/ / Новости PRAVO.BY
25.01.2018

Вадим Ипатов рассказал о Плане подготовки законопроектов на 2018 год

О плане подготовки законопроектов на 2018 год интернет-порталу Pravo.by рассказал директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вадим Ипатов.

Вадим Ипатов

– 10 января 2018 г. Указом Президента Республики Беларусь № 9 утвержден план подготовки законопроектов на 2018 год. С учетом каких подходов формировался план и чем он отличается от плана предыдущего года?

– При подготовке указа Президента Республики Беларусь в этом году НЦЗПИ проанализировано и обобщено около 130 предложений государственных органов и иных организаций, внесенных государственными органами и общественными объединениями.

В целом при разработке плана Центром направлялись запросы более 50 адресатам, в том числе в общественное объединение «Белорусский республиканский союз юристов», Республиканскую коллегию адвокатов, Белорусскую нотариальную палату, Федерацию профсоюзов Беларуси, «Белорусский союз предпринимателей», «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей», Белорусский республиканский союз молодежи и др.

Формирование плана осуществлялось с учетом требований Главы государства о включении в план только нужных для государства и общества законопроектов, обеспечения системности, комплексности и стабильности правового регулирования общественных отношений.

В план на 2018 год включены 39 законопроектов и 2 концепции законопроектов, из них:

  • составляющих «бюджетный пакет» – 5;
  • новых законов – 6 («Об электроэнергетике», «О персональных данных», «О радиационной безопасности» (переходящий из плана на 2017 год), «Об охране и использовании болот (торфяников)», «О платежных услугах в Республике Беларусь» и «О судебно-экспертной деятельности»);
  • 28 законопроектов будут направлены на приведение законов в соответствие с решениями Главы государства, иными законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, в том числе составляющими право Евразийского экономического союза, совершенствование норм законов с учетом практики правоприменения.

В целях реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы и комплекса мер по ее реализации в план включены 8 законопроектов и 1 концепция законопроекта.

По сравнению с планом предыдущего года в план подготовки законопроектов на 2018 год включено большее количество законов, в том числе новых законов (в план на 2017 год было включено 33 законопроекта и 4 концепции законопроектов, в том числе новых законов – 2 (не считая «бюджетного пакета»). При этом включению в план 5 новых законов предшествовала подготовка их концепций, которая предусматривалась планами предыдущих лет.

– Сегодня кардинальные изменения происходят в экономической сфере. Какие законопроекты направлены на решение задач экономического развития?

– Предусмотрена подготовка законопроектов в сферах гражданского законодательства, законодательства о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности, финансово-кредитной системе. В их числе новые законы «Об электроэнергетике» и «О платежных услугах в Республике Беларусь», проекты законов об изменении Гражданского и Налогового кодексов Республики Беларусь, законов «Об аудиторской деятельности», «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», «О естественных монополиях», «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» и др.

Разработка проекта нового Закона Республики Беларусь «Об электроэнергетике» связана с тем, что Договором о Евразийском экономическом союзе до 1 июля 2019 г. запланировано формирование общего электроэнергетического рынка. Для обеспечения возможности участия Республики Беларусь в общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС необходимо своевременно определить в национальном законодательстве субъектов оптового рынка Республики Беларусь, урегулировать иные отношения в сфере электроэнергетики.

Закон Республики Беларусь «О платежных услугах в Республике Беларусь» необходим для урегулирования отношений, возникающих при осуществлении платежей физическими и юридическими лицами, при оказании платежных услуг не только Национальным банком, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, но и иными субъектами хозяйствования, деятельность которых в настоящее время не регулируется банковским законодательством.

Корректировка Гражданского кодекса будет носить комплексный характер.

Предлагается в рамках законопроекта:

  • закрепить исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих и коммерческих организаций; предусмотреть возможность создания союзов (ассоциаций) юридических лиц и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
  • уточнить правовое регулирование вопросов совершения безвозмездных сделок между юридическими лицами (в частности, исключить запрет на дарение между коммерческими организациями);
  • откорректировать нормы, связанные с возмещением вреда, причиненного источником повышенной опасности. Так, действующей редакцией статьи 984 ГК предусмотрено, что за ущерб, причиненный третьим лицам в результате столкновения транспортных средств, ответственность несет как лицо, виновное в совершении ДТП, так и невиновное, что не соответствует принципу справедливости при возмещении такого вреда;
  • рассмотреть вопрос о возможном закреплении в ГК правовых институтов, используемых в законодательстве иностранных государств (возмещение потерь, опцион на заключение договора, преддоговорная ответственность, межкредиторское соглашение, конвертируемый займ и др.), в том числе с учетом практики применения Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики».

В целом при совершенствовании ГК предлагается использовать наиболее оптимальные подходы, содержащиеся в гражданском законодательстве Российской Федерации и иных государств-членов Евразийского экономического союза.

Так, к примеру, в целях разрешения проблем, возникающих на практике при реорганизации юридических лиц, предполагается внести изменения в ГК, усилив правовые гарантии защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

В частности,

  • установить срок уведомления кредиторов о принятом решении о реорганизации юридического лица – должника;
  • установить срок предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков;
  • закрепить условие, что требования кредиторов, предъявленные в срок, должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации.

Для комплексной корректировки Налогового кодекса по поручению Президента Республики Беларусь должна быть сформирована межведомственная рабочая группа, с включением в ее состав экспертов, представляющих Совет по развитию предпринимательства. Разработка законопроекта должна быть обеспечена на принципах:

  • стабильности налогового законодательства, исключающем его корректировку чаще чем раз в три года;
  • простоты, понятности правовых норм и легкости их восприятия;
  • недопущения правовой неопределенности и несогласованности предписаний;
  • прямого действия правовых норм.

Основной целью разработки проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» является подготовка правовой основы для введения в действие на территории Республики Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности. При этом введение таких стандартов не предполагает отмену требований национальных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность в Республике Беларусь.

Введение международных стандартов аудиторской деятельности будет способствовать повышению степени доверия со стороны иностранных партнеров к результатам национального аудита, позволит обеспечить международное признание аудиторских заключений, подготовленных белорусскими аудиторами, повысит уровень профессионализма аудиторов и аудиторских фирм, качество проводимого аудита.

– Какие еще законопроекты будут разработаны в 2018 году?

– Планом предусматривается подготовка законопроектов об изменении законов по вопросам социальной защиты инвалидов, «Об оказании психиатрической помощи», «О трансплантации органов и тканей человека», «О вспомогательных репродуктивных технологиях», «О рекламе», об изменении кодексов по вопросам семейной медиации (Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов), об изменении законов по вопросам обеспечения пограничной безопасности, по вопросу усиления борьбы с пропагандой нацизма, а также подготовка проектов новых законов «О персональных данных» и «Об охране и использовании болот (торфяников)».

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам социальной защиты инвалидов» направлен на обеспечение реализации Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной в 2016 году. Конвенцию можно назвать всеобъемлющим кодексом прав инвалидов, так как она устанавливает права инвалидов во всех областях общественной жизни.

Предполагается:

  • пересмотреть нормы, касающиеся формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов (беспрепятственный доступ к жилым объектам, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, беспрепятственное пользование различными видами транспорта, средствами связи и информации);
  • совершенствовать подходы к формированию и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида;
  • регламентировать ряд иных вопросов с учетом предложений заинтересованных государственных органов и общественных объединений.

4 законопроекта включены в план 2018 года для решения вопросов сферы здравоохранения, выявленных в результате практики применения соответствующих законов.

Основной целью корректировки Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» является расширение форм наблюдения за пациентами, страдающими психическими расстройствами (заболеваниями). Действующий Закон не предусматривает иные формы наблюдения за пациентами, кроме диспансерного наблюдения. Вместе с тем, существовавшая ранее практика консультативного наблюдения за пациентами, не нуждающимися в диспансерном наблюдении, позволяла обеспечить более высокий уровень качества оказания психиатрической помощи таким пациентам.

При разработке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» предполагается расширить круг лиц, относящихся к потенциальным живым родственным донорам органов и тканей человека, отнеся к ним двоюродных братьев и сестер.

Планом предусматривается также корректировка Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях», которым предполагается расширить круг лиц, относящихся к неанонимным донорам половых клеток.

Планируется внести изменения в кодексы по вопросам семейной медиации (Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы Республики Беларусь).

Брачно-семейное законодательство предусматривает сегодня целый ряд инструментов, направленных на урегулирование брачно-семейных отношений: это и возможность заключения супругами Брачного договора, Соглашения об имуществе, Соглашения о детях, Соглашения об алиментах, которые достаточно активно используются участниками данных правоотношений. В целях дальнейшего развития договорных отношений в брачно-семейном законодательстве предлагается ввести институт семейной медиации, как дополнительный способ урегулирования семейных конфликтов.

В рамках изменений в Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» планируется урегулировать параметры соотношения и методы измерения уровня звука рекламы и транслируемой программы, прерываемой рекламой.

Поскольку в последнее время отмечается рост количества жалоб граждан по вопросу размещения рекламы в почтовые ящики многоквартирных жилых домов, что ухудшает санитарное состояние подъездов, а также затрудняет выполнение операторами почтовой связи функций по доставке корреспонденции, предполагается внесение дополнения в Закон в части упорядочения распространения данной рекламы.

Также будут уточнены места и объекты, где не допускается размещение (распространение) наружной рекламы, что позволит улучшить внешний вид населенных пунктов. Данная проблема наиболее актуальна для исторических и центральных частей городов, где художественно-архитектурное оформление, внешний вид градостроительных ансамблей, панорам и ландшафтов имеют особенное значение.

В проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения пограничной безопасности» будут предусматриваться нововведения, касающиеся пропусков в пограничную зону (пограничную полосу), например, выдача групповых пропусков (для туристических групп, семей с несовершеннолетними детьми) с целью ускорения процедуры пропуска в пограничную зону (пограничную полосу) и др.

В исключительных случаях, в том числе связанных с чрезвычайными обстоятельствами, а также в целях обеспечения национальных интересов Республики Беларусь по решению Председателя Государственного пограничного комитета Республики Беларусь или уполномоченного им должностного лица физические лица будут наделены правом въезжать (входить), временно пребывать и передвигаться в пограничной зоне и в пограничной полосе без соответствующих пропусков. После принятия закона физические лица получат возможность более оперативно (сегодня срок осуществления соответствующей административной процедуры составляет 5 рабочих дней) и без уплаты государственной пошлины въехать (войти), временно пребывать и передвигаться в пограничной зоне и в пограничной полосе.

В 2017 году в качестве эксперимента сотрудники таможенных органов в пункте пропуска Козловичи были наделены полномочиями на осуществление некоторых функций органов пограничной службы в пунктах пропуска через Государственную границу, в частности, полномочиями по:

  • проверке у граждан, следующих через Государственную границу, документов для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь;
  • контролю за соблюдением правил пребывания иностранцев в пункте пропуска и правил транзитного проезда (транзита) иностранцев через территорию Республики Беларусь.

Данный эксперимент, направленный на оптимизацию деятельности таможенных органов и органов пограничной службы по пропуску через Государственную границу Республики Беларусь физических лиц, показал положительные результаты. В этой связи соответствующие нормы будут закреплены в законопроекте.

Планируется также подготовка проекта Закона «Об изменении законов по вопросу усиления борьбы с пропагандой нацизма». Положения законопроекта будут направлены на совершенствование механизмов противодействия проявлениям идеологии нацизма в условиях современных глобальных вызовов и угроз, связанных с возрождением старых и появлением новых форм национал-экстремизма.

В рамках законопроекта предполагается комплексно урегулировать вопросы противодействия пропаганде символики и атрибутики не только нацистских, но также иных экстремистских организаций, в том числе вопросы, касающиеся определения перечней организаций экстремистского толка, их атрибутики и символики, конкретизации запрещенных действий, совершенствования мер ответственности.

Еще одним важным проектом является проект Закона Республики Беларусь «О персональных данных».

Подготовка указанного проекта Закона будет основываться на его концепции, согласованной Президентом Республики Беларусь в сентябре 2017 года.

Законопроектом будет определен порядок сбора, обработки, распространения и предоставления персональных данных, порядок получения согласия граждан на действия с их персональными данными. Также планируется закрепить порядок трансграничной передачи персональных данных и случаи, когда обработка персональных данных может осуществляться без согласия граждан.

Предполагается закрепление в проекте Закона прав субъектов персональных данных в отношении их персональных данных, в том числе, – права на отзыв согласия на обработку персональных данных, права на ознакомление со своими персональными данными, права возражать против обработки своих персональных данных и др.

Также на основе согласованной в 2017 году Президентом Республики Беларусь концепции будет осуществляться подготовка проекта Закона Республики Беларусь «Об охране и использовании болот (торфяников)».

Разработка данного Закона необходима в целях сохранения средообразующих и водоохранных функций болот (торфяников), удовлетворения экономических потребностей в этих ресурсах настоящего, а также будущих поколений, реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и природопользование, положений международных договоров Республики Беларусь в этой области.

– На решение каких вопросов направлена разработка концепций законопроектов, включенных в план?

– Подготовке наиболее сложных законопроектов, когда необходимо ввести в законодательство новые подходы, решить ряд спорных вопросов, предшествует подготовка концепций законопроектов и согласование их Главой государства.

Планом подготовки законопроектов на 2018 год предусматривается подготовка 2 концепций проектов законов Республики Беларусь «О предупреждении насилия в семье» и «О государственных организациях и хозяйственных обществах с участием государства».

Первая предполагает существенное изменение правового регулирования в области профилактики насилия в семье, пересмотр оснований для применения мер воздействия в отношении агрессора (которые затрагивают конституционные права и свободы граждан, значительно расширяют содержание понятия «насилие в семье» за счет включения признаков, не характерных отечественному праву), а также необходимо выработать согласованную позицию заинтересованных государственных органов.

Наработанная правоприменительная практика показала необходимость изменения подходов к осуществлению профилактического учета, основанием для которого в настоявшее время является привлечение гражданина, совершившего насилие в семье, к административной ответственности. Одним из вариантов видится закрепление возможности применения мер индивидуальной профилактики насилия в семье при обнаружении такого факта без привязки к административному либо уголовному процессу.

В частности, предлагается рассмотреть возможность назначения агрессору такой меры как прохождение у психолога коррекционной программы в качестве альтернативы административному взысканию, целесообразности вынесения защитного предписания вне зависимости от привлечения агрессора к административной ответственности, включения бывших супругов (сожителей) в круг лиц, которые будут признаваться жертвами насилия в семье.

Разработка второй концепции направлена на реализацию Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы.

В концепции предполагается урегулировать общие положения о государственных организациях и хозяйственных обществах с участием государства, особенности управления ими и др. вопросы.

– Какие самые значимые по итогам реализации плана 2016 года изменения законодательства начали действовать в 2017 году и какие изменения будут введены в действие в ближайшей перспективе?

– Значимых изменений в законодательстве в 2017 году было немало.

Например, одним из главных ориентиров социальной политики Республики Беларусь является обеспечение государственной поддержки семьи как основы построения нашего общества. Целенаправленная материальная поддержка семей, имеющих детей, осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

С 1 июля 2017 г. вступила в силу новая редакция указанного Закона.

Закон содержит меры по усилению социальной защиты отдельных категорий граждан (лиц, получающих пособие по беременности и родам в минимальном размере, семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и др.).

К примеру, женщины, у которых размер пособия по беременности и родам ниже, чем размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, имеют право на доплату разницы между размерами указанных пособий. Соответствующая доплата производится за период со дня рождения ребенка до окончания отпуска по беременности и родам.

Кроме того, женщинам, ставшим на учет в организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, предоставлено право на соответствующее государственное пособие вне зависимости от формы собственности организации здравоохранения, в которой имела место постановка на учет. Ранее право на указанное пособие предоставлялось только при постановке на учет в государственных организациях здравоохранения.

Предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Для родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, установлено право на получение соответствующего пособия и в том случае, когда они работают неполный рабочий день (до 0,5 ставки), либо являются получателями пенсии или ежемесячной страховой выплаты в связи с несчастным случаем на производстве.

Также предусмотрено увеличение размера пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет с наиболее тяжелыми формами инвалидности (с III или IV степенью утраты здоровья).

В декабре 2017 года вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании». Соответствующие изменения предусматривают упрощение процедуры привлечения негосударственных структур, общественных объединений различных направленностей к оказанию государственных социальных услуг.

Уточнены обстоятельства, при которых гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации и, соответственно, иметь право на социальное обслуживание. Так, к примеру, если раньше таким обстоятельством являлось рождение одновременно трех и более детей, то согласно внесенным изменениям – рождение одновременно двоих и более детей.

В качестве альтернативы интернатным учреждениям введена новая форма социального обслуживания – социальное обслуживание в замещающей семье. Оказание социальных услуг в замещающей семье предусматривает совместное проживание нуждающегося гражданина и лица, оказывающего социальные услуги.

При этом, в качестве лиц, предоставляющих социальные услуги в замещающей семье, не могут выступать близкие родственники нуждающегося гражданина, обязанные по закону его содержать (родители, дети).

– Главой государства издан ряд актов в целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности, в том числе, Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». Какие законодательные меры приняты либо предпринимаются по либерализации административной ответственности в экономической сфере, корректировке мер уголовной ответственности за экономические преступления?

– Центром в качестве ответственного исполнителя был подготовлен проект Закона, предусматривающий корректировку Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Законопроект носит системный характер, затрагивает широкий спектр вопросов ответственности в различных областях. Вместе с тем его ключевые положения связаны с комплексной либерализацией административной ответственности в экономической сфере.

В числе основных положений проекта, направленных на улучшение бизнес-климата, можно выделить:

  • снижение штрафов и расширение возможности применения вместо штрафа предупреждения;
  • кардинальное сокращение сферы применения конфискации;
  • исключение ответственности субъектов хозяйствования за формальные, малозначительные проступки;
  • расширение перечня оснований для освобождения от ответственности при условии устранения нарушений;
  • исключение из Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях не соответствующих экономическим реалиям формальных составов административных правонарушений.

Реализация этих новелл наряду с иными новыми актами в сфере предпринимательства будет способствовать улучшению инвестиционного климата, развитию деловой инициативы.

Кроме того, в 2017 году Центром во взаимодействии с заинтересованными государственными органами осуществлялась подготовка законопроекта, предусматривающего комплексную корректировку Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Республики Беларусь.

Одним из основных направлений такой корректировки является ревизия норм об ответственности за экономические преступления. Данный законопроект предполагает декриминализацию ряда деяний, которые не влекут причинения реального ущерба, увеличение размера ущерба, причинение которого влечет уголовную ответственность, снижение предельного срока лишения свободы по ряду экономических преступлений, исключение из системы наказаний общей конфискации имущества.

Разработку данного законопроекта планируется завершить в марте текущего года.

Справочно

На Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь доступна Интернет-версия банка данных проектов законов.

Банк данных проектов законов был создан на основании Указа Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 376 «О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь».

Формирование и ведение банка данных осуществляется Национальным центром правовой информации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 105 «О банке данных проектов законов Республики Беларусь».

Банк данных проектов законов Республики Беларусь представляет собой организационно-техническую систему, включающую информацию о проектах законов Республики Беларусь (законах Республики Беларусь) и систематизированную совокупность сведений о них.

Интернет-версия банка данных проектов законов обеспечивает доступ к текстам проектов законов, внесенных субъектами права законодательной инициативы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, к информации о прохождении ими соответствующих стадий законотворческого процесса, а также к информации об осуществлении обязательного предварительного контроля конституционности законов Республики Беларусь.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
(фото – НЦПИ)