/ / Новости PRAVO.BY
23.11.2017

Законопроект, направленный на комплексную либерализацию административной ответственности за нарушения в бизнесе, принят депутатами в первом чтении

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», направленный на либерализацию административной ответственности за нарушения в бизнесе, улучшение инвестиционного климата и развитие деловой инициативы в стране, в первом чтении приняли депутаты Палаты представителей.

Законопроект носит системный характер, затрагивает широкий спектр вопросов ответственности в различных областях и в целом ориентирован на:

  • совершенствование административного законодательства с учетом практики правоприменения; 
  • согласование Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях с действующим законодательством; 
  • развитие правовых механизмов, позволяющих реально обеспечить соразмерность ответственности тяжести содеянного; 
  • оптимизацию административного процесса, устранение излишней зарегулированности принятия решений по незначительным проступкам.

Как отметил в своем выступлении перед депутатами директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов, при подготовке законопроекта было рассмотрено более 400 предложений 26 государственных органов и иных организаций, использованы материалы рабочей группы по усовершенствованию ответственности в сфере предпринимательства, созданной Министерством экономики по поручению Правительства. Проект дорабатывался по результатам общественных обсуждений и круглых столов, совещаний представителей госорганов и бизнес-сообществ. Более 100 корректировок существующего законодательства связаны с оптимизацией мер ответственности, индивидуализации наказаний.

Законопроект содержит ряд положений, направленных на комплексную либерализацию административной ответственности за нарушения, связанные с ведением бизнеса, и обеспечение соразмерности наказания характеру деяний и степени причинения вреда. 

«С одной стороны, закон должен обеспечить экономическую безопасность государства и порядок в сфере предпринимательства, с другой стороны, меры ответственности не должны приводить к банкротству предприятий и сдерживанию деловой инициативы», – подчеркнул Вадим Ипатов.

Так, снижаются штрафы по 45 составам административных правонарушений. Расширяется возможность применения альтернативной штрафу меры в виде предупреждения – вводится в 21 норму об ответственности. На данный момент санкции ряда норм завышены и не позволяют принять справедливое решение с учетом всех обстоятельств правонарушения и порой ставят предприятия на грань банкротства, отметил директор НЦЗПИ.

Существенно сокращается сфера применения конфискации имущества – это один из наиболее наболевших и критикуемых бизнесом вопросов. «Такой подход в современных условиях не оправдан ни с правовой, ни с экономической точек зрения, – убежден Вадим Ипатов. – Вместо конфискации более оправдано было бы подвергнуть нарушителя соразмерному штрафу и дать ему возможность вовлечь имущество в легальный оборот с уплатой соответствующих налогов».

Законопроект закрепляет концептуальный подход – обязательная конфискация сохраняется только в отношении запрещенных к свободному обороту вещей: экстремистских материалов, недоброкачественной продукции, фальсификата и т.п. В отношении остальных товаров обязательная конфискация заменяется альтернативной либо штрафом в процентном отношении к стоимости предмета правонарушения. Устанавливается и возможность частичной конфискации дохода, а не всей его суммы.

В целом в законопроекте в 14 нормах конфискация заменяется штрафом, максимальный размер которого составит 10–50 % от стоимости предмета правонарушения. В 7 нормах обязательная конфискация заменяется альтернативной, т.е. будет применяться по усмотрению суда. В 4 нормах устанавливается возможность частичной конфискации дохода, а не всей его суммы. Обращение в доход государства предметов правонарушения при не установлении правонарушителя будет применяться только в отношении запрещенных к обороту предметов и контрабанды.

«Размеры штрафов продуманы таким образом, чтобы совершать правонарушения было экономически невыгодно, они сопоставимы с размерами подлежащих к уплате налогов, то есть за сокрытие товаров от налогообложения нарушитель заплатит государству в два раза больше, чем добросовестный предприниматель», – пояснил Вадим Ипатов. 

Закрепляются условия привлечения субъектов хозяйствования к административной ответственности. За совершение административных правонарушений в экономической сфере субъект хозяйствования будет привлекаться к административной ответственности только при наличии обстоятельств (в законопроекте есть их конкретный перечень), свидетельствующих о существенном характере причиненного вреда. Речь идет о причинении вреда жизни или здоровью населения, значительных размерах (свыше 40 базовых величин) имущественного вреда, незаконного дохода, стоимости предметов правонарушения, сумм сделок и хозяйственных операций, совершенных с нарушением законодательства. При отсутствии такого вреда ответственности будет подлежать только виновный работник, а не одновременно и работник, и субъект хозяйствования, как это предусмотрено действующими нормами кодексов.

Расширяется перечень оснований для освобождения от ответственности при условии устранения нарушений.

Также исключается ряд не востребованных практикой, а также не соответствующих экономическим реалиям формальных составов административных правонарушений (всего 19 составов).

«Реализация этих положений будет способствовать улучшению инвестиционного климата, развитию деловой активности в нашей стране», – считает директор НЦЗПИ.

Поддержал его в мнении о важности законопроекта и Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. «Надо принять этот законопроект во втором чтении на нынешней сессии – осталось чуть больше месяца», – поторопил он депутатов, отметив, что внести какие-то изменения и дополнения можно будет и на новой сессии весной 2018 года, а сейчас лучше не затягивать принятие законопроекта, поскольку это плохо скажется на белорусском бизнесе.

Анна Шилец, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!