/ / Новости PRAVO.BY
08.05.2018

Профессионально об актуальном: Алгоритм действий при взыскании долга с реорганизованного должника

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 26 марта 2018 г.

Сегодня в Республике Беларусь процедура реорганизации юридических лиц является достаточно популярной. Нередко это связано с недобросовестностью участников хозяйственной деятельности, имеют место попытки ухода должника от возврата долга. В любом случае независимо от реальных целей реорганизации должника кредитор должен знать, что делать в такой ситуации и как надлежащим образом защитить свои права.

Важно помнить, что реорганизация должника, равно как и смена его наименования, не снимает с правопреемника обязательств по его возврату долгов.

В таких обстоятельствах взыскателю необходимо получить достоверную информацию о реквизитах нового должника, обратиться в надлежащий орган (экономический суд, отдел принудительного исполнения, к нотариусу) для замены стороны, после чего обратиться в отдел принудительного исполнения для взыскания задолженности с нового должника.

В данной статье автор подробно расскажет о том, как в соответствии с законодательством Республики Беларусь и наиболее оперативно совершить необходимые действия для взыскания долга с реорганизованного должника.

Шаг 1. Выясняем достоверную информацию о реквизитах нового должника

При реорганизации должника необходимо в первую очередь выяснить его новое наименование и другие реквизиты, необходимые для обращения в экономический суд за новым исполнительным документом (судебным приказом).

Для решения этого вопроса возможно 2 варианта действий:

  1. Взять всю необходимую информацию у нового должника (это могут быть письма с информацией о реорганизации, страницы нового устава, выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР)). Данные сведения могут предоставляться в письменном виде путем использования почтовой, факсимильной связи или могут быть направлены по электронной почте. Однако следует понимать, что должник далеко не всегда идет на контакт со взыскателем. В этом случае целесообразно использовать 2-й вариант.
  2. Данный вариант более предпочтителен и достоверен. Это запрос информации из ЕГР.

На портале ЕГР в разделе «Предоставление информации из ЕГР» указана процедура получения такой информации, а именно перечислены:

  • органы и организации, уполномоченные на предоставление информации из ЕГР;
  • способы обращения за предоставлением информации из ЕГР;
  • перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган (организацию);
  • размер государственной пошлины, уплачиваемой при предоставлении информации из ЕГР;
  • срок осуществления административной процедуры;
  • результат рассмотрения запроса (заявления).

Для получения надлежащей информации о новом должнике предлагается использовать запрос в Министерство юстиции Республики Беларусь.

В Министерство юстиции Республики Беларусь запрос о предоставлении информации из ЕГР может предоставляться следующими способами:

  • в электронном виде;
  • нарочно (путем личной подачи обращения);
  • почтой.

Для этого юридическое лицо предоставляет:

  1. запрос в произвольной форме или может воспользоваться формой запроса на портале ЕГР (при наличии дополнительных сведений о запрашиваемом субъекте хозяйствования (регистрационный номер (УНП), местонахождение) необходимо их указать для осуществления более точного поиска субъекта хозяйствования в ЕГР);
  2. документ, подтверждающий уплату госпошлины за предоставление информации из ЕГР, либо документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты государственной пошлины, в случаях, предусмотренных законодательными актами (платежная инструкция).

ВАЖНО! За предоставление информации из ЕГР установлена плата в размере 1 базовой величина (на сегодня – это 24,50 рубля) за каждый экземпляр выписки по каждому субъекту хозяйствования.

Т.е. если юридическое лицо запросило информацию в отношении 2 субъектов хозяйствования, то ему необходимо заплатить государственную пошлину в размере 49 рублей (24,50 рубля х 2).

От уплаты госпошлины за предоставление информации из ЕГР освобождаются:

государственные органы, иные государственные организации, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь или подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также суды и нотариусы;

государственные органы, иные организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия семьям, воспитывающим детей, – для назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, а также для проверки представленных гражданами документов и (или) сведений.

Реквизиты для уплаты государственной пошлины при направлении заявления (запроса) в Министерство юстиции Республики Беларусь размещены на портале ЕГР.

Государственную пошлину можно уплатить двумя способами:

  1. платежной инструкцией (платежное поручение, кассовый чек) с расчетного счета заявителя либо через отделение банка наличными денежными средствами;
  2. через ЕРИП.

Важно! В соответствии с частью 2 пункта 4 статьи 251 Налогового кодекса Республики Беларусь факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика (то есть в безналичном порядке) подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленным на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Для нерезидентов применяется следующий порядок уплаты государственной пошлины.

Плательщики, не являющиеся налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящиеся за пределами Республики Беларусь (нерезиденты), могут уплатить государственную пошлину в иностранной валюте через корреспондентские счета уполномоченных банков по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день уплаты, и официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь на день уплаты.

Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, размещены по ссылке на портале.

Кроме этого, уплатить госпошлину можно через ЕРИП.

Так, если запрос о предоставлении сведений направляется в электронном виде, то на портале ЕГР в режиме онлайн необходимо заполнить запрос (заявление). После заполнения запроса на портале ЕГР будет получен номер для уплаты госпошлины в ЕРИП.

Важно! При подаче запроса в электронном виде уплата государственной пошлины осуществляется только посредством ЕРИП.

Для проведения такого платежа необходимо:

  • выбрать пункт «Система «Расчет» (ЕРИП)»;
  • выбрать последовательно вкладки: Общереспубликанские – Суды, юридические услуги – Регистрация юридического лица и ИП – Министерство юстиции – юридические лица (или выбрать физические лица) – Выписка из ЕГР (бумажн. заявл.) – Выписка из ЕГР (электр. заявл.);
  • ввести номер заявления (запроса), присвоенный веб-порталом ЕГР;
  • проверить корректность информации;
  • совершить платеж.

Важно! Юридическому лицу в целях уплаты госпошлины за предоставление информации из ЕГР посредством ЕРИП с использованием системы «Интернет-банкинг» потребуется использовать корпоративную банковскую платежную карточку.

Запрос (заявление) поступит в Министерство юстиции только после уплаты госпошлины. При направлении запроса (заявления) указывается способ направления выписки из ЕГР (нарочно или по почте).

Выписка может быть получена на руки в последний день срока рассмотрения заявления (запроса) либо до 10.00 дня, следующего за последним днем срока совершения данной административной процедуры. По истечении указанного срока неполученная инициатором запроса выписка из ЕГР будет направлена инициатору по почте.

Отправить заявление (запрос) с помощью веб-портала ЕГР могут также физические и юридические лица, находящиеся за пределами Республики Беларусь (нерезиденты Республики Беларусь).

При этом уплата госпошлины производится посредством ЕРИП с использованием следующих платежных инструментов: банковская платежная карточка, эмитированная в белорусских рублях, международные системы расчетов Webmoney, EasyPay.

Срок предоставления сведений из ЕГР:

  • по запросам юридических лиц – 7 календарных дней со дня, следующего за днем представления запроса;
  • по запросам физических лиц – 5 календарных дней со дня, следующего за днем представления запроса.

По результатам рассмотрения запроса может предоставляться:

  • выписка из ЕГР (в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя);
  • выписка из ЕГР, содержащая историю событий, произошедших с субъектом хозяйствования (при необходимости);
  • информационное письмо об отсутствии в ЕГР запрашиваемой информации.

Срок действия выписки из ЕГР не ограничен.

Шаг 2. Обращаемся в компетентный орган для замены выбывшей стороны ее правопреемником

В соответствии со статьей 62 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) в случае выбытия стороны из дела (реорганизация юридического лица, смерть индивидуального предпринимателя или гражданина, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд, рассматривающий экономические дела, осуществляет замену этой стороны ее правопреемником по письменному ходатайству правопреемника, одной из сторон, а также по представлению судебного исполнителя. Правопреемство возможно на любой стадии хозяйственного процесса.

При этом действующее законодательство об исполнительном производстве позволяет обратиться для замены стороны в исполнительном производстве непосредственно в отдел принудительного исполнения.

Так, если исполнительный документ находится на исполнении в отделе принудительного исполнения, то в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) замену стороны осуществляет судебный исполнитель:

  • по заявлению стороны исполнительного производства;
  • по собственной инициативе.

Правопреемство возможно на любой стадии исполнительного производства.

Важно! Если еще не возбуждено исполнительное производство, обращаемся в экономический суд.

Если по взысканию задолженности с должника еще не возбуждено исполнительное производство, то с ходатайством (заявлением) о замене выбывшей стороны ее правопреемником следует обращаться в экономический суд по месту выдачи первоначального исполнительного документа, то есть фактически в тот суд, который рассматривал дело по существу.

Государственная пошлина за осуществление данных юридически значимых действий не взимается.

По результатам рассмотрения указанного ходатайства экономический суд выносит определение о замене стороны ее правопреемником.

К сожалению, в настоящее время в экономических судах существует разная практика относительно выдачи нового судебного приказа по результатам рассмотрения вопроса о процессуальном правопреемстве.

Так, некоторые суды выдают взыскателю только определение о замене стороны ее правопреемником, другие – определение о замене стороны ее правопреемником и новый судебный приказ в отношении правопреемника. При отсутствии нового приказа полученное определение о замене стороны следует прикладывать к старому приказу и отправлять в банк нового должника для взыскания денежных средств, а при их отсутствии на счете должника – в отдел принудительного исполнения.

Важно! Если исполнительное производство уже возбуждено, с заявлением о замене стороны обращаемся в соответствующий отдел принудительного исполнения.

Как уже было указано, если исполнительный документ находится на исполнении в отделе принудительного исполнения, то замену стороны осуществляет судебный исполнитель.

В соответствии со статьей 19 Закона замена стороны исполнительного производства ее правопреемником производится на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих переход прав и обязанностей стороны исполнительного производства к правопреемнику, если такое правопреемство допускается законодательством, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством.

Для правопреемника все исполнительные действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

О замене стороны исполнительного производства ее правопреемником или об отказе в такой замене судебный исполнитель выносит постановление, которое является неотъемлемой частью исполнительного документа. На исполнительном документе проставляется отметка с указанием сведений о состоявшемся правопреемстве, а также даты и номера постановления.

Вопросы замены стороны в рамках исполнительного производства регулируются также пунктом 12 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь».

Так, если у судебного исполнителя имеются документы, подтверждающие нахождение стороны исполнительного производства в стадии реорганизации, он вправе приостановить исполнительное производство до ее завершения в соответствии с абзацем вторым статьи 50 Закона.

Заявление о замене рассматривается судебным исполнителем в соответствии с нормами статьи 15 Закона в десятидневный срок со дня их поступления.

Так, если замена осуществляется по инициативе судебного исполнителя при наличии у него всех необходимых данных для этого, то у судебного исполнителя больше возможностей, тем более на безвозмездной основе, получить такие данные, в том числе выписку из ЕГР по удаленному доступу к базе ЕГР.

Важно! Кроме этого, взыскателю не нужно выставлять платежное требование к расчетному счету нового должника (в случае необходимости это сделает сам судебный исполнитель).

Важно! Если первоначальный исполнительный документ выдавал нотариус, за заменой стороны обращаемся к нотариусу.

Следует иметь в виду, что замену реорганизованного должника, в отношении которого имеется исполнительная надпись нотариуса, также вправе осуществлять нотариус. Если у взыскателя имеются подтверждающие реорганизацию документы, то он обращается к нотариусу, совершившему исполнительную надпись.

Если такие данные у взыскателя отсутствуют, то он может просить истребовать их в заявлении нотариусу. За составление и направление такого запроса придется уплатить нотариальный тариф (20 % от базовой величины за один запрос в один адрес).

Важно! Нотариус вносит изменения в исполнительную надпись, сделав соответствующую отметку. В ней указываются дата и документы, на основании которых вносились изменения. Отметка заверяется подписью нотариуса и скрепляется его гербовой печатью.

Изменения в исполнительную надпись вносятся бесплатно.

Шаг 3. Обращаемся в отдел принудительного исполнения для взыскания задолженности с нового должника

После получения взыскателем нового исполнительного документа (или определения о замене ответчика, должника) взыскателю необходимо в соответствии с требованиями статьи 41 Закона до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника–индивидуального предпринимателя или должника–юридического лица, к исполнению в орган принудительного исполнения направить исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денежных средств, находящихся на банковских счетах должника–индивидуального предпринимателя или должника–юридического лица и (или) зачисляемых на эти счета в пользу этого должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, попросту говоря, выставить к расчетному счету должника платежное требование.

Правила части 1 статьи 41 Закона не распространяются на:

  • исполнительные документы, связанные со взысканием денежных средств в пользу гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в иностранном государстве, а также юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом, созданных в соответствии с законодательством иностранного государства, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалов и представительств вне зависимости от места их нахождения (т.е. взыскатель является нерезидентом Республики Беларусь);
  • случаи отсутствия у должника или взыскателя текущего (расчетного) банковского счета;
  • исполнительные документы, требования которых не связаны со взысканием денежных средств;
  • исполнительные документы, связанные с обращением взыскания на имущество должника.

Законодательством не предусматривается срок, в течение которого исполнительный документ и платежное требование обязаны находиться в картотеке в случае отсутствия денежных средств. Обычно это делается на усмотрение взыскателя. Такой срок может быть разумным. Если у взыскателя нет оснований полагать, что денежные средства на счет должника поступят и будут списаны по платежному требованию, то такой срок составляет примерно 1 месяц (и это с учетом отзыва платежного требования из банка и его направления взыскателю по банковской почте).

После получения взыскателем неисполненных платежного требования и исполнительного документа взыскатель в соответствии с нормами статей 42, 43 Закона направляет в соответствующий отдел принудительного исполнения заявление о возбуждении исполнительного производства. К заявлению прилагаются исполнительный документ (оригинал), платежное требование, документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление.

Статья 43 Закона содержит перечень сведений, которые должно содержать заявление.

После получения заявления о возбуждении исполнительного производства и прилагаемых к нему документов судебный исполнитель соответствующего отдела принудительного исполнения выносит постановление о возбуждении исполнительного производства не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов.

Постановление о возбуждении исполнительного документа направляется сторонам заказной корреспонденцией, в том числе должнику, с обратным уведомлением. Также постановление может быть получено нарочным.

В соответствии со статьей 46 Закона при возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 46 Закона, семидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа, о чем указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

В последующем взыскание задолженности с нового должника – в принудительном порядке в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве.

Шаг 4. Используем возможность заключения с должником мирового соглашения на стадии исполнительного производства

По мнению авторов, на любой стадии взыскания просроченной задолженности следует помнить, что при фактическом отсутствии у должника денежных средств забрать долг не поможет даже самый надлежащий документ.

При этом существует немало иных способов забрать долг, таких как удовлетворение требования кредитора за счет имущества должника, зачета встречных требований и другие. Этими способами занимаются в нашем государстве юридические компании (так называемая коллекторская деятельность), а также медиаторы (специалисты по мирным переговорам), которые помогают сторонам договориться по цене передаваемого имущества и продукции должника и другим условиям мирных договоренностей по закрытию долга.

Однако такие мирные переговоры при наличии необходимых знаний может провести и сам кредитор.

В силу положений статьи 18 Закона до окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое судом в порядке, установленном процессуальным законодательством (ХПК, ГПК).

Относительно юридических лиц порядок заключения мирового соглашения установлен главой 10 ХПК. Также в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 «О медиации» на стадии исполнительного производства возможно заключение медиативного соглашения.

Данное медиативное соглашение, в отличие от мирового, не требует утверждения судом, при этом также подлежит принудительному исполнению в порядке статей 2621, 2622 ХПК.

Мировое соглашение, заключаемое на стадии исполнительного производства, в соответствии со статьей 123 ХПК рассматривается не более одного месяца со дня его поступления в суд, рассматривающий экономические дела. Стороны мирового соглашения извещаются о времени и месте проведения судебного заседания. Неявка сторон мирового соглашения, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению вопроса об утверждении мирового соглашения.

В случае утверждения судом мирового соглашения исполнительное производство в соответствии со статьей 52 Закона прекращается. Также по заявлению кредитора исполнительное производство может быть прекращено при заключении медиативного соглашения.

Дубовик Э.Г.,
старший преподаватель кафедры финансового
права и правового регулирования хозяйственной
деятельности Белорусского государственного университета,
управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!