/ / Новости PRAVO.BY
03.08.2015

Изменен порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов

Такое решение содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2015 г. № 650 (далее – постановление № 650), которым внесены соответствующие изменения и дополнения в Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее – Положение).

Так, установлено, что при закупке товаров (работ, услуг) при строительстве объектов могут применяться международные типовые контракты Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC), а для нефтеперерабатывающих заводов Республики Беларусь – в том числе контракты «Открытая книга», с учетом необходимости соблюдения требований законодательства, включая требования Положения.

Перечень заказов, при размещении которых подрядные торги (торги) проводятся в форме закрытого конкурса, дополнен следующими позициями:

  • объекты, строительство которых осуществляется в военных целях;
  • объекты строительства, связанные с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности;
  • объекты строительства, связанные с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь».

Предусмотрено, что особенности порядка организации и проведения подрядных торгов (торгов) в перечисленных случаях определяются локальными нормативными правовыми актами государственных органов, которые являются организаторами таких подрядных торгов (торгов), либо государственных органов, в подчинении которых находятся организаторы подрядных торгов (торгов).

Также Положение дополнено нормой, которой устанавливается, что в случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных в абзацах втором и шестом подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», по выбору заказчика проводятся подрядные торги (торги) или переговоры, в том числе:

1) при размещении заказов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, на:

  • оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 6 тыс. базовых величин и более;
  • строительство объектов стоимостью менее 6 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов;

2) при размещении заказов, финансируемых за счет иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, на:

  • оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более;
  • строительство объектов стоимостью менее 100 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов;

3) в случаях:

  • заключения договоров субподряда генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;
  • если подрядные торги (торги), проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
  • заключения договоров о выполнении работ по текущему ремонту.

Переговоры не являются обязательными при размещении заказов при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов.

Кроме того, Положение дополнено рядом новых норм, в соответствии с которыми:

  • в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве допускается изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 процентов, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки;
  • в случае привлечения инженера (инженерной организации) к комплексному управлению строительной деятельностью он (она) размещает заказ на строительство объекта, закупки товаров (работ, услуг) путем проведения подрядных торгов (торгов) или переговоров в соответствии с законодательством о проведении процедур закупок при строительстве;
  • дочерние унитарные предприятия коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов вправе передать учредившим их предприятиям свои функции по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов;
  • предквалификационные документы и конкурсные предложения участников подрядных торгов (торгов) могут быть направлены организатору подрядных торгов (торгов) не только в письменной форме, но и (или) в электронной (в случае, если это установлено в документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации);
  • наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке, является одним из показателей, учитываемым в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение проектных и изыскательских работ;
  • наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке, и наличие сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, имеющих квалификационный аттестат, выданный в установленном порядке, являются показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ.

Дополнительно установлено, что при проведении предварительного квалификационного отбора участники, зарегистрированные организатором подрядных торгов (торгов) и представившие предквалификационные документы, вправе присутствовать на заседаниях конкурсной комиссии при вскрытии конвертов. Конкурсная комиссия при вскрытии конвертов проверяет наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашает наименование и место нахождения каждого участника. Указанные данные вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов. Предквалификационные документы участников изучаются не более пяти рабочих дней со дня вскрытия конвертов с предквалификационными документами (с согласия организатора подрядных торгов (торгов) этот срок может быть продлен).

В случае необходимости конкурсная комиссия при проведении предварительного квалификационного отбора участников или подрядных торгов (торгов) вправе запросить у участника уточняющую информацию, которую участник обязан предоставить.

Также установлено, что в случае признания подрядных торгов (торгов), проведенных в установленном порядке, несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора, принимается решение о проведении повторных подрядных торгов (торгов), или переходе к процедуре переговоров, или отмене подрядных торгов (торгов) (если их проведение в соответствии с законодательством не является обязательным). Повторные подрядные торги (торги) (с уточнением при необходимости их условий) или переговоры проводятся в порядке, установленном Положением.

Кроме того, в новой редакции изложены нормы Положения, устанавливающие требования к составу конкурсной документации.

Постановлением № 650 закрепляется, что при размещении заказа на основе переговоров их организатор определяет перечень приглашаемых участников, направляет им приглашения для участия в переговорах, а также при необходимости размещает извещение о проведении переговоров и (или) публикует его в любых средствах массовой информации. Новеллой является то, что при отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное за проведение переговоров лицо) должна (должно) представлять руководителю организатора переговоров письменное обоснование, устанавливающее причину направления приглашения одному поставщику.

Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения и при необходимости разместить извещение о их проведении в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) опубликовать его в любых средствах массовой информации.

Новвоведением также является возможность предоставления предложений участниками не только в конвертах на бумажном носителе, но и в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это предусмотрено документацией для переговоров).

Предложение для переговоров и другие документы, представленные участником, могут быть составлены на иностранном языке. Организатор переговоров вправе потребовать предоставления нотариально заверенного их точного перевода на русский или белорусский язык, при этом преимущество будет иметь переведенная версия.

Особенности порядка организации и проведения переговоров при размещении заказов по объектам, строительство которых осуществляется в военных целях, объектам строительства, связанным с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности, обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь», определяются локальными нормативными правовыми актами государственных органов, которые являются организаторами таких переговоров, либо государственных органов, в подчинении которых находятся организаторы переговоров.

Организатором переговоров могут размещаться заказы на закупку однородных товаров (выполнение однородных работ, оказание однородных услуг) при строительстве объектов в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов. В этом случае в документации для переговоров указываются однородные товары (работы, услуги), необходимые для строительства каждого объекта. Организатор переговоров вправе проводить переговоры одновременно по нескольким лотам.

Постановление зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 3 августа 2015 г. и вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Перейти к обсуждению статьи на Правовом форуме Беларуси