/ / Новости PRAVO.BY
28.08.2019

Правительством утверждена Национальная программа по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2019 г. № 563 утверждена Национальная программа по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь.

Самолет

Документ разработан в соответствии с требованиями стандартов и рекомендуемой практики, изложенных в приложении 19 к Конвенции о Международной гражданской авиации, подписанной 7 декабря 1944 года в г. Чикаго (Чикагская конвенция).

Национальной программой определяются основные положения национальной политики по управлению безопасностью полетами в области гражданской авиации, эффективному внедрению международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), связанных с системой управления безопасностью полетов (СУБП).

Документ детализирует трактовку определенных мер и действий по выполнению содержащихся в приложениях 1–19 Чикагской конвенции требований стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, касающихся внедрения СУБП и выполнения локальных программ по обеспечению безопасности полетов.

Национальной программой определяются связанные с безопасностью полетов меры, охватывающие нормативные положения по выполнению безопасных полетов, которые касаются эксплуатантов воздушных судов (ВС), поставщиков аэронавигационного обслуживания, деятельности аэропортов и технического обслуживания ВС, предоставления услуг в других областях.

Справочно

В Национальной программе используются термины и их определения в значениях, установленных Воздушным кодексом Республики Беларусь и международными законодательными актами в области гражданской авиации. В частности, используется общий термин ОВД (ATS) – обслуживание воздушного движения (Air Traffic Service) – означающий в соответствующих случаях полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, консультативное обслуживание воздушного движения, диспетчерское обслуживание воздушного движения (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное диспетчерское обслуживание).

Для комплексной реализации мер в соответствии с приложениями к Чикагской конвенции эксплуатанты, организации по техническому обслуживанию, поставщики ОВД (ATS) и сертифицированные эксплуатанты аэродромов внедряют СУБП, которые обеспечивают:

  • выявление фактических и потенциальных угроз безопасности полетов; 
  • гарантированное принятие корректирующих мер, необходимых для уменьшения факторов риска (опасности); 
  • непрерывный мониторинг и регулярную оценку достигнутого уровня безопасности полетов; 
  • четкое определение соответствующих сфер ответственности, в том числе прямую ответственность специалистов (инспекторов, старших инспекторов и других) за обеспечение безопасности полетов.

С учетом приведенных в Национальной программе определений терминов «безопасность полетов воздушных судов», «достигнутая безопасность», «заданный уровень безопасности» и «классификация рисков» в термин «обеспечение безопасности полетов в гражданской авиации» также включаются понятия:

  • отсутствие авиационных происшествий (или серьезных инцидентов); 
  • отсутствие опасности или факторов риска, которые причиняют или могут причинить ущерб; 
  • отношение сотрудников к небезопасным действиям и условиям (отражает безопасную корпоративную культуру); 
  • степень, до которой присущий авиации риск является приемлемым; 
  • процесс выявления источников опасности и контроля факторов риска;
  • недопущение потерь в результате авиационных происшествий (человеческие жертвы, а также нанесение ущерба имуществу и окружающей среде).

Мировым и европейским сообществом, в том числе ИКАО, трактовка термина «безопасность» рассматривается в качестве процесса по контролю факторов риска.

Для целей Национальной программы под безопасностью подразумевается состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и которое поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

В процессе обеспечения безопасности полетов участвуют различные группы (стороны), в том числе: авиационные специалисты; владельцы и эксплуатанты ВС; изготовители; авиационные регулирующие полномочные органы; национальные и региональные поставщики ОВД (ATS); региональные организации в области гражданской авиации; международные авиационные организации; специализированные ведомства, уполномоченные проводить расследования авиационного события либо участвовать в них; пассажиры.

События, связанные с безопасностью полетов, могут затрагивать интересы дополнительных групп, не всегда имеющих общие цели в вопросах повышения уровня безопасности полетов. К таким группам могут быть отнесены: родственники, жертвы или лица, получившие травмы в результате авиационного происшествия; страховые компании; учреждения по подготовке персонала в области безопасности полетов и учебные заведения (Белорусская государственная академия авиации); другие государственные органы (организации) и иные субъекты хозяйствования (юридические и физические лица) и др.

Для поддержания приемлемого уровня риска при наличии в государстве нормативной правовой базы, основанной на требованиях стандартов и рекомендуемых практик ИКАО, и при условии соблюдения данных нормативных требований в гражданской авиации Республики Беларусь должно быть обеспечено:

  • использование научно-обоснованных методов управления факторами риска; 
  • выполнение формализованных обязательств (требований) и решений, принятых руководителями по обеспечению безопасности полетов; 
  • соблюдение корпоративной культуры безопасности, которая способствует применению безопасной практики, поощряет сообщение информации, касающейся безопасности полетов, и активно влияет на управление безопасностью полетов; 
  • эффективное соблюдение стандартных эксплуатационных правил, включая использование контрольных перечней и инструктажа и др.

Признавая необходимость привлечения всех заинтересованных авиационной отрасли к обеспечению безопасности полетов в Республике Беларусь, Департамент по авиации инициирует постоянную актуализацию обеспечения безопасности полетов и предоставляет возможность для реализации инициатив в области обеспечения безопасности полетов, способствующих повышению уровня безопасности полетов за счет координации усилий всех участников процесса по обеспечению безопасности полетов авиационной системы государства. Указанный Департамент содействует внедрению надежной СУБП по видам авиационной деятельности для достижения приемлемых уровней безопасности полетов.

Постановление вступает в силу после его официального опубликования. 

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна! 

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».