/ / Новости PRAVO.BY
14.09.2018

Профессионально об актуальном: Как избежать договора с недобросовестным (неблагонадежным) контрагентом, что делать, если это случилось, и какими могут быть последствия

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 6 августа 2018 г.

Нормативно-правовое регулирование:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (вместе с Положением о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – Положение));
  • Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З (далее – НК);
  • постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 3 сентября 2015 г. № 23/535 «О некоторых вопросах взаимодействия налоговых органов и банков, небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь при направлении и получении электронных документов» (вместе с Инструкцией о порядке передачи, приема и обработки некоторых решений налоговых органов, платежных требований и заявлений об отзыве (изменении) платежных требований в виде электронного документа, Инструкцией о порядке обмена информацией при представлении банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь сведений о плательщиках (иных обязанных лицах) в виде электронных документов);
  • Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ);
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (далее – УК);
  • постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2015 г. № 1 «О практике применения судами законодательства по делам об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов (статья 243 УК)» (далее – постановление Пленума).

Общемировая глобализация с каждым годом набирает обороты. Это не может не отразиться на бизнесе, где скорость заключения сделок становится все меньше, будь то сделка с национальным или зарубежным контрагентом.

Часто на практике юрисконсульты компаний слышат от своих руководителей задачи: в течение десяти минут прочесть договор и подписать его (и это еще хорошо, если можно прочесть!). И руководителей за это ругать не стоит, их можно и нужно понять. Они думают исключительно о прибыли и используют любую возможность, чтобы ее получить. Именно это и движет ими, когда они хотят подписанный договор в течение минимальных сроков. Вот тут-то уже и начинается работа юрисконсульта. Он должен объяснить руководителю и убедить его, что, не проделав преддоговорную работу, не оценив его финансовое состояние, заключать договор нельзя, что эта сделка может принести не прибыль, а убытки, что лучше потратить на это больше времени и удостовериться в его надежности, чем в будущем нести не только финансовые, но и временные, и психологические убытки. Поэтому работа по проверке контрагента является важным, но в то же время недооцененным этапом заключения договоров.

В настоящей статье читатель получит советы о том, как избежать рисков сотрудничества с недобросовестными и неблагонадежными контрагентами и как поступать, если это произошло.

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ

Итак, работа по проверке контрагента зависит от того, является ли компания, с которой планируется заключение сделки, национальной или зарубежной.

Начнем с анализа проверочных методов и действий, который может применяться в отношении национальных контрагентов. Мы живем в информационном обществе, и количество информации, которое можно почерпнуть из самых разных источников, становится все больше, и не пользоваться этим просто как минимум не очень умно.

Самым, вероятно, общеизвестным и доступным является Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР).

Главная информация, которую можно почерпнуть из ЕГР, – является ли субъект хозяйствования действующим или он находится в стадии ликвидации или банкротства (http://egr.gov.by/egrn/index.jsp?content=Find). Пользоваться порталом ЕГР просто и удобно, но хотелось бы, чтобы он содержал больше информации о контрагентах. Забегая вперед, хотелось бы отметить, что если сравнивать его с аналогичными ресурсами в зарубежных странах, то есть основания утверждать, что последние содержат больший объем данных, что свидетельствует о большей открытости в деятельности субъектов хозяйствования и, одновременно, не совсем надлежащей реализации права на информацию.

Если, по данным ЕГР, контрагент находится в процессе ликвидации либо в процедуре банкротства, то посмотреть сведения о ликвидации можно на сайте юридического журнала «Юстиция Беларуси» (http://www.justbel.info/Liquidation/FindMyRequest), сведения о банкротстве – на сайте http://bankrot.gov.by/. Если, к примеру, контрагент является вашим должником, то вам необходимо подавать требование кредитора. Сайт журнала «Юстиция Беларуси» содержит всю необходимую для этого информацию, а именно: наименование ликвидатора; его почтовый адрес; дату опубликования сведений о ликвидации, которая имеет важное значение в связи с тем, что срок принятия претензий с момента опубликования сведений о ликвидации составляет 2 месяца с момента опубликования. Что касается единого государственного реестра сведений о банкротстве, то там тоже нет ничего сложного в его использовании, имеется вся необходимая информация об управляющем в деле о банкротстве, а также можно ознакомиться с судебными актами, касающимися дела о банкротстве.

Однако наиболее действенным порталом для того, чтобы удостовериться в добросовестности будущего или настоящего партнера, является портал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, который объединяет в том числе вышеуказанные ресурсы, сведения о бизнес-партнере. На данном портале предоставлена максимально возможная информация в свободном доступе (http://www.nalog.gov.by/ru/Information_about_the_business_partner). Хотелось бы отметить, что, несмотря на многофункциональность, данный портал очень плохо освещается в иных источниках и МНС следовало бы провести работу по информированию населения и бизнеса о наличии такого портала, его возможностях и порядке его использования.

Здесь можно найти самую разную информацию о своем потенциальном или действующем бизнес-партнере, а именно:

  • сведения об имеющейся задолженности перед бюджетом;
  • отнесение к числу организаций с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
  • информацию об исключении из ЕГР в связи с признанием задолженности безнадежным долгом;
  • данные из Торгового реестра и Реестра бытовых услуг Республики Беларусь;
  • сведения о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в Республике Беларусь, Российской Федерации, Республике Казахстан, которые участвовали в процедурах государственных закупок;
  • информацию, предоставляемую Федеральной налоговой службой Российской Федерации и Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан;
  • и многое другое.

Вместо самостоятельного исследования всех этих банков данных можно использовать готовые ресурсы для проверки контрагентов: в Беларуси сейчас набирают обороты два сервиса – http://www.legat.by и http://www.kartoteka.by, пока что есть возможность использовать их бесплатно, но, конечно же, есть и платные версии, которые открывают доступ к наиболее важной и интересной информации.

Следует также проверить, не возбуждено ли в отношении вашего контрагента приказное производство. Сделать это можно по следующему адресу: http://court.gov.by/ru/ekonomicheskij/sud/goroda/minska/prikaznoe/proizvodstvo. Выберите необходимый вам экономический суд, далее нажмите на «приказное производство» и выполните указанные действия. Так вы сможете узнать, возбуждено либо отказано в возбуждении приказного производства, а также вынесено ли определение о выдаче судебного приказа. По мнению автора, данный сервис очень полезный, но далеко не самый удобный, т.к. нет общей базы – данные разбиты по периодам и соответствующим судам. Безусловно, есть еще куда расти и над чем поработать.

Не лишним будет и проанализировать расписание судебных заседаний в экономических судах (http://service.court.by/ru/public/schedule). Из него можно узнать:

  • номер дела и какой судья его ведет;
  • информацию о сторонах спора;
  • информацию о дате судебных заседаний и (не всегда) предмете спора.

Существует также доступ к списку плательщиков страховых взносов, имеющих наибольшие суммы просроченной задолженности (http://www.ssf.gov.by/priside/statesocialinsurance/debitors).

Министерство юстиции предоставляет возможность выяснить онлайн, есть ли в отношении компании или ИП возбужденные исполнительные производства, длящиеся более 3 месяцев. Эта проверка поможет понять, насколько ответственно потенциальный партнер подходит к исполнению договоров и насколько перспективным будет взыскание с него задолженности в случае возникновения спора. Сервис доступен по этому адресу: http://minjust.gov.by/clientvip/. Однако хотелось бы, чтобы портал был более понятен для простых людей, сформирован с минимальным использованием юридической лексики.

Подытоживая вышесказанное, можно говорить о том, что в Республике Беларусь имеются ресурсы для проверки контрагентов на предмет их добросовестности, при этом наблюдается отсутствие надлежащей информированности как об их наличии, так и о порядке пользования ими. Также государственным органам следует проделать работу над качеством этих ресурсов, оно еще на невысоком уровне.

Что касается зарубежных контрагентов, то в нашем материале мы в общих чертах расскажем о возможных ресурсах их проверки в Болгарии, Великобритании, Италии, Польше, Турции, на Кипре и в странах Прибалтики.

Проверить контрагента из Болгарии можно посредством следующих источников:

Главный недостаток этих ресурсов в том, что они предоставляются только на болгарском языке. Но, как правило, за информацией может обратиться любое лицо. Сумма, которую необходимо уплатить банковским переводом, варьируется от 2 до 20 евро, но некоторую информацию можно получить бесплатно. Заявка на получение информации может отправляться почтой, а на некоторых ресурсах и онлайн. Информация предоставляется на бумажных носителях, иногда в электронном виде.

Что касается Великобритании, то у них есть регистр компаний (https://www.gov.uk/government/organisations/companies-house), который может снабдить вас приличным объемом информации, но на английском языке, зато информацию может получить абсолютно любой человек, который имеет в своем распоряжении компьютер и интернет. Если у вас язык примерно на среднем уровне, то портал будет для вас прост и удобен в использовании. Информация, которая предоставляется в электронном виде, абсолютно бесплатна, заплатить придется (15 фунтов, но если хотите в течение 1 дня, то 50 фунтов), только если вам необходим какой-либо документ о компании, заверенный уполномоченным лицом. Такой документ может быть отправлен вам по электронной почте или на бумажном носителе.

Примерный перечень информации, которую можно получить из регистра компаний:

  • полное наименование компании;
  • юридический адрес;
  • текущий статус (действующая или ликвидированная);
  • организационно-правовая форма;дата регистрации компании;
  • вид экономической деятельности;
  • о текущем и прошлых директорах (в т.ч. дата их назначения, место жительства);
  • о банкротстве;
  • о взысканиях имущества;
  • и др.

Схожий по функционалу сервис есть в Италии. Он называется Итальянский бизнес-регистр (http://www.registroimprese.it/en/web/guest/home). Из этого Регистра можно узнать о полном наименовании компании, ее адресе, участниках, статусе компании, ознакомиться с ее учредительными документами, бухгалтерской отчетностью и не только. Доступ к Регистру и общей информации о компании бесплатен, платить нужно, если вы хотите что-то посерьезней (учредительные документы, бухгалтерскую отчетность), но ценник демократичен. За полное досье на коммерческую организацию необходимо заплатить 11 евро. Информация предоставляется на основании онлайн-заявки. Но получите вы документы на итальянском языке, за исключением выписки о госрегистрации компании, которая может быть выдана на английском.

Что касается Польши, то информационные порталы предоставляют информацию онлайн или в формате pdf, доступ к ней предоставляется бесплатно, но язык информации польский. Основным источником информации о компаниях является Национальный судебный реестр (https://ems.ms.gov.pl/krs/wyszukiwaniepodmiotu?t:lb=t). В выписке из реестра содержится полное наименование компании, дата ее регистрации, адрес, структура собственности, информация об участниках (акционерах) и их долях, размер уставного капитала и информация о том, сформирован он или нет, информация о надзорном органе компании, о ликвидации или банкротстве. Однако информацию о финансовом состоянии компании получить с использованием ресурса нельзя, можно только увидеть, предоставлялась ли она компанией госорганам или нет.

Информация о некоммерческих организациях содержится в базе Regon: https://wyszukiwarkaregon.stat.gov.pl/appBIR/index.aspx.

За получением информации о контрагенте из Турции нужно обращаться к Бюллетеню Национального торгового регистра Турции (http://www.ticaretsicil.gov.tr/). Однако польза от него минимальна, т.к. все, что можно посмотреть онлайн и бесплатно, изложено на турецком языке, а именно: полное наименование компании, адрес, информация о лицах, уполномоченных на подписание документов, размере уставного капитала, размере долей участников ООО, о ликвидации.

Если контрагент зарегистрирован на Кипре, то обращаться за информацией нужно в Палату компаний Кипра (https://www.companieshousecyprus.com/). Бесплатно можно получить информацию о фирменном наименовании, регистрационном номере, текущем статусе, кто является директором. За плату вы получаете финансовый отчет о компании, он обойдется в 50 евро. Информация будет предоставлена на английском языке.

Информацию о ликвидации и банкротстве (в т.ч. о месте жительства директора, об уставном фонде и др., но за это нужно заплатить 10 евро) можно найти на сайте Департамента реестра компаний и официального ликвидатора https://efiling.drcor.mcit.gov.cy/DrcorPublic/SearchForm.aspx?sc=0&lang=EL&cultureInfo=en-AU.

В странах Прибалтики довольно развита система доступа к публичной информации по юридическим лицам: данные по финансовой отчетности, арестам, судебным делам доступны в публичных базах данных, платных и бесплатных вроде Кредитинфо, которая доступна в т.ч. на русском языке (https://www.creditinfo.ee/ru/). Можно получить большой объем информации для анализа даже с просчетом риска неплатежеспособности и банкротства всего за несколько десятков евро. Этот ресурс для проверки контрагентов из Эстонии. База данных Creditinfo в Литве – https://lt.creditinfo.com/en/. Доступна почему-то только на английском.

Основную информацию о латвийских компаниях можно получить из Lursoft (https://www.lursoft.lv/?l=ru), которая также доступна на русском языке, по ссылке. Бесплатно можно получить регистрационный номер компании, юридический адрес, размер основного капитала, актуальные процессы неплатежеспособности, коммерческие залоги и др. Еще один хороший источник о финансовых показателях – https://www.crediweb.lv/?_lang=ru.

Таким образом, практически в любой стране существует сервис, который позволит как минимум получить общую информацию о контрагенте, и если контрагент находится в стадии ликвидации или банкротства, то вы об этом непременно узнаете. Если же планируется заключение стратегически важного и крупного договора, то лучше прибегнуть к платным источникам информации, учитывая, что их стоимость невысока, а уровень экономии, в случае выявления каких-либо нарушений, введения вас в заблуждение, будет огромный.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ, И КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ?

Одной из самых распространенных проблем, которые могут быть у вашего настоящего или будущего контрагента, является наличие у него задолженности по платежам в бюджет. Здесь речь идет о наличии задолженности перед МНС и ФСЗН.

Первый вывод, который мы можем сделать: контрагент может нарушать сроки оплаты по договору, ведь в первую очередь его денежные средства пойдут на погашение сумм задолженности перед бюджетом.

Так, уполномоченные должностные лица ФСЗН также наделены правом взыскивать в бесспорном порядке недоимки по платежам в Фонд со счетов должника. Согласно п. 19 Положения взыскание недоимки вместе с начисленными суммами пеней производится с текущих банковских счетов юридических лиц, их представительств и филиалов (в том числе иностранных юридических лиц), индивидуальных предпринимателей. Взыскание производится на основании решения уполномоченного должностного лица органа Фонда в бесспорном порядке.

Решение уполномоченного должностного лица органа Фонда выносится в виде постановления о бесспорном взыскании недоимки, начисленных пеней.

Постановление о бесспорном взыскании с платежным требованием направляется через обслуживающий банк в банк, в котором открыт текущий (расчетный) банковский счет плательщика, на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа и подлежит исполнению банком в порядке и сроки, установленные настоящим Положением и иными актами законодательства.

При худшем развитии событий наличие задолженности по платежам в бюджет может свидетельствовать о неблагополучном финансовом состоянии контрагента в целом, поэтому, вероятно, следует отказаться от заключения договора вовсе. Для принятия решения о заключении или незаключении договора с контрагентом, у которого имеется задолженность по уплате налогов, нужно проанализировать количество фактов задолженности и ее продолжительность (период):

  • если задолженность однократная и числится в феврале – степень риска низкая, вероятность ликвидации или банкротства и в связи с этим исключения из списков должников небольшая;
  • важной является дата первого включения контрагента в списки должников по налогам, если такое попадание получилось в месяцы после уплаты квартальных налогов – февраль, май, август, ноябрь. По статистике, большинство включенных в должники в эти месяцы впервые на следующий месяц перестают быть должниками, то есть решают свои проблемы. Включение в число должников в другие месяцы статистически является намного более рисковым;
  • если компания не имеет текущей задолженности по уплате налогов, однако имела такую задолженность 3 и более месяцев подряд в предыдущем периоде, то это говорит о высокой степени риска. Это связано с тем, что статистически очень много компаний, имевших задолженность в течение трех месяцев и более, а в последующем переставших быть должниками, уходят в процедуру банкротства. Однако если в сервисе проверки контрагентов отсутствует информация о ликвидации или банкротстве, то это обозначает, что предприятие решило свои проблемы.

Далее, если ваш контрагент имеет задолженность по платежам в бюджет, а по условиям заключенного договора вы являетесь дебитором недобросовестного контрагента, существует риск того, что с вас спишут эту задолженность в бесспорном порядке.

Согласно п. 1 ст. 58 НК взыскание налога, пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) или таможенного органа, осуществляющего взыскание таможенных платежей. Решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет средств дебиторов выносится в отношении одного или нескольких дебиторов плательщика на основании справки о наличии дебиторской задолженности у плательщика. Данная процедура не предусматривает никаких уведомлений о взыскании. Дебитор узнает о таком взыскании только при приостановлении операций по всем его счетам или же по факту списания денежных средств, что может негативным образом отразиться на его хозяйственной деятельности (к примеру, если списываемая сумма планировалась на определенные краткосрочные цели).

Нельзя не упомянуть о том, что взыскание задолженности с контрагента, имеющего задолженность перед бюджетом, на стадии исполнительно производства может быть осложнено.

Так, в соответствии со ст. 122 Закона требования по уплате сумм в республиканский и местные бюджеты, а также в бюджеты государственных внебюджетных фондов удовлетворяются судебным исполнителем во вторую очередь, в то время как все остальные требования – в четвертую.

Такая очередность снижает вероятность быстрого и успешного получения денежных средств по исполнительному производству.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности обстоятельства могут сложиться таким образом, что вашего контрагента признают лжепредпринимательской структурой в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа. Определяющее значение имеет наделение таким статусом с или без признания первичных учетных документов недействительными.

Если операции такой компании не признавались недействительными, то сотрудничество с таким контрагентом несет риск вынесения в отношении вашей компании предписания о доначислении налогов. В данной ситуации рекомендуется приостановить хозяйственные операции до выяснения всех обстоятельств и истребования всех документов. Плюс нужно проверить и привести в порядок все документы, сопровождающие хозяйственную операцию с контрагентом, включенным в реестр, в соответствии с рекомендациями.

Если в отношении вашего контрагента Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля вынесено заключение, согласно которому для целей налогообложения первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции по взаимоотношениям с субъектом, за определенный в заключении период не имеют юридической силы (подп. 1.121 п. 1 Указа), то в отношении вас могут вынести предписание о доначислении вам в бюджет налогов.

Вместе с тем в случае подачи возражения на предписание орган финансовых расследований вправе назначить и провести проверку либо направить заверенную гербовой печатью Департамента копию заключения с приложением сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), совершившем сделки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности, в налоговый орган по месту постановки на учет для проведения проверки (подп. 1.124 п. 1 Указа).

Таким образом, в такой ситуации нужно предпринять все действия, направленные на сбор доказательств и аргументов, свидетельствующих о том, что хозяйственная операция была на самом деле, а не является бездокументарной.

Если же такие доказательства и аргументы собрать не удалось, скорее всего, налоги придется доплатить.

Если вы еще не связаны с таким контрагентом договорными отношениями, то от его заключения нужно отказаться.

Наличие у контрагента задолженности в бюджет впоследствии может перерасти в привлечение его должностных лиц к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 243 УК.

Внимания заслуживает указание на субъекта преступления, предусмотренное ст. 243 УК. Так, субъектом рассматриваемого преступления может являться лицо, ответственное за уплату налогов и сборов, в частности руководитель организации, главный бухгалтер и иные лица, специально наделенные соответствующими полномочиями. Во-вторых, в постановлении Пленума отмечено, что лицо, фактически осуществлявшее руководство организацией-плательщиком, может признаваться исполнителем преступления, предусмотренного ст. 243 УК, при условии, что уполномоченное лицо данной организации, в обязанности которого входило подписание документов налогового учета и (или) отчетности, не было осведомлено о своем участии в уклонении от уплаты сумм налогов, сборов.

Привлечение должностных лиц контрагента к уголовной ответственности парализует ее финансово-хозяйственную деятельность и делает исполнение обязательств по договору весьма туманным.

В заключение следует отметить, что риск встретить недобросовестного и неблагонадежного контрагента всегда существует. Однако, как говорится, предупрежден – вооружен.

ДУБОВИК Э.Г.,
старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования
хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета,
управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь

При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!