/ / Новости PRAVO.BY
03.11.2017

Авторский материал: Практические аспекты осуществления государственных закупок

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 26 октября 2017 г.

Бюджетная организация формирует годовой план государственных закупок на 2018 год. Требуются товары, имеющие разные коды общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (разные в смысле восьмые цифры каждого кода различные), соответственно, являющиеся неоднородными, но могут быть технологически и функционально связаны друг с другом. Вопрос в том, каким образом их следует отражать в годовом плане и как определять вид процедуры государственной закупки, если ориентировочная стоимость годовой потребности составляет по каждому товару сумму до 300 базовых величин.

Пояснения:

В соответствии с законодательством о государственных закупках для целей осуществления государственных закупок заказчиком формируется годовой план государственных закупок, в котором формируется потребность заказчика в товарах (работах, услугах) на финансовый год.

Так, на основании Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) заказчик ежегодно утверждает годовой план государственных закупок и до 8 марта текущего года размещает его на официальном сайте (ч. 1 п. 2 ст. 18 Закона).

Форма годового плана государственных закупок содержится в приложении к Положению о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778.

Одновременно действуют следующие правила:

  1. формой годового плана предусмотрено, что в нем заказчик указывает код общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (все девять цифровых десятичных знаков кода);
  2. однородными товарами (работами, услугами) признаются товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (подп. 1.11 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», далее – Указ № 590). Подвид определяется по восьми цифровым десятичным знакам кода;
  3. не допускается объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в том числе в целях исключения возможности добросовестной конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 6 ст. 20 Закона).
Соответственно, с учетом приведенных норм следует вывод о том, что в годовом плане отражаются позиции требуемых заказчику товаров (работ, услуг) исходя из 9 цифровых десятичных знаков кода (это код группировки) и его фактически следует учитывать для определения однородных товаров (работ, услуг), поскольку в данном классификаторе коды подвидов не выделены. И по общему правилу, предмет (его часть (лот)) государственной закупки должны составлять однородные товары (работы, услуги). При наличии технологической и функциональной связи неоднородных товаров (работ, услуг) они могут быть объединены в один предмет (его часть (лот)) государственной закупки.

В зависимости от того, объединяет или не объединяет заказчик в один предмет государственной закупки неоднородные товары (работы, услуги), определяется и вид процедуры государственной закупки.

К примеру, если ориентировочная стоимость годовой потребности однородного товара (работы, услуги) составляет сумму до 300 базовых величин, то на основании ст. 50 Закона и п. 9 приложения к Закону может быть проведена процедура государственной закупки – закупка из одного источника. Если заказчик при наличии технологической и функциональной связи объединяет в один предмет неоднородные товары (работы, услуги) и ориентировочная стоимость годовой потребности объединенных позиций составляет сумму более 300 базовых величин, но не превышает 1000 базовых величин (для товаров), 3000 базовых величин (для работ, услуг), то вид процедуры государственной закупки – процедура запроса ценовых предложений (ст. 49 Закона, подп. 1.5 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

При этом может быть применима норма п. 5 ст. 20 Закона, когда предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам) в целях подачи предложений участниками на любую из таких частей (лотов), подчеркнем – с учетом требования п. 6 ст. 20 Закона при наличии технологической и функциональной связи неоднородных товаров (работ, услуг).

Очевидно, что наличие технологической и функциональной связи неоднородных товаров (работ, услуг) должно быть каким-либо образом зафиксировано заказчиком (в документации по процедуре, в иных документах, разрабатываемых для целей подготовки документации по процедуре).

В данном случае выбор вида процедуры государственной закупки зависит от организационных возможностей и условий деятельности заказчика.

Так, если проводится закупка из одного источника, то это способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю). Предложение заключить договор двум и более поставщикам (подрядчикам, исполнителям) допускается, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты) (п. 1 ст. 50 Закона).

Заказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. Если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется количеством частей (лотов).

Приглашение к участию в процедуре государственной закупки (составляется с учетом требований ст. 21 Закона) направляется заказчиком (организатором) участнику (участникам) одновременно с проектом договора на государственную закупку (должен отвечать требованиям ст. 25 Закона). Допускается проведение переговоров между заказчиком (организатором) и участником (участниками).

В течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся заказчиком (организатором) составляется справка о процедуре государственной закупки (ст. 29 Закона). При составлении справки можно руководствоваться помимо норм Закона также постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 35 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок».

Кроме того, поскольку сведения о договоре подлежат размещению на официальном сайте, то в течение 20 календарных дней с момента заключения договора на государственную закупку заказчик (организатор) должен разместить соответствующую информацию (пп. 10, 11 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778).

Если проводится процедура запроса ценовых предложений, то в соответствии с Законом – это вид процедуры государственной закупки, представляющий собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, победителем которого признается участник, предложивший наименьшую цену предложения (п. 1 ст. 49 Закона).

Формат проведения процедуры – электронный, посредством электронной торговой площадки.

Организационно процедура государственной закупки, включая процедуру запроса ценовых предложений, может быть завершена заключением договора на государственную закупку, признанием ее несостоявшейся (ст. 26 Закона), отменой процедуры (п. 5 ст. 21 Закона).

Согласно нормам Указа № 590 по результатам рассмотрения и оценки предложений участников принимается решение о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры запроса ценовых предложений или признании ее несостоявшейся, которое оформляется протоколом.

Протокол о выборе участника-победителя или ином результате процедуры запроса ценовых предложений заказчик (организатор) размещает в форме электронного документа на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке.

В протоколе о выборе участника-победителя указываются:

  • наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), данные документа, удостоверяющего личность, – для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика участника-победителя;цена предложения участника-победителя;
  • срок, в течение которого участники при необходимости могут обжаловать решение о выборе участника-победителя;
  • срок заключения договора с участником-победителем;
  • сведения о результатах оценки и сравнения предложений, содержащие информацию о предложениях других участников (подп. 1.13 п. 1 Указа № 590)1.


1При размещении сведений можно руководствоваться письмом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.03.2017 № 14-01-06/742К «О размещении сведений о договорах».

После заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке должно быть размещено сообщение о результате процедуры запроса ценовых предложений (ст. 28 Закона).

Помимо сообщения о результате Закон еще обязывает заказчика (организатора) известить участников о результате процедуры (п. 12 ст. 49 Закона). С учетом электронного формата проведения процедуры запроса ценовых предложений полагаем, такое извещение должно осуществляться не заказчиком (организатором) (в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона), а оператором электронной торговой площадки на основании п. 2 ст. 27 Закона.

Как уже отмечалось для закупки из одного источника, при проведении процедуры запроса ценовых предложений составляется справка о процедуре государственной закупки (ст. 29 Закона), а также на официальном сайте размещаются сведения о договоре.

Амельченя Ю.А.,
доцент кафедры гражданского и хозяйственного права
Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
кандидат юридических наук, медиатор

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!