/ / Новости PRAVO.BY
05.02.2018

Профессионально об актуальном: К вопросу о применении законодательства о закупках при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств международной технической помощи

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 12 января 2018 г.

В соответствии с законодательством международная техническая помощь – это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь», далее – Указ № 460).

При ее предоставлении различают субъектов – доноров и получателей международной технической помощи.

Доноры международной технической помощи – это иностранное государство (его административно-территориальная единица), международная организация, их представительства либо уполномоченные этими государством и организацией субъекты права, предоставляющие международную техническую помощь (подп. 1.1 п. 1 Указа № 460).

Получатель международной технической помощи – Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица в лице государственных органов, юридические лица и граждане Республики Беларусь, которые получают международную техническую помощь или в пользу которых реализуются проекты (программы) международной технической помощи (подп. 1.1 п. 1 Указа № 460).

В качестве международной технической помощи могут выступать в том числе денежные средства, но хотя они и не являются бюджетными средствами, тем не менее постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 51 «Об утверждении Инструкции о порядке учета государственными органами денежных средств международной технической помощи» установлен порядок учета таких денежных средств получателями международной технической помощи.

В развитие норм названного указа принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2003 г. № 1522, которым утверждено Положение о порядке подготовки, рассмотрения, одобрения и регистрации проектов (программ) международной технической помощи, а также перечней товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации этих проектов (программ) (далее – Положение).

В соответствии с Положением закупки товаров (работ, услуг) в рамках проектов за счет международной технической помощи осуществляются в соответствии с процедурами, определенными донором международной технической помощи. Закупка товаров (работ, услуг) за счет софинансирования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь (п. 39 Положения).

Софинансирование представляет собой частичное финансирование проекта (программы) международной технической помощи, отраженное в его (ее) бюджете, за счет собственных средств получателя международной технической помощи, средств республиканского и местных бюджетов и внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, внебюджетных средств, а также иных средств, не запрещенных законодательством, трудовых или иных ресурсов для скоординированного использования этих средств и ресурсов при реализации проектов (программ) международной технической помощи (п. 2 Положения о софинансировании проектов (программ) международной технической помощи, реализуемых в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2003 г. № 1522).

Тем самым в отсутствие софинансирования проектов (программ) международной технической помощи порядок приобретения товаров (работ, услуг) или требуемые процедуры определяются донором международной технической помощи. При наличии софинансирования применяется законодательство Республики Беларусь.

При ответе на вопрос, какие нормы законодательства Республики Беларусь применять в данном случае, следует учитывать, что источниками средств софинансирования могут быть:

  • собственные средства получателя международной технической помощи, внебюджетные средства, а также трудовые или иные ресурсы получателя международной технической помощи;
  • средства республиканского и местных бюджетов и внебюджетных централизованных инвестиционных фондов;
  • другие источники средств софинансирования, использование которых не противоречит законодательству Республики Беларусь (п.4 Положения о софинансировании проектов (программ) международной технической помощи, реализуемых в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2003 г. № 1522).

Если такими средствами выступают собственные и иные средства, за исключением средств республиканского и местных бюджетов и внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, то получатель международной технической помощи руководствуется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (в ред. от 15 августа 2017 г., далее – постановление № 229), если он является субъектом, на которого распространяется действие постановления № 229. К субъектам, применяющим постановление №229, относятся республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи (подп. 1.1 п .1 постановления № 229).

При применении постановления № 229 указанным выше субъектам также следует учитывать, что при наличии оснований, предусмотренных, в частности, п. 28 приложения 1 к постановлению № 229, названное постановление не применяется. Речь о ситуации, если осуществляются закупки товаров (работ, услуг) в соответствии с международным договором Республики Беларусь, а также договором, заключенным республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Совету Министров Республики Беларусь, иным государственным органом (организацией), государственным объединением с иностранным юридическим лицом, международной организацией, организацией, не являющейся юридическим лицом, если таким договором предусмотрен иной порядок определения их поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Соответственно, если при получении международной технической помощи имеется указанный в п. 28 приложения 1 к постановлению № 229 международный договор или иной договор (к примеру, договор (контракт) на получение денежных средств, заключенный указанными выше субъектами), то им может быть установлен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Если получателем международной технической помощи является коммунальное унитарное предприятие, государственное объединение, иные юридические лица, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности, то такой получатель при осуществлении закупок за счет собственных средств руководствуется нормами решений соответствующих местных Советов депутатов (п. 51 постановления № 229).

Как правило, такими решениями местных Советов депутатов также предусматриваются случаи их неприменения, аналогичные установленным постановлением № 229.

Положением также предусмотрено, что в рамках проектов может применяться процедура закупки из одного источника, если софинансирование закупки не осуществляется за счет средств бюджета и внебюджетных централизованных инвестиционных фондов (п. 40 Положения). Приведенная выше норма в п. 40 Положения, очевидно, касается случая, когда получателем международной технической помощи применяются нормы постановления № 229 (соответствующего решения местного Совета депутатов). И в таком случае допускается проведение процедуры закупки из одного источника по правилам, предусмотренным постановлением № 229 (соответствующим решением местного Совета депутатов).

Если же при софинансировании используются средства республиканского и местных бюджетов и внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, то, полагаем, получатель международной технической помощи выступает одновременно и получателем бюджетных средств, что, в свою очередь, означает применение законодательства о государственных закупках.

Также следует принимать во внимание, что, если приобретение касается товаров (работ, услуг) при строительстве при условии софинансирования проектов (программ) международной технической помощи, следует учитывать и нормы Указа Президента Республики Беларусь от 20 октября 2016 г. № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

Амельченя Ю.А.,
доцент кафедры гражданского и хозяйственного
права Академии управления при Президенте
Республики Беларусь, кандидат юридических
наук, доцент, медиатор

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!