/ / Аналитика
21.07.2023

НЦЗПИ – об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей

17 июля 2023 г. принят Закон Республики Беларусь № 285-З « Об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей». Правовой акт направлен на приведение норм Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (Кодекс) в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь (Конституция), принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.

Национальный центр законодательства и правовых исследований

В Законе, в частности, предусматривается следующее.

1. В Кодексе реализуются положения обновленной Конституции об избрании на должность и освобождении от должности (в том числе в порядке привлечения к дисциплинарной ответственности) судей Конституционного суда Республики Беларусь и Верховного суда Республики Беларусь Всебелорусским народным собранием (ВНС) (корректировки статей 20, 54 – 56, 74, 81, 99, 102, 108 и др. Кодекса).

При этом особо оговаривается, что по истечении срока своих полномочий Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда, Председатель и заместители Председателя Верховного Суда продолжают исполнять свои обязанности до избрания их на соответствующую должность на новый срок либо до избрания нового лица на эту должность.

2. Полномочия Конституционного Суда приводятся в соответствие с компетенцией этого органа, определенной в ходе конституционной реформы (новая редакция статьи 22 Кодекса).

В частности, закрепляются новые полномочия органа конституционного контроля:

1) давать заключения о:

  • толковании Конституции;
  • конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
  • конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;
  • наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции;
  • конституционности проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

2) выносить решения о:

  • конституционности законов, примененных в конкретном деле, по конституционным жалобам граждан;
  • конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами общей юрисдикции конкретных дел, по запросам судов.

При этом сохраняются прежние, но не закрепленные непосредственно в Конституции полномочия Конституционного Суда:

  • излагать свою позицию о документах иностранных государств и международных организаций, затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • принимать послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

3. Решениям Конституционного Суда, выносимым по результатам проверки конституционности нормативных правовых актов по конституционным жалобам граждан и запросам судов общей юрисдикции, придается общеобязательный характер.

ВАЖНО!

В связи с этим решения Конституционного Суда признаются судебными постановлениями наряду с заключениями этого органа (корректировки абзаца седьмого статьи 1 и статьи 14 Кодекса)

При закреплении такого подхода учитывалось, что в силу части четвертой статьи 7 Конституции в случае признания нормативного правового акта не соответствующим Конституции такой акт считается не имеющим юридической силы. Данное конституционное положение в равной мере применимо к заключениям и решениям Конституционного Суда, выносимым по результатам рассмотрения и разрешения вопроса о конституционности нормативного правового акта.

4. ВНС и его Президиуму передается ряд полномочий в сфере судоустройства и статуса судей, реализуемых ранее Президентом Республики Беларусь.

Справочно

До дня формирования ВНС соответствующие полномочия сохраняются за Главой государства

Так, ВНС передаются полномочия по утверждению списков народных заседателей Верховного Суда (корректировка части десятой статьи 118 Кодекса).

В свою очередь, Президиуму ВНС передаются полномочия по:

  • определению количества судей (в том числе заместителей Председателя) Верховного Суда, количественного и персонального состава его Президиума (корректировки частей первой и четвертой статьи 52, статьи 60 Кодекса);
  • присвоению и лишению квалификационных классов судей Конституционного и Верховного судов (корректировка статьи 89 Кодекса);
  • приостановлению в соответствующих случаях (возбуждение уголовного дела, задержание судьи и др.) полномочий таких судей (корректировка статьи 107 Кодекса);
  • прекращению в установленных случаях (прекращение гражданства, совершение порочащего проступка и др.) отставки судей Конституционного и Верховного судов (корректировка статьи 111 Кодекса).

Кроме того, в соответствующих положениях Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (УПК) закрепляются полномочия Президиума ВНС по даче предварительного согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судей Конституционного и Верховного судов, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, народных заседателей Верховного Суда, привлечение их в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, задержание указанных лиц или применение к ним иных мер процессуального принуждения, связанных с лишением личной свободы.

Данные изменения согласуются с положениями Закона Республики Беларусь от 7 февраля 2023 г. № 248-З «О Всебелорусском народном собрании».

5. Увеличиваются сроки применения дисциплинарных взысканий к судьям Верховного и Конституционного судов (с учетом передачи ВНС полномочий по привлечению их к дисциплинарной ответственности в виде освобождения от должности).

Так, согласно корректировкам, внесенным в статьи 93 и 105 Кодекса, дисциплинарное взыскание к судьям таких судов может быть применено не позднее одного года (сегодня – двух месяцев) со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни судьи и (или) пребывания в отпуске, но не позднее двух лет (сегодня – шести месяцев) со дня его совершения.

Кроме того, перечень видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на судей судов общей юрисдикции, скорректирован в целях его унификации с перечнем мер дисциплинарного взыскания, применяемых к иным категориям государственных гражданских служащих в соответствии со статьей 73 Закона Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З «О государственной службе»:

  • исключена такая мера взыскания, как понижение в квалификационном классе на срок до 6 месяцев;
  • дополнительно предусмотрена возможность наложения дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора.

6. В целях предотвращения конфликта интересов предусматривается, что судьи не могут быть членами Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата (корректировка статьи 70 Кодекса).

Справочно

При этом сохраняется действовавший и ранее запрет для судей являться депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами местных Советов депутатов, а также членами политических партий

7. Обеспечивается согласование Кодекса с:

1) Законом Республики Беларусь от 20 июля 2022 г. № 199-З «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь».

Так, в связи с введением в уголовном процессе кассационного производства и совершенствования надзорного порядка пересмотра судебных постановлений по уголовным делам в Кодекс вносятся соответствующие изменения. В частности, из компетенции Пленума Верховного Суда исключается рассмотрение уголовных дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Справочно

Соответствующие корректировки УПК и Кодекса вступают в силу с 27 июля 2023 г.

2) рядом иных законодательных актов (Трудовым и Уголовным кодексами Республики Беларусь, Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Законом Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» и др.).

Информация предоставлена Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

(фото – Pravo.by)