Главная / Новости / Общественно-политические и в области права
16.01.2012

Новации законодательства об адвокатуре как средство развития белорусского рынка юридических услуг - Е.И.Коваленко

Новации законодательства об адвокатуре
 как средство развития белорусского рынка юридических услуг 

Е.И.Коваленко

заместитель начальника главного управления – начальник управления государственного и международного права
главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь, кандидат юридических наук

Одним из показателей развития системы оказания юридической помощи является количество граждан страны, приходящихся на одного адвоката. В странах Западной Европы данный показатель составляет порядка 1000 человек на одного адвоката (в Германии – 572, во Франции – 1285, в Швейцарии – 1 032), в США – 2701, в Беларуси, исходя из официальных данных о численности населения2 и количестве адвокатов3, – более 5500.

Введение

Право каждого на получение юридической помощи является одним из важнейших конституционных принципов нашего государства и закреплено в статье 62 Основного закона Республики Беларусь. Именно адвокатура как демократический правовой институт призвана обеспечивать это право.

Действующий в настоящее время Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре»4 был принят в 1993 году и основан на подходах, которые существовали еще в СССР. Однако с тех пор существенно изменилось национальное законодательство, в том числе по вопросам судопроизводства, произошло значительное развитие общественных отношений во всех сферах.

Указанные обстоятельства, как справедливо отмечает М.Б.Смоленский, привели к необходимости поиска новых форм организации адвокатской деятельности, создания более прогрессивных адвокатских структур, специализации оказываемой адвокатами юридической помощи, приспособления адвокатуры к новым условиям хозяйствования5.

В результате ряд норм названного Закона устарел и перестал соответствовать как потребностям адвокатского сообщества, так и современным реалиям в целом. Например, в действующем Законе непосредственно не определены иные, помимо юридических консультаций, возможные формы адвокатских образований, а предусмотренные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами, фактически ограничиваются сферами гражданского, административного и уголовного права.

В связи с объективной необходимостью совершенствования правового регулирования названных отношений в план подготовки законопроектов на 2010 год, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 26, был включен законопроект «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

Подготовка законопроекта осуществлялась Национальным центром законодательства и правовых исследований во взаимодействии с Министерством юстиции, иными государственными органами и организациями, а также с привлечением широкого круга представителей юридической общественности, включая адвокатов, юристов-хозяйственников, ученых-правоведов.

В целях выработки конструктивной позиции по концептуальным вопросам подготовленный законопроект был вынесен на обсуждение Правового консультативного совета при Президенте Республики Беларусь – совещательного органа, созданного в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 1996 г. № 1417 для обсуждения важнейших правовых проблем, а также изучения и правовой оценки проектов актов законодательства.

29 марта 2011 г. состоялось заседание названного совета, в ходе которого были принципиально одобрены подходы, заложенные в законопроекте, а также определены дальнейшие направления его доработки. По итогам указанной доработки законопроект был внесен Советом Министров Республики Беларусь в Парламент Республики Беларусь.

В настоящее время названный документ в установленном порядке прошел все стадии законотворческого процесса и 30 декабря 2011 г. подписан Президентом Республики Беларусь. Вступление в силу нового Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь»8 (далее – Закон) произойдет через три месяца после его официального опубликования.

Закон направлен на комплексное урегулирование отношений в соответствующей сфере, в том числе на перспективное решение актуальных проблем оказания юридической помощи в Республике Беларусь и организации деятельности адвокатского сообщества.

При подготовке Закона на первое место ставились интересы граждан и юридических лиц по получению квалифицированной юридической помощи, которая может быть обеспечена только путем формирования высокопрофессионального адвокатского корпуса. При этом учитывалось, что государство обязано как создавать необходимые условия для развития института адвокатуры, так и иметь возможность контроля за качественным выполнением адвокатами своих функций, в том числе устанавливая определенные требования к квалификации лиц, желающих стать адвокатами.

Правовой статус адвоката и допуск к профессии

Закон сохраняет прежний статус адвоката: им может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку в адвокатских образованиях, сдавший квалификационный экзамен, получивший лицензию на осуществление адвокатской деятельности и являющийся членом территориальной коллегии адвокатов.

Также в целом прежними остаются ограничения, при наличии которых лицо не может быть допущено к адвокатской деятельности (в том числе в случае совершения умышленного преступления, увольнения из государственных органов по дискредитирующим обстоятельствам) и подходы к сдаче квалификационного экзамена (предусматривается как письменная, так и устная формы проверки знаний претендента).

Вместе с тем, конкретизированы порядок прохождения стажировки и требования, предъявляемые к стажеру адвоката. Более того, в отличие от действующего законодательства, при котором прохождение стажировки не оплачивалось, Закон предусматривает заключение со стажером адвоката срочного трудового договора и оплату труда данной категории лиц. Стажер адвоката проходит стажировку под руководством опытного адвоката, имеющего пятилетний стаж адвокатской практики, выполняя при этом обязанности, предусмотренные договором.

Представляется, что закрепленная в Законе детальная регламентация механизма доступа к адвокатской профессии (порядок прохождения стажировки, сдачи квалификационного экзамена) позволит обеспечить допуск к оказанию юридической помощи только лицам, обладающим надлежащими профессиональными и моральными качествами.

Законом впервые регламентируется статус помощника адвоката. Помощником адвоката является лицо, оказывающее содействие адвокату в осуществлении адвокатской деятельности. К его обязанностям Законом, в частности, отнесены выполнение вспомогательной работы, связанной с оказанием юридической помощи клиентам, а также участие в судебных заседаниях и осуществлении процессуальных действий по делам, которые ведет адвокат.

Новацией является законодательное закрепление мер, направленных на обеспечение доступности юридической помощи, в частности:

  • установление Министерством юстиции по согласованию с Республиканской коллегией адвокатов минимальной численности адвокатов в юридических консультациях на территории административно-территориальных или территориальных единиц;
  • возможность закрепления в трудовом договоре, заключаемом стажером с территориальной коллегией адвокатов, условия об обязанности стажера адвоката после прохождения стажировки и при условии получения лицензии отработать два года в определенной юридической консультации.

Гарантии и направления деятельности адвокатуры

В соответствии с Законом государство обеспечивает независимость деятельности адвокатуры, устанавливая принципы адвокатской тайны и недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность адвоката. Закон расширяет круг вопросов, входящих в предмет адвокатской тайны (сведения о личной жизни клиента, информация об обстоятельствах совершения преступления по делу, по которому адвокат осуществлял защиту клиента и другое), а также устанавливает, что информация, составляющая адвокатскую тайну, не может быть получена от адвоката, стажеров и помощников адвоката и использована в качестве доказательств в гражданском, хозяйственном, административном и уголовном процессах.

Законом существенно расширен перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатами. С учетом современных рыночных условий адвокаты будут вправе:

  • давать консультации и разъяснения по юридическим вопросам;
  • составлять заявления, жалобы и другие документы правового характера;
  • представлять интересы клиентов в судах, в том числе на стадии исполнения судебных постановлений, а также в государственных органах, иных организациях, в том числе их органах управления, и перед физическими лицами;
  • участвовать в досудебном производстве и суде по уголовным делам в качестве защитника, а также представителя потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;
  • участвовать в административном процессе в качестве защитника, представителя потерпевшего, иных физических или юридических лиц, являющихся участниками административного процесса;
  • проводить правовую оценку документов и деятельности;
  • вести правовую работу по обеспечению хозяйственной и иной деятельности;
  • вести правовую работу по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь;
  • совершать от имени и в интересах клиентов юридически значимые действия в пределах полномочий, предоставленных им клиентом и законодательством;
  • оказывать иные виды юридической помощи.

Помимо оказания юридической помощи адвокаты также вправе в порядке, предусмотренном законодательством, выступать примирителями в примирительной процедуре, медиаторами в медиации или третейскими судьями при рассмотрении дел третейскими судами.

Расширению компетенции адвокатов будет способствовать и закрепление их исключительного права профессионально представлять интересы клиента как в общих, так и в хозяйственных судах. Данный подход позволит придать некоммерческий характер оказанию профессиональной юридической помощи в судебных процессах. Следует отметить, что это общепринятая мировая практика, когда в судах интересы сторон представляют только адвокаты. Такой порядок существует, например, в США, Англии, Франции, Германии, Швейцарии9.

Организационные формы адвокатской деятельности

Вопрос об оптимальных формах организации адвокатуры относится к числу обсуждаемых и окончательно не решенных не только в действующем белорусском законодательстве, но и в правовой теории10. Вместе с тем, новым Законом прямо предусмотрены принципиально новые организационные формы осуществления адвокатской деятельности – адвокатское бюро и индивидуальная адвокатская деятельность. Наряду с юридическими консультациями они составят основу системы адвокатуры страны.

Адвокатское бюро будет являться некоммерческой организацией, создаваемой двумя и более партнерами – адвокатами исключительно для организации оказания юридической помощи. Бюро наделяется статусом юридического лица и действует на основании устава. Юридическая помощь в рамках адвокатского бюро оказывается как его партнерами, так и иными адвокатами, которых адвокатское бюро вправе нанимать по трудовому договору.

Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально, вправе заниматься такой деятельностью после регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь при наличии принадлежащего ему на законном основании пригодного для этих целей помещения.

В целях обеспечения качества оказания юридической помощи предусмотрено, что решение об осуществлении адвокатской деятельности индивидуально либо в форме адвокатского бюро может быть принято лицами, имеющими стаж адвокатской деятельности не менее трех лет.

Содержащаяся в Законе детальная регламентация условий работы адвокатов в новых организационных формах позволит обеспечить дальнейшее развитие института адвокатуры и его соответствие современному уровню общественных отношений, потребностям населения и субъектов предпринимательской деятельности.

При этом Законом закрепляется четкое правило о том, что адвокатская деятельность в любых формах должна носить некоммерческий характер, а адвокатам запрещено выполнять иную оплачиваемую работу. Реализация конституционного права на юридическую помощь не должна быть поставлена в зависимость от коммерческих интересов по извлечению прибыли.

Следует обратить внимание, что поведение любых хозяйственных обществ и унитарных предприятий, в том числе и на рынке юридических услуг, определяют коммерческие интересы учредителей (участников), зачастую не являющихся не только профессиональными участниками данного рынка, но даже резидентами соответствующего государства.

Например, произошедшая в США и Англии коммерциализация адвокатуры привела к тому, что адвокаты превратились, по сути, в миноритарных акционеров, а коммерсанты – в управляющих адвокатскими компаниями. По словам Р.Мюллерата, на протяжении ряда лет являвшегося президентом Совета адвокатуры и адвокатских сообществ Европейского союза, «юридическая профессия стала профессией выписывания счетов, ее члены утратили представление о своей профессии как о служении обществу».11

Подобная ситуация в рамках адвокатской деятельности в Республике Беларусь исключается, так как согласно Закону учредителями адвокатских образований могут быть только сами адвокаты, а адвокатами – только граждане Республики Беларусь.

Социальная направленность адвокатской деятельности

Несмотря на новые формы организации адвокатской деятельности, Законом сохраняются:

  • основная функция юридических консультаций – обеспечение оказания на территории соответствующего района или города бесплатной для граждан юридической помощи, в том числе по уголовным делам, и ее доступности;
  • существующая система оказания юридической помощи за счет республиканского и местных бюджетов, а также средств коллегий адвокатов.

При этом впервые на законодательном уровне в Республике Беларусь закреплено оказание за счет средств коллегий адвокатов юридической помощи ветеранам Великой Отечественной войны при даче им устных консультаций, гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий, несовершеннолетним в их интересах, а также родителям в интересах детей.

Кроме того, в отличие от законодательства ряда других стран, предусматривающего оказание бесплатной юридической помощи только гражданам своего государства, Закон допускает оказание такой помощи не только белорусским гражданам, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Законом также предусмотрено оказание за счет средств республиканского бюджета юридической помощи по вопросам социальной защиты и реабилитации жертв торговли людьми, а также лицам, пострадавшим в результате акта терроризма. В то же время законодательством иных стран СНГ оказание бесплатной юридической помощи таким категориям лиц не предусмотрено.

Следует отметить, что адвокатура в Республике Беларусь несет значительную социальную нагрузку в виде бесплатного оказания гражданам консультаций, составления правовых документов, участия в гражданских и административных делах. Так, например, в рамках реализации постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. №86 «О некоторых вопросах оказания бесплатной юридической помощи»12 коллегиями адвокатов во всех регионах республики ежегодно организуются и проводятся акции по оказанию бесплатной юридической помощи. В 2010 году в ходе таких акций оказана бесплатная помощь 1660 гражданам13.

Самоуправление и государственное регулирование адвокатуры

Существенным изменениям подвергнуты нормы, регулирующие деятельность органов адвокатского самоуправления. По существу, самоуправление является элементом механизма функционирования адвокатуры. Органы адвокатского самоуправления призваны представлять интересы адвокатов, способствовать повышению их профессиональных знаний, защищать их права, наделены возможностью рассматривать вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью адвокатов. Они выполняют организационные функции самостоятельно, без вмешательства государственных органов.

Законом к таким постоянно действующим органам отнесены Республиканская и территориальные (Минская городская и областные) коллегии адвокатов. Высшим органом адвокатского самоуправления является съезд адвокатов, призванный рассматривать актуальные вопросы совершенствования адвокатуры и адвокатской деятельности.

Устанавливается, что работа адвоката в органах управления коллегии адвокатов является общественной деятельностью и непосредственно не связана с его основной функцией – оказанием профессиональной квалифицированной юридической помощи. При этом Законом предусмотрено, что адвокаты могут получать вознаграждение за дни участия в работе органов управления коллегий адвокатов, но основной их доход должен формироваться непосредственно за счет осуществления адвокатской деятельности.

Изменены подходы к порядку привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности. Предусматривается, что дисциплинарное производство в отношении адвоката может быть возбуждено органами управления коллегии адвокатов или Министром юстиции по собственной инициативе либо на основании жалобы клиента или другого лица на действия адвоката, частного определения суда или представления иного государственного органа. Окончательное же решение о привлечении к дисциплинарной ответственности адвоката принимается специально созданной для этих целей дисциплинарной комиссией соответствующей коллегии адвокатов.

Ряд норм Закона направлен на повышение эффективности внутреннего контроля за использованием средств и имущества коллегий адвокатов. В частности, предусмотрено право Республиканской и территориальных коллегий адвокатов организовать проведение аудита своей финансово-хозяйственной деятельности, а также обязанность адвокатов и работников коллегий представлять соответствующим ревизионным комиссиям все запрашиваемые документы и объяснения, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности.

Наряду с механизмами саморегулирования и самоконтроля адвокатского сообщества в Законе закреплены полномочия Министерства юстиции Республики Беларусь как органа, реализующего государственную политику в сфере юстиции и ответственного за организацию и развитие системы юридических услуг, а также как лицензирующего органа, осуществляющего контроль за соблюдением адвокатами законодательства, лицензионных требований и условий.

В рамках реализации указанных полномочий на Министерство юстиции Законом возложена обязанность по ведению Реестра адвокатов, в который включаются сведения о получении адвокатами лицензий, создании юридических консультаций, адвокатских бюро, о приостановлении адвокатской деятельности, иная информация, связанная с деятельностью адвокатов и адвокатских образований.

Заключение

Результатом реализации Закона станет комплексное реформирование института адвокатуры в республике, которое позволит повысить качество и профессионализм оказания юридических услуг, обеспечит доступность правовой помощи.
При этом следует учитывать, что в целях притока в адвокатуру квалифицированных специалистов в Законе закреплена норма, предоставляющая возможность гражданам Республики Беларусь, оказывающим юридические услуги на основании свидетельства об аттестации юриста и имеющим стаж юридической практики не менее пяти лет, в течение одного года после вступления в силу Закона:

  • приобрести статус адвоката в упрощенном порядке (по результатам аттестации без прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена);
  • после приобретения статуса адвоката принять в упрощенном порядке решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально либо стать учредителем (участником) адвокатского бюро (без получения необходимых согласований).

Указанные переходные положения, а также закрепленный в Законе статус адвокатского бюро, максимально адаптированный (с учетом некоммерческого характера адвокатской деятельности) к организационно-правовым формам, в которых созданы юридические фирмы, позволят юристам-хозяйственникам, пожелавшим стать адвокатами, избрать привычную для себя форму осуществления деятельности.

Более того, приобретение юристами-хозяйственниками статуса адвоката повысит их имидж при ведении дел с иностранными компаниями, которые привыкли при обращении за оказанием юридической помощи у себя на родине и в других странах иметь дело именно с адвокатами и созданными ими адвокатскими образованиями и для которых наличие статуса адвоката является подтверждением соответствующих профессиональных качеств лица, оказывающего юридическую помощь, и его независимости.

В свою очередь, адвокатскому сообществу в целом и органам адвокатского самоуправления в частности следует подготовиться к применению Закона на практике, принять все меры для его эффективного использования. Представляется, что благодаря возможностям, предоставляемым Законом, адвокатские образования и сами адвокаты должны выйти на очередной этап своего профессионального развития, обеспечить качественно новый уровень оказания юридической помощи.

_____________

1 Магута, П. Адвокатура кантонов / П.Магута // Новая адвокатская газета [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.advgazeta.ru/arch/25/115. – Дата доступа: 22.12.2011.

2 О демографической ситуации за январь-октябрь 2011 г. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/demogr.php. – Дата доступа: 22.12.2011.

Адвокатская деятельность // Министерство юстиции Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://minjust.by/ru/site_menu/license/lawyer_work. – Дата доступа: 22.12.2011.

4 Об адвокатуре: Закон Респ. Беларусь, 15 июн. 1993 г., № 2406-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ 2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

5 Смоленский, М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации / М.Б.Смоленский. – 3-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 10.

6 Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2010 год: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 2 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

7 О создании Правового консультативного совета при Президенте Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 апр. 1996 г., № 141 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

8 Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 334-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

9 Regulation of Professions in the US and Europe: A Comparative Analysis // American Law & Economics Association Annual Meetings [Electronіc resource]. – 2004. – Режим доступа: http://law.bepress.com/alea/14th/art42. – Дата доступа: 22.12.2011.

10 Галоганов, А.П. Российская адвокатура: история и современность / А.П.Галоганов. – М.: Юрлитинформ, 2003. – С. 85; Яртых, И.С. Адвокатура и власть / И.С.Яртых. – М.: Юрлитинформ, 2003. – С. 92–93; Сухарев, И., Резник, Г. Адвокатские коллегии: общественные объединения или юридические фирмы? / И.Сухарев, Г.Резник // Российская юстиция. – 1998. – № 12. – С. 35

11 Мюллерат, Р. Профессионализм адвокатов и коммерциализация / Р.Мюллерат // Адвокат (газета). – 1999. – № 9. – С. 11.

12 О некоторых вопросах оказания бесплатной юридической помощи: постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, 11 дек. 2007 г., № 86 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

13 О работе Министерства юстиции в сфере лицензирования юридической деятельности // Министерство юстиции Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://minjust.by/ru/site_menu/deyan_min/rielt. – Дата доступа: 22.12.2011.

Rambler's Top100