/ / Новости PRAVO.BY
23.12.2019

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – источник открытой и доступной информации о технических нормативных правовых актах

Одним из важнейших направлений государственной политики последних лет является ярко выраженная ориентированность на улучшение бизнес-климата в стране.

Устранение бюрократических барьеров, сдерживающих деловую активность субъектов хозяйствования, минимизация вмешательства государственных органов в вопросы предпринимательства, расширение сферы участия деловых кругов в принятии правовых решений – все это основные аспекты проведенной под руководством Главы государства работы, направленной на стимулирование деловой активности.

Результатом данной работы явилось принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», объединившего в себе прогрессивные основы создания благоприятных условий для взаимодействия бизнеса и государства.

В частности, Декретом № 7 закреплен принцип открытости и доступности для субъектов хозяйствования текстов нормативных правовых актов, в том числе текстов обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления экономической деятельности.

Доступ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к правовой информации обеспечивается Национальным центром правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ), деятельность которого включает в том числе формирование и ведение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (Национальный реестр) – единственной в своем роде системы учета принимаемых в республике правовых актов.

Национальный реестр был создан 1 января 1999 г. в целях обеспечения единой системы законодательства и формирования эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь. Создание, порядок формирования и ведения Национального реестра определены Указом Главы государства от 20 июля 1998 г. № 369.

Таким образом, на протяжении 20 лет работниками НЦПИ ведется активная работа по систематизации правовых актов, направленная на формирование полного эталонного массива законодательства нашей страны.

В соответствии с Указом № 369 в Национальный реестр включаются, помимо прочего, технические нормативные правовые акты, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Именно Декретом № 7 были заложены основополагающие подходы к техническому регулированию и впервые закреплен инновационный подход к процедуре вступления в силу технических нормативных правовых актов.

Так, включение технических нормативных правовых актов в Национальный реестр осуществляется по результатам обязательной юридической экспертизы, проводимой НЦПИ. После чего технические нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, а также размещению на иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет.

Введение данного трехэтапного правового механизма (обязательная юридическая экспертиза – включение в Национальный реестр – официальное опубликование) направлено на повышение качества подготовки массива законодательства в сфере технического регулирования и, как результат, – создание надлежащих правовых условий для работы субъектов хозяйствования.

В целях реализации норм Декрета № 7 12 апреля 2018 г. Главой государства был издан Указ № 135 «Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов», а Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 15 мая 2018 г. № 353, утвердившее Инструкцию о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов.

Названными документами закреплены ключевые элементы соответствующего института проверки технических нормативных правовых актов. Их цель – не допустить установления технических требований к предпринимательской и иной экономической деятельности, противоречащих Декрету № 7 либо другим актам законодательства.

В ходе обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов осуществляется их оценка на предмет соответствия законодательным актам и постановлениям Правительства, а также наличия в них положений, требующих урегулирования на уровне нормативных правовых актов, не являющихся техническими.

При этом в случае направления правовых актов об изменении, дополнении, толковании технических нормативных правовых актов, ранее не проходивших такую экспертизу, НЦПИ одновременно осуществляется оценка технических нормативных правовых актов, изменение, дополнение, толкование которых предусматривается, на предмет их соответствия установленным критериям.

Иными словами, принятые (изданные) до вступления в силу Декрета № 7 технические нормативные правовые акты также подлежат глубокому правовому анализу в целях их комплексного пересмотра, актуализации и приведения в соответствие с действующим законодательством.

Именно институт обязательной юридической экспертизы, явившийся новацией Декрета № 7, призван обеспечивать принятие качественных, юридически выверенных технических нормативных правовых актов, а также выступать гарантом соблюдения законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

По результатам проведения обязательной юридической экспертизы НЦПИ выносится заключение о соответствии (несоответствии) технического нормативного правового акта установленным критериям и допустимости (недопустимости) его включения в Национальный реестр.

Регистрация в Национальном реестре технических нормативных правовых актов осуществляется не позднее двух рабочих дней со дня вынесения положительного заключения обязательной юридической экспертизы, если иной срок не установлен законодательными актами.

После включения в Национальный реестр технические нормативные правовые акты включаются в эталонный банк данных правовой информации и подлежат официальному опубликованию.

Таким образом, Национальный реестр представляет собой единственный источник комплектования эталонного банка данных правовой информации текстами технических нормативных правовых актов и является одной из составляющих механизма реализации принципа открытости и доступности актов законодательства в сфере технического регулирования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Середюк С.В. – ведущий специалист по обеспечению основной деятельности отделения экспертизы технических актов в сфере государственного строительства управления обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».