/ / Новости PRAVO.BY
21.06.2016

Госдума Российской Федерации рассматривает законопроекты, предлагающие смягчить наказание за самовольную перепланировку жилья

В Государственную Думу поступил на рассмотрение пакет законопроектов, предусматривающих поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Жилищный кодекс. Предполагается освобождение от ответственности за самовольную перепланировку и упрощение согласования перепланировки.

В частности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается внести изменения в статьи 2.9 и 7.21. В результате от ответственности могут быть освобождены лица, совершившие нелегальное переустройство или перепланировку жилого дома, в том числе жилого помещения в многоквартирном доме, до вступления в силу Жилищного кодекса, то есть до 1 марта 2005 г.

Для этого должны быть соблюдены определенные условия. Во-первых, такому лицу придется письменно сообщить о совершенном им административном правонарушении. Во-вторых, перестройка жилища не должна угрожать жизни и здоровью людей, целостности здания и его конструкций.

В целом же, согласно законопроекту, впервые совершенное административное правонарушение, связанное с самовольной перестройкой или перепланировкой, не повлекшими возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также угрозы повреждения целостности здания и (или) его конструкций, – влечет предупреждение.

Авторы законопроекта считают, сказано в пояснительной записке к документу: не требуется особых дискуссий либо доказательств о необходимости и возможности освобождения от административного наказания в указанных ситуациях, когда гражданин встал на путь законопослушания. Как показывает российская и международная практика в сфере наказаний, ужесточение санкций и ожидание «незамедлительного исправления» в порядке превентивных позиций – это перманентное одностороннее движение, не приносящее ни позитивных, ни моральных, ни социальных, ни экономических результатов.

Таким образом, цель законопроекта – совершенствование доктрины административно-правовой ответственности, включающей меры не только неуклонного применения административного наказания, но и содействия в защите интересов граждан путем повышения эффективности гуманитарной государственной политики в части возможного освобождения от ответственности.

Тем временем проект поправок в Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает упрощение порядка согласования перепланировки. Документ предполагает установку типовых проектов в регионах, по которым будет упрощена процедура согласования, перечень не требующих согласований работ при перепланировке или переустройстве жилых помещений.

Законодатели отмечают, что на почве проблемы согласования квартирных переделок «находят питательную среду коррупциогенные факторы, создаются и изменяются сотни и тысячи подзаконных актов, в том числе на муниципальном, региональном, федеральном уровнях, излишне загружается судебная система, имеют место формализм и бюрократические барьеры». Своим законопроектом они рассчитывают устранить законодательные пробелы и разрешить проблему.

Как сообщает российская пресса, изложенные в законопроектах доводы убеждают не всех. В первую очередь вызывает опасения безопасность зданий, жилые помещения в которых подвергаются неконтролируемой переделке. Даже озвучивается идея наделить БТИ правом проводить проверки для выявления незаконных перепланировок и вернуть обязательную инвентаризацию недвижимости. Также предлагается расширить полномочия государственных жилищных инспекций при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, разрешив им проверять нежилой фонд, чтобы выявлять случаи самовольного захвата технических помещений.

А как у нас?

В Беларуси общие вопросы переустройства и перепланировки жилых помещений регулируются Жилищным кодексом: статья 17 рассматривает, например, порядок подачи заявления, а также порядок обжалования отказа в согласования переустройства, перепланировки, статья 19 – последствия самовольных действий по переделке жилища.

Ответственность за самовольную перепланировку квартиры предусмотрена статьей 21.16 Кодекса об административных правонарушениях. Так, нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (установлены постановлением Совета Министров от 21 мая 2013 г. № 399, конкретно стоит обратить внимание на пункты 16.9 и 16.10 правил), самовольные переустройство и (или) перепланировка жилья без изменения несущей способности конструкций влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин. Аналогичные действия, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов предполагают штраф от 30 до 50 базовых величин.

Положение об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки утверждено постановлением Совета Министров от 16 мая 2013 г. № 384.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!