/ / Новости PRAVO.BY
27.08.2019

Профессионально об актуальном: Обеспечение исполнения обязательств. Задаток

Обеспечение исполнения обязательств – это специальные правовые меры, преследующие своей целью побудить должника к своевременному исполнению обязательства и предотвращающие наступление невыгодных для него последствий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения, а также защищающие интересы кредитора в указанных случаях. Другими словами, это те инструменты, которые стимулируют стороны быть добросовестнее в исполнении своих обязательств.

Алла Яковец, нотариус Гомельского нотариального округа

Способы обеспечения исполнения обязательств указаны в статье 310 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а именно: неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, гарантия, банковская гарантия, задаток и другие способы, предусмотренные законодательством или договором. Законодательство содержит открытый перечень способов обеспечения, что дает возможность сторонам обязательства использовать иные не противоречащие законодательству обеспечительные сделки.

Обеспечение, как правило, выполняет две функции:

  • стимулирующую – понуждение должника исполнить обязательство надлежащим образом под угрозой лишения имущества либо наступления иных неблагоприятных правовых последствий материального характера;
  • гарантийную (компенсационную) – обеспечение призвано компенсировать либо предотвратить неблагоприятные для кредитора последствия.

В данном случае хотелось бы более подробно остановиться на задатке, как одном из способов обеспечения исполнения обязательств. В соответствии со статьей 351 Гражданского кодекса Республики Беларусь, задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

Задаток выполняет следующие функции:

  1. обеспечительную (он выступает в качестве способа обеспечения исполнения денежных обязательств, это следует из предписания закона об ответственности сторон в случае неисполнения обязательства: виновная сторона, предоставившая задаток, теряет задаток; виновная сторона, получившая задаток, теряет двойную сумму задатка. Таким образом, каждая из сторон при наличии ее вины теряет фактически сумму задатка);
  2. удостоверяющую (задатком может обеспечиваться денежное обязательство, основанное только на договоре (купли-продажи, найма, подряда и т.п.). И наоборот, не могут быть обеспечены задатком внедоговорные обязательства (например, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда или неосновательного обогащения). Задаток является одновременно и доказательством заключения договора. Если договором предусмотрена уплата задатка, то договор будет считаться заключенным только после исполнения надлежащей стороной этой обязанности. Равным образом договор считается заключенным, если налицо факт выдачи (получения) задатка, хотя бы стороны и оспаривали то обстоятельство, что они вступили в договорные отношения);
  3. платежную (он выдается одной из сторон в счет причитающихся с нее платежей. Тем самым задаток оказывается средством частичного, а иногда и полного исполнения основного обязательства).

Задаток всегда представляет собой денежную сумму, размер которой определяется по усмотрению сторон. В силу предписаний закона другие имущественные ценности (такие как ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и т.п.) не могут быть предметом задатка. Сумма задатка законом не оговорена, но задаток не может быть больше окончательной суммы платежа по договору.

Как правило, размер задатка определяется соглашением сторон. В некоторых случаях допускается установление денежной суммы в качестве задатка по усмотрению одной стороны, в частности при проведении торгов размер задатка определяется организатором торгов, если иное не предусмотрено законодательством (п. 4 ст. 418 ГК, согласно которому участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении, в счет исполнения обязательств по заключенному договору).

В отличие от правил, предусмотренных ст. 162 ГК, соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме. Поскольку в ГК не говорится о том, что несоблюдение письменной формы соглашения о задатке приводит к его недействительности, то в таком случае наступают общие последствия несоблюдения простой письменной формы сделки, определенные ст. 163 ГК, а именно в случае спора стороны лишаются права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания. Это, однако, не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

Несоблюдение письменной формы соглашения о задатке делает невозможной ссылку на факт уплаты денежных сумм в качестве задатка как на подтверждение заключения договора, а также на применение к стороне, нарушившей договор, последствий, предусмотренных ст. 352 ГК, если только факт уплаты задатка не будет подтвержден иными письменными доказательствами.

Пунктом 3 статьи 351 предусмотрено, что в случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, а эта ситуация возможна вследствие несоблюдения правила о письменной форме соглашения о задатке, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное. Аванс же отличается от задатка тем, что он не выступает в качестве способа обеспечения исполнения обязательств, не удостоверяет заключение договора. Сторона, получившая аванс, в случае неисполнения договора возвращает его уплатившей стороне, за исключением случаев, когда в силу законодательства или договора право на вознаграждение сохраняется и при неисполнении договора.

Если договором предусмотрена уплата задатка, то договор будет считаться заключенным только после внесения обязанной стороной указанной в качестве задатка суммы.

Оговоренные в статье 352 последствия прекращения обязательства, обеспеченного задатком, либо его неисполнения по обстоятельствам, за которые стороны не могут нести ответственности, сводятся к следующему. Если обязательство прекращается до начала его исполнения по соглашению сторон, задаток должен быть возвращен стороне, его уплатившей. Подлежит возврату задаток и при прекращении обязательства вследствие невозможности его исполнения (в соответствии с п. 1 ст. 386 ГК, если в двустороннем договоре исполнение стало невозможным для одной из сторон вследствие обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает, она (сторона), при отсутствии в законодательстве или договоре иных указаний, не вправе требовать от другой стороны удовлетворения по договору. Каждая из сторон вправе требовать от контрагента возврата всего, что она исполнила, не получив встречного удовлетворения).

В случае виновного неисполнения обязательства, обеспеченного задатком, если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она должна уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

Кроме этого виновная сторона возмещает другой стороне убытки, вызванные неисполнением. Такие убытки возмещаются с зачетом либо без зачета суммы задатка (норма об убытках носит диспозитивный характер, поэтому в договоре стороны могут ограничиться только потерей суммы задатка, либо, наоборот, оговорить, что задаток при взыскании убытков не учитывается).

Это значит, что ответственная за неисполнение договора сторона, давшая задаток, возмещает другой стороне убытки в части, превышающей сумму задатка. Равным образом, если в неисполнении договора виновна сторона, получившая задаток, она возмещает ущерб в части, превышающей однократную сумму задатка.

Следует также отметить, что, формулируя правила о последствиях невыполнения сторонами договора, обеспеченного задатком, законодатель ограничивает сферу их применения только случаями неисполнения обязательства в полном объеме. В случае ненадлежащего исполнения обязательства ответственность должна наступать по правилам, изложенным в гл. 25 ГК «Ответственность за нарушение обязательств».

На практике нотариусы сталкиваются с вопросом, какие документы должны предоставить стороны для заключения соглашения о задатке. Статья 74 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» содержит информацию о том, каким образом нотариус осуществляет правовую оценку удостоверяемой сделки. Исходя из содержания этой статьи, нотариус, принимая во внимание тот факт, что соглашение о задатке является, так скажем, первым этапом, предворяющим наступление второго этапа – непосредственно договора отчуждения имущества, обязан проверить те обстоятельства, которые впоследствии могут стать препятствием для заключения основного обязательства, а именно – договора отчуждения. А для этого, кроме правоустанавливающего документа на будущий предмет договора отчуждения, нотариус обязан, по моему мнению, проверить в отношении недвижимого и движимого имущества – наличие арестов (запрещений) отчуждения, а в свою очередь, в отношении недвижимого имущества – наличие прав и интересов третьих лиц (супруга, зарегистрированных в жилом помещении граждан, несовершеннолетних лиц), проверить актуальный состав имущества и его принадлежность по выпискам агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.

Анализируя судебную практику можно отметить, что если соглашение о задатке совершено в установленной форме и с соблюдением всех установленных законодательством требований, оснований для установления факта ничтожности соглашения о задатке и применения последствий недействительности указанной сделки в судебном порядке быть не должно. Кроме этого, если обстоятельств, свидетельствующих о прекращении обязательства, обеспеченного задатком, до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности его исполнения, судом не установлено, то все последствия, предусмотренные в соглашении о задатке, а именно: в случае виновного неисполнения обязательства, обеспеченного задатком, если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны, если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она должна уплатить другой стороне двойную сумму задатка, имеют место быть.

Алла Яковец,
нотариус Гомельского нотариального округа

Материал предоставлен Белорусской нотариальной палатой для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!