/ / Новости PRAVO.BY
04.06.2018

Профессионально об актуальном: К вопросу о либерализации регулирования некоторых отношений в сфере строительства

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 8 мая 2018 г.

С 26 февраля 2018 г. условия осуществления предпринимательской деятельности существенно изменились, в том числе в сфере строительной деятельности, и тем не менее вступление с указанной даты в силу норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7), очевидно, требует времени для их осознания и полноценного применения субъектами хозяйствования.

К либерализации предпринимательской деятельности на сегодня относятся с осторожностью и настороженностью.

Сфера строительства претерпела ряд изменений, среди которых отмена необходимости получения аттестатов соответствия. В частности, Декретом № 7 введена категория «технической модернизации», под которой понимается замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций (подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7). И такая техническая модернизация и строительные работы при капитальном ремонте могут осуществляться собственниками объектов либо с их письменного согласия субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве, или на основании гражданско-правового договора, и для этого не потребуется наличие аттестата соответствия заказчика.

Соответственно, при наличии у заказчика (организатора) компетенции и условий для выполнения технической модернизации и капитального ремонта без привлечения сторонних организаций (инженерной организации или инженера) заказчик (организатор) вправе самостоятельно без получения аттестата соответствия заказчика выполнить требуемые действия и принять необходимые решения.

Кроме того, субъектам хозяйствования предоставлено право оказывать при строительстве объектов «под ключ» заказчику весь комплекс инженерных услуг, кроме осуществления технического надзора за строительством, а также следующих функций, которые относятся к компетенции заказчика и при выполнении которых не требуется получение аттестата соответствия заказчика:

  • принятие решения о строительстве объекта;
  • утверждение проектной документации;
  • обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование;
  • принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта;
  • утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию.

И также без аттестата соответствия может осуществляться разработка предпроектной (предынвестиционной) документации.

В последнем случае между тем существуют ситуации, когда заказчики, заключая договоры на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, тем не менее требуют предоставления подобных аттестатов соответствия подрядчиками, несмотря на действие приведенной нормы.

Полагаем, такого рода требование в условиях действия Декрета № 7 если и может предъявляться, то только в диспозитивной форме, то есть когда подрядчик вправе предоставить аттестат соответствия, но не обязан (аналогично и в ситуации, если выбор подрядчика осуществляется посредством проведения процедур закупок, когда заказчик (организатор), полагаем, не может установить требование о наличии аттестата соответствия как обязательное для соблюдения).

Помимо этого, в соответствии с Декретом № 7 предусмотрено, что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абз. 13 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7). Речь о неприменении норм Указа Президента Республики Беларусь от 20 октября 2016 г. № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 380), Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88 (далее – Положение).

Данная норма на сегодня ставит ряд вопросов.

Во-первых, видится спорным при ее применении тот факт, кто понимается под «субъектами хозяйствования при осуществлении экономической деятельности». Формально речь идет о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях (соответствующее сокращение принято в ч. 1 п. 1 Декрета № 7). Однако, поскольку в тексте Декрета № 7 также используется термин «государственные органы, иные государственные организации», возникает вопрос о том, могут ли норму абз. 13 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 применить те организации, которые относятся к государственным (в общем смысле), например концерны, республиканские унитарные предприятия и иные, при выборе для своих нужд подрядчиков (исполнителей, поставщиков) для целей выполнения строительных работ.

Полагаем, с учетом содержания нормы ч. 1 п. 1 Декрета № 7, где термины «государственные органы, иные государственные организации» используются для целей формулирования принципов их взаимодействия с субъектами хозяйствования, в отношениях, где такими государственными органами, иными государственными организациями приобретаются товары (работы, услуги) для их потребления (гражданско-правовые отношения), их статус может быть определен как статус «субъекта хозяйствования при осуществлении экономической деятельности» (юридического лица как субъекта гражданских отношений в смысле ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь), соответственно, и возможно применение ими абз. 13 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7.

Во-вторых, свобода действий, а именно отсутствие обязанности применять установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, ставит вопрос о том, нужно все же что-то применять для целей выбора контрагента или нет. Ответ, на наш взгляд, очевиден – применяются нормы гражданского законодательства с учетом действия принципа свободы договора (ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Между тем регулятором строительной сферы высказано мнение о том, что в указанной ситуации следует закупку товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлять на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 марта 2018 г. № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). Однако о том, что следует включать в нормы подобных локальных нормативных правовых актов, в указанном разъяснении не упоминается. С учетом нормы п. 8 Положения, если указанной рекомендацией субъекты хозяйствования воспользуются, они могут выстроить свои локальные акты таким образом, чтобы предусмотреть право назначить и провести предусмотренные Указом № 380 процедуры в порядке, предусмотренном Положением.

Равно как, полагаем, с учетом норм названного Декрета субъекты хозяйствования могут не руководствоваться Положением и отразить в своих локальных нормативных правовых актах некий иной порядок осуществления таких закупок.

Подчеркнем, что письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 марта 2018 г. № 04-3-01/3918 «О разъяснении», равно как и высказанное в нем мнение, – это лишь рекомендация субъектам хозяйствования, которая не может рассматриваться как обязательная для применения.

В-третьих, спорным остается вопрос об источниках финансирования. Так, исходя из абз. 13 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7, субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в упомянутых случаях. Иными словами, при определении, к примеру, подрядчика за счет бюджетных средств заказчик (организатор) как получатель таких средств1 руководствуется нормами Указа № 380 и Положения (до 1 января 2019 г.). В свою очередь подрядчик, не являясь получателем бюджетных средств (в смысле бюджетного законодательства), полагаем, вправе при определении субподрядчика, поставщика применять абз. 13 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 и не проводить процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве.

______________________________

1Получатель бюджетных средств – это бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп. 1.44 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

Вместе с тем высказываются и иные точки зрения, исходя из которых, если получателями бюджетных средств выступают заказчики, и подрядчик, получающий в соответствии с условиями договора оплату от заказчика, должен осуществлять закупки товаров (работ, услуг) в соответствии с Указом № 380 и Положением, в частности, при выборе субподрядчика, поставщика.

В-четвертых, не ясно содержание категории «аварийно-восстановительный ремонт капитальных строений (зданий, сооружений)», а равно как не определено, имеет ли значение источник финансирования такого ремонта – собственные это средства или упомянутые в самой норме бюджетные и «околобюджетные».

Таким образом, при возникновении в практической деятельности спорных вопросов при применении Декрета № 7, по нашему мнению, необходимо комплексно анализировать его нормы, включая установленные им принципы и цель принятия. При этом помнить о том, что ответственность, в свою очередь, может наступать за несоблюдение императивных, обязательных норм; если норма носит диспозитивный характер, ее реализация осуществляется по усмотрению субъекта, на которого она распространяется.

Амельченя Ю.А.,
доцент кафедры гражданского и хозяйственного права
Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
кандидат юридических наук, доцент, медиатор

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!