/ / Новости PRAVO.BY
22.07.2015

Новый закон, регулирующий судебно-экспертную деятельность, принят в Беларуси

Принят Закон «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь», который определяет правовую и организационную базу деятельности, основные задачи и полномочия и другие аспекты функционирования Государственного комитета судебных экспертиз. Появлению этого законодательного акта предшествовала большая работа по реорганизации и модернизации сферы судебных экспертиз, начатая с создания данного Комитета два года назад. О новом законодательстве, достигнутых результатах и перспективах развития рассказал Андрей Клинчук, начальник главного управления координации служебной деятельности центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз.

О чем новый Закон?

До принятия нового законодательства работа Госкомитета строилась на основании Положения о Государственном комитете судебных экспертиз, которое легло в основу Закона. «С момента образования деятельность Государственного комитета претерпела некоторые изменения, которые не урегулированы указами Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» и от 1 июля 2013 г. № 292 «Вопросы Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь». Некоторые положения названных указов получили свое развитие и поэтому потребовали нормативного закрепления в Законе», – пояснил Андрей Клинчук.

Например, впервые прописаны конкретные полномочия Госкомитета по определению порядка осуществления деятельности экспертно-квалификационной комиссии, которая занимается аттестацией лиц, намеревающихся осуществлять (осуществляющих) судебно-экспертную деятельность, на присвоение (подтверждение, приостановление, лишение) права самостоятельного проведения судебных экспертиз.

Расширены также полномочия Государственного комитета в научной сфере. Если раньше он мог осуществлять только научно-исследовательские работы (в действительности это только один из видов научной деятельности), то теперь появится возможность выполнять опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, выступать заказчиком научных, научно-технических и инновационных программ и проектов. Такие полномочия позволят Государственному комитету усилить научную составляющую судебно-экспертной деятельности, убежден Андрей Клинчук.

Еще одно новшество – законодательная база для существующего при Госкомитете Межведомственного научно-методического совета в сфере судебно-экспертной деятельности. В дальнейшем планируется, что эксперт будет вправе применять ту или иную методику только после ее одобрения этим советом.

Задачи Госкомитета в новом Законе сохранились без изменений. Как и прежде, это производство судебных экспертиз, проведение мероприятий по поддержанию на надлежащем уровне качества, своевременности проведения экспертных исследований, осуществление надзора за оказанием медицинской помощи, ведение криминалистических учетов и коллекций, обеспечение участия сотрудников в роли специалистов при проведении следственных и других процессуальных действий.

Новое законодательство учитывает также статус Государственного комитета как военизированной организации: в Законе есть статьи о службе в Государственном комитете, а также отдельная глава, посвященная порядку и случаям применения его сотрудниками физической силы, специальных средств и оружия. Для гражданского персонала устанавливаются гарантии, предусмотренные для судебных экспертов, имеющих специальные звания, – право на обоснованный профессиональный риск и обязательное государственное страхование. Кстати, хорошая новость для студентов-старшекурсников: у них появится возможность назначения на должность судебного эксперта-стажера.

Госкомитету – 2 года

За два года, прошедших с момента основания Госкомитета, в судебно-экспертной системе страны многое изменилось. «Нам удалось за это время выполнить главные задачи, которые ставил перед нами Президент при объединении в одну структуру до того разрозненных экспертных подразделений МВД, Государственной службы медицинских судебных экспертиз, экспертного подразделения Министерства обороны, подразделений МЧС», – отмечают в Государственном комитете судебных экспертиз.

Здесь заслуженно гордятся тем, что за такой небольшой срок удалось добиться существенного сокращения сроков проведения экспертиз и исследований – раньше на экспертизу могло потребоваться от полугода до года, теперь 99% экспертных исследований проводятся в течение месяца. Качественно и количественно экспертизы тоже подросли – во многом благодаря нынешней оперативности.

Весьма существенную роль сыграло и кардинальное материально-техническое переоснащение Госкомитета. К примеру, приборы хромато-масс-спектрометры сегодня есть в каждом областном центре, в перспективе ими оснастят и крупные райцентры. «Когда экспертные подразделения были рассредоточены в различных органах, задача проведения экспертиз не была в них первостепенной, этому направлению уделялось меньшее внимание, в том числе в плане материально-технического обеспечения. После создания Госкомитета материально-техническое обеспечение улучшается», – прокомментировал Андрей Клинчук. По его словам, в соответствии с пятилетним планом развития лаборатории переоснащаются самым современным оборудованием.

В Государственном комитете отмечают важность того, что в одном ведомстве удалось объединить весь кадровый, научный, материально-технический потенциал – стало значительно проще вырабатывать и внедрять общие методические подходы к производству экспертиз, а также контролировать их качество по единым критериям. Существенную роль играет и перераспределение нагрузки на экспертов, возможность уравнять их загруженность по одним и тем же видам экспертиз.

В среднем в год в Государственном комитете проводят около 250 тысяч экспертиз и исследований, комментирует начальник главного управления координации служебной деятельности. И нагрузка на экспертов постоянно растет: с момента создания Госкомитета каждые полгода прирост назначаемых экспертиз составляет порядка 3–5 %, по некоторым видам экспертиз – в 8–10 раз. Связано это в том числе с возросшими техническими возможностями. 

Например, экспертизу наркотических веществ сегодня можно провести буквально за 40 минут, причем круглосуточно. Это положительно сказывается на скорости принятия неотложных процессуальных решений (задержании, возбуждении уголовных дел, решении вопроса о мере пресечения) и возможности отследить всю цепочку наркоторговцев. Удается работать и на упреждение – в последнее время в Беларуси не было фактов изъятия неподконтрольных наркотиков.

Идет модернизация криминалистических учетов, рассказал Андрей Клинчук. С использованием нового программного обеспечения отечественной разработки удалось повысить эффективность автоматизированной дактилоскопической идентификационной системы – появилась возможность идентифицировать личность и по отпечаткам ладоней, а это в свою очередь положительно сказалось на раскрываемости преступлений.

За прошедшее с момента основания Государственного комитета время внедрялись и новые виды экспертиз: например, психофизиологическая, которая назначается в ходе расследования преступлений на сексуальной почве и при проведении которой используется полиграф. Этот опыт белорусские эксперты переняли у своих российских коллег. Научно-практический центр Государственного комитета в данный момент занимается внедрением дендрохронологического анализа (для определения происхождения древесины в случае незаконных рубок леса) и установлением происхождения биологического материала диких животных по ДНК (по делам о браконьерстве).

Сегодня в Госкомитете выполняют более 120 видов и подвидов экспертиз. В перспективе их будет еще больше, уверяет начальник главного управления координации служебной деятельности, в том числе тех, которые будут востребованы у населения (это важно, поскольку практически все средства, полученные от производства платных исследований, уходят на техническое переоснащение). В пример можно привести психиатрическую экспертизу – освидетельствование перед совершением сделок с недвижимостью, что значительно затрудняет возможность ее оспаривания. Или идентификацию VIN-номеров автомобилей – очень востребованная услуга на белорусском вторичном авторынке.

Перспективы судебно-экспертного законотворчества

Государственный комитет судебных экспертиз за два года успел отметиться не только в сфере собственно экспертиз, но и на ниве законотворчества. На данный момент в первом чтении в Парламенте принят законопроект «О внесении дополнений и изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь» – предлагается закрепить в качестве процессуальных издержек суммы, израсходованные государственными судебно-экспертными учреждениями на приобретение расходных материалов для экспертиз и на ремонт экспортного оборудования.

Сейчас Госкомитет занят разработкой концепции проекта Закона «О судебно-экспертной деятельности». В нем будет дано единое понятие судебно-экспертной деятельности, разработана система госрегулирования этой сферы, прописаны общие требования ко всем субъектам судебно-экспертной деятельности (кроме Госкомитета эксперты работают в органах госбезопасности, Государственном пограничном комитете и в Государственном таможенном комитете, экспертной деятельностью также занимаются юрлица и индивидуальные предприниматели). Важным Андрей Клинчук считает выработку единых подходов к назначению и проведению экспертиз, порядок их проведения, пределы использования специальных знаний, прописать права, обязанности и ответственность экспертов, а также права, обязанности и гарантии физических лиц, в отношении которых проводится экспертиза. Аналогичное законодательство уже есть в России, Казахстане, Украине, Молдове.

Анна ШИЛЕЦ, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Перейти к обсуждению статьи на Правовом форуме Беларуси