/ / Новости PRAVO.BY
10.01.2015

Интервью с Заместителем Главы Администрации Президента Республики Беларусь Мицкевичем В.В. по вопросам совершенствования законодательства о противодействии незаконному обороту наркотиков

1. 28 декабря 2014 г. был издан Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Что послужило предпосылками для его издания?

Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Мицкевич В.В.

В последнее время обострилась ситуация, связанная с незаконным оборотом и потреблением наркотиков, в том числе с участием несовершеннолетних. При этом современное состояние наркоторговли характеризуется появлением новых видов опасных наркотиков, употребление которых вызывает привыкание с первого раза либо «убивает» человека за короткий период времени. Большой общественный резонанс получили имевшие место в нашей стране случаи смерти людей в результате употребления наркотиков.

В этой связи возникла необходимость в принятии эффективных мер, в том числе правового характера, позволяющих своевременно реагировать на наркоугрозу.

Первоначально решить эту задачу предполагалось в подготовленном по предложениям МВД проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов». В нем, в частности, закреплялись нормы, позволяющие максимально оперативно объявлять вне закона новые психоактивные вещества («спайсы», курительные смеси), ужесточалась ответственность за отдельные преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотиков.

Данный законопроект в октябре 2014 года был внесен на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.

Вместе с тем в ходе состоявшегося 4 декабря 2014 г. совещания у Главы государства по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков заинтересованными государственными органами дополнительно был озвучен ряд новых актуальных предложений по повышению эффективности борьбы с распространением и потреблением наркотиков, не нашедших отражения в законопроекте.

В этой связи Президентом Республики Беларусь было принято решение оперативно подготовить проект Декрета, который позволил бы реализовать комплекс неотложных мер, обеспечивающих эффективное и оперативное противодействие незаконному обороту наркотиков и активизацию профилактики их потребления.

Результатом проведенной работы стало издание Главой государства Декрета от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков».

2. Декрет ужесточает наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Насколько известно, меры уголовной ответственности впервые вводятся в действие актами Главы государства?

Не совсем так.

Меры уголовной ответственности предусматривались декретами Главы государства при усилении борьбы с терроризмом и иными особо опасными насильственными преступлениями (1997 год), пресечении практики искажения показателей статистической отчетности (1999 год), в целях противодействия торговле людьми (2005 год), а также для дополнительного воздействия на обязанных лиц, дети которых отобраны государством, уклоняющихся от содержания этих детей (2009 год).

Необходимо отметить, что, как правило, предусматриваемые в этих декретах меры уголовной ответственности применялись с момента их реализации в Уголовном кодексе. 

Однако Глава государства в соответствии с Конституцией нашей страны имеет полное право принять решение о введении подобных мер. Ведь оперативность их принятия, возможно, спасет чью-то жизнь, а может быть и не одну. К сожалению, мы с вами в 2014 году были свидетелями драматических событий, когда подростки под воздействием современных наркотиков выбрасывались из окон, причиняли людям телесные увечья и т.п.

Соответственно, заложенный Декретом подход полностью соответствует конституционным полномочиям Главы государства и продиктован необходимостью незамедлительного принятия чрезвычайных и исчерпывающих мер по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Так, как уже отмечалось, серьезнейшим образом обострилась проблема распространения среди молодежи новых видов психоактивных веществ, вызывающих сильнейшую зависимость и необратимое разрушение организма, а в отдельных случаях – смерть лица, потребившего такие вещества. Только за 9 месяцев 2014 года употребление курительных смесей привело к гибели 22 человек, а также госпитализации в г. Минске 137 несовершеннолетних с нарушениями психики.

В этой связи наиболее строгая ответственность устанавливается в Декрете за действия, связанные со сбытом наркотиков, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков (наказывается лишением свободы на срок от 12 до 25 лет с конфискацией имущества или без конфискации).

Кроме того, в целом увеличивается максимальный срок лишения свободы за действия, связанные со сбытом наркотиков:

  • совершенные организованной группой, – с 15 до 20 лет, а за изготовление или переработку наркотиков в лабораторных условиях – с 8 до 20 лет;
  • совершенные в отношении особо опасных наркотиков, либо в крупном размере, либо на территории учреждения образования, организации здравоохранения, лечебно-трудового профилактория, а также при наличии других отягчающих признаков – с 13 до 15 лет;
  • в случае сбыта наркотиков несовершеннолетнему лицу – с 8 до 15 лет.

Таким образом, все указанные незаконные действия отныне будут являться особо тяжкими преступлениями.

При этом возраст, с которого наступает уголовная ответственность за действия, связанные со сбытом наркотиков, снижается с 16 до 14 лет.

Поскольку наркотрафик, осуществляемый через границу Республики Беларусь с Российской Федерацией, не подпадает под признаки контрабанды (в силу отсутствия на данной границе таможенного контроля), вводится уголовная ответственность за незаконное перемещение наркотиков через Государственную границу Республики Беларусь (с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком на 12 лет).

3. Какие еще меры, кроме повышения уголовной ответственности, предусматриваются Декретом для предупреждения и пресечения потребления наркотиков?

В соответствии с Декретом усиливаются меры административной ответственности за правонарушения, связанные с потреблением наркотиков:

  • вводится административная ответственность за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, оскорбляющем мораль и общественную нравственность (штраф в размере от 5 до 10 базовых величин);
  • увеличиваются максимальные размеры штрафов за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического или токсикоманического опьянения (с 10 до 12 базовых величин), а также за потребление наркотиков без назначения врача в общественном месте (с 8 до 15 базовых величин).

При этом повторное совершение названных деяний в течение года повлечет уголовную ответственность (в виде штрафа, ареста на срок до трех месяцев или ограничения свободы на срок до двух лет).

Декретом вводится административная ответственность за непринятие индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления наркотиков либо их сбыта, а также за неинформирование органов внутренних дел о выявленных фактах совершения таких действий (штраф в размере от 20 до 50 базовых величин).

Также Декретом предусмотрены меры, направленные на создание надлежащих условий для лечения и социальной реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью. Так, Правительству предписывается организовать специализированные лечебно-трудовые профилактории для больных наркоманией, а также создать профильные лечебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие комплексную реабилитацию несовершеннолетних, состоящих на наркологическом учете.

Предполагается, что конкретные меры по социальной реабилитации наркозависимых лиц будут определены в утвержденном Правительством комплексном плане мероприятий.

4. В нашей беседе уже упоминалась проблема распространения новых психоактивных веществ, так называемых «спайсов» и курительных смесей. Как Декретом предлагается решить данную проблему?

Распространение и потребление новых психоактивных веществ, представляющих собой, по сути, заменители наркотиков, для обозначения которых используются такие названия, как «дизайнерские» наркотики, «спайсы», «соли», «миксы», является проблемой мирового масштаба.

Так, во Всемирном докладе ООН о наркотиках за 2013 год указывается, что реализуемые как «дизайнерские» наркотики новые психоактивные вещества распространяются с беспрецедентной скоростью и создают непредвиденные проблемы для общественного здравоохранения и безопасности. Количество таких веществ, по данным ООН, выросло со 166 в конце 2009 года до 251 в середине 2010 года, то есть более чем на 50 процентов.

Новые психоактивные вещества появляются на рынке наркотиков с неизменной регулярностью. При этом с учетом практически бесконечной возможности изменять химическую структуру психоактивных веществ новые составы опережают попытки их постановки под международный контроль. В то время как включение в перечни запрещенных к обороту веществ является длительной нормативной процедурой, преступники действуют максимально быстро, чтобы использовать этот прибыльный рынок в своих корыстных целях.

Для борьбы с данным явлением в Декрете закрепляются положения, позволяющие оперативно запрещать оборот на территории Республики Беларусь новых психоактивных веществ и привлекать к ответственности их распространителей.

Так, уточняется понятие аналогов наркотиков, позволяющее относить к ним максимально широкий спектр химических веществ, а также существенно упрощается процедура отнесения новых психоактивных веществ к наркотикам и введения тем самым запрета на их незаконный оборот в Республике Беларусь, в том числе еще до непосредственного появления новых наркотиков на территории нашей страны.

Данные меры, по информации МВД, позволят запретить оборот порядка 96 процентов постоянно появляющихся на наркорынке страны новых психоактивных веществ.

5. Все чаще преступниками для сбыта наркотиков используются современные информационные технологии. Каким образом в соответствии с Декретом предлагается пресекать распространение наркотиков через Интернет?

Значительную роль в распространении новых наркотиков сыграло бурное развитие телекоммуникационных технологий в Республике Беларусь, в частности, сети Интернет. За короткий промежуток времени интернет-форумы заполнились информацией, подробно раскрывающей темы о различных видах наркотиков, содержащей их агрессивную рекламу, описывающей способы приготовления и схемы синтеза, пути введения и «дозировки».

Использование «виртуальных денег», электронных кошельков и систем оплаты, анонимность при регистрации в данных системах позволяют осуществлять распространение психоактивных веществ абсолютно бесконтактным способом, анонимно и не оставляя физических следов преступления.

В связи с угрозой широкого распространения наркотиков с использованием сети Интернет Декретом закрепляется механизм оперативного ограничения доступа пользователей интернет-услуг к интернет-ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков.

Решения о таком ограничении принимаются Министерством информации на основании письменных уведомлений МВД и являются обязательными для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Республики Беларусь.

В целях повышения эффективности профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в том числе в сети Интернет, своевременного выявления лиц, занятых в незаконном обороте наркотиков, Декретом возложены обязанности:

  • на владельцев интернет-ресурсов – анализировать содержание принадлежащих им интернет-ресурсов, не допускать их использования для распространения материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, а также информировать органы внутренних дел о попытках распространения таких материалов;
  • на поставщиков интернет-услуг – обеспечить с 1 января 2016 г. формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг интернет-ресурсах.

За невыполнение соответствующих обязанностей устанавливается административная ответственность.

Кроме того, вводится обязательная идентификация владельцев электронных кошельков, созданных в электронных платежных системах, действующих на территории Республики Беларусь (независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках). Также устанавливается обязанность банков и иных организаций, открывших электронные кошельки, представлять сведения об электронных кошельках, открытых на имя физических лиц, на основании письменного запроса органа государственной безопасности, органа внутренних дел либо Следственного комитета в определенные в таком запросе сроки.

Это позволит правоохранительным органам оперативно принимать меры по изобличению лиц, использующих электронные платежные системы для незаконного оборота наркотиков.

6. На Ваш взгляд, насколько меры, предлагаемые Декретом, будут эффективны и позволят ли они кардинально решить проблему распространения и потребления наркотиков?

Прежде всего, нужно отметить, что в целом законодательство о противодействии распространению и потреблению наркотиков отличается системностью, сбалансированностью и достаточной жесткостью, чтобы обеспечить эффективную работу по пресечению незаконного оборота наркотиков.

Однако действенность как предписаний Декрета, так и иных правовых норм, регулирующих соответствующие вопросы, во многом будет определяться тем, насколько эффективно они будут применяться на практике правоохранительными и иными государственными органами, осуществляющими деятельность по профилактике и борьбе с распространением наркотиков.

В первую очередь, усилия правоохранительных органов должны быть сконцентрированы на ликвидации каналов поставки в Республику Беларусь наркотиков и сырья для их изготовления. Необходимо выявлять организаторов преступной деятельности в этой сфере и принимать в отношении них самые жесткие меры, предусмотренные законодательством, в том числе Декретом.

В то же время нужно понимать, что наркотики – это социальное зло. И усилиями только государства, в том числе правовыми и карательными мерами, проблему наркомании не решить.

Как было отмечено Главой государства, серьезным барьером на пути распространения наркотиков должно стать тотальное неприятие их обществом, формирование соответствующего мировоззрения, основанного на традиционных для нашей страны христианских ценностях.

Учитывая, что наркоманами становятся в основном люди молодые, порой не осознающие всю опасность наркотиков, главным препятствием на пути распространения наркомании остается семья. По сути, каждый родитель должен понимать, что от этой беды не застрахован никто, и принимать все меры, чтобы она не коснулась его ребенка.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
(фото - НЦПИ)