/ / Новости PRAVO.BY
10.11.2017

Подготовлены изменения и дополнения нормативных правовых актов, касающихся судоустройства и судопроизводства

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» разработан во исполнение Закона «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства», принятого 22 декабря 2016 года, сообщил Министр юстиции Олег Слижевский.

Так, в новой редакции был изложен Кодекс о судоустройстве и статусе судей, которым определено, что судебную систему Республики Беларусь составляют Конституционный Суд и суды общей юрисдикции – районные (городские), областные (Минский городской) суды, экономические суды областей (города Минска) и Верховный Суд.

С учетом этого законопроект предусматривает приведение терминологии некоторых законов в соответствие с указанными нормами Кодекса в части, касающейся употребления в этих законах формулировок «хозяйственный суд», «Высший Хозяйственный Суд», «общие и хозяйственные суды», «военные суды», «судопроизводство в хозяйственных судах», «дела, отнесенные к подведомственности хозяйственного суда».

На основании положений Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов в Республике Беларусь», а также в связи с переходом имущественных прав и обязанностей Высшего Хозяйственного Суда к Верховному Суду, законопроект корректирует Закон «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» в части исключения Высшего Хозяйственного Суда из перечня государственных органов, в отношении которых установлены предельные сроки хранения документов в ведомственных архивах.

Также Кодексом о судоустройстве и статусе судей установлено, что судопроизводство и делопроизводство в судах Республики Беларусь ведутся на белорусском и (или) русском языках. В этой связи корректировки потребовали положения части 1 статьи 20 Хозяйственного процессуального кодекса. Кроме того, законопроектом определяется, что Пленум Верховного Суда правомочен решать вопросы при рассмотрении экономических дел в порядке надзора при присутствии на заседании не менее двух третей его членов. Ранее правомочность определялась 75 % присутствующих от общего числа членов Пленума.

В целях реализации положений Кодекса о судоустройстве и статусе судей относительно предельного возраста пребывания на государственной службе судей Верховного Суда законопроект предлагает внести изменения в Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» в части исключения из статьи 41 указания на конкретный предельный возраст госслужащих, занимающих государственные должности, включенные в кадровый реестр Главы государства.

Законопроект корректирует Кодекс о судоустройстве и статусе судей в части установления полномочий членов Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда, квалификационных коллегий судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска) сроком на четыре года.

Вносятся изменения в законы «О Национальном собрании Республики Беларусь» и «О Совете Министров Республики Беларусь» (они приводятся в соответствие с Законом «О конституционном судопроизводстве») в связи с изменением состава субъектов, наделяемых правом подачи обращений в Палату представителей или Совет Республики с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта – исключена норма, по которой такие обращения могли исходить только от госорганов. В частности, граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, организации могут выступать с такими инициативными обращениями, когда в результате применения нормативного правового акта в решении государственного органа или постановлении суда, по мнению гражданина, индивидуального предприниматели или организации, нарушены их права и законные интересы.

Также вносятся изменения в некоторые законы Республики Беларусь, которыми выражены обязательства страны в международных договорах в сфере правовой помощи. Изменения касаются исключения из таких законов указаний на Высший Хозяйственный Суд как на компетентный орган и орган, ответственный за исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!