/ / Новости PRAVO.BY
03.02.2017

Участники итоговой коллегии Минюста обсудили, что мешает качественному прорыву в сфере нормотворчества

Вопросы нормотворческой деятельности, а также работа нотариата и органов загса, деятельность органов принудительного исполнения, адвокатуры, риэлтеров, развитие медиации и другие вопросы были рассмотрены на заседании коллегии Министерства юстиции, посвященном подведению итогов работы системы Министерства и задачам на 2017 год.

Коллегия Министерства юстиции по итогам работы в 2016 году и задачам на 2017 год

В прошлом году в рамках нормотворческой деятельности Министерством юстиции рассмотрено 7643 документа (для сравнения в 2015 году – 7884), из них около 3 тысяч проектов нормативных правовых актов. 

Качество разрабатываемых государственными органами проектов по-прежнему остается низким – 41 % поступающих в министерство проектов согласовывается с замечаниями (без учета проектов, которые дорабатываются с участием специалистов Министерства юстиции), проинформировал первый заместитель Министра юстиции Сергей Задиран. 

Он представил участникам коллегии ТОП-10 недостатков, которые не позволяют обеспечить качественный прорыв в сфере нормотворчества. Например, в список вошла обширная практика подготовки проектов актов Президента Республики Беларусь для урегулирования отношений в самых разных сферах общественной жизни, а иногда и в качестве механизма согласования с Президентом того или иного варианта действий, находящегося в исключительной сфере ответственности конкретного руководителя. «Такая практика требует искоренения, – убежден Сергей Задиран. – Наличие нескольких законодательных актов по одним и тем же вопросам вызывает правовую неопределенность, нарушает принцип стабильности и системности законодательства».

В качестве решения проблемы он видит проработку вопроса директивного ограничения количества разрабатываемых проектов законодательных актов Президента либо введения своего рода квотирования инициативно подготавливаемых государственными органами актов Президента. 

Сергей Задиран

Также проблемой стало большое количество отсылочных норм в законопроектах, которое ведет к принятию большого количества подзаконных актов. Нарекания вызывает использование в проектах нормативных правовых актов не единообразной терминологии, сложных правовых конструкций, делающих законодательство непонятным для людей без специальной подготовки. 

Не уменьшается количество проектов нормативных правовых актов, которые возвращаются органу-разработчику вследствие нарушения регламента Правительства Республики Беларусь: представляются проекты, не подлежащие согласованию с Министерством юстиции, либо проекты, не согласованные со всеми заинтересованными и без требуемых документов. Возникают проблемы и в процессе согласования с другими нормотворческими органами, проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов.

«Зачастую разработчики просят отработать и устранить имеющиеся замечания в рабочем порядке. Такое построение работы обосновано, если замечания не носят концептуальный характер. Однако зачастую разработчик представляет проект в сыром, непроработанном виде, считая, что его доработка при участии специалистов Министерства юстиции – нечто само собой разумеющееся», – сказал первый заместитель Министра. По его словам, доходит до того, что разработчик не имеет представления о целях, смысле, механизмах реализации предлагаемых подходов, не может обосновать и объяснить причины, по которым избран именно предлагаемый вид нормативного акта, не говоря уже об анализе возможных последствий принятия такого документа.

Нередко госорганы привлекают Министерство юстиции в качестве юридического консультанта по вопросам их повседневной деятельности, перекладывая таким образом функции юридических служб этих госорганов. Например, в прошлом году в Министерство юстиции 14 раз направлялся один и тот же проект инвестиционного договора, при том, что имеющиеся у разработчика проблемы не относились к сфере юстиции. 

Что касается деятельности Министерства юстиции в сфере юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, то за прошлый год на юридическую экспертизу и согласование поступило 2926 (2015 год – 3001) проектов, по результатам юридической экспертизы (согласования) которых подготовлено 1173 замечания (2015 год – 999).

Кроме того, в 2016 году Министерство юстиции работало над совершенствованием законодательства, регламентирующего порядок проведения экспертизы. В результате 23 августа 2016 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 316 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь», направленный на изменение подходов к проведению экспертизы нормативных правовых актов.

Евгений Коваленко

Директор Национального центра правовой информации (НЦПИ) Евгений Коваленко озвучил еще одну проблему, влияющую на качество подготовки нормативных правовых актов. Из-за трудностей, связанных с передачей материалов в электронном виде в рамках электронного документооборота, в процессе доработки документов, поступивших из Министерства юстиции в НЦПИ, имеют место случаи, когда специалисты Министерства юстиции отказываются дать согласие на доработку нормативных правовых актов. Как следствие, нормативные правовые акты публикуются в неизменном виде, в том числе со сбитой нумерацией и прочими ошибками.

Тем не менее, НЦПИ и Министерство юстиции настроены на конструктивное взаимодействие в сфере юридической экспертизы. В этой работе большую роль играют главные управления юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов. В 2016 году использование специально созданной автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (АИС НРПА), и внедрение ее в практику в значительной мере легло на плечи специалистов главных управлений юстиции, отметил Евгений Коваленко. 

«Результаты превзошли наши ожидания: сроки включений документов местных органов власти в Национальный реестр правовых актов сократились вдвое, сроки официального опубликования сократились на 40 %», – сказал он. Директор НЦПИ вручил почетные грамоты и благодарность некоторым руководителям главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Директор НЦПИ вручил почетные грамоты и благодарность некоторым руководителям главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

(фото – НЦПИ)