/ / Новости PRAVO.BY
19.12.2019

Профессионально об актуальном: Некоторые аспекты электронизации сферы государственных закупок

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 6 октября 2019 г.

Направления работы и функционирования электронного правительства как новой концепции построения взаимодействия государства и граждан различны и охватывают практически все сферы общественных отношений. В свое время на уровне постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235 «Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы» одной из задач формирования в Республике Беларусь цифровой экономики было обозначено развитие электронной торговли в части электронных государственных закупок.

Госзакупки

С недавнего времени в цифровом, электронном формате начал работать сектор государственных закупок, в перспективе он будет сопряжен с информационной системой исполнения бюджета государства, и таким образом, в целом процесс расходования бюджетных средств через механизм государственных закупок будет автоматизирован.

Это обусловлено следующим. С 1 июля 2019 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 17.07.2018, далее – Закон), в соответствии с которой предусмотрен электронный формат для ряда процедур государственных закупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура закупки из одного источника) посредством проведения процедур на электронных торговых площадках, и планируется последующая электронизация для закупки из одного источника. Последняя может быть реализована через «установление обязанности осуществления заказчиками «мелких» государственных закупок (от 50 до 300 базовых величин) с использованием функциональных возможностей электронных торговых площадок, на которых планируется внедрение соответствующего модуля. Данный модуль при его реализации позволит осуществлять поиск товаров (работ, услуг) в соответствующих каталогах предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо проводить сбор заявок от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с предложениями по предмету государственной закупки, в том числе в случае отсутствия товаров (работ, услуг) в соответствующих каталогах»1.

______________________________

1 Жуковский, П. В. Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Глава 2. Государственное регулирование в сфере государственных закупок (статьи 7–11) [Электронный ресурс] / П. В. Жуковский // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.

При этом вся информация с электронных торговых площадок при проведении на них процедур государственных закупок переразмещается в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (далее – ГИАС). ГИАС предназначена не только для формирования, но также и для обработки, анализа, контроля, хранения и предоставления информации о государственных закупках (пункт 1 статьи 6 Закона).

Перечень информации и сведений, которые содержатся в ГИАС, предусмотрен пунктом 2 статьи 6 Закона.

К такой информации, сведениям относятся:

  • акты законодательства о государственных закупках;
  • годовые планы государственных закупок;
  • конкурсные документы, аукционные документы, документы, предоставляемые юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, включая приглашение к участию в процедуре государственной закупки, запросы о разъяснении документов, предоставляемых для подготовки предложения, и ответы на них;
  • протоколы открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений, протоколы оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся, протоколы открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам, протоколы выбора участника-победителя или признания электронного аукциона несостоявшимся, протоколы оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания процедуры запроса ценовых предложений несостоявшейся, решения заказчиков (организаторов) об отмене процедуры государственной закупки, протоколы оператора электронной торговой площадки о признании открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений несостоявшимися;
  • реестр жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, оператора электронной торговой площадки, подаваемых в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам;
  • реестр договоров;
  • справки о проведении процедуры закупки из одного источника;
  • информация об условиях допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок;
  • перечень иностранных государств (групп иностранных государств), с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении государственных закупок, а также условия применения национального режима;
  • список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
  • типовые формы договоров в случае, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь;
  • адресация (гиперссылка) на реестр банковских гарантий;
  • информация о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах;
  • иная информация, установленная Законом и Советом Министров Республики Беларусь (статья 6 Закона).

Среди прочего ГИАС содержит годовые планы государственных закупок с указанием в них сумм бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, кода бюджета и кода расходов бюджетной классификации (постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.01.2019 № 10 «Об установлении формы годового плана государственных закупок»).

Данная «бюджетная» информация в настоящее время имеет важное значение для целей проведения процедур государственных закупок. Но с 1 апреля 2020 г. предполагается «сопряжение информационной системы [ГИАС – прим. авт.] с Автоматизированной системой финансовых расчетов Министерства финансов Республики Беларусь в целях реализации функционала предварительного резервирования бюджетных средств при осуществлении государственных закупок»2.

______________________________

2 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 2019 г. № 812 «О порядке создания и функционирования государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками».

Тем самым ГИАС функционально станет частью системы исполнения бюджета наряду с тем, что исполнение бюджетных обязательств также будет осуществляться в автоматизированном режиме. Это представляется логичным, поскольку государственные закупки – это по существу инструмент для расходования бюджетных средств (средств государственных внебюджетных фондов) на приобретение товаров (работ, услуг). Более того, это в полной мере отвечает целям и принципам в сфере государственных закупок, в частности эффективному расходованию бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (статья 4 Закона).

К примеру, в Российской Федерации также функционирует государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет», одна из функций которой – формирование информации и документов федеральных государственных заказчиков в рамках реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственных заказчиков, действующих от имени субъекта Российской Федерации, и муниципальных заказчиков в рамках предоставления информации и документов для формирования и ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии с указанным Федеральным законом (пункт 8 Положения о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 658).

Таким образом, исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса де-юре включает, а с 1 января 2020 г. де-факто будет включать в предмет регулирования отношения, возникающие при осуществлении государственных закупок. В этой связи необходимо признать, что те гражданско-правовые отношения, которые складываются при осуществлении государственных закупок, преддоговорные при осуществлении процедур государственных закупок, договорные, возникающие на основании договора государственной закупки, являются частью бюджетного процесса, в частности касающейся его исполнения. И данный факт неоспорим.

К примеру, договорные отношения возникают на основании договора государственной закупки, условия которого в ходе его исполнения меняются по правилам Закона. Так, не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных Советом Министров Республики Беларусь, а также следующего случая, когда может изменяться предмет.

В частности, при обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в договор (часть вторая пункта 1 статьи 25 Закона).

В свою очередь, Советом Министров Республики Беларусь также предусмотрены случаи изменения объема (количества) предмета государственной закупки, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора. В частности, допускается:

  • изменение объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 процентов. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения;
  • увеличение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки;
  • уменьшение цены договора без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в том числе их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей характеристик;
  • изменение цены договора в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов) (подпункт 1.8 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

Указанным постановлением Совета Министров Республики Беларусь основания для изменения порядка оплаты, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора государственной закупки не установлены.

Можно согласиться с тем, что на сегодняшний день «отношения, которые ранее регулировались финансовым правом, приобретают новые черты, что должно быть учтено при разработке финансово-правовых норм в целях достижения наиболее эффективного их воздействия на общественные отношения»3. Между тем полагаем, нахождение гражданско-правовых отношений в бюджетном процессе не лишает их диспозитивной составляющей в части, не противоречащей публичным нормам. В данном случае отношения в сфере государственных закупок отличаются двойственной природой – гражданско-правовой (согласно пункту 1 статьи 3 Закона отношения в сфере государственных закупок регулируются в том числе Гражданским кодексом Республики Беларусь) и бюджетно-правовой (публичной).

______________________________

3 Грачева, Е. Ю. Финансовое право как важнейший инструмент социально-экономического развития современного российского общества / Е. Ю. Грачева // Законодательство и правоприменение в контексте приоритетов социально-экономического развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 12–13 сент. 2019 г. / ИППК судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ ; редкол. С. К. Лещенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : РИВШ, 2019. – 492 с. – С. 232.

В этой связи бюджетные отношения как публичные отношения при осуществлении государственных закупок «размываются» гражданско-правовыми нормами и специальными нормами законодательства о государственных закупках. И в этом состоит отличительная черта действующего режима правового регулирования отношений в сфере государственных закупок, обусловленного автоматизацией процессов бюджетирования и осуществления государственных закупок.

Амельченя Ю.А.,
кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!