/ / Новости PRAVO.BY
08.09.2015

Преступление и наказание в сфере госзакупок – разъясняет Генпрокуратура

Тема нарушения процедуры государственных закупок не единожды становилась поводом для публикаций в прессе. Татьяна Ганкович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, рассказала порталу Pravo.by о законодательных нюансах проведения процедуры госзакупок и основных нарушениях, на которые обращает внимание Генеральная прокуратура при проведении проверок.

«Сфера закупок товаров (работ, услуг), в первую очередь за счет бюджетных средств, по определению содержит риски совершения коррупционных правонарушений, – говорит Татьяна Ганкович. – Действующее законодательное регулирование направлено на снижение в максимальной степени таких рисков, предотвращение фактов ограничения конкуренции, незаконного расходования средств».

К нарушениям порядка проведения государственных закупок относятся:

  • необоснованное ограничение доступа к участию в процедурах закупок;
  • манипулирование конкурсными документами;
  • необъективная оценка предложений участников закупок.

Законодательное регулирование

Основные вопросы проведения государственных закупок регулируют следующие нормативные правовые акты:

Как разъяснила Татьяна Ганкович, нарушения в сфере закупок способствуют заключению договоров, которые невыгодны заказчику по различным причинам: цене товара, срокам и условиям поставки (выполнения работ, оказания услуг), качественным показателям товара.

«Нарушения при закупках допускаются по различным причинам. Среди которых не только незнание требований законодательства о закупках, но и неправильное его толкование должностными лицами заказчика, членами конкурсных комиссий или их невнимательность при организации и проведении процедуры закупки», – поясняет старший прокурор. И отмечает, что нередко происходит и сознательное нарушение установленных правил, чтобы обеспечить «необходимые» результаты процедур закупок: «В большинстве случаев причиной допускаемых нарушений является сговор представителей заказчика и конкретного участника закупок».

Правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией установлены Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией», который вступает в силу с 24 января 2016 г. Он, в частности, определяет (статья 15), что при принятии решений о проведении закупок государственные органы и иные государственные организации обязаны проводить конкурсы, аукционы или иные процедуры, предусмотренные актами законодательства.

Статья 25 Закона «О борьбе с коррупцией» устанавливает: нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок является правонарушением, создающим условия для коррупции.

Статья 37 закрепляет признаки коррупционных правонарушений, наличие которых при нарушении порядка проведения закупок позволит говорить о коррупционной составляющей. Например, речь идет о незаконном получении вознаграждения за содействие организациям в признании их победителями конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Классификация нарушений

Правонарушения, которые создают условия для коррупции, и коррупционные правонарушения в ходе осуществления закупок, выявляемые органами прокуратуры, можно классифицировать следующим образом:

1. Нарушения, допускаемые при организации деятельности по закупкам и подготовке процедуры закупки: 

  • нарушения, связанные с составлением годового плана закупок (к примеру, отсутствие у проверяемого субъекта хозяйствования годового плана закупок, сформированного и (или) утвержденного в сроки и порядке, установленные законодательством; отсутствие в годовом плане закупок обязательных сведений; неразмещение или несвоевременное размещение годового плана закупок в официальном (дополнительном) печатном издании и на официальном (дополнительном) сайте (в соответствии со статьей 18 Закона заказчик ежегодно утверждает годовой план государственных закупок и до 8 марта текущего года размещает его на официальном сайте в Интернете открытом доступе); 
  • нарушения при создании конкурсной комиссии: к примеру, в случаях, прямо указанных в законодательстве, в состав комиссии не включается представитель вышестоящего органа заказчика; в состав конкурсной комиссии входят представители участников конкурса, их аффилированные лица (представители аффилированных лиц) либо лица, иным образом взаимосвязанные с участниками конкурса, несоблюдение ограничений, установленных статьей 19 Закона. Такие нарушения в совокупности с иными обстоятельствами могут указывать на наличие в действиях должностных лиц организатора конкурса признаков преступления, предусмотренного статьей 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК); 
  • нарушения, допускаемые при составлении документации для закупки: в частности, отсутствие в задании на закупку обязательных сведений, несогласование задания на закупку (непроведение научно-технической экспертизы) в случаях, когда согласование (экспертиза) является обязательным, или нарушение порядка такого согласования (экспертизы), несвоевременное доведение до сведения участников внесенных дополнений в конкурсную документацию. Такие нарушения в совокупности с иными обстоятельствами также могут указывать на наличие в действиях должностных лиц организатора конкурса признаков преступления, предусмотренного статьей 424 УК; 
  • ограничение субъектного состава участников процедур государственных закупок по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством. Это нарушение характерно как для государственных закупок, так и для закупок за счет собственных средств; 
  • указание в документации к проведению процедур закупок одного или нескольких обязательных, но не принципиальных с точки зрения потребительских качеств, параметров, препятствующих объективной оценке предложений, что может быть направлено в конечном итоге на создание неконкурентных предпочтений конкретному участнику или на переход к процедуре закупки из одного источника (неконкурентной процедуре). Статьей 20 Закона установлено, что описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки должно быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

2. Нарушения, связанные с организационным и информационным обеспечением проведения процедуры закупки: 

  • нарушения при составлении графика проведения конкурса и извещении о его проведении: включение в график проведения конкурса недостоверной информации; неразмещение информации о процедуре закупки на официальном (дополнительном) сайте или в официальном (дополнительном) печатном издании конкурсного приглашения либо размещение ее с нарушением установленных сроков; 
  • проведение конкурентных процедур без подготовки и утверждения документов, содержащих сведения, предусмотренные действующим законодательством, либо указание в них сведений, которые противоречат его требованиям.

Этот пункт в Генеральной прокуратуре прокомментировали подробно. В статьях 33 (открытый конкурс), 43 (электронный аукцион) и 49 (процедура запроса ценовых предложений) Закона изложен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны содержать документы. Ненадлежащая подготовка документов, изложение в них требований, напрямую противоречащих действующему законодательству, как правило, влечет за собой неправильное проведение и самой процедуры закупки. Примером может служить указание в аукционных документах при проведении электронного аукциона критериев оценки предложений участников (цена, сроки поставки, качество товара и др.), а также проведение такой оценки, что не предусмотрено действующим законодательством.

К слову, включение в график проведения конкурса недостоверной информации, предоставление участником конкурса ложных сведений об экономическом и финансовом положении, технических возможностях могут быть квалифицированы по статье 427 УК; 

  • нарушения при вскрытии конвертов с конкурсными предложениями (к примеру, непринятие или нерегистрация конвертов с конкурсными предложениями, нарушение порядка приема и регистрации конвертов с конкурсными предложениями).

3. Нарушения при проведении процедуры закупки: 

  • нарушения, сопряженные с допуском к участию в конкурсе и проведением квалификации его участников: например, предоставление участником конкурса ложных сведений об экономическом и финансовом положении, о технических возможностях; нарушение установленного порядка оценки квалификационных данных участников; использование результатов квалификации участников, проведенной для одной процедуры закупки, в другой процедуре закупки; установление квалификационных требований к участникам процедур государственных закупок, ограничивающих конкуренцию и соответственно их доступ к участию в процедурах закупок; 
  • нарушения при рассмотрении конкурсных предложений, их отклонении и оценке: необоснованное отклонение (принятие) конкурсных предложений, несоблюдение методики оценки конкурсных предложений, закрепленной в конкурсных документах, неприменение требований законодательства о применении преференциальных поправок, несоблюдение порядка оценки конкурсных предложений (оценка менее двух конкурсных предложений, использование конкурсной комиссией ложной информации о конкурсных предложениях участников; отсутствие протокола заседания конкурсной комиссии; несоблюдение требований, предъявляемых к протоколу, и другое, внесение в протокол заседания конкурсной комиссии ложных сведений. Типичным нарушением требований действующего законодательства является признание соответствующим предложения участника, которое в действительности содержит неполный перечень документов, указание на предоставление которых содержится в документах по процедуре; 
  • нарушения при определении результатов конкурса, извещении о его результатах: в частности, несоблюдение порядка извещения о результатах конкурса, несоставление справки о результатах проведения закупки либо несоответствие содержания такой справки законодательству, внесение в справку о результатах конкурса ложных сведений, непредставление в случаях, предусмотренных законодательством, сведений о конкурсе по запросу государственного органа или участника конкурса либо иного лица. Внесение в протокол заседания конкурсной комиссии (в справку о результатах конкурса) ложных сведений влечет уголовную ответственность по статье 427 УК.

4. Нарушения при заключении договора по результатам процедуры закупки: 

  • заключение договора заказчиком с ненадлежащим поставщиком: например, договор заключен без учета решения конкурсной комиссии, либо без проведения процедуры закупки, либо на основании процедуры, которая должна быть признана несостоявшейся; 
  • несвоевременное заключение договора, заключение договоров на условиях, которые существенно отличаются от предложения выбранного поставщика, а также до истечения срока на обжалование решения о выборе участника-победителя, нарушения положений статьи 20 Закона; 
  • отказ от заключения договора. Действующее законодательство содержит требование об обязательном размещении на официальном сайте и сайте электронной торговой площадки проекта договора, который впоследствии будет заключен между заказчиком и участником-победителем.

Ответственность

В Генеральной прокуратуре также разъяснили, какой ответственности подлежат нарушители законодательства о госзакупках. Так, заключение договора с ненадлежащим поставщиком может влечь уголовную ответственность уполномоченного должностного лица заказчика (в зависимости от обстоятельств дела и размера причиненного ущерба) по статьям 424, 426 или 428 УК.

Имеют место факты, когда из коррупционных побуждений в договоры не включаются обязательные условия (к примеру, о выплате поставщиком штрафных санкций в случае просрочки исполнения обязательства). Ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств, установленных договорами, влечет неэффективное использование бюджетных средств, а в ряде случаев их расходование не по целевому назначению или хищение.

Поэтому в статье 2 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» закреплено, что ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливают Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), УК и иные законодательные акты.

Для персонификации ответственности за возможные негативные последствия, наступившие в результате осуществления процедур государственных закупок, Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» вносит изменения и дополнения в статью 11.16 КоАП, сообщила Татьяна Ганкович.

В частности, часть 4 статьи 11.16 КоАП устанавливает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до пятидесяти базовых величин за не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем, членом комиссии, созданной для проведения процедуры государственной закупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка проведения государственной закупки на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (организатора) или индивидуальным предпринимателем условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства, а равно уклонение ими от заключения договора по результатам процедуры закупки.

Статья 11.16 КоАП дополнена частью 5, согласно которой установлена ответственность в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин за действия, предусмотренные частью 4 статьи 11.16, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения и (или) повлекшие дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также из государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), изменение в сторону уменьшения комплектации закупаемых товаров, снижение параметров и технических характеристик товаров, увеличение затрат по их эксплуатации (использованию) или иное ухудшение качественных характеристик товаров, если в этих деяниях нет состава преступления.

«Нормы об административной ответственности за нарушение законодательства о государственных закупках разделены на формальный и материальный составы в зависимости от повторности нарушения или наступивших последствий», – пояснила старший прокурор.

При установлении ответственности в этой сфере учитывается, что нарушения законодательства о закупках способны повлечь материальный ущерб в особо крупном размере, а также повлечь ограничение конкуренции, снижение авторитета государственных организаций. «Общественная опасность этих нарушений существенно не снижается от того, что они были своевременно пресечены действиями правоохранительных или контролирующих органов и в силу этого не повлекли негативных последствий», – убеждены в Генеральной прокуратуре.

Статья 11.77 КоАП устанавливает ответственность за нарушение определенных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности. Совершение указанного правонарушения влечет ответственность в виде штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

Кроме того, административная ответственность установлена за нарушение порядка проведения подрядных торгов при заключении договоров на строительство объектов (статья 21.17 КоАП), нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов за исключением нарушений порядка проведения конкурсов и аукционов, ответственность за которые предусмотрена иными статьями КоАП (статья 23.83 КоАП).

Как отмечают в Генеральной прокуратуре, нарушение порядка проведения закупок, повлекшее материальный ущерб государству (субъекту хозяйствования), может быть связано с коррупционными соглашениями участников процедур закупок с должностными лицами заказчиков (организаторов) или совершением иных действий против интересов службы, порядка осуществления экономической деятельности. Такие правонарушения влекут уголовную ответственность по статьям 424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями), 425 (бездействие должностного лица), 426 (превышение власти или служебных полномочий), 427 (служебный подлог), 428 УК (служебная халатность).

«Закрепление в законодательстве административной и уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений не исключает привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности», – отмечает Татьяна Ганкович.

Так, статья 43 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» устанавливает обязанность руководителей государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции привлекать к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения. Руководители обязаны информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками таких правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало известно об их совершении.

Руководители государственных органов и иных организаций, не выполнившие или не в полной мере выполнившие названные требования, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Вред, причиненный совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения в соответствии со статьей 42 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» возмещается в порядке, установленном законодательными актами (срок исковой давности – 10 лет).

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!