/ / Новости PRAVO.BY
22.02.2017

Директор НЦЗПИ Вадим Ипатов рассказал о том, какие законопроекты планируется разработать в 2017 году

В план подготовки проектов законов на 2017 год включены 33 законопроекта и 4 концепции законопроектов. Подробнее о том, какие наиболее значимые для граждан и юридических лиц проекты законодательных актов будут разработаны в нынешнем году, порталу Pravo.by рассказал директор Национального центра законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) Вадим Ипатов.

Вадим Ипатов

План подготовки законопроектов на 2017 год утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2016 г. № 520. При его разработке Национальный центр законодательства и правовых исследований проанализировал и обобщил около 160 законопроектных предложений, в том числе внесенных Парламентом и Советом Министров Республики Беларусь, а также общественными объединениям. 

На 2017 год запланирована разработка 33 проектов законов и 4 концепций законопроектов, из них 12 законопроектов и 2 концепции («О промышленной политике» и «Об охране и использовании болот (торфяников)») включены в план в целях реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы.

Традиционно в ежегодном плане подготовки предусматривается и разработка блока «бюджетных законов». 

Среди упомянутых выше 12 проектов законов числятся следующие: «О производстве и обращении органической продукции», «О республиканском бюджете на 2018 год», о внесении изменений и дополнений в Бюджетный и Налоговый кодексы, в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь. Также запланировано внести корректировки в законы Республики Беларусь: «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», «Об инвестициях», «Об авторском праве и смежных правах», «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», «О международных договорах Республики Беларусь», «О хозяйственных обществах».

Изменения трудового законодательства 

Планом на 2017 год предусмотрен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь».

Подготовка данного законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования норм Трудового кодекса (ТК) как с учетом практики применения, так и в целях реализации решений Конституционного Суда Республики Беларусь «О правовом регулировании размера оплаты времени вынужденного прогула работнику, восстановленному на прежней работе» и «О понятии «одинокая мать» в трудовых правоотношениях».

Кроме того, проведенная в соответствии с решениями Главы государства работа по либерализации системы оплаты труда привела к переходу коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями от обязательного применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников к принятию по своему усмотрению решения о применении указанной тарифной сетки. В свою очередь, не требуется обязательное использование коммерческими организациями республиканских тарифов оплаты труда работников. В этой связи необходимо скорректировать соответствующие нормы ТК.

В дополнительной правовой регламентации нуждается порядок рассмотрения трудовых споров между руководителем организации и его нанимателем. Являясь уполномоченным должностным лицом нанимателя и принимая непосредственное участие в принятии решения о создании комиссии по трудовым спорам и формировании ее состава, руководитель организации впоследствии может повлиять на решение комиссии по трудовым спорам, что позволит разрешить спор в его пользу. Такие случаи уже возникают на практике. С целью предупреждения злоупотреблений со стороны руководителей организаций соответствующие изменения планируется внести в главу 17 ТК.

В целях обеспечения равного объема гарантий лицам, увольняемым с военной службы, предполагается распространить действие пункта 1 статьи 342 ТК в части предоставления права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу, военнослужащим, работавшим до призыва на военную службу в любой организации, независимо от формы собственности.

Госрегулирование торговли и предпринимательство

В сферах гражданского законодательства и законодательства о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности в 2017 году предусмотрена подготовка ряда важных законопроектов, в числе которых проекты законов о внесении изменений в законы Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», «Об инвестициях», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «Об авторском праве и смежных правах», «О радиационной безопасности населения» и ряд других.

Внесение изменений и дополнений в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» обусловлено необходимостью решения вопросов, возникших на практике при его применении. Это, в частности, касается определения сроков оплаты товаров, установления для торговых сетей и крупных магазинов ограничений по открытию новых торговых объектов и расширению площадей действующих объектов, предоставления поставщиками продовольственных товаров торговых бонусов (премий) и оплаты услуг по продвижению товаров. 

Подготовка проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» направлена на создание дополнительного механизма защиты права собственности субъектов приватизации в процессе приватизации и стимулирования привлечения инвестиций в экономику Беларуси. В частности, из Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 года «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» планируется исключить нормы, регулирующие различные отношения, связанные с планами приватизации, которые на практике на протяжении длительного времени уже не утверждаются. 

Кроме того, предполагается дополнить Закон положением о том, что иск о признании сделки по приватизации недействительной или о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение трех лет со дня ее совершения. Это позволит создать дополнительный механизм защиты права собственности субъектов приватизации при приватизации.

Еще одним важным проектом, подготовка которого будет осуществляться в 2017 году, является законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях». 

Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью реализации положений проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы и Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016–2020 годы, а также необходимостью повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь посредством совершенствования механизмов экономической и правовой защиты инвестиций, закрепления дополнительных гарантий и защиты права собственности. 

Изменения ответственности за экономические правонарушения 

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики от 15 декабря 2016 г. № 466, определены направления совершенствования норм об ответственности за правонарушения в экономической деятельности. В этой связи планируется внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, направленных на оптимизацию административной ответственности, обеспечение соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда, в том числе:

  • снижение финансовых санкций за незначительные нарушения с расширением практики вынесения предупреждений;
  • сужение случаев применения конфискации;
  • расширение перечня обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением;
  • развитие института предоставления отсрочки и рассрочки исполнения административных взысканий;
  • сужение субъектного состава административных правонарушений (из санкций ряда норм будут исключены положения, устанавливающие взыскания для субъектов хозяйствования. То есть взыскание будет налагаться не одновременно на юридическое лицо и виновного работника, а только на последнего) и др.

В целом корректировка этих кодексов будет осуществляться по двум направлениям. Во-первых, законодательство об административной ответственности нуждается в актуализации и согласовании с постоянно совершенствующимися другими институтами законодательства, регулирующими правила поведения в различных сферах общественных отношений. Второе направление – совершенствование административного и процессуально-исполнительного законодательства с учетом практики применения данных кодексов.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о наличии проблем, связанных, с одной стороны, с отсутствием административно-правовой охраны отдельных правоотношений, с другой стороны – с соразмерностью ответственности тяжести проступка.

В рамках работы по совершенствованию административного законодательства нужно обеспечить баланс между необходимыми в целях защиты общества карательными мерами и одновременным формированием благоприятных условий для развития социально-экономических отношений.

Кроме того, планом подготовки законопроектов на 2017 год предусмотрена разработка проекта закона, предусматривающего совершенствование норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов с учетом практики их применения. Одним из основных направлений, по которому будет осуществляться корректировка кодексов, и, прежде всего, Уголовного кодекса, станет пересмотр норм об ответственности за экономические преступления. В частности, планируется максимально отказаться от применения наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений в экономической сфере, снизить предельный срок лишения свободы за совершение ряда преступлений, минимизировать количество деяний с формальными составами, пересмотреть размер ущерба, влекущего более строгую ответственность, разграничить ответственность должностных лиц государственных органов (организаций) и частных компаний, а также рассмотреть вопрос об исключении из Уголовного кодекса ряда статей, которые не влекут причинения реального существенного вреда государственным интересам либо имеют признаки гражданско-правовой ответственности.

Новое законодательство об органической продукции

Планом законопроектов на 2017 год предусмотрена подготовка проекта Закона «О производстве и обращении органической продукции», концепция которого была одобрена Президентом Республики Беларусь в 2016 году. Это новый Закон, который будет регулировать отношения, возникающие между производителями, потребителями и государственными органами в области производства и обращения органической продукции. В законопроекте планируется закрепить требования к производству, маркировке, хранению, транспортировке органической продукции, а также урегулировать вопросы сертификации в области производства органической продукции.

Законодательство об иностранцах в Беларуси

Также в плане подготовки законопроектов на 2017 год предусмотрена разработка законопроекта, которым будет корректироваться Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» с учетом практики его применения и опыта правового регулирования в зарубежных странах. 

Наряду с иными вопросами, при подготовке законопроекта планируется предусмотреть дополнительные основания для выдачи разрешений на временное проживание в Республике Беларусь иностранцам для получения образования. Данное нововведение будет способствовать увеличению экспорта образовательных услуг.

Исходя из опыта Российской Федерации планируется закрепить в законопроекте обязанность иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, ежегодно предоставлять органам внутренних дел информацию, касающуюся места их проживания, периода нахождения за пределами Республики Беларусь, места осуществления трудовой деятельности, размера и источников дохода за календарный год. В настоящее время ОВД непосредственно посещают иностранцев по месту их регистрации, направляют запросы, в том числе и в иностранные государства, что вызывает недовольство со стороны самих иностранцев, а также требует неоправданно высоких временных и трудозатрат со стороны ОВД. 

Кроме того, исходя из предложений граждан, поступающих в Национальный центр законодательства и правовых исследований, планируется увеличить срок пребывания иностранцев в Республике Беларусь без регистрации за счет включения в данный срок дней, являющихся выходными днями территориальных органов внутренних дел, в течение которых иностранец не может осуществить соответствующую административную процедуру.

Концепции будущих законопроектов

Планом на 2017 год предусмотрена подготовка и внесение на согласование Президенту Республики Беларусь концепций наиболее сложных законопроектов, которыми необходимо ввести в законодательство новые подходы, и при их подготовке решить ряд спорных вопросов.

Предусматривается подготовка концепции проекта «О персональных данных» (переходящая из плана подготовки законопроектов на 2016 год), которая направлена на защиту личной информации граждан. В настоящее время подобные законы приняты более чем в 100 странах мира.

По предложению Национального банка в план на 2017 год включена концепция проекта Закона «О платежных услугах в Республике Беларусь». Потребность в регулировании общественных отношений в сфере платежных услуг на уровне закона обусловлена развитием финансового рынка в Республике Беларусь и необходимостью обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Отсутствие базовых норм, регламентирующих сферу платежных услуг, с одной стороны, негативно сказывается на обеспечении устойчивости платежной системы в целом, с другой стороны, – на развитии и расширении оказания данных услуг на территории республики, что влияет на их качество и доступность, сдерживает инициативность и инновации в данной области. 

В целях необходимости реализации решений Второго форума регионов России и Беларуси «Промышленная политика Союзного государства: общие подходы и региональные аспекты» планом на 2017 год предусмотрена подготовка концепции проекта Закона «О промышленной политике».

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

(фото – НЦПИ)