/ / Новости PRAVO.BY
09.04.2019

В Министерстве труда и соцзащиты прокомментировали совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных организаций

В последнее время в средствах массовой информации широко анонсируется переход на новые условия оплаты труда работников бюджетных организаций с 1 января 2020 года. Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Андрей Лобович рассказал о нововведениях подробнее.

Андрей Лобович

– В связи с чем возникла необходимость пересмотра действующей системы?

– В настоящее время Министерство труда и социальной защиты осуществляет централизованное регулирование вопросов оплаты труда в бюджетном секторе экономики.

В рамках проведения системной работы по повышению заработной платы работников бюджетной сферы нам приходится сталкиваться с рядом недостатков, которыми характеризуется действующая система оплаты труда данных работников.

Можно выделить следующие основные недостатки действующей системы оплаты труда:

  • разбалансированность тарификации по должностям отдельных категорий работников и низкая межразрядная дифференциация, что ведет к уравниванию размеров тарифных ставок (окладов) работников различного уровня квалификации и снижают их заинтересованность в повышении квалификации;
  • множественность видов стимулирующих и компенсирующих выплат (повышений, надбавок и доплат), исчисляемых от разных баз (тарифной ставки первого разряда, тарифной ставки, тарифного оклада, ставки (оклада);
  • централизованное регулирование оплаты труда работников бюджетных организаций – отсутствие у государственных органов и руководителей бюджетных организаций, полномочий самостоятельно осуществлять стимулирование труда работников с учетом отраслевых особенностей и других условий.

За период своего существования (с начала 2000-х годов) действующая система претерпела множество точечных изменений, которые с одной стороны были направлены на решение конкретных текущих задач, но с другой – привели к ее разбалансировке. В результате мы имеем запутанную систему оплаты труда, в которой сложно разобраться не только самим работникам, но даже бухгалтерским службам.

С учетом этого Глава государства и Правительство поставили задачу по комплексному пересмотру системы оплаты труда в бюджетной сфере и четкому определению полномочий и задач, решаемых на уровне Правительства, Минтруда и соцзащиты, иных государственных органов.

– Основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций нашли отражение в Указе Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. №  27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций». Разъясните, пожалуйста, подробнее эти подходы.

– В целях устранения названных недостатков Указом с 1 января 2020 года предусмотрены следующие изменения.

Во-первых, вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь вводится 18-разрядная тарифная сетка с распределением категорий работников по профессионально-квалификационным группам и диапазонам тарифных разрядов.

Тарифная сетка для оплаты труда работников бюджетных организаций установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2019 г. № 138.

В данной тарифной сетке предусмотрена равномерная межразрядная дифференциация тарифных коэффициентов в среднем не менее 6 процентов и их диапазон от 1 до 3.

Распределение работников по профессионально-квалификационным группам произведено в соответствии с выполняемыми ими трудовыми функциями (учитывающими сложность и напряженность труда, ответственность специалистов), а также квалификационными требованиями, предъявляемыми к занятию должностей.

Данная мера позволит установить одинаковый уровень окладов работников профессионально-квалификационных групп за равнозначный труд.

Во-вторых, вместо тарифной ставки первого разряда, вводится базовая ставка, которая будет являться элементом заработной платы. При этом регулироваться она будет централизованно и станет основным экономическим инструментом для определения размеров окладов (тарифной части оплаты труда) работников бюджетных организаций.

Размер базовой ставки будет пересматриваться ежегодно, как правило, с 1 января и определяться с учетом прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2019 г. № 138 с 1 января 2020 года базовая ставка определена в размере 180 рублей.

Дополнительно отмечу, что тарифная ставка первого разряда и 27-разрядная Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь с 1 января 2020 года утратят силу и в дальнейшем применяться в оплате труда работников не будут.

В-третьих, упрощается структура заработной платы работников бюджетных организаций, закрепляется единая терминология, что позволит обеспечить единообразные подходы в вопросах оплаты труда. Кроме того, из состава заработной платы бюджетников полностью исключаются различного вида повышающие и корректирующие коэффициенты, повышения тарифной ставки, тарифного оклада.

Таким образом, с 1 января 2020 года заработная плата работников бюджетных организаций будет состоять из оклада, стимулирующих (надбавки и премии) и компенсирующих (доплаты) выплат.

– В связи с реализацией Указа изменятся ли полномочия государственных органов и руководителей бюджетных организаций?

– Да, права руководителей государственных органов и бюджетных организаций существенно расширяются.

Им предоставляются полномочия по установлению тарификации должностей с учетом отраслевых особенностей, порядка, условий и размеров стимулирующих и компенсирующих выплат.

 Предоставленное Указом право государственным органам и руководителям бюджетных организаций самостоятельно определять перечни стимулирующих и компенсирующих выплат, а при необходимости их единого регулирования также размеры и порядок осуществления этих выплат, позволит целенаправленно регулировать размер заработной платы низкооплачиваемых категорий работников.

– Вы уже упоминали о необходимости четкого разграничения полномочий Правительства, Минтруда и соцзащиты, иных государственных органов в области оплаты труда работников бюджетных организаций.

– Действительно, Указом четко разграничены полномочия Правительства, Минтруда и соцзащиты, иных государственных органов в области оплаты труда работников бюджетных организаций.

Что касается Правительства, решением Совета Министров Республики Беларусь:

  • устанавливается размер базовой ставки;
  • утверждается 18-разрядная тарифная сетка с распределением категорий работников по профессионально-квалификационным группам и диапазонам тарифных разрядов;
  • определяется порядок и условия оплаты труда работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов.

Министерство труда и социальной защиты:

  • определяет порядок установления тарифных разрядов по профессиям и должностям работников бюджетных организаций;
  • определяет тарифные разряды по должностям и кратные размеры базовой ставки по профессиям работников бюджетных организаций, должности и профессии которых являются общими для всех видов деятельности;
  • определяет размеры и порядок осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат, устанавливаемых централизованно для всех работников бюджетных организаций (доплата за работу в ночное время, доплата за совмещение профессий и должностей, расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и другие);
  • по согласованию с Министерством финансов определяет тарифные разряды, перечни стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, их размеры (кроме надбавки за стаж работы в бюджетных организациях), а также порядок осуществления таких выплат по должностям служащих, занятых в предоставлении социальных услуг.

Отдельные отраслевые министерства (здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, информации, юстиции, сельского хозяйства и продовольствия) по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Министерством финансов устанавливают тарифные разряды и определяют перечни стимулирующих и компенсирующих выплат, а также размеры и порядок осуществления таких выплат для работников бюджетных организаций, занимающих должности, относящиеся к их сфере деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности бюджетных организаций в которых они работают.

Государственные органы, кроме местных исполнительных и распорядительных органов, Национальная академия наук Беларуси по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Министерством финансов определяют исходя из специфики деятельности перечни стимулирующих и компенсирующих выплат, а при необходимости их единого регулирования размеры и порядок осуществления этих выплат  работникам бюджетных организаций, подчиненных или входящих в их систему, а также работникам бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к их сфере деятельности.

Руководители бюджетных организаций подчиненных или входящих в систему соответствующих государственных органов, Национальной академии наук, а также бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к сфере деятельности соответствующих государственных органов, Национальной академии наук Беларуси определяют конкретные размеры и порядок осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам, за исключением выплат, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты,  отдельными министерствами и государственными органами, кроме местных исполнительных и распорядительных органов.

Руководители других бюджетных организаций определяют перечень стимулирующих и компенсирующих выплат работникам, размеры и порядок их осуществления, за исключением выплат устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты и отдельными министерствами.

– Приведет ли реализация норм Указа к увеличению уровня заработной платы работников бюджетных организаций?

Принятие Указа направлено на устранение недостатков системы, и позволит выстроить ее четкую, прозрачную и понятную структуру. Его реализация не повлияет на уровень заработной платы работников бюджетных организаций.

При этом Указом предусмотрена норма о недопущении снижения размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.

Таким образом, изменение системы оплаты труда работников бюджетных организаций будет проводиться в пределах выделенных бюджетных средств на эти цели с сохранением сложившегося уровня заработной платы конкретного работника.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – БЕЛТА)

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».