Авторский материал: Оффшорный сбор в контексте законодательства Республики Беларусь
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 19 октября 2017 г.
В системе взаимоотношений клиент-банк особое место занимает вопрос, связанный с уплатой оффшорного сбора. В равной степени этот вопрос касается как банков, поскольку на банки возложен контроль за уплатой оффшорного сбора, так и клиентов, которые обязаны в полном объеме в установленные сроки уплачивать оффшорный сбор. Несоблюдение законодательства об оффшорном сборе влечет достаточно серьезные экономические санкции. На практике участились случаи неправильного применения законодательства об оффшорном сборе. Вследствие этого у субъектов хозяйствования возникают прямые финансовые потери, связанные с уплатой штрафов и административными разбирательствами (государственная пошлина на обжалование, юридическая помощь и т.п.). Во избежание подобного постараемся прояснить основные моменты, связанные с уплатой оффшорного сбора.
Кто же обязан уплачивать оффшорный сбор? В соответствии со ст. 231 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) плательщиками оффшорного сбора признаются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели (далее – резиденты Республики Беларусь).
В каких случаях уплачивается оффшорный сбор? Согласно ст. 232 НК объектами обложения оффшорным сбором являются:
- перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, если иное не установлено ст. 232 НК;
- исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом Республики Беларусь встречного обязательства путем перечисления на счет резидента Республики Беларусь денежных средств;
- переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.
В соответствии с Указом № 353 к оффшорным зонам отнесены:
- Княжество Андорра;
- Антигуа и Барбуда;
- Содружество Багамских Островов;
- Барбадос;
- Белиз;
- Бруней-Даруссалам;
- Республика Вануату;
- Ангилья;
- Бермудские Острова;
- Британские Виргинские Острова;
- Монтсеррат;
- Гибралтар;
- Британская территория в Индийском океане (Острова Чагос);
- Южная Георгия и Южные Сандвичевы Острова;
- Теркс и Кайкос;
- Острова Кайман;
- Гренада;
- Республика Джибути;
- Доминиканская Республика;
- Макао (Аомэнь, Китайская Народная Республика);
- Республика Коста-Рика;
- Острова Кука (Новая Зеландия);
- Ниуэ (Новая Зеландия);
- Республика Либерия;
- Княжество Лихтенштейн;
- Республика Маврикий;
- Остров Лабуан (Малайзия);
- Мальдивская Республика;
- Республика Маршалловы Острова;
- Республика Науру;
- Республика Панама;
- Остров Мадейра (Португальская Республика);
- Княжество Монако;
- Независимое Государство Самоа;
- Республика Сейшельские Острова;
- Федерация Сент-Кристофер и Невис;
- Сент-Люсия;
- Сент-Винсент и Гренадины;
- Королевство Тонга;
- Виргинские Острова (Соединенные Штаты Америки);
- Пуэрто-Рико (Соединенные Штаты Америки);
- Штат Вайоминг (Соединенные Штаты Америки);
- Штат Делавэр (Соединенные Штаты Америки);
- Остров Кергелен;
- Французская Полинезия;
- Республика Островов Фиджи;
- Ямайка;
- Республика Черногория;
- Аруба;
- Кюрасао;
- Острова Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус;
- Синт-Мартен.
- при перечислении денежных средств – исходя из суммы перечисляемых денежных средств;
- при исполнении обязательства в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах – исходя из цены договора, из которого вытекают указанные обязательства.
При переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве налоговая база определяется исходя из переданного объема имущественных прав и (или) обязанностей.
В соответствии со ст. 232 НК ставка оффшорного сбора устанавливается в размере 15 процентов.
В каких случаях оффшорный сбор не взимается?
Не являются объектами обложения оффшорным сбором (п. 11 ст. 232 НК):
– перечисление денежных средств, направляемых банками Республики Беларусь в пользу нерезидентов – владельцев международных систем расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard и American Express, зарегистрированных в оффшорных зонах и (или) имеющих счета в этих зонах, в соответствии с заключенными договорами с указанными нерезидентами (взносы, лицензионные платежи, гарантийный депозит, платежи за оказание услуг по подготовке, предоставлению и сертификации программно-технических средств, иные платежи, связанные с участием в таких системах расчетов);
– перечисление денежных средств Министерством финансов Республики Беларусь:
- компании «STANDARD AND POOR’S FINANCIAL SERVICES LLC» (штат Делавэр, Соединенные Штаты Америки) в соответствии с заключенным между ними Соглашением о предоставлении доступа к услугам информационной базы «Rating Direct Sovereigns All Regions» от 13 августа 2012 года;
- компании «BLOOMBERG FINANCE L.P.» (штат Делавэр, Соединенные Штаты Америки) в соответствии с заключенным между ними Соглашением о предоставлении доступа к услугам информационно-аналитической системы «Bloomberg Professional» от 25 ноября 2011 года.
Согласно ст. 233 НК освобождается от обложения оффшорным сбором перечисление денежных средств:
- государственными органами и государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствии с обязательствами Республики Беларусь перед международными организациями, по межгосударственным и межправительственным договорам;
- в целях возврата резидентами Республики Беларусь денежных средств, полученных от нерезидентов Республики Беларусь в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов Республики Беларусь денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством Республики Беларусь или договором. Обращаем внимание, что освобождены от оффшорного сбора перечисление основного долга и процентов, но не штрафов, пеней и т.п.;
- по договорам морской перевозки грузов и по договорам транспортной экспедиции при организации международных перевозок грузов морским транспортом;
- в иных случаях по решению Президента Республики Беларусь.
Исчерпывающий перечень банковских операций установлен в ст. 14 Банковского кодекса Республики Беларусь. К банковским операциям относятся:
- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц;открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
- валютно-обменные операции;
- купля-продажа драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в случаях, предусмотренных Национальным банком Республики Беларусь;
- привлечение и размещение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) физических и (или) юридических лиц;
- выдача банковских гарантий;доверительное управление фондом банковского управления на основании договора доверительного управления фондом банковского управления;
- доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;
- инкассация наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
- выпуск в обращение (эмиссия) банковских платежных карточек;
- выпуск в обращение (эмиссия) электронных денег;
- выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;
- финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
- предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);
- перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Оффшорный сбор уплачивается резидентами Республики Беларусь до перечисления денежных средств в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их перечисления.
При исполнении обязательств в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах, в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату исполнения этих обязательств резидентами Республики Беларусь, на дату перемены лиц в обязательствах.
В случае, если резидент Республики Беларусь – должник не извещен на день перемены лиц в обязательствах о переходе к другому лицу прав кредитора, оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем, когда должник был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав, а при исполнении обязательства до такого уведомления – не позднее дня исполнения обязательства с учетом официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату уведомления и дату исполнения обязательства.
При прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем проведения зачета, с учетом официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату зачета.
Налоговая декларация (расчет) по оффшорному сбору представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 235 НК суммы оффшорного сбора включаются резидентами Республики Беларусь в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Банки осуществляют перевод денежных средств, при перечислении которых подлежит уплате оффшорный сбор, только после уплаты резидентами Республики Беларусь оффшорного сбора (п. 6 ст. 234 НК).
В соответствии с подп. 6.1 п. 6 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля (далее – Инструкция № 46), утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46, банки как агенты валютного контроля осуществляют контроль за проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством.
Согласно подп. 28.4 п. 28 Инструкции № 46 банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случае непредставления клиентом в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора.
В соответствии с п. 32 Инструкции № 46 контроль за проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, или на счет, открытый в оффшорной зоне, в случаях, определенных законодательством, в том числе контроль за уплатой резидентами оффшорного сбора, осуществляется в следующем порядке:
- если по местонахождению (юридическому адресу) нерезидента, указанному во внешнеэкономическом договоре, не представляется возможным определить, относится ли данное местонахождение (юридический адрес) к оффшорной зоне, банк обязан потребовать от клиента указания в платежной инструкции дополнительной информации о стране регистрации нерезидента. При отсутствии данной информации банк обязан истребовать от клиента документы, ее уточняющие (сертификат о регистрации нерезидента, выписка из торгового реестра места государственной регистрации, учредительные и иные документы);
- если по банковским реквизитам, указанным во внешнеэкономическом договоре, не представляется возможным определить, открыт ли счет нерезидента в банке, находящемся в оффшорной зоне, банк обязан потребовать от клиента указания в платежной инструкции дополнительной информации о стране регистрации банка-получателя.Необходимо обратить внимание на статью 11.32 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) «Нарушение банком или небанковской кредитно-финансовой организацией порядка перечисления денежных средств на счета нерезидентов».
В данной статье установлена ответственность за осуществление банком или небанковской кредитно-финансовой организацией перевода денежных средств на счета нерезидентов Республики Беларусь, с которых взимается оффшорный сбор, до уплаты данного сбора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – резидентами Республики Беларусь – предупреждение или наложение штрафа на юридическое лицо в размере до пятнадцати процентов суммы перечисленных денежных средств.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ответственность за неуплату оффшорного сбора наступает в соответствии со ст. 13.6 КоАП.
Сафаревич Д.З.,
юрист
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!