/ / Новости PRAVO.BY
10.11.2017

Авторский материал: Оффшорный сбор в контексте законодательства Республики Беларусь

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 19 октября 2017 г.

В системе взаимоотношений клиент-банк особое место занимает вопрос, связанный с уплатой оффшорного сбора. В равной степени этот вопрос касается как банков, поскольку на банки возложен контроль за уплатой оффшорного сбора, так и клиентов, которые обязаны в полном объеме в установленные сроки уплачивать оффшорный сбор. Несоблюдение законодательства об оффшорном сборе влечет достаточно серьезные экономические санкции. На практике участились случаи неправильного применения законодательства об оффшорном сборе. Вследствие этого у субъектов хозяйствования возникают прямые финансовые потери, связанные с уплатой штрафов и административными разбирательствами (государственная пошлина на обжалование, юридическая помощь и т.п.). Во избежание подобного постараемся прояснить основные моменты, связанные с уплатой оффшорного сбора.

Кто же обязан уплачивать оффшорный сбор? В соответствии со ст. 231 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) плательщиками оффшорного сбора признаются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели (далее – резиденты Республики Беларусь).

В каких случаях уплачивается оффшорный сбор? Согласно ст. 232 НК объектами обложения оффшорным сбором являются:

  1. перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, если иное не установлено ст. 232 НК;
  2. исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом Республики Беларусь встречного обязательства путем перечисления на счет резидента Республики Беларусь денежных средств;
  3. переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.
Перечень оффшорных зон – государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 № 353 (далее – Указ № 353).

В соответствии с Указом № 353 к оффшорным зонам отнесены:

  • Княжество Андорра;
  • Антигуа и Барбуда;
  • Содружество Багамских Островов;
  • Барбадос;
  • Белиз;
  • Бруней-Даруссалам;
  • Республика Вануату;
  • Ангилья;
  • Бермудские Острова;
  • Британские Виргинские Острова;
  • Монтсеррат;
  • Гибралтар;
  • Британская территория в Индийском океане (Острова Чагос);
  • Южная Георгия и Южные Сандвичевы Острова;
  • Теркс и Кайкос;
  • Острова Кайман;
  • Гренада;
  • Республика Джибути;
  • Доминиканская Республика;
  • Макао (Аомэнь, Китайская Народная Республика);
  • Республика Коста-Рика;
  • Острова Кука (Новая Зеландия);
  • Ниуэ (Новая Зеландия);
  • Республика Либерия;
  • Княжество Лихтенштейн;
  • Республика Маврикий;
  • Остров Лабуан (Малайзия);
  • Мальдивская Республика;
  • Республика Маршалловы Острова;
  • Республика Науру;
  • Республика Панама;
  • Остров Мадейра (Португальская Республика);
  • Княжество Монако;
  • Независимое Государство Самоа;
  • Республика Сейшельские Острова;
  • Федерация Сент-Кристофер и Невис;
  • Сент-Люсия;
  • Сент-Винсент и Гренадины;
  • Королевство Тонга;
  • Виргинские Острова (Соединенные Штаты Америки);
  • Пуэрто-Рико (Соединенные Штаты Америки);
  • Штат Вайоминг (Соединенные Штаты Америки);
  • Штат Делавэр (Соединенные Штаты Америки);
  • Остров Кергелен;
  • Французская Полинезия;
  • Республика Островов Фиджи;
  • Ямайка;
  • Республика Черногория;
  • Аруба;
  • Кюрасао;
  • Острова Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус;
  • Синт-Мартен.
Налоговая база оффшорного сбора определяется:
  • при перечислении денежных средств – исходя из суммы перечисляемых денежных средств;
  • при исполнении обязательства в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах – исходя из цены договора, из которого вытекают указанные обязательства.
Если обязательство в неденежной форме исполняется поэтапно, налоговая база определяется исходя из объема исполненного резидентом Республики Беларусь обязательства.

При переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве налоговая база определяется исходя из переданного объема имущественных прав и (или) обязанностей.

В соответствии со ст. 232 НК ставка оффшорного сбора устанавливается в размере 15 процентов.

В каких случаях оффшорный сбор не взимается?

Не являются объектами обложения оффшорным сбором (п. 11 ст. 232 НК):

– перечисление денежных средств, направляемых банками Республики Беларусь в пользу нерезидентов – владельцев международных систем расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard и American Express, зарегистрированных в оффшорных зонах и (или) имеющих счета в этих зонах, в соответствии с заключенными договорами с указанными нерезидентами (взносы, лицензионные платежи, гарантийный депозит, платежи за оказание услуг по подготовке, предоставлению и сертификации программно-технических средств, иные платежи, связанные с участием в таких системах расчетов);

– перечисление денежных средств Министерством финансов Республики Беларусь:

  • компании «STANDARD AND POOR’S FINANCIAL SERVICES LLC» (штат Делавэр, Соединенные Штаты Америки) в соответствии с заключенным между ними Соглашением о предоставлении доступа к услугам информационной базы «Rating Direct Sovereigns All Regions» от 13 августа 2012 года;
  • компании «BLOOMBERG FINANCE L.P.» (штат Делавэр, Соединенные Штаты Америки) в соответствии с заключенным между ними Соглашением о предоставлении доступа к услугам информационно-аналитической системы «Bloomberg Professional» от 25 ноября 2011 года.
Не являются объектами обложения оффшорным сбором исполнение обязательств в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь и переход обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне, по обязательствам, перечисление денежных средств по которым не является объектом обложения оффшорным сбором в соответствии с пунктом 11 ст. 232 НК.

Согласно ст. 233 НК освобождается от обложения оффшорным сбором перечисление денежных средств:
  1. государственными органами и государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствии с обязательствами Республики Беларусь перед международными организациями, по межгосударственным и межправительственным договорам;
  2. в целях возврата резидентами Республики Беларусь денежных средств, полученных от нерезидентов Республики Беларусь в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов Республики Беларусь денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством Республики Беларусь или договором. Обращаем внимание, что освобождены от оффшорного сбора перечисление основного долга и процентов, но не штрафов, пеней и т.п.;
  3. по договорам морской перевозки грузов и по договорам транспортной экспедиции при организации международных перевозок грузов морским транспортом;
  4. в иных случаях по решению Президента Республики Беларусь.
Освобождаются от оффшорного сбора банки при осуществлении ими от своего имени банковских операций в соответствии с договорами, заключенными данными банками с нерезидентами Республики Беларусь, зарегистрированными в оффшорных зонах и (или) имеющими счета в этих зонах.

Исчерпывающий перечень банковских операций установлен в ст. 14 Банковского кодекса Республики Беларусь. К банковским операциям относятся:

  • привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты);
  • размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц;открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
  • осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
  • валютно-обменные операции;
  • купля-продажа драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в случаях, предусмотренных Национальным банком Республики Беларусь;
  • привлечение и размещение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) физических и (или) юридических лиц;
  • выдача банковских гарантий;доверительное управление фондом банковского управления на основании договора доверительного управления фондом банковского управления;
  • доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;
  • инкассация наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
  • выпуск в обращение (эмиссия) банковских платежных карточек;
  • выпуск в обращение (эмиссия) электронных денег;
  • выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;
  • финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
  • предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);
  • перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
В соответствии со ст. 234 НК сумма оффшорного сбора исчисляется как произведение налоговой базы и ставки оффшорного сбора.

Оффшорный сбор уплачивается резидентами Республики Беларусь до перечисления денежных средств в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их перечисления.

При исполнении обязательств в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах, в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату исполнения этих обязательств резидентами Республики Беларусь, на дату перемены лиц в обязательствах.

В случае, если резидент Республики Беларусь – должник не извещен на день перемены лиц в обязательствах о переходе к другому лицу прав кредитора, оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем, когда должник был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав, а при исполнении обязательства до такого уведомления – не позднее дня исполнения обязательства с учетом официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату уведомления и дату исполнения обязательства.

При прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем проведения зачета, с учетом официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату зачета.

Налоговая декларация (расчет) по оффшорному сбору представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 235 НК суммы оффшорного сбора включаются резидентами Республики Беларусь в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Банки осуществляют перевод денежных средств, при перечислении которых подлежит уплате оффшорный сбор, только после уплаты резидентами Республики Беларусь оффшорного сбора (п. 6 ст. 234 НК).

В соответствии с подп. 6.1 п. 6 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля (далее – Инструкция № 46), утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46, банки как агенты валютного контроля осуществляют контроль за проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством.

Согласно подп. 28.4 п. 28 Инструкции № 46 банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случае непредставления клиентом в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора.

В соответствии с п. 32 Инструкции № 46 контроль за проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, или на счет, открытый в оффшорной зоне, в случаях, определенных законодательством, в том числе контроль за уплатой резидентами оффшорного сбора, осуществляется в следующем порядке:

  • если по местонахождению (юридическому адресу) нерезидента, указанному во внешнеэкономическом договоре, не представляется возможным определить, относится ли данное местонахождение (юридический адрес) к оффшорной зоне, банк обязан потребовать от клиента указания в платежной инструкции дополнительной информации о стране регистрации нерезидента. При отсутствии данной информации банк обязан истребовать от клиента документы, ее уточняющие (сертификат о регистрации нерезидента, выписка из торгового реестра места государственной регистрации, учредительные и иные документы);
  • если по банковским реквизитам, указанным во внешнеэкономическом договоре, не представляется возможным определить, открыт ли счет нерезидента в банке, находящемся в оффшорной зоне, банк обязан потребовать от клиента указания в платежной инструкции дополнительной информации о стране регистрации банка-получателя.Необходимо обратить внимание на статью 11.32 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) «Нарушение банком или небанковской кредитно-финансовой организацией порядка перечисления денежных средств на счета нерезидентов».

В данной статье установлена ответственность за осуществление банком или небанковской кредитно-финансовой организацией перевода денежных средств на счета нерезидентов Республики Беларусь, с которых взимается оффшорный сбор, до уплаты данного сбора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – резидентами Республики Беларусь – предупреждение или наложение штрафа на юридическое лицо в размере до пятнадцати процентов суммы перечисленных денежных средств.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ответственность за неуплату оффшорного сбора наступает в соответствии со ст. 13.6 КоАП.

Сафаревич Д.З.,
юрист

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!