/ / Новости PRAVO.BY
12.11.2015

В Госдуму внесены законопроекты, направленные на совершенствование законодательства об уголовной ответственности за преступления, связанные с неуплатой страховых взносов

Соответствующие распоряжения от 10 ноября 2015 года №2278-р, №2277-р приняты Правительством.

Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» подготовлены Министерством юстиции во исполнение перечня поручений Президента России по итогам заседания Госсовета 4 октября 2013 года.

Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ с 1 января 2010 года отменён единый социальный налог. В настоящее время российским законодательством предусмотрен институт страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС), которые не относятся к налоговым платежам, в связи с чем они оказались исключёнными из сферы правового регулирования статей 198–1992 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК), поскольку законодательство о страховых взносах относит администрирование и контроль за их уплатой к компетенции ПФР и органов ФСС.

В связи с этим проектом Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» предлагается внести изменения в статью 1992 УК, предусматривающие ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно быть произведено взыскание недоимки (задолженности) не только по налогам и сборам, но также и (или) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Учитывая, что уголовная ответственность по статье 1993 УК наступает при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм таких взносов, законопроектом предлагается установить крупный размер как сумму, составляющую более 600 тыс. рублей за период в пределах трёх финансовых лет подряд, либо превышающую 1,8 млн рублей.

Соответственно сумма особо крупного размера в статье 1993 УК должна превышать 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов и составлять более 3 млн рублей в пределах трёх финансовых лет подряд либо превышать 9 млн рублей неуплаченных страховых взносов.

Для целей статьи 1994 УК размер крупного ущерба составляет более 2 млн рублей за три финансовых года подряд при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов либо превышает 6 млн рублей. Особо крупным размером ущерба признаётся сумма, составляющая за период в пределах трёх финансовых лет подряд более 10 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышает 30 млн рублей.

Соответствующие изменения также вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК).
В статье 144 УПК регламентируется порядок рассмотрения сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 1993–1994 УК, а также механизм направления таких материалов в органы контроля за уплатой страховых взносов.

Учитывая пороговые значения крупного и особо крупного размеров, предусмотренных статьями 1993 и 1994 УК, предлагаемые меры позволят защитить права наёмных работников на социальное обеспечение, в то же время не затронут интересы предпринимателей, не имеющих намерения ввести в заблуждение контролирующие органы.

Проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» предлагается изложить в новой редакции абзац одиннадцатый пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Предусмотрено привлечение к административной и уголовной ответственности за нарушения требований этого Федерального закона в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом.

Также вносятся изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», в соответствии с которыми на полицию возлагается обязанность направлять материалы в налоговый орган либо в орган контроля за уплатой страховых взносов для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесённых российским законодательством к полномочиям налоговых органов, органов контроля за уплатой страховых взносов.

В связи с этим предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», направленные на создание механизма взаимодействия между органами контроля за уплатой страховых взносов и правоохранительными органами.

Кроме того, предусмотрено участие органов внутренних дел по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов в проводимых ими выездных проверках.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!