/ / Новости PRAVO.BY
16.03.2018

Профессионально об актуальном: Социальный отпуск как правовая категория

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 18 февраля 2018 г.

Социальные отпуска, их место в системе отпусков. Л.Я. Гинцбург – известный ученый исследователь в области трудовых отношений отпуска разделял на три категории: трудовые, по временной нетрудоспособности, по учебе. При этом он отмечал, что на их период приостанавливается исполнение трудовых обязанностей, но не прекращаются трудовые отношения (Гинцбург Л. Я. Отпуска рабочих и служащих. М., 1961. С. 30–33). Р.З. Лившиц и Ю.П. Орловский делили все отпуска на две группы: очередные оплачиваемые отпуска (основные и дополнительные) и иные случаи освобождения работников от выполнения трудовых обязанностей. Если первые предоставляются ежегодно для непрерывного отдыха и восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности) и заработной платы, то вторые, как отмечали эти ученые-исследователи, можно весьма условно назвать отпусками, поскольку фактически они означают смену рода деятельности работника на определенный период (Трудовое право России / под ред. Лившица Р. З., Орловского Ю. П. – М., 1998. – С. 170).

Следует отметить, что большинство ученых поддерживают эту точку зрения, отмечая то, что социальные отпуска не относятся ко времени отдыха, так как в действительности происходит смена рода деятельности – ранее была работа, которая сменяется на учебу, воспитание детей, ремонт квартиры, оздоровление и т.д.

Понятие «отдых» неразрывно связано со здоровьем, а для того чтобы его улучшить, необходимо отвлечься от работы. Филологи определяют понятия «отдых» и «отпуск», в частности, отдых – проведение некоторого времени без обычных занятий, работы для восстановления сил, а отпуск – освобождение на определенный срок от работы для отдыха, лечения и т.п. (Большой академический словарь русского языка. – М. ; СПб : Наука, 2010. Т. 14. – С. 430, 609). Это дает основание сделать вывод о том, что определения отдыха и отпуска весьма созвучны. В отличие от белорусского, в российском законодательстве дано легальное определение понятия «время отдыха» – это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 Трудового кодекса Российской Федерации) (далее – ТК РФ). Правовое понятие «отдых» отличается от филологического понятия тем, что в его содержании присутствует право работника использовать это время по своему усмотрению. В остальном юристы и филологи едины во мнении, работника следует освободить от работы с тем, чтобы он отдохнул и восстановился к дальнейшей трудовой деятельности.

Такой подход установлен в законодательстве большинства стран, когда речь идет о трудовых отпусках, которые предоставляются работникам ежегодно, независимо от того, как складываются у них личные обстоятельства и желают ли они получить отпуск. Этот подход в законодательстве оправдан, и логика его заключается в том, что работник, отработав определенный период времени, должен восстановить свои силы, привести в порядок свои мысли, отвлечься от производственных (служебных) дел, с тем, чтобы после отдыха, продолжить на качественном уровне свою работу.

Иной подход при предоставлении социальных отпусков. Какое место они занимают в системе отпусков? Социальным отпускам в законодательстве большинства государств бывшего Советского Союза отведено весьма скромное место. Так, в ТК РФ в системе отпусков социальным отпускам отведена единственная статья – 128, поименованная как «отпуска без сохранения заработной платы». Аналогично решен вопрос в Кыргызской Республике – статья 133, также как и в Российской Федерации, названа так: «отпуска без сохранения заработной платы».

Следует заметить, что белорусский законодатель все же сделал не «один шаг вперед», а, возможно, продвинулся на несколько шагов. Доказательством тому, по мнению автора, являются следующие нормы кодифицированного закона Беларуси:

  • во-первых, из Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) прослеживается граница, которая отделяет социальные отпуска от трудовых отпусков, а именно, такой границей является ст. 183 ТК, которая правильно названа – «социальные отпуска»;
  • во-вторых, содержание этой статьи соответствует ее названию. В содержательной части речь идет в принципе обо всех возможных социальных отпусках, как оплачиваемых, так и неоплачиваемых;
  • в-третьих, структурно ст. 183 ТК представлена в шести частях. Тем не менее, несмотря на то, что текст данной статьи довольно содержательный, важнейшие ее нормы можно выделить в трех направлениях: а) цели предоставления отпуска; б) права работников на социальные отпуска; в) гарантии и ограничения в связи с реализацией прав работников при предоставлении социальных отпусков.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что если бы белорусский законодатель сделал еще один шаг, то есть структурно, в рамках ТК, выделил социальные отпуска в отдельный институт, то такое решение было бы правильным. По мнению автора, социальные отпуска не могут быть смешаны с трудовыми отпусками, так как это разные правовые категории. Социальные отпуска – обособленная правовая категория (отдельный институт). Об этом ярко свидетельствуют цели (причины, обстоятельства), по которым они предоставляются. Что же касается трудовых отпусков, то, как указывалось выше, они предоставляются ежегодно, помимо воли работника, независимо от обстоятельств.

Обстоятельствам, по которым предоставляются социальные отпуска, посвящены 12 статей ТК. Рассмотрим их.

Классификация социальных отпусков. Подчеркивая главный смысл социальных отпусков, нет никаких сомнений, что отсутствие причин (обстоятельств, целей) не порождает их в принципе. Вопрос в том, как логически правильно построить систему обстоятельств (причин), которые бы легли в основу классификации социальных отпусков. Судя по состоянию законодательства других государств, этот вопрос решен по-разному.

Так, в ч. 1 ст. 133 ТК Кыргызской Республики указано, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику, по его письменному заявлению, может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. В ч. 2 этой же статьи указано на то, что работодатель обязан на основании заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы в случаях, предусмотренных этой же частью закона. Частью 3 указанной статьи предусмотрено запрещение на предоставление отпуска без содержания по инициативе работодателя. В комментарии к этой части закона подчеркивается: «Вынужденные отпуска по производственным причинам по инициативе работодателя ТК не допускаются. Если работник не может выполнять работу, обусловленную трудовым договором в связи с сокращением объема производства (услуг), полного или частичного простоя предприятия не по вине работника, то работодатель не вправе требовать от работника заявления на отпуск без содержания и за время простоя должен произвести оплату 2/3 тарифной ставки (оклада)» (Брейво В. Г. Комментарий к ТК Кыргызской Республики. Обновленный на 18.01.2017. – Бишкек : Улуу Тоолор, 2017. – С. 213).

Аналогичная структура прослеживается в ст. 128 ТК РФ. Как отмечают ученые, ст. 128 ТК РФ делит отпуска без сохранения заработной платы на две группы: одна из них предоставляет работнику возможность получения такого отпуска (ч. 1); вторая дает работнику право на такой отпуск (ч. 2). К другим случаям (ч. 3) (помимо указанного в ч. 2), когда работодатель обязан предоставлять дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по заявлению работника. «Вынужденные» отпуска по инициативе работодателя трудовым законодательством не предусмотрены (Комментарий к ТК РФ / Э. Н. Бондаренко, К. Н. Гусов, М. Л. Захаров [и др.] ; под ред. К. Н. Гусова, Э. Г. Тучковой. – 9-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2016. – С. 317–319).

Классификация социальных отпусков согласно п. 2 ч. 2 ст. 150 ТК Беларуси представлена таким образом, что сложно не заметить те обстоятельства, по которым возникает право на отпуска, в частности:

  • по беременности и родам;
  • по уходу за детьми;
  • в связи с получением образования;
  • в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
  • по уважительным причинам личного и семейного характера.

Не вдаваясь в подробную и развернутую характеристику каждого из указанных видов социальных отпусков, целью в настоящей статье является акцентирование внимания автора на значение обстоятельств (причин), по которым сформированы нормы законодательства о труде.

Женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам, его продолжительность составляет:

  • при нормальных родах – 126 календарных дней;
  • при осложненных родах, в том числе рождения двоих и более детей, – 140 календарных дней.

Основанием для предоставления этого отпуска является листок нетрудоспособности, который выдается врачом акушером-гинекологом, а при его отсутствии врачом, осуществляющий прием беременных женщин. Выдача этого листка производится с 30 недель беременности единовременно на 126 или 140 календарных дней.

Женщинам, постоянно (преимущественно) проживающим и (или) работающим на территории радиоактивного загрязнения, предоставляется отпуск по беременности и родам следующей продолжительности:

  • при нормальных родах – 146 календарных дней;
  • при осложненных родах, в том числе рождения двоих и более детей, – 160 календарных дней (ст. 184 ТК). Этой категории женщин листок нетрудоспособности выдается с 27 недель беременности.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» критериями для установления зон радиоактивного загрязнения рассматриваются:

  • величина средней годовой эффективной дозы облучения населения;
  • плотность загрязнения почв радионуклидами.

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 декабря 2011 г. № 119 «Об установлении перечня осложнений беременности, родов и послеродового периода, при которых выдается листок нетрудоспособности сроком на 14 календарных дней как продолжение листка нетрудоспособности, выданного в связи с беременностью и родами» расширен список соответствующих осложнений, при которых выдается листок нетрудоспособности сроком на 14 календарных дней как продолжение листка нетрудоспособности, выданного в связи беременностью и родами (кесарево сечение, тромбофлебит и т.д.).

За время нахождения в отпуске по беременности и родам назначается и выплачивается государственное пособие по государственному социальному страхованию (беременности и родам), размеры и условия выплаты которого устанавливаются законодательством о государственном социальном страховании, в частности, Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 (в редакции от 12.12.2017 № 952), которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Работнику, усыновившему (удочерившему) ребенка в возрасте до 3 месяцев либо назначенному его опекуном, предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней со дня усыновления (удочерения), установления опеки с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию (ст. 266 ТК).

Вышеприведенные обстоятельства: беременность и роды, усыновление (удочерение) малолетнего ребенка до 3 месяцев – весьма основательны, о чем свидетельствует блок государственных нормативных правовых актов. Предоставление социальных отпусков по названным причинам не зависит от позиции ни нанимателя, ни работника, т.к. главным субъектом в этой группе отношений является ребенок.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет наниматель обязан предоставить работающим женщинам после окончания отпуска по беременности и родам, с выплатой за этот период ежемесячного государственного пособия, размеры и условия выплаты которого определены названными выше нормативными правовыми актами. Для того чтобы были основания предоставить этот отпуск, желание женщины должно быть выражено в письменной форме путем подачи заявления. Получив заявление, наниматель не имеет право отказать в предоставлении отпуска. Лицам, работающим в религиозных организациях, коммерческих организациях со средней численностью работников до 15 человек включительно, у индивидуальных предпринимателей, нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных бюро, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается в органах по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) таких лиц.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется по усмотрению семьи работающим отцу или другому родственнику, члену семьи ребенка в случае выхода матери ребенка на работу (службу), учебу (при получении профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования в дневной форме получения образования), прохождения подготовки в клинической ординатуре в очной форме, а также если она является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (за исключением лиц, приостановивших соответствующую деятельность в порядке, установленном законодательством).

В случае установления опеки над ребенком отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется работающему опекуну.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет другим лицам предоставляется по письменному заявлению, к которому прилагаются документы, подтверждающие, что мать ребенка не использует данный отпуск и не получает пособия. При назначении другому родственнику или члену семьи ребенка пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, которые не являются матерью (мачехой) или отцом (отчимом) в полной семье, родителем в неполной семье, усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка, государственные органы, иные организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия, для назначения и выплаты таких государственных пособий, а также для проверки представленных гражданами документов и (или) сведений могут запрашивать и получать без письменного согласия граждан документы и (или) сведения в отношении самого гражданина, ребенка и его родителей (матери (мачехи), отца (отчима) в полной семье), усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя).

Указанный отпуск прерывается в случае предоставления матери ребенка отпуска по беременности и родам и продолжается по его окончании. Данный отпуск прекращается со дня, следующего за днем утраты оснований, по которым он был предоставлен.

При наличии в семье двоих и более детей в возрасте до трех лет указанный отпуск предоставляется одному лицу.

По желанию лиц, указанных в законе, в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет они могут работать по основному (по другой профессии, должности) или другому месту работы на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени).

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет включается в стаж работы, а также в стаж работы по специальности, профессии, должности в соответствии с законодательством (например, кроме стажа, дающего право на пенсию за работу с особыми условиями труда и выслугу лет).

В стаж работы, дающий право на последующие трудовые отпуска, время данного отпуска не засчитывается (ст. 185 ТК).

Указанный отпуск, несмотря на уважительность причины – уход за малолетним ребенком до достижения трех лет и, несмотря на расширение прав его использования, не только матерью или отцом, но и другими родственниками ребенка или лицами, фактически воспитывающими ребенка, все-таки предоставляется по инициативе всех этих лиц. Если эта инициатива не будет выражена в письменной форме, то и данный отпуск не может быть реализован. Предоставление этого отпуска не зависит от желания нанимателя, он обязан его предоставить, т.к. все таки главным обстоятельством его предоставления является наличие ребенка в возрасте до трех лет. К этому обстоятельству необходима еще инициатива работника, при таком сложном юридическом факте наступает это правоотношение.

Отпуска в связи с получением образования (гл. 15 ТК) предоставляются с сохранением заработной платы по основному месту работы:

  • работникам, получающим общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования в вечерней или заочной форме получения образования (ст. 208 ТК);
  • работникам, получающим профессионально-техническое образование в вечерней или заочной форме получения образования по направлению нанимателя либо в соответствии с коллективным или трудовым договором (ст. 211 ТК);
  • работникам, получающим среднее специальное, высшее и послевузовское образование в вечерней или заочной форме получения образования по направлению нанимателя либо в соответствии с заключенными с ними договорами в сфере образования (ст. 214 ТК).

Отпуска в связи с получением образования (гл. 15 ТК) без сохранения заработной платы:

  • работникам, для прохождения вступительных испытаний при приеме в учреждения образования для получения среднего специального и высшего образования (ст. 212 ТК);
  • работникам, получающим профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование при отсутствии направления нанимателя, договоров в сфере образования, отсутствии таких условий в коллективном или трудовом договоре.

Указанные обстоятельства, которые предопределяют право на отпуск, могут быть по-разному реализованы. Это будет связано с другими условиями трудового или коллективного договора, т.е. договоренностями сторон, связанных с отвлечением работника в связи с обучением.

Социальный отпуск в связи с Чернобыльской АЭС. В соответствии с ч. 2 ст. 326 ТК и Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон 2009 № 9-З) отпуск предоставляется продолжительностью 14 календарных дней в году без сохранения заработной платы работникам:

  • заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
  • инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
  • принимавшим участие в работе по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986–1987 годах зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы.

Статус работника и его право на социальный отпуск должно основываться на соответствующих документах, которыми должно быть подтверждено:

  • во-первых, заболевание лучевой болезнью или ее перенесение, что вызвано последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
  • во-вторых, наличие у работника инвалидности при установлении причинной связи наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;
  • в-третьих, участие работника в 1986–1987 годах в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне эвакуации (отчуждения) или его занятие в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции.

В случае неиспользования в текущем календарном году этого социального отпуска он не переносится на следующий год. Этот социальный отпуск отличается своей четкой определенностью, во-первых, обстоятельством, которое не может быть иным, кроме как произошедшая авария на Чернобыльской АЭС; во-вторых, в результате этой аварии указаны только определенные категории граждан, которые признаны пострадавшими, т.е. документально получили специальный статус. Это также свидетельствует о сложном юридическом факте возникновения данных правоотношений.

Социальные отпуска по уважительным причинам личного и семейного характера можно разделить на три разновидности отпусков без сохранения или с частичным сохранением заработной платы:

  • кратковременный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней, который наниматель обязан предоставить по желанию работника (ст. 189 ТК). Такой отпуск предоставляется следующим категориям работников:
    • женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
    • Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;
    • ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территории других государств;
    • осуществляющим уход за больным членом семьи в соответствии с медицинской справкой о состоянии здоровья;
    • инвалидам, работающим на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда этих лиц;
    • иным работникам в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением;
  • кратковременный отпуск без сохранения заработной платы по семейно-бытовым причинам, для работы над диссертацией, написания учебников и по другим уважительным причинам, предоставляемый по договоренности между работником и нанимателем (ст. 190 ТК). Такой отпуск предоставляется на срок не более 30 календарных дней, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением, нанимателем;
  • отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемый по инициативе нанимателя (ст. 191 ТК). Этот отпуск может быть предоставлен с согласия работника (работников) при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, а также при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с заключением ВКК или МРЭК. Размер сохраняемой заработной платы определяется по договоренности между нанимателем и работником (работниками), если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Первая разновидность социальных отпусков регулируется ст. 189 ТК. В вышеуказанных подпунктах б), в), д), е) п. 1 указаны не обстоятельства, а категории работников, имеющие право на кратковременный социальный отпуск, в подпункте а) п. 1 названы не только категории работников, но и обстоятельства – наличие двух и более детей или ребенка-инвалида до 18 лет, по которым предоставляется этот социальный отпуск. В подпункте г) п. 1 указано только на обстоятельство – уход за больным членом семьи в соответствии с медицинской справкой, которое дает право на социальный отпуск любому работающему члену семьи.

Оценивая подпункт е) п. 1, следует заметить, что в целом в ст. 189 ТК названы не все категории работников и не все обстоятельства, по которым на нанимателя возложена обязанность предоставить отпуск без сохранения заработной платы, а здесь же упомянуты: законодательство, коллективный договор, соглашение. Следуя законодательству, а именно в ч. 3 ст. 347 ТК указано на то, что если продолжительность трудового отпуска на работе по совместительству меньше, чем продолжительность трудового отпуска по основному месту работы, то наниматель по просьбе работника предоставляет ему социальный отпуск соответствующей продолжительности без сохранения заработной платы. Например, по основной работе продолжительность трудового отпуска составляет 42 календарных дня, а по работе по совместительству – 24 календарных дня. В данном случае наниматель обязан предоставить совместителю социальный отпуск без сохранения заработной платы по его заявлению на количество дней трудового отпуска по основному месту работы, превышающее продолжительность трудового отпуска по совместительству, – 18 календарных дней (42–24). Это не единственный случай предоставления социального отпуска в соответствии с законодательством, помимо ст. 189 ТК.

Вторая разновидность социальных отпусков предусмотрена в ст. 190 ТК. Она начата именно с перечисления обстоятельств (причин): семейно-бытовые причины (уход за детьми, болезнь близких родственников, вступление в брак и др.), работа над диссертацией, написание учебников и др., по которым может быть предоставлен социальный отпуск без сохранения заработной платы не более 30 календарных дней. Инициатива должна исходить от работника в форме письменного заявления с указанием уважительности причины. В то же время, учитывая, что наниматель пользуется правом, а не обязанностью в предоставлении этого отпуска, он же и решает вопрос об уважительности (или неуважительности) причины и о количестве дней использования данного социального отпуска. Однако этот вопрос всегда решается по договоренности с работником.

В западной литературе высказывают предложения о более широком внедрении отпусков по договоренности работника с нанимателем. Известный российский ученый И.Я.Киселев отмечает, что такой отпуск необходим не только для отдыха, но и для самообразования, физической и духовной разрядки и оздоровления (Киселев И. Я. Сравнительное трудовое право : учеб. / И. Я. Киселев. – М.: Проспект, 2005. – С. 157).

Третья разновидность социальных отпусков, как выше отмечалось, в большинстве кодифицированных законов других государств не предусмотрена. Эти отпуска называют «вынужденными» и предусмотрены они ст. 191 ТК Беларуси. Они получили такое звучание по той причине, что инициируются нанимателем. Именно сложившиеся обстоятельства вынуждают нанимателя предложить работникам уйти в социальный отпуск, в частности: временная приостановка работ; временное уменьшение объемов работ; выдача работнику заключения ВКК или МРЭК, в связи с которыми необходим перевод на такую работу, которой нет в наличии у данного нанимателя. Указанные обстоятельства свидетельствуют о возникших организационных либо экономических трудностях в производственной деятельности нанимателя и с тем чтобы избежать более радикальных перемен – увольнение работников по сокращению численности или штата, а также сэкономить фонд заработной платы, наниматель получил право, в таких крайних ситуациях, предложить работнику уйти в социальный отпуск. Этот отпуск может быть предоставлен только с согласия работника.

Вывод. На основе проведенного анализа о месте социального отпуска среди отпусков и представленной классификации социальных отпусков можно выделить их отличительные особенности.

  • Социальные отпуска, в отличие от трудовых отпусков, предоставляются не для отдыха, а для различных социальных целей. Для реализации права на социальный отпуск необходимо обстоятельство (причина), которое и будет положено в основу возникновения этого правоотношения. Среди всех особенностей социальных отпусков – это ключевая особенность. Этот отпуск не планируется и не заносится в график отпусков. В письменном заявлении работника и приказе нанимателя необходимо указать этот юридический факт (жизненное обстоятельство), в связи с которым предоставляется социальный отпуск.
  • Для того чтобы приобрести право на социальный отпуск, необходимо состоять в трудовых отношениях. Вместе с тем реализация этого права не зависит от продолжительности, места и вида работы, наименования и организационно-правовой формы нанимателя. В отличие от трудового отпуска, социальный отпуск предоставляется за календарный год, который исчисляется с 1 января по 31 декабря.
  • Социальные отпуска являются самостоятельными видами и не могут подменяться трудовыми отпусками, они предоставляются сверх трудового отпуска, вместе с ним или отдельно от него. Это свидетельствует об обособленности этих отпусков.
  • На время социальных отпусков заработная плата сохраняется в случаях, предусмотренных ТК или коллективным договором, соглашением, что свидетельствует о том, что в большинстве случаев она не сохраняется.
  • В случаях неиспользования социального отпуска в текущем календарном году он не переносится на следующий год и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении.

Перечисленные особенности позволяют дать определение понятия «социальный отпуск» – это специфический и самостоятельный вид среди всех отпусков, предоставляется работнику не для отдыха, а для определенных социальных целей и только при возникновении определенных обстоятельств, не зависит от продолжительности, места, вида работы и статуса нанимателя, исчисляется в календарных днях, предоставляется сверх трудового отпуска.

Вышеизложенное позволяет сделать главный вывод о том, что социальные отпуска в трудовом праве являются самостоятельной правовой категорией, которой следует определить свое предметное место в рамках ТК в виде отдельной главы под названием «Социальные отпуска».

Мищенко М.С.,
доцент кафедры гражданского права и процесса
ЧУО «БИП – Институт правоведения»,
кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!