О некоторых вопросах ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в Национальном банке Республики Беларусь, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь
Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 728 утверждена Инструкция об организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в Национальном банке Республики Беларусь, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь.
Инструкция устанавливает для Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь основные требования к организации ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
Организация ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в банках включает:
- формирование учетной политики;
- организацию операционного дня;
- организацию ведения регистров бухгалтерского учета;
- организацию работы по ведению лицевых счетов;
- формирование и хранение документов;
- организацию внутреннего контроля;
- составление отчетности.
Организация ведения бухгалтерского учета осуществляется в целях непрерывного формирования в регистрах бухгалтерского учета полной и достоверной информации в натуральном и стоимостном или стоимостном выражении об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах банка, а также ее обобщения в отчетности. При этом должны быть обеспечены:
- документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете каждой совершаемой операции с использованием методов двойной записи на балансовых счетах (дебет, кредит) и односторонней записи на внебалансовых счетах (приход, расход);
- тождественность данных аналитического и синтетического учета;
- раздельный учет активов, находящихся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) банка, его обязательств и активов, обязательств других лиц.
Установлено, что ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в банке осуществляются с применением программно-технических средств, обеспечивающих хронологическое, взаимосвязанное и полное отражение всех операций в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и иных актов законодательства.
При организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности банк использует бухгалтерские документы, регистры бухгалтерского учета, книгу (книги) регистрации открытых и (или) закрытых лицевых счетов, которые составляются на бумажном носителе или в электронном виде (в форме электронного документа или документа в электронном виде, подтверждение целостности и подлинности которого осуществляется без применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи) в соответствии с требованиями законодательства.
При составлении бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учета, книги (книг) регистрации открытых и (или) закрытых лицевых счетов в электронном виде банку необходимо обеспечить:
- защиту информации;
- сохранение архива по данной информации в течение срока, установленного законодательством;
- возможность получения надлежащим образом заверенных копий;
- подтверждение их подлинности посредством использования электронной цифровой подписи или других средств,
- подтверждающих достоверность и целостность содержащейся в них информации.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!