/ / Новости PRAVO.BY
25.02.2015

В план на 2015 год включены предложения по подготовке 32 законопроектов и 1 концепции законопроекта – директор НЦЗПИ Вадим Ипатов

Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вадим Ипатов рассказал о плане подготовки законопроектов на 2015 год.

– Вадим Дмитриевич, давайте поговорим о планировании законотворчества. Как формируется план подготовки законопроектов, кто его разрабатывает, вносит предложения?

Vadim Ipatov

– Подготовка законопроектов осуществляется на плановой основе с 1998 года. Нынешний план подготовки законопроектов на 2015 год, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2015 г. № 55, – восемнадцатый по счету.

Национальный центр законодательства и правовых исследований ежегодно разрабатывает план подготовки законопроектов и вносит его на утверждение Президенту Республики Беларусь.

Планирование подготовки законопроектов – процесс непрерывный: сразу после утверждения плана на текущий год начинается работа по формированию плана на следующий год. В этих целях Центром проводятся научно-аналитические исследования, изучается практика правоприменения, направляются запросы в государственные органы, общественные объединения, научные организации.

Наибольшее количество предложений традиционно поступает от Совета Министров (в этом году – 47). Депутатами Палаты представителей Национального собрания также готовится блок предложений по плану (в этом году поступило 8 предложений от Парламента). В плане 2015 года учтены 26 законопроектных предложений, внесенных Советом Министров Республики Беларусь, а также предложения по подготовке 2 законопроектов, внесенных Парламентом (в том числе один из которых будет разрабатываться депутатами Палаты представителей).

Поступившие предложения тщательно анализируются и прорабатываются Центром на предмет оценки их обоснованности и необходимости принятия законов, соответствия социально-экономическим потребностям общества. 

В необходимых случаях они обсуждаются с заинтересованными государственными органами, депутатами Палаты представителей, анализируются статистические данные, практика правоприменения, изучается международный опыт.

В целом планирование оказывает системное влияние на развитие законодательства, позволяет упорядочить законотворческую деятельность, ограничить частые корректировки законодательства, на основе взаимодействия с Парламентом, Правительством, другими государственными органами и иными организациями из массы законопроектных предложений определить те, которые действительно окажутся жизнеспособными. Если говорить о конкретных цифрах, то за период с 1998 по 2014 год планами была предусмотрена подготовка 565 законопроектов.

– Все ли предложения учитываются в плане?

– Глава государства поставил задачу, чтобы в план включались только нужные для государства и общества законопроекты. Поэтому Центр тщательно подходит к анализу законопроектных предложений.

При подготовке плана на 2015 год Центром было проанализировано свыше 115 законопроектных предложений.

Однако по результатам всесторонней оценки и анализа обоснованности внесенных предложений в план на 2015 год включены предложения по подготовке 32 законопроектов и 1 концепции законопроекта. Если говорить о процентном соотношении рассмотренных и учтенных, это 28 % от внесенных предложений.

– Расскажите о некоторых резонансных предложениях, которые не были учтены: по каким причинам это произошло?

– Уже не первый год при формировании проекта плана в Центр вносилось предложение Совета Министров (Министерства здравоохранения) о подготовке законопроекта «О здоровьесбережении». Понимая всю важность проблемы бережного отношения человека к своему здоровью, мы при формировании плана на 2015 год не поддержали это предложение. Не потому, что против самой идеи. Тщательно проанализировали имеющееся в республике правовое регулирование по данному вопросу и пришли к выводу, что у нас создана достаточная по объему законодательная база, которая позволяет государственным органам принимать соответствующие меры и осуществлять мероприятия в данной области. Действующее в настоящее время законодательство о здравоохранении развивается по пути закрепления в нем норм, регулирующих вопросы формирования ответственного отношения населения к сохранению собственного здоровья (здоровьесбережения). Так, в июне 2014 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», которым предусмотрены нормы о создании системы мер по охране здоровья населения. Отдельный новый закон, на наш взгляд, не нужен. Правовое регулирование есть, государством возможные меры принимаются, нет пока только достаточно ответственного отношения наших граждан к собственному здоровью.

При формировании плана долго спорили по таким предложениям, как введение ответственности за выход рыбаков (и не только) на ледовое покрытие, дополнительных мер по ограничению табакокурения. На данном этапе решили от реализации этих предложений воздержаться, поскольку они недостаточно проработаны и требуют дополнительного осмысления и анализа совместно с заинтересованными во избежание включения в законодательство «пустых», неэффективных либо противоречащих действующему законодательству норм.

– Основные законы в нашей стране уже приняты. Уменьшается ли количество планируемых к разработке законопроектов?

– По сравнению с 2014 и 2013 годами количество разрабатываемых проектов не уменьшилось.

В целом наблюдается тенденция к некоторому более или менее стабильному количеству плановых законопроектов (около 30–40). «Зашкаливание» количества законопроектов приходится на 2001–2003 годы (в планах было по 63–65 законопроектов).

Нашу нынешнюю ситуацию можно рассматривать как положительное явление. Действительно, основной законодательный массив уже сформирован, основополагающие кодексы и иные законы приняты. Сегодня в республике 26 кодексов, более 300 основных законов. Новые законы подготавливаются, как правило, в случаях, когда требуется урегулировать общественные отношения, ранее не урегулированные, либо существенно изменить правовое регулирование.

– Как в целом можно охарактеризовать план 2015 года? Какие законопроекты будут подготовлены?

– План 2015 года предусматривает разработку 22 законопроектов в сфере гражданского законодательства, законодательства в сфере экономики, охраны окружающей среды. В частности, традиционно будет подготовлен «бюджетный пакет»: об утверждении отчетов об исполнении республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2014 год (социальной защиты населения, Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, гражданской авиации), а также о республиканском бюджете и бюджетах внебюджетных фондов на 2016 год, законы о внесении изменений в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс.

Планируется подготовить законопроекты «Об обращении с животными», «Об экспортном контроле», «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», а также «О техническом нормировании и стандартизации». Будут подготовлены законы о внесении изменений и дополнений в законы «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь», «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», «О защите растений», «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», «О питьевом водоснабжении», «О государственной экологической экспертизе», а также законопроекты о внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь.

2 законопроекта будут подготовлены в сфере законодательства о культуре и туризме (Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры и законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме») и 4 законопроекта в сфере конституционного законодательства: это, в частности, законопроекты о внесении изменений и дополнений в законы «Об основах административных процедур», «О переписи населения», «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

4 законопроекта планируется разработать в сфере законодательства о национальной безопасности и правоохранительной деятельности, в частности, законопроекты «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предупреждения пьянства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь», в Уголовный кодекс Республики Беларусь, в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь.

– Расскажите о наиболее значимых для граждан законопроектах, подготовка которых будет осуществлена в 2015 году.

– Например, планом на 2015 год запланирована подготовка проекта Закона Республики Беларусь «Об обращении с животными». Необходимость принятия этого Закона обсуждалась неоднократно, и в 2014 году мы опять вернулись к вопросу о включении его в план.

Действительно, одним из направлений государственной политики многих стран является защита животных от жестокого обращения.

Необходимость разработки и принятия Закона обусловлена также многочисленными обращениями в государственные органы граждан и общественных зоозащитных объединений.

В законопроекте планируется установить ограничения по количеству животных-компаньонов, которые могут содержаться в жилых помещениях многоквартирных жилых домов, а также урегулировать вопросы возникновения, перехода и прекращения прав на безнадзорных животных, находящихся в пунктах временного содержания и приютах для животных.

Будет также определено правовое положение приютов для животных, урегулированы вопросы их создания и деятельности, определены права и обязанности волонтеров, оказывающих добровольную безвозмездную помощь приютам для животных.

Законодательно будут урегулированы и другие наиболее важные вопросы обращения с животными: определены жесткие требования к владельцам животных по обеспечению безопасности других граждан, регистрации и учету животных; упорядочены вопросы регулирования численности безнадзорных животных; установлен запрет на применение негуманных методов умерщвления животных; определен порядок поиска новых владельцев для безнадзорных животных и др.

План также предусматривает проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предупреждения пьянства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Несмотря на предпринимаемые в государстве меры, пьянство и алкоголизм по-прежнему оказывают существенное негативное влияние на состояние правопорядка в стране. В состоянии алкогольного опьянения совершается более 80 % убийств и тяжких телесных повреждений, 60 % разбоев, грабежей, изнасилований. За последние пять лет увеличились масштабы распространения пьянства среди населения, особенно среди молодежи. По официальным статистическим данным, показатель продаж алкоголя на душу населения (включая младенцев) за последние годы сократился, но незначительно: с 12,0 литра в 2009 году до 11,1 литра в 2013 году при 8 допустимых литрах.

Как показывает мировая практика, одним из эффективных способов сокращения потребления алкоголя и, как следствие, снижения уровня криминализации общества и потерь бюджета является ограничение его доступности. В этой связи Министерство внутренних дел предложило законодательно закрепить дополнительные меры, направленные на ограничение потребления алкогольных напитков, особенно несовершеннолетними. Эти вопросы будут проработаны совместно с заинтересованными в процессе подготовки законопроекта.

Предусмотренный планом законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» направлен на совершенствование норм Гражданского кодекса, Кодекса о браке и семье, Гражданского процессуального кодекса.

Законопроектом с учетом возникающих на практике ситуаций предполагается корректировка Гражданского кодекса в части урегулирования вопросов, связанных с представительством интересов гражданина, если он в связи с заболеванием находится в тяжелом, бессознательном состоянии, исключающем возможность совершать действия, понимать значение своих действий или руководить ими. Так, например, в глобальной компьютерной сети Интернет поднималась проблема, связанная с невозможностью распоряжения денежными средствами, которые были взысканы судом с виновника дорожно-транспортного происшествия, поскольку данные средства находятся на банковском счете, открытом на имя находящейся в коме пострадавшей, а сама она (по объективным причинам) распорядиться ими не могла.

В Кодексе о браке и семье одновременно с Гражданским кодексом предлагается закрепить возможность признавать ограниченно дееспособными граждан, страдающих психическими расстройствами, если степень их психического расстройства позволяет им в определенной мере понимать значение своих действий или руководить ими (в настоящее время они признаются только недееспособными). Необходимость таких изменений вытекает из решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 16 октября 2013 г. № Р-847/2013 «Об ограничении дееспособности гражданина вследствие психического расстройства».

Это позволит таким гражданам совершать мелкие бытовые сделки, например, самостоятельно делать покупки в магазине, заключать трудовой договор с согласия попечителя, участвовать в общественно-политической жизни, в том числе выборах и референдуме.

В рамках подготовки законопроекта также предполагается рассмотреть иные вопросы, например, об урегулировании отношений по взысканию суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, и другие.

– В плане на 2015 год предусмотрена корректировка Закона Республики Беларусь «О туризме». Что нового нас ожидает в этой сфере?

– Да, планом предусмотрена корректировка этого Закона. Последний раз плановые и комплексные изменения вносились в Закон «О туризме» в 2010 году.

Названный законопроект будет разработан Палатой представителей. В 2014 году депутаты Палаты представителей изучили практику применения Закона «О туризме», по итогам которой были выработаны предложения по его совершенствованию. Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

В 2012 году Департамент по туризму Министерства спорта и туризма был наделен правом осуществления надзора за соблюдением законодательства о туризме. Согласитесь, логичным в данной ситуации является то, что Департамент по туризму как надзорный орган должен обладать исчерпывающей информацией о количестве турфирм, осуществляющих свою деятельность в республике. Однако в настоящее время (в том числе после отмены в 2010 году лицензирования туристической деятельности) Департамент по туризму такой информацией не обладает и не может в полной мере осуществлять свои надзорные функции.

Для исправления этой ситуации планируется создать Реестр субъектов туристической деятельности.

На первый взгляд может показаться, что Реестр создается для введения «скрытого» лицензирования. Однако это не так. Реестр предлагается создать для удобства как самих субъектов туристической деятельности, так и нас, обычных потребителей туристических услуг. Первым он поможет сориентироваться при выборе партнера, вторым – при поиске легитимной турфирмы, у которой можно приобрести тур. Этот Реестр станет своеобразным навигатором, с помощью которого можно будет в любом регионе республики определиться с выбором туроператора или турагента.

Кроме того, планируется обновить понятийный аппарат Закона и привести его в соответствие с базовым глоссарием Всемирной туристской организации, а также внести иные изменения.

– В план включен проект изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Какие существующие проблемы предполагается решить Законом?

– Будет решен ряд проблем. Первая – проблема деятельности нелегальных перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров в регулярном сообщении.

Нелегальный перевозчик не обременен жесткими лицензионными требованиями, он зачастую выполняет перевозки пассажиров, привлекая водителей, не прошедших предрейсовые, медицинские осмотры, уровень подготовки которых не соответствует установленным требованиям. Более того, нелегальные перевозчики выпускают на линию транспортные средства с неисправностями, не прошедшие государственный технический осмотр. Нелегальные перевозчики, как правило, не имеют договора с автовокзалом, официально утвержденного маршрута. Вместе с тем они пользуются транспортной инфраструктурой, фактически не возмещая затрат на ее содержание, не уплачивая необходимых налогов (сборов).

В конечном итоге работа нелегальных перевозчиков создает значительную конкуренцию для перевозчиков, работающих на законных основаниях, в первую очередь, из-за более низкой стоимости проезда при осуществлении перевозки нелегальным перевозчиком.

Вторая проблема – неэффективное осуществление перевозок пассажиров автомобилями-такси, наличие нелегальных перевозчиков автомобилями-такси.

Правовое регулирование перевозок автомобилями-такси существенно отстает от подобного регулирования таких отношений в зарубежных странах, а некачественное оказание услуг перевозки создает неблагоприятный имидж среди иностранцев как о столице, так и о стране в целом.

Законом не предусматривается обязательное заключение договоров, направленных на организацию автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси.

Отсутствие таких договоров, должного контроля, а также основ правового регулирования отношений между операторами, диспетчерами и перевозчиками автомобилями-такси приводит к некачественному оказанию услуг, недополучению бюджетами необходимых налогов (сборов), к неравномерному распределению такси на маршрутах, отсутствию достаточного количества автомобилей-такси у перевозчика, при этом граждане часто сталкиваются с ситуациями, когда такси вызвать невозможно ввиду отсутствия автомобилей, особенно в дни с неблагоприятными погодными условиями.

– Вадим Дмитриевич, планом 2015 года предусмотрена подготовка не только проектов законов, но и концепции проекта закона. Что можно сказать по этому поводу?

– Речь идет о концепции Закона Республики Беларусь «Об органическом производстве».

Первое, что необходимо отметить, почему предусматривается подготовка именно концепции законопроекта, а не самого законопроекта. Вопросы, которые предлагается урегулировать, – принципиально новые. Поэтому нужно сначала определить направления совершенствования законодательства, разработать концепцию закона, в которой в сжатом виде будут отражены основные подходы и положения будущего законопроекта, согласовать ее с заинтересованными государственными органами, иными организациями и Главой государства.

Предполагается, что законопроект будет направлен на обеспечение населения безопасными для здоровья продуктами питания, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в процессе производства органической продукции.

На постсоветском пространстве приняты специальные законы, посвященные органическому производству (например, в Эстонии, Молдове, Армении и Украине). Назрела необходимость подготовки аналогичного закона и в нашем государстве.

Предполагается закрепление в законопроекте определенных требований к производству органической продукции (например, запрет на использование химических синтезированных веществ, тех или иных видов пищевых добавок и др.), введение добровольной сертификации в области органического производства, которая позволит гарантировать потребителям, что продукция, маркированная специальным знаком «Органический продукт», является продукцией, произведенной с учетом требований к органической продукции, обеспечивающей ее высокое качество.

– С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе. Потребуется ли в этой связи внесение изменений в законы Республики Беларусь. Если да, то какие законопроекты в этих целях предусмотрены в плане?

– Безусловно. Это делалось и ранее в рамках приведения законов в соответствие с международно-правовыми актами, составляющими нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В частности, будут подготовлены два проекта закона по вопросам технического регулирования: новая редакция Закона «О техническом нормировании и стандартизации» (со времени принятия первоначальной редакции которого прошло более десяти лет), а также новый закон – «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», который будет принят на смену устаревшему ныне действующему закону.

Оба законопроекта имеют принципиально важное значение для обеспечения безопасности производимой и реализуемой продукции, защиты жизни, здоровья и наследственности человека, охраны окружающей среды, направлены на приведение национального правового регулирования в соответствие с требованиями международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

При этом ранее Центром совместно с Советом Министров законопроекты были уже подготовлены. Но после заключения Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г., потребовалась их доработка в связи с существенным изменением регламентации вопросов технического регулирования в рамках формирования Евразийского экономического союза и необходимостью максимального учета интересов Республики Беларусь.

Первый из законопроектов – «О техническом нормировании и стандартизации» – нацелен на достаточно детальное (в отличие от существующего) регулирование на законодательном уровне вопросов подготовки, принятия и применения технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, определение их юридической силы, установление роли и места технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза в национальной правовой системе, порядка распространения, в том числе официального, технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, надзора и контроля за соблюдением их требований. 

При этом законопроект, как предполагается, будет содержать ряд принципиальных новелл. Например, будет закреплена с учетом международно-правовых требований презумпция добровольности технических кодексов установившейся практики, порядок бесплатного и платного ознакомления с техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации с учетом международных обязательств Республики Беларусь.

Второй законопроект – «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» – призван на качественно новой основе системно и комплексно отрегулировать вопросы оценки соответствия продукции и иных объектов требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, других, указанных в законе, документов (например, требованиям договоров в рамках добровольной сертификации).

Кроме того, в соответствие с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, будут внесены изменения и в другие законы («О защите растений», Уголовный кодекс).

– Учитывая, что сегодня государство уделяет большое внимание вопросам дебюрократизации государственного аппарата, будет ли в плане 2015 году предусмотрена разработка законопроекта по таким вопросам?

– Это так, планом предусмотрена разработка такого законопроекта. Думаю, будет уместно в первую очередь рассказать о планируемой разработке законопроекта о внесении изменений в Закон «Об основах административных процедур», тем более что Центр определен ответственным за его подготовку.

Проведение мониторингов состояния работы государственных органов (организаций) по вопросам осуществления административных процедур позволило выявить ряд проблем, например, при осуществлении сложных и многоступенчатых административных процедур.

Отсутствие четких алгоритмов сложных и многоступенчатых административных процедур с указанием ответственных за отдельные этапы осуществления этих процедур и сроков выполнения таких этапов приводит к затягиванию сроков их осуществления в целом, отсутствию прозрачности осуществления административных процедур для граждан.

Законопроектом предполагается возложить на республиканские органы государственного управления обязанность по принятию регламентов осуществления административных процедур, в первую очередь носящих сложный, многоступенчатый характер.

В рамках законопроекта предполагается с учетом финансовых возможностей, наличия необходимых материально-технических и организационных условий рассмотреть вопрос о создании местными исполнительными и распорядительными органами центров осуществления административных процедур как рабочих органов местных исполнительных и распорядительных органов. Это позволило бы в одном месте подать заявления по значительному количеству административных процедур, относящихся к компетенции различных подразделений и организаций.

– Какие еще значимые проекты подготовит Центр?

– Еще один законопроект, который будет разработан Центром, – «О внесении изменений и дополнений в Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Он призван упорядочить деятельность государственных органов по принятию (изданию) нормативных правовых актов.

Я остановлюсь на наиболее значимых изменениях. Предполагается распространить действие Закона на технические нормативные правовые акты, не относящиеся к сфере технического нормирования и стандартизации (ветеринарные, санитарные, пожарные нормы и правила), определить юридическую силу таких актов, их соотношение с обычными нормативными актами. В настоящее время эти акты не проходят юридическую экспертизу в Министерстве юстиции. В Законе будет установлен запрет на принятие технических нормативных правовых актов по вопросам, которые должны регулироваться обычными нормативными правовыми актами.

Учитывая проблемы на практике, возникающие с локальными правовыми актами, в Законе будут установлены требования к локальным актам, а также запрет на включение в них предписаний, не соответствующих законодательству.

Кроме того, в Законе будут уточнены положения, касающиеся юридической силы всех нормативных правовых актов, порядка придания обратной силы актам.

Предполагается установить предписания, направленные на обеспечение полной реализации прав граждан в случае принятия нормативного правового акта об их отмене. В частности, полагаем, что в нормативном правовом акте, предусматривающем отмену прав, свобод и обязанностей граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо иным образом ухудшающем их положение, должен определяться порядок применения такого акта к отношениям, которые возникли на его основе, и начальный момент возникновения (прекращения) соответствующих прав, свобод и обязанностей. В таком нормативном правовом акте также должна быть определена возможность полной реализации субъективных прав, возникших на основании прекратившего действие правового акта, но полностью не реализованных.

Учитывая, что в настоящий момент много проблем на практике возникает по применению разъяснений законодательства государственными органами, более детально предполагается урегулировать порядок дачи письменных разъяснений содержания, порядка применения нормативных правовых актов. При этом будет определен статус таких разъяснений, в частности, предполагается установить, что такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.

В Законе будут реализованы положения пункта 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», например, регламентирован порядок публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, а также вопросы прогнозирования последствий принятия актов, проведения правового мониторинга.

Некоторые положения Закона будут пересмотрены с учетом поручения Главы государства о расширении полномочий руководителей республиканских органов государственного управления и наделении их максимальной самостоятельностью в принятии решений.

Одновременно с Законом ставится задача разработки новых Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, существенно упрощающих требования нормотворческой техники, с тем чтобы, с одной стороны, было проще разрабатывать нормативные правовые акты, а с другой – упростить их для понимания гражданами и применения.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
(фото - НЦПИ)