Авторский материал: Налоговое консультирование – это о чем?
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 10 октября 2017 г.
В Республике Беларусь появился новый вид деятельности – налоговое консультирование. Указ Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании» (далее – Указ № 338) содержит нормы, определяющие все аспекты, касающиеся этого вида деятельности, а именно: содержит определение налогового консультирования, определяет требования, которые предъявляются к физическим лицам, желающим стать налоговыми консультантами, определяет правила деятельности в области налогового консультирования и много другой информации, позволяющей понять суть этого вида деятельности. Сразу уточним, что начало действия вышеназванного документа – 24.12.2017.
Согласно абз. 2 п. 41 Положения о налоговом консультировании, утвержденного Указом № 338 (далее – Положение), налоговое консультирование – это предпринимательская деятельность по оказанию консультационных и иных сопутствующих услуг в сфере отношений, регулируемых налоговым законодательством. Что включает в себя этот вид деятельности? Пунктом 2 Положения определено, что налоговое консультирование включает:
- консультирование по вопросам налогообложения, в том числе в части применения налогового законодательства в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у консультируемого лица*, подготовку рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений;
- оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб;
- представительство интересов консультируемых лиц в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.
Подпунктом 1.1 п. 1 Указа № 338 установлено, что деятельность по налоговому консультированию клиентов может осуществляться:
- гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства, получившими квалификационный аттестат налогового консультанта в порядке, установленном Указом № 338, являющимися членами Палаты налоговых консультантов (после ее образования) (далее – налоговый консультант) и зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя (далее – ИП);
- коммерческой организацией, в штате которой состоит работник, являющийся налоговым консультантом, при условии, что данная организация является основным местом его работы. При этом для целей Указа № 338 под основным местом работы понимается работа у нанимателя, у которого ведется трудовая книжка работника.
Одним из важных моментов Указа № 338 является необходимость и организациями, и ИП, осуществляющими деятельность в области налогового консультирования, страховать свою деятельность путем заключения договоров страхования. Согласно подп. 1.2 п. 1 Указа № 338 страховая сумма по такому договору страхования за причинение убытков в связи с осуществлением деятельности по налоговому консультированию не может быть менее одной тысячи базовых величин. Под убытками для страхового случая по таким договорам понимаются пени, начисленные в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Республики Беларусь клиентам, заключившим договор возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, и (или) сумма примененных к этим лицам административных взысканий.
Справочно. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2016 № 974 «Об установлении размера базовой величины» с 1 января 2017 г. базовая величина установлена в размере 23 рубля.
В соответствии с п. 3 Положения налоговое консультирование осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, заключаемого в простой письменной форме между коммерческими организациями, ИП, осуществляющими деятельность по налоговому консультированию, и клиентом (гл. 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В этом же пункте определены существенные условия такого договора:
- предмет договора;
- сроки оказания услуг по налоговому консультированию и порядок принятия таких услуг;
- права и обязанности сторон;
- стоимость услуг по налоговому консультированию, сроки и порядок их оплаты;
- ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств;
- порядок разрешения споров;
- порядок соблюдения конфиденциальности;
- иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Рассмотрим порядок получения статуса налогового консультанта.
Пунктом 5 Положения определено, что для получения квалификационного аттестата налогового консультанта в целях проверки знаний претендентов проводится квалификационный экзамен, для приема которого создается квалификационная комиссия. Положение о квалификационной комиссии, ее персональный состав, порядок проведения квалификационного экзамена утверждаются Министерством по налогам и сборам.
Для допуска к квалификационному экзамену физическое лицо должно:
- иметь высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по специальности после получения высшего образования не менее трех лет;
- или иметь иное высшее образование при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности экономического и (или) юридического профиля и наличие стажа работы по этим специальностям не менее трех лет;
- не иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий;
- не находится на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
- не быть признанным недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- не должно быть исключенным из коллегии адвокатов, уволенным из правоохранительных, других органов и организаций по дискредитирующим обстоятельствам, а также исключенным из Единого реестра налоговых консультантов по основаниям, предусмотренным абз. 7–8 п. 15 Положения, в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения;
- не иметь аннулированного специального разрешения (лицензии) на право осуществления адвокатской деятельности, если со дня принятия решения о таком аннулировании прошло менее года.
- копия диплома об образовании;
- медицинские справки о состоянии здоровья, подтверждающие отсутствие нахождения на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
- справка об отсутствии судимости;
- выписка (копия) из трудовой книжки или иной документ, подтверждающий наличие стажа работы по специальности;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за прием квалификационного экзамена. Если уплата производится посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства, подтверждающий уплату документ представлять не нужно.
При сдаче экзамена претендентам выдается квалификационный аттестат с неограниченным сроком действия, оформленный на бланке документа с определенной степенью защиты.
Согласно п. 11 Положения со дня выдачи квалификационного аттестата физическому лицу присваивается статус налогового консультанта. Сведения о налоговом консультанте включаются в Единый реестр налоговых консультантов, ведение которого осуществляется Министерством по налогам и сборам.
В п. 20 Положения определены обязанности налогового консультанта, а именно:
- соблюдать требования законодательства;
- являться членом Палаты налоговых консультантов (после ее образования);
- проходить обучение по образовательной программе повышения квалификации для налоговых консультантов не реже одного раза в течение двух календарных лет и представлять в Министерство по налогам и сборам копию документа о подтверждении повышения квалификации не позднее одного месяца со дня его получения.
Пунктом 20 Положения также определено, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по налоговому консультированию, обязаны:
- соблюдать требования законодательства;
- иметь действующий договор страхования ответственности;
- приостановить деятельность по налоговому консультированию по истечении срока действия договора страхования ответственности до заключения соответствующего договора;
- не позднее 10 рабочих дней со дня заключения договора страхования ответственности представить его копию в Министерство по налогам и сборам, а также не позднее 10 рабочих дней со дня изменения, расторжения договора страхования ответственности, заключения нового договора письменно информировать об этом Министерство по налогам и сборам;
- оказывать услуги по налоговому консультированию в соответствии с заключенным договором возмездного оказания услуг по налоговому консультированию;
- предъявлять консультируемому лицу при заключении с ним договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию квалификационный аттестат и договор страхования ответственности;
- обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых от консультируемого лица и (или) от третьих лиц, не разглашать их содержание без согласия консультируемых лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
- в случае приостановления действия квалификационного аттестата индивидуального предпринимателя либо единственного налогового консультанта, состоящего в штате коммерческой организации, приостановить деятельность по налоговому консультированию, а в случае прекращения действия квалификационного аттестата – прекратить деятельность по налоговому консультированию;
- осуществлять иные обязанности, вытекающие из договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.
- обеспечивать полноту представления документов и сведений, необходимых для осуществления деятельности по налоговому консультированию;
- давать коммерческой организации, индивидуальному предпринимателю, осуществляющим деятельность по налоговому консультированию, устные и письменные пояснения по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования;
- выплачивать коммерческой организации, индивидуальному предпринимателю, осуществляющим деятельность по налоговому консультированию, вознаграждение за оказанные услуги в размере, сроки и порядке, установленных договором возмездного оказания услуг по налоговому консультированию;
- выполнять иные обязанности, предусмотренные актами законодательства и (или) договором возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.
- получать у них устные и письменные пояснения по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования, а также документы и сведения, связанные с оказанием услуг;
- получать по письменному запросу, согласованному с консультируемым лицом, документы и сведения от третьих лиц по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования;
- отказаться от налогового консультирования в случаях непредставления консультируемым лицом требуемых документов и сведений, представления заведомо недостоверной информации и в иных случаях, предусмотренных договором;
- привлекать на договорной основе с согласия консультируемого лица необходимых специалистов и экспертов;
- осуществлять иные права, вытекающие из договора (п. 19 Положения).
Важно! Подпунктом 1.6 п. 1 Указа № 338 определено, что физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, но не являющиеся налоговыми консультантами, а также коммерческие организации, в штате которых не состоит работник, являющийся налоговым консультантом, осуществляющие в настоящий момент деятельность по налоговому консультированию, вправе осуществлять такую деятельность только по 31 декабря 2018 г.
Нормы Указа № 338 не распространяются на:
- лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг;
- аудиторские организации и (или) аудиторов – ИП при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, а также на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых ими на основании договора.
- ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности, в том числе в соответствии с МСФО, законодательством других государств, составление налоговых деклараций (расчетов);
- постановку и восстановление бухгалтерского и (или) иного учета;
- анализ хозяйственной деятельности организации, оценку предпринимательских рисков, финансовое планирование;
- разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
- оценку стоимости объектов гражданских прав;
- консультационные услуги;
- и др.
- наличие высшего или среднего специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;
- отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
- наличие сертификата профессионального бухгалтера;
- отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
- соответствие иным требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.
К компетенции Палаты налоговых консультантов относятся (п. 34 Положения):
- защита законных прав и профессиональных интересов своих членов;
- представление интересов членов Палаты налоговых консультантов в государственных органах и иных организациях;
- методическое руководство и координация деятельности налоговых консультантов путем обеспечения единства правоприменительной практики;
- осуществление контроля качества оказания ее членами услуг по налоговому консультированию;
- обеспечение повышения квалификации налоговых консультантов;
- и др.
Борисенко Н.В.,
аудитор
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!