным лицам предоставлено право окончательно сформировать и определить дальнейшее развитие правового института служебной тайны при одновременном учете и приоритете прав и свобод человека, гарантий их реализации.

Констатируем, что предназначение новообразованного правового института служебной тайны должно заключаться не просто в ограничении отдельных сведений уполномоченными субъектами права в соответствии с определенными нормативными актами, но и в содействии соблюдению режима равновесия прав и интересов всех представителей триады «государство – общество – личность».

В свою очередь, основной целью правового регулирования служебной тайны, по нашему мнению, должно являться установление правового порядка, означающее достижение состояния баланса прав и законных интересов, с одной стороны, граждан (иностранных граждан, лиц без гражданства) и лиц, обладающих служебными полномочиями и осуществляющих свои служебные обязанности, с другой. В этой связи именно Конституция, как основополагающий нормативный акт государства, посредством своих норм должна привносить в соответствующий вид отношений те необходимые организованность и стабильность, которые позволят осуществить их эффективную эволюцию в будущем.

______________________________

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с измен. и доп.).

Яхнович О.И.,
главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН»
и
ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».