/ / Новости PRAVO.BY
22.12.2014

Вячеслав Абрамов: «Вся деятельность Государственного комитета по имуществу нацелена на упрощение процедур и технологических процессов государственной регистрации недвижимости»

Беларусь сохранила за собой 3 место в разряде «Регистрация собственности» рейтинга Doing Business–2015, представленного в докладе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) «Ведение бизнеса–2015. Выходя за рамки эффективности» в конце октября. По совокупности показателей благоприятности бизнес-климата наша страна на 57 месте из 189 возможных.

О том, как удалось достичь такого показателя, настоящем и будущем системы государственной регистрации недвижимости рассказал Вячеслав Абрамов, заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.

– Вячеслав Анатольевич, расскажите, когда система государственной регистрации недвижимости сформировалась в современном для нас виде.

– Система государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним была создана в 2002 году. Был принят Закон «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Функции по управлению системой были переданы тогда еще Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь.

До этого момента в республике не было единого подхода к регистрации объектов недвижимого имущества и прав на него. Комитет по земельным ресурсам, например, участвовал в регистрации земельных участков и прав на них, а за регистрацию объектов недвижимого имущества, которые строятся на земле, отвечало Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Такое положение вещей создавало сложности в управлении этими процессами, не было удобным и для тех, кто обращался за госрегистрацией.

Система работы и нормативно-правового регулирования, которая позволила достичь такого результата в рейтинге, начала формироваться после объединения этих функций под руководством одного органа государственного управления.

– Какие тенденции развития системы государственной регистрации привели к тому, что Беларусь уже второй год подряд занимает такое высокое место в рейтинге по показателю «Регистрация собственности»?

– Новая система госрегистрации началась с нормативно-правового регулирования. Было концептуально переработано законодательство, регулирующее вопросы регистрации недвижимого имущества, определены перечни документов, которые должны предоставлять заявители, оптимизировано содержание этих документов.

Дальше материальная база: материально-техническое обеспечение организаций по регистрации, по сути, создавалось с нуля. Начиная с компьютеров, продолжая специализированным программным обеспечением и завершая машинами, электронными рулетками – то есть всем необходимым для работы.

И, естественно, все нововведения было бы невозможно осуществить с людьми, не обучив их работать в новом правовом поле и с новыми технологиями. Поэтому третьей и, пожалуй, самой важной составляющей будущего успеха стали кадры.

Анализ состава кадров, которые работали в бюро регистрации и технической инвентаризации до передачи этих функций нам, показал: только 30 % сотрудников подходили по квалификационным требованиям и могли претендовать на место регистратора в новой системе. Требовалась квалификация юриста, высшее образование в области земельного кадастра либо продолжительный стаж работы в бюро. Кроме того, кадровый состав серьезно пополнился за счет тех, кто раньше не работал в БТИ. Чтобы новые и старые кадры смогли пройти аттестацию, были организованы курсы переподготовки и повышения квалификации.

Благодаря проделанной работе система государственной регистрации недвижимости смогла развиваться. Например, если вначале на совершение регистрационного действия требовалось от 14 до 7 рабочих дней, то сейчас только 7, а ускоренная регистрация займет всего 2 дня.

Начинали мы с того, что заявителям приходилось самим обращаться в разные органы и организации за решением того или иного вопроса, связанного с приобретением, регистрацией недвижимости, оформлением участка. Сегодня вам не придется самим ходить по разным кабинетам в разных организациях, поскольку у нас работает заявительный принцип одного окна и все необходимые документы собирает регистратор. Все документы перемещаются между заинтересованными организациями без участия заявителя.

Развиваем и компьютерные технологии: помимо специализированного программного обеспечения для работы организаций по госрегистрации разработан геопортал Государственного комитета по имуществу.

Сегодня вся деятельность Государственного комитета по имуществу нацелена на упрощение процедур и технологических процессов, связанных с обращением заявителей к нашей организации.

– Говоря об упрощении процедур и процессов, что именно вы имеете в виду?

– Вспоминаю, как обращался в городское БТИ за справкой в конце 90-х. Огромные очереди, тесные помещения, маленькие окошки, в которые подаешь документы. А потом надо долго ждать результатов, отстоять еще одну очередь, чтобы получить свои документы обратно. Когда вспоминаешь, как это было с тобой, не хочется, чтобы другие люди переживали такой же опыт.

Правовая база и материально-техническое обеспечение, о которых я упоминал, позволили за короткое время избавиться от таких очередей. Уже буквально в 2004 году исчезла необходимость занимать очередь с ночи – а раньше такое случалось.

Следующим шагом были сделаны современные, цивилизованные места приема заявителей, внедрена электронная очередь. Регистратор теперь принимает граждан на отдельном, специально организованном для этой цели рабочем месте. А всю основную работу после приема документов регистратор выполняет в своем кабинете, куда нет доступа посетителям. Так удобнее и заявителям, и регистраторам.

Эти условия соблюдаются по всей стране, единообразие и универсальность действий регистраторов закреплены законодательно, не имеет значения, в Минске они находятся или в региональном филиале.

– Кроме собственно Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», какими правовыми актами регулируется деятельность системы государственной регистрации недвижимости?

– Это Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан». В главе 22 перечислены все процедуры, которые выполняются по заявлению граждан, их стоимость, сроки исполнения, куда нужно обращаться и какие документы необходимо предоставить.

А также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, им утвержден единый перечень процедур, которые осуществляются госорганами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В нем также содержатся наименования процедур по государственной регистрации недвижимости, указано, кто их выполняет, приведен перечень документов, которые предоставляет заявитель, сроки выполнения процедуры, размер взимаемой платы.

– В современном мире такая значимая для государства система не может развиваться в изоляции от мировых тенденций. Международное партнерство в сфере государственной регистрации недвижимости, наверняка, тоже налажено?

– Естественно, на разных этапах становления системы мы изучали международный опыт. Интересовали нас технологии работы, практика и подходы, которые реализуются в других странах.

Про ту систему, которая сформировалась в Беларуси, нельзя сказать, что была скопирована чья-то модель. Например, мы ездили в Грузию не за тем, чтобы учиться, а когда наша система уже приобрела определенные очертания, были намечены тенденции развития в перспективе. Грузия на тот момент тоже создавала подобную систему, поэтому нам было интересно обменяться опытом. Изучаем также опыт Республики Корея, стран Скандинавии и Прибалтики.

– Чтобы продолжать лидировать в рейтинге, не обойтись без инноваций в дальнейшем. Можете обозначить перспективы развития системы государственной регистрации?

– Как уже говорилось, все регистраторы работают по всей стране одинаково. Существует центральный банк данных регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Он содержит актуальную информацию по более чем 7 миллионам объектов. Эта информация обновляется каждые 24 часа: со всей страны сведения из локальных баз данных регистра объединяются в центральной базе.

В перспективе придем к тому, что регистраторы территориальных организаций будут совершать регистрационные действия в центральном банке данных регистра напрямую, через удаленный доступ со своих рабочих мест. Это позволит перейти от базы, которая обновляется раз в сутки, к базе, которая находится в актуальном состоянии в каждый конкретный момент.

Благодаря этому процесс государственной регистрации недвижимости станет проще и еще быстрее. Сегодня уже есть возможность дистанционного обращения за регистрацией: можно подать документы с электронной цифровой подписью.

Представим ситуацию: вы обратились в Минске за государственной регистрацией имущества, расположенного в Бресте. Регистратору нужно направить ваши документы в Брест, где есть своя локальная база. Оттуда они вернутся в Минск, где вы их и получите. Это уже удобно, заявителю не приходится самому ехать в Брест. Но когда будет организована работа через центральный банк данных, регистратор прямо в Минске сможет совершить все регистрационные действия, сэкономив время.

Развиваем также направление, связанное с посредничеством. Определенные организации (нотариат, банки) будут иметь право вносить заявления для совершения регистрационных действий. Сегодня нотариус направляет документы заявителя регистратору, с внедрением центрального банка данных регистра недвижимости нотариусы получат более широкие полномочия и с ними возможность напрямую обращаться к этому банку данных. Подобным образом уполномоченные на то сотрудники банков, возможно, смогут иметь такой доступ для регистрации залога или ипотеки.

Эти мероприятия запланированы в Программе развития системы регистрации на 2014–2018 годы. Воплотив в жизнь эти планы, рассчитываем, что сможем как минимум сохранять достигнутые позиции в рейтинге. Конечно, по возможности будем и двигаться вперед.

– Поясните, из каких составляющих складывается показатель «Регистрация собственности» в рейтинге, на что приходится ориентироваться?

– На сегодня эксперты выделяют три основные составляющие. Во-первых, это стоимость регистрации. Она у нас в стране незначительная, поэтому позволяет по этому показателю продвигаться вперед.

Во-вторых, сроки совершения регистрационных действий. Сегодня штатная регистрация занимает 7, ускоренная – 2 рабочих дня. Такую скорость работы обеспечивают специализированное программное, нормативно-правовое обеспечение и квалификация людей, которые работают в системе. Когда перейдем к работе с центральным банком данных регистра недвижимости напрямую, будем говорить о переходе на еще более короткие сроки совершения регистрационных действий.

В-третьих, учитывается количество процедур, которые необходимо выполнить для регистрации сделки с недвижимым имуществом.

Сейчас эксперты Всемирного банка по-прежнему сохраняют за нами две процедуры: получение выписки из регистра и регистрацию сделки. Необходимость заявителю получать выписку из регистра для регистрации сделки с недвижимостью нормативно не закреплена. Но эксперты все равно учитывают обе эти процедуры.

Мы рассчитываем, что благодаря расширению онлайн-доступа к регистру и возможности получать подтверждение актуальных прав на имущество таким путем сможем убедить экспертов: заявителю нет никакой необходимости получать выписку из регистра, эту процедуру при подсчете рейтинга можно не учитывать.

Чем лучше ситуация в стране по каждому из пунктов, тем выше позиция в рейтинге в целом. Пункт «Регистрация собственности» в рейтинге – один из важных показателей бизнес-климата, инвестиционной привлекательности страны, простоты совершения тех или иных действий с имуществом, удобства системы для пользователей. Для системы государственной регистрации недвижимости рейтинг – международная оценка уровня организации системы. Насколько она проста, удобна, ориентирована на клиента.

При разработке Программы развития мы анализировали, как можно усовершенствовать систему госрегистрации за счет улучшения регистрационных инструментов, упрощения законодательства.

Подходы экспертов тоже развиваются, сейчас ведется работа по расширению списка критериев, по которым будет оцениваться регистрация собственности в рейтинге. В дополнение к уже озвученным трем будут учитываться: надежность и прозрачность системы, наличие электронной базы данных по ведению регистра, наличие официальной статистики о количестве сделок, внесенных в земельный регистр, охват – зарегистрирован ли каждый земельный участок в регистре официально, показатель споров – отвечает ли кто-либо за проверку законности положений договора купли-продажи.

По трем пунктам белорусская система госрегистрации недвижимости этим критериям соответствует. Сейчас работаем над завершением регистрации земельных участков сельскохозяйственными (сейчас зарегистрировано только 40 %) и лесохозяйственными (зарегистрирован 1 % от общей площади) организациями.

В целом же достигнуть высокого положения в рейтинге невозможно без взаимодействия с иными государственными органами. И здесь у нас продуктивно налажено сотрудничество с Министерством юстиции и Министерством внутренних дел, Национальным банком, местными исполнительными органами власти. 

Анна ШИЛЕЦ, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!