/ / Новости PRAVO.BY
26.10.2018

Профессионально об актуальном: Основные сходства и отличия государственных закупок, закупок за счет собственных средств, закупок при строительстве

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 4 сентября 2018 г.

Критерий сравнения

Государственные закупки

Закупки за счет собственных средств

Закупки при строительстве

Комментарий

Правовое регулирование (основные НПА)

1. Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».

2. Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок».

5. Постановление Министерства антимонопольного регулировании и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 35 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»

1. Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов»

Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» действует до 1 января 2019 г.

Для правильного выбора сферы закупок дополнительно:

1. Письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.02.2017 № 04-3-05/1944 «О проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве».

2. Письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»

Необходимость принятия локальных актов

В организации должны быть:

1) на уровне локального нормативного правового акта утвержден состав комиссии;

2) регламент работы комиссии, утверждаемый руководителем (уполномоченным им должностным лицом) заказчика (организатора) либо индивидуальным предпринимателем

В организации должен быть разработан и утвержден порядок осуществления закупок за счет собственных средств. Данный порядок размещается в информационной системе «Тендеры»

В организации должен быть разработан и утвержден регламент конкурсной комиссии. Размещение в информационной системе «Тендеры» или в ином открытом источнике не требуется


Субъекты, обязанные проводить соответствующие закупки

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющие такое приобретение, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь. Данные субъекты являются заказчиками

Республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи1. Категория «заказчик» не применяется

Любые субъекты, если закупки осуществляются с привлечением полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома2

Используется категория «заказчик в строительной деятельности» – это юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора

Комиссия

Комиссия в обязательном порядке создается заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений. Может быть создана при организации и проведении процедуры закупки из одного источника. Может создаваться в виде постоянно действующей комиссии либо для организации и проведения конкретной процедуры закупки. Количественный состав – не менее 5 человек. При необходимости может быть создано несколько комиссий

Необходимость обязательного создания отсутствует. Может быть создана по решению организации, осуществляющей закупки за счет собственных средств

Конкурсная комиссия в обязательном порядке создается для проведения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве; при проведении переговоров может быть создана конкурсная комиссия или назначено лицо, ответственное за проведение переговоров. Количественный состав – не менее 5 человек. Персональный состав конкурсной комиссии, по общему правилу, формируется организатором и утверждается его руководителем. При необходимости может быть создано несколько комиссий

Применительно к государственным закупкам постановлением Совета Министров от 22.08.2012 № 778 утверждено Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений

Требования к членам комиссии

Заказчик (организатор) обеспечивает включение в состав комиссии специалистов в области предмета государственной закупки. Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах процедур государственных закупок, в том числе физические лица, подавшие предложения, работники потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе физические лица, являющиеся участниками потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), членами их органов управления или кредиторами потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также должностные лица государственного органа, уполномоченного законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в области государственных закупок, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой области

Требований не установлено. Членами комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах закупок, в том числе физические лица, подавшие предложения на участие в процедуре закупки, работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе физические лица, являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также работники кредиторов организации, должностные лица контролирующих (надзорных) органов

В состав конкурсной комиссии включаются работники организатора, в число которых входят юрист и специалисты по предмету заказа, а также при необходимости – работники соответствующего профиля других организаций и государственного органа (организации), в подчинении которых находится (в состав (систему) которых входит) организатор (при наличии согласия такого государственного органа (организации)


Участник

Участником признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель:

представившее предложение, – в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (за исключением процедуры запроса ценовых предложений на государственную закупку, сведения о которой составляют государственные секреты);

получившее индивидуальное приглашение к участию в процедуре государственной закупки, – в случае проведения закрытого конкурса, а также процедуры запроса ценовых предложений на государственную закупку, сведения о которой составляют государственные секреты;

получившее приглашение к заключению договора, – в случае проведения процедуры закупки из одного источника

Любое лицо

Любое лицо, принимающее участие в подрядных торгах (торгах на закупку товаров, переговорах) на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение (предложение для переговоров) по предмету заказа


Требования к участнику

Запрет на участие в любой процедуре государственной закупки:

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;

организатора в проводимой им процедуре государственной закупки;

эксперта в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

поставщика (подрядчика, исполнителя), включенного в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

юридического лица и индивидуального предпринимателя, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физического лица, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;

юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуального предпринимателя, находящегося в стадии прекращения деятельности;

юридического лица и индивидуального предпринимателя, признанных в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;

поставщика (подрядчика, исполнителя), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, – в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора;

структурного подразделения заказчика (организатора).

Участник должен соответствовать квалификационным данным, указанным в документах, предоставляемых участнику для подготовки предложения

Запрет на участие в конкурентных процедурах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, и (или) включенных в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Также предусмотрено, что при рассмотрении предложений отклоняется предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя) и цена предложения такого участника не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя).

Требования к участникам устанавливаются в соответствии с документацией о закупке

Запрет на участие субъектов предпринимательской деятельности, включенных в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Требования к участникам устанавливаются в соответствии с документами для предварительного квалификационного отбора, конкурсной документацией, документацией для переговоров


Виды процедур

Конкурентные:

  • открытый конкурс;
  • закрытый конкурс;
  • электронный аукцион;
  • процедура запроса ценовых предложений (далее – ЗЦП);
  • биржевые торги.

Неконкурентная:

процедура закупки из одного источника.

Закрытый перечень видов процедур

Конкурентные:

конкурс, электронный аукцион и иные, установленные в порядке осуществления закупок за счет собственных средств.

Неконкурентная: процедура закупки из одного источника.

Открытый перечень видов процедур

Подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги3.

Закрытый перечень видов процедур


Сроки проведения процедур

Для процедуры закупки из одного источника не установлены, определяются заказчиком (организатором) по своему усмотрению.

Для конкурентных процедур закупок регламентированы:

1) срок для подготовки и подачи предложений:

  • открытый конкурс – не менее 30 календарных дней,
  • электронный аукцион – не менее 20 календарных дней,
  • ЗЦП – не менее 10 рабочих дней со дня размещения приглашения на официальном сайте;
  • закрытый конкурс – не менее 30 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

При проведении повторных процедур срок для подготовки и подачи предложений может быть сокращен заказчиком (организатором), но не более чем в два раза от вышеуказанных сроков;

2) сроки рассмотрения предложений:

  • открытый конкурс – не установлен;
  • электронный аукцион – первые разделы рассматриваются не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений и не позднее чем за два рабочих дня до даты торгов4, вторые разделы рассматриваются в течение 10 календарных дней, следующих за днем окончания торгов;
  • ЗЦП – не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений;
  • закрытый конкурс – не менее 30 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям)

Для процедуры закупки из одного источника не установлены.

Для конкурентных процедур закупок регламентирован срок для подготовки и подачи предложений:

конкурс и электронный аукцион – не менее 20 календарных дней, друге виды конкурентных процедур закупок, повторные процедуры закупок, а также в случае, если стоимость закупки не превышает 3000 базовых величин на день принятия организацией решения о проведении процедуры закупки, – не менее 5 календарных дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры»

Для подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве: размещение извещения о проведении таких торгов в информационной системе «Тендеры» не позднее чем за 30 календарных дней до их проведения.

Для переговоров: организатор обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения


Способы подачи предложений

Открытый конкурс – предложение подается участником посредством его размещения на официальном сайте в сроки, указанные в приглашении, в порядке, установленном конкурсными документами.

Электронный аукцион, ЗЦП – предложение подается участником посредством его размещения на электронной торговой площадке в форме электронного документа.

Закрытый конкурс – документы могут оформляться на бумажных носителях и (или) в форме электронного документа.

В процедуре закупки из одного источника предложение участника не подается

Не регламентирован.

Если проводится электронный аукцион, то порядок подачи предложения определяется регламентом оператора электронной торговой площадки

Для подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве: предквалификационные документы представляются в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации), конкурсные предложения – в конвертах или в форме электронного документа на электронном носителе информации.

Для переговоров: если проводится предквалификационный отбор – предквалификационные документы представляются в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации); предложения для переговоров – в конвертах или в форме электронного документа на электронном носителе информации


Отмена процедуры закупки

Предусмотрена.

Заказчик (организатор) вправе отменить процедуру государственной закупки на любом этапе ее проведения.
Основания: отсутствие финансирования; утрата необходимости приобретения товаров (работ, услуг); возникновение необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки, требования к составу участников, требования к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены; выявление заказчиком (организатором) нарушений при организации и проведении процедуры государственной закупки

Предусмотрена.

Основания: отсутствие финансирования, утрата необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменение предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников процедуры закупки.

В случае отмены процедуры закупки по иным основаниям организация несет ответственность перед участниками процедуры закупки в соответствии с законодательством

Предусмотрена возможность отмены для подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве (не предусмотрены основания для отмены); для переговоров – отказ от их проведения (по любому основанию)

См. дополнительно: письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.09.2016 № 14-07/1870к «Об отмене процедуры государственной закупки»

Однородные товары

Товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду общегосударственного классификатора Республики Беларусь 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (то есть первые 8 цифр кода классификатора)

Отсутствуют соответствующие нормы

Товары (работы, услуги), относящиеся к одной подкатегории общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (то есть 6 цифр кода классификатора)


Префпоправка

Применяется при проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур ЗЦП в размерах:

  • 15 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • 25 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников

Применяется, если республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, иными государственными органами (организациями), государственными объединениями с учетом специфики осуществления деятельности определена для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенность осуществления закупок за счет собственных средств в виде префпоправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и (или) товары (работы, услуги), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь

Применяется в размерах:

  • 15 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • 25 % – в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников

См. дополнительно для государственных закупок:
письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 01.08.2018 № 14-01-06/1919к «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение»

Требования к договору, заключаемому по результатам проведения процедур

Договор на госзакупку заключается на условиях, указанных в предложении участника-победителя и документах, представляемых участнику для подготовки предложения, а в случае проведения электронного аукциона – по цене последней ставки этого участника.

В качестве обязательных условий договор должен содержать:

  • условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных этим договором;
  • условия о порядке оплаты и осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором.

Установлены особые правила изменения условий договора в отношении объема (количества) предмета государственной закупки, цены и срока его исполнения (пункт 7 статьи 25 Закона о госзакупках)

Должен соответствовать требованиям гражданского законодательства

В заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения процедур.

При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на подрядных торгах (торгах на закупку товаров при строительстве, переговорах), но не изменяющие их существенных условий.

Должен соответствовать требованиям гражданского законодательства


Основные способы защиты прав и законных интересов лиц

Право на обращение к заказчику (организатору), товарной бирже, оператору электронной торговой площадки, оператору официального сайта в случае, если действия (бездействие) и (или) решения данных субъектов нарушают права и законные интересы участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя с заявлением о прекращении таких действий (бездействия) и об устранении их результатов и (или) об отмене решений. Порядок обращения урегулирован статьей 52 Закона о госзакупках.

Возможность обжалования в уполномоченном государственном органе по государственным закупкам (Министерство антимонопольного регулирования и торговли – далее МАРТ).

Судебная форма защиты прав

Право на обращение к организации для целей урегулирования спора либо обжаловать такие решения и (или) действия (бездействие) в судебном порядке, если при осуществлении закупок решения и (или) действия (бездействие) организации либо членов комиссии, созданной для проведения закупки, нарушают права и законные интересы юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.

Порядок обращения не регламентирован.

Судебная форма защиты прав

Обращение в конкурсную комиссию/к организатору.

Порядок обращения регламентирован.

Судебная форма защиты прав


Наличие специального порядка обжалования

Любой субъект, не являющийся участником, вправе подать жалобу в МАРТ только до истечения срока для подготовки и подачи предложений в части, касающейся приглашения или документов, представляемых участнику для подготовки предложения.

Участник вправе подать жалобу в МАРТ:

в отношении приглашения и документов, представляемых участнику для подготовки предложения, – в течение срока для подготовки и представления предложений;

в иных случаях – не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся

Отсутствует

Отсутствует


Обязанность соблюдения антимонопольных требований к закупкам (ст. 24 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»)

При осуществлении закупок товаров (государственных закупок, закупок за счет собственных средств, закупок при строительстве) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе посредством:

  • координации организатором и (или) заказчиком деятельности участника;
  • заключения соглашений между организатором и (или) заказчиком и (или) участником;
  • предоставления участнику доступа к информации, если иное не установлено законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
  • создания преимущественных условий для участника, если иное не установлено законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
  • участия организатора и (или) заказчика либо работников организатора и (или) заказчика в качестве участников проводимых организатором и (или) заказчиком закупок товаров.

Возможность обжалования в МАРТ в соответствии с нормами антимонопольного Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»


Ответственность за нарушения

Часть четвертая и пятая статьи 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Статья 11.77 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Статья 21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях


Амельченя Ю.А.,
кандидат юридических наук, доцент

Бакиновская О.А.,
кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!