/ / Новости PRAVO.BY
23.10.2017

Авторский материал: Налоговое консультирование – это о чем?

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 10 октября 2017 г.

В Республике Беларусь появился новый вид деятельности – налоговое консультирование. Указ Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании» (далее – Указ № 338) содержит нормы, определяющие все аспекты, касающиеся этого вида деятельности, а именно: содержит определение налогового консультирования, определяет требования, которые предъявляются к физическим лицам, желающим стать налоговыми консультантами, определяет правила деятельности в области налогового консультирования и много другой информации, позволяющей понять суть этого вида деятельности. Сразу уточним, что начало действия вышеназванного документа – 24.12.2017.

Согласно абз. 2 п. 41 Положения о налоговом консультировании, утвержденного Указом № 338 (далее – Положение), налоговое консультирование – это предпринимательская деятельность по оказанию консультационных и иных сопутствующих услуг в сфере отношений, регулируемых налоговым законодательством. Что включает в себя этот вид деятельности? Пунктом 2 Положения определено, что налоговое консультирование включает:

  • консультирование по вопросам налогообложения, в том числе в части применения налогового законодательства в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у консультируемого лица*, подготовку рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений;
  • оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб;
  • представительство интересов консультируемых лиц в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.
Справочно. *Под консультируемым лицом для целей Указа № 338 понимается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (далее – клиенты), заключившие договор возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.

Подпунктом 1.1 п. 1 Указа № 338 установлено, что деятельность по налоговому консультированию клиентов может осуществляться:

  • гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства, получившими квалификационный аттестат налогового консультанта в порядке, установленном Указом № 338, являющимися членами Палаты налоговых консультантов (после ее образования) (далее – налоговый консультант) и зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя (далее – ИП);
  • коммерческой организацией, в штате которой состоит работник, являющийся налоговым консультантом, при условии, что данная организация является основным местом его работы. При этом для целей Указа № 338 под основным местом работы понимается работа у нанимателя, у которого ведется трудовая книжка работника.
Как видим из приведенных норм, статус налогового консультанта может иметь только физическое лицо.

Одним из важных моментов Указа № 338 является необходимость и организациями, и ИП, осуществляющими деятельность в области налогового консультирования, страховать свою деятельность путем заключения договоров страхования. Согласно подп. 1.2 п. 1 Указа № 338 страховая сумма по такому договору страхования за причинение убытков в связи с осуществлением деятельности по налоговому консультированию не может быть менее одной тысячи базовых величин. Под убытками для страхового случая по таким договорам понимаются пени, начисленные в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Республики Беларусь клиентам, заключившим договор возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, и (или) сумма примененных к этим лицам административных взысканий.

Справочно. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2016 № 974 «Об установлении размера базовой величины» с 1 января 2017 г. базовая величина установлена в размере 23 рубля.

В соответствии с п. 3 Положения налоговое консультирование осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, заключаемого в простой письменной форме между коммерческими организациями, ИП, осуществляющими деятельность по налоговому консультированию, и клиентом (гл. 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В этом же пункте определены существенные условия такого договора:

  1. предмет договора;
  2. сроки оказания услуг по налоговому консультированию и порядок принятия таких услуг;
  3. права и обязанности сторон;
  4. стоимость услуг по налоговому консультированию, сроки и порядок их оплаты;
  5. ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств;
  6. порядок разрешения споров;
  7. порядок соблюдения конфиденциальности;
  8. иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Важно! При оказании услуг по налоговому консультированию организацией, в которой работает налоговый консультант, документы, подтверждающие оказание услуг по налоговому консультированию, подписываются не только налоговым консультантом, но и руководителем этой организации.

Рассмотрим порядок получения статуса налогового консультанта.

Пунктом 5 Положения определено, что для получения квалификационного аттестата налогового консультанта в целях проверки знаний претендентов проводится квалификационный экзамен, для приема которого создается квалификационная комиссия. Положение о квалификационной комиссии, ее персональный состав, порядок проведения квалификационного экзамена утверждаются Министерством по налогам и сборам.

Для допуска к квалификационному экзамену физическое лицо должно:

  • иметь высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по специальности после получения высшего образования не менее трех лет;
  • или иметь иное высшее образование при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности экономического и (или) юридического профиля и наличие стажа работы по этим специальностям не менее трех лет;
  • не иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий;
  • не находится на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • не быть признанным недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • не должно быть исключенным из коллегии адвокатов, уволенным из правоохранительных, других органов и организаций по дискредитирующим обстоятельствам, а также исключенным из Единого реестра налоговых консультантов по основаниям, предусмотренным абз. 7–8 п. 15 Положения, в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения;
  • не иметь аннулированного специального разрешения (лицензии) на право осуществления адвокатской деятельности, если со дня принятия решения о таком аннулировании прошло менее года.
Экзамен проводится по мере поступления заявлений от претендентов. В соответствии с п. 8 Положения для сдачи экзамена претенденты подают заявление в Министерство по налогам и сборам не позднее одного месяца до объявленного дня экзамена. К заявлению прилагаются следующие документы:
  1. копия диплома об образовании;
  2. медицинские справки о состоянии здоровья, подтверждающие отсутствие нахождения на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  3. справка об отсутствии судимости;
  4. выписка (копия) из трудовой книжки или иной документ, подтверждающий наличие стажа работы по специальности;
  5. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за прием квалификационного экзамена. Если уплата производится посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства, подтверждающий уплату документ представлять не нужно.
За прием квалификационного экзамена у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, в республиканский бюджет уплачивается государственная пошлина в размере пяти базовых величин (подп. 1.3 п. 1 Указа № 338).

При сдаче экзамена претендентам выдается квалификационный аттестат с неограниченным сроком действия, оформленный на бланке документа с определенной степенью защиты.

Согласно п. 11 Положения со дня выдачи квалификационного аттестата физическому лицу присваивается статус налогового консультанта. Сведения о налоговом консультанте включаются в Единый реестр налоговых консультантов, ведение которого осуществляется Министерством по налогам и сборам.

В п. 20 Положения определены обязанности налогового консультанта, а именно:

  • соблюдать требования законодательства;
  • являться членом Палаты налоговых консультантов (после ее образования);
  • проходить обучение по образовательной программе повышения квалификации для налоговых консультантов не реже одного раза в течение двух календарных лет и представлять в Министерство по налогам и сборам копию документа о подтверждении повышения квалификации не позднее одного месяца со дня его получения.
Важно! Согласно п. 13 Положения несоблюдение налоговым консультантом требований об обязательном повышении квалификации налоговых консультантов действие квалификационного аттестата приостанавливается до подтверждения прохождения обучения по программам повышения квалификации, но не более 12 месяцев. По истечении этого срока действие квалификационного аттестата прекращается (п. 15 Положения).

Пунктом 20 Положения также определено, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по налоговому консультированию, обязаны:

  1. соблюдать требования законодательства;
  2. иметь действующий договор страхования ответственности;
  3. приостановить деятельность по налоговому консультированию по истечении срока действия договора страхования ответственности до заключения соответствующего договора;
  4. не позднее 10 рабочих дней со дня заключения договора страхования ответственности представить его копию в Министерство по налогам и сборам, а также не позднее 10 рабочих дней со дня изменения, расторжения договора страхования ответственности, заключения нового договора письменно информировать об этом Министерство по налогам и сборам;
  5. оказывать услуги по налоговому консультированию в соответствии с заключенным договором возмездного оказания услуг по налоговому консультированию;
  6. предъявлять консультируемому лицу при заключении с ним договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию квалификационный аттестат и договор страхования ответственности;
  7. обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых от консультируемого лица и (или) от третьих лиц, не разглашать их содержание без согласия консультируемых лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  8. в случае приостановления действия квалификационного аттестата индивидуального предпринимателя либо единственного налогового консультанта, состоящего в штате коммерческой организации, приостановить деятельность по налоговому консультированию, а в случае прекращения действия квалификационного аттестата – прекратить деятельность по налоговому консультированию;
  9. осуществлять иные обязанности, вытекающие из договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.
Во избежание спорных моментов между сторонами договора по налоговому консультированию нормами Указа № 338 определены обязанности клиентов, получающих услуги по налоговому консультированию. Так, п. 22 Положения определено, что клиент обязан:
  • обеспечивать полноту представления документов и сведений, необходимых для осуществления деятельности по налоговому консультированию;
  • давать коммерческой организации, индивидуальному предпринимателю, осуществляющим деятельность по налоговому консультированию, устные и письменные пояснения по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования;
  • выплачивать коммерческой организации, индивидуальному предпринимателю, осуществляющим деятельность по налоговому консультированию, вознаграждение за оказанные услуги в размере, сроки и порядке, установленных договором возмездного оказания услуг по налоговому консультированию;
  • выполнять иные обязанности, предусмотренные актами законодательства и (или) договором возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.
Также клиенты обязаны знать, что налоговые консультанты в рамках заключенного договора на возмездное оказание услуг имеют право:
  • получать у них устные и письменные пояснения по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования, а также документы и сведения, связанные с оказанием услуг;
  • получать по письменному запросу, согласованному с консультируемым лицом, документы и сведения от третьих лиц по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования;
  • отказаться от налогового консультирования в случаях непредставления консультируемым лицом требуемых документов и сведений, представления заведомо недостоверной информации и в иных случаях, предусмотренных договором;
  • привлекать на договорной основе с согласия консультируемого лица необходимых специалистов и экспертов;
  • осуществлять иные права, вытекающие из договора (п. 19 Положения).
Споры, возникающие между сторонами договора об оказании налогового консультирования, разрешаются в судебном порядке и иными способами, предусмотренными законодательными актами и (или) договором возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.

Важно! Подпунктом 1.6 п. 1 Указа № 338 определено, что физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, но не являющиеся налоговыми консультантами, а также коммерческие организации, в штате которых не состоит работник, являющийся налоговым консультантом, осуществляющие в настоящий момент деятельность по налоговому консультированию, вправе осуществлять такую деятельность только по 31 декабря 2018 г.

Нормы Указа № 338 не распространяются на:

  • лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг;
  • аудиторские организации и (или) аудиторов – ИП при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, а также на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых ими на основании договора.
В соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации, аудиторы – ИП помимо осуществления аудиторской деятельности могут оказывать следующие профессиональные услуги:
  • ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности, в том числе в соответствии с МСФО, законодательством других государств, составление налоговых деклараций (расчетов);
  • постановку и восстановление бухгалтерского и (или) иного учета;
  • анализ хозяйственной деятельности организации, оценку предпринимательских рисков, финансовое планирование;
  • разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  • оценку стоимости объектов гражданских прав;
  • консультационные услуги;
  • и др.
Таким образом, поскольку подп. 1.5 п. 1 Указа № 338 определено, что нормы данного нормативного документа не касаются аудиторских организаций и аудиторов – ИП, то они и далее могут оказывать такие профессиональные услуги, как ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности, составление налоговых деклараций и др. Таким образом, с 1 января 2019 г. услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности в процессе деятельности по налоговому консультированию смогут оказываться только налоговым консультантом коммерческой организации или ИП, имеющим статус налогового консультанта, а также аудиторскими организациями или аудиторами – ИП. К этому добавим, что ч. 4 п. 3 Положения определено, что услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности в процессе деятельности по налоговому консультированию могут оказываться только налоговым консультантом, отвечающим требованиям, предъявляемым законодательством о бухгалтерском учете и отчетности к главным бухгалтерам организаций, которым оказываются такие услуги. Требования, предъявляемые к лицу, претендующему на должность главного бухгалтера, определены в ст. 8 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Так, на должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Национального банка Республики Беларусь) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:
  • наличие высшего или среднего специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;
  • отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
На должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков, страховых организаций) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:
  • наличие сертификата профессионального бухгалтера;
  • отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
  • соответствие иным требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с п. 25 Положения органом самоуправления налоговых консультантов является Палата налоговых консультантов, учредителями которой являются налоговые консультанты. Палата налоговых консультантов является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве налоговых консультантов.

К компетенции Палаты налоговых консультантов относятся (п. 34 Положения):

  • защита законных прав и профессиональных интересов своих членов;
  • представление интересов членов Палаты налоговых консультантов в государственных органах и иных организациях;
  • методическое руководство и координация деятельности налоговых консультантов путем обеспечения единства правоприменительной практики;
  • осуществление контроля качества оказания ее членами услуг по налоговому консультированию;
  • обеспечение повышения квалификации налоговых консультантов;
  • и др.
Несмотря на то, что для всех налоговых консультантов членство в Палате налоговых консультантов является обязательным, в соответствии с п. 39 Положения уполномоченным государственным органом по регулированию деятельности по налоговому консультированию является Министерство по налогам и сборам.

Борисенко Н.В.,
аудитор

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!