/ / Новости PRAVO.BY
26.05.2016

Рассмотрены вопросы целесообразности развития или отмены стадии возбуждения уголовного дела

Состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь по вопросу целесообразности развития или отмены стадии возбуждения уголовного дела, возглавил которое Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич. Об этом сообщила пресс-служба Конституционного Суда Республики Беларусь.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь уголовное дело возбуждается при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Возбуждение уголовного дела является одной из стадий досудебного производства, которая выступает в качестве своеобразного фильтра, позволяющего оценить определенные события и факты с точки зрения достаточности оснований для начала уголовного преследования.

Изучение опыта иностранных государств свидетельствует о том, что в ряде стран англо-саксонской правовой системы (Великобритании, Канаде, США) стадия возбуждения уголовного дела в уголовном процессе не предусмотрена, а в отдельных странах постсоветского пространства (Грузии, Украине, Казахстане) стадия возбуждения уголовного дела была исключена из досудебного производства.

В настоящее время в Республике Беларусь сформировалось два подхода к совершенствованию стадии возбуждения уголовного дела в уголовном процессе.

Министерство внутренних дел придерживается позиции о необходимости ее отмены, полагая, что стадия возбуждения уголовного дела не лишена определенных недостатков и имеет ряд «узких» мест, связанных с определением процессуального статуса заявителя или лица, в отношении которого проводится проверка, доступом граждан к ознакомлению с «отказными материалами», взаимодействием между органами дознания и органами предварительного следствия и др.

Верховный Суд, Государственный секретариат Совета Безопасности, Следственный комитет, Государственный комитет судебных экспертиз, Национальный центр законодательства и правовых исследований выступают сторонниками сохранения стадии возбуждения уголовного дела и ее последовательного развития. Они считают, что упразднение стадии возбуждения уголовного дела неизбежно приведет к снижению эффективности деятельности органов уголовного преследования, необходимости реформы досудебного и судебного производства, а также к значительному увеличению нагрузки на сотрудников органов предварительного следствия, суды, что повлечет необходимость увеличения их штатной численности.

По мнению Совета, стадия возбуждения уголовного дела гарантирует стабильное функционирование системы уголовно-процессуальных институтов в целом, включая механизм рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении, которая обеспечивает быстрое реагирование на информацию, содержащую данные о признаках преступления, принятие законного и обоснованного решения, соблюдение конституционных прав и свобод граждан. Правовые нормы, регламентирующие вопросы, связанные с этой стадией, придают четкость и правовую определенность возникшим в первоначальный период уголовно-процессуальной деятельности отношениям, направленным на установление события преступления.

Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, предусматривающего проверку заявлений или сообщений о преступлении до принятия решения о возбуждении уголовного дела, в целом доказала его эффективность в обеспечении прав и законных интересов как физических и юридических лиц, которым преступлением причинен имущественный или моральный вред, так и лиц, которые подозреваются (обвиняются) в совершении предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний.

Учитывая изложенное и результаты состоявшегося обсуждения, Совет решил:

  • признать нецелесообразным исключение стадии возбуждения уголовного дела из досудебного производства, установленного Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, ввиду отсутствия для этого достаточных объективных предпосылок;
  • продолжить работу по совершенствованию законодательного регулирования порядка возбуждения уголовного дела и правоприменительной практики разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!