УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
13 июня 2001 г. № 320

Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2002 г. № 155 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 35, 1/3568) <P30200155>;

Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2003 г. № 517 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 129, 1/5094) <P30300517>;

Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 71, 1/7529) <P30600277>;

Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 2007 г. № 285 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 148, 1/8682) <P30700285> - новая редакция;

Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2007 г. № 682 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 5, 1/9271) <P30700682>;

Указ Президента Республики Беларусь от 28 мая 2008 г. № 286 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 133, 1/9730) <P30800286>;

Указ Президента Республики Беларусь от 6 октября 2008 г. № 545 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 248, 1/10104) <P30800545> - Изменения вступили в силу 21 апреля 2008 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 601 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 265, 1/10195) <P30800601>;

Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2009 г. № 241 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 119, 1/10688) <P30900241>;

Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2009 г. № 334 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 159, 1/10812) <P30900334>;

Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2010 г. № 53 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 28, 1/11355) <P31000053> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 февраля 2010 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 января 2011 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2010 г. № 53 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 28, 1/11355) <P31000053> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 февраля 2010 г. и 1 января 2011 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590) <P31000200>;

Указ Президента Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 393 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 1/11830) <P31000393>;

Указ Президента Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. № 389 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 99, 1/12803) <P31100389> - Указ вступает в силу 7 марта 2012 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 477 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 119, 1/13017) <P31100477> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 27 октября 2011 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 27 января 2012 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 477 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 119, 1/13017) <P31100477> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 27 октября 2011 г. и 27 января 2012 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 611 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 2, 1/13187) <P31100611>;

Указ Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 17 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 6, 1/13228) <P31200017>;

Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 58 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.02.2013, 1/14055) <P31300058>;

Указ Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2013 г. № 141 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.04.2013, 1/14161) <P31300141>;

Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.02.2014, 1/14857) <P31400099>;

Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.07.2014, 1/15134) <P31400325>;

Указ Президента Республики Беларусь от 25 декабря 2014 г. № 615 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.12.2014, 1/15537) <P31400615>;

Указ Президента Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 231 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.06.2015, 1/15836) <P31500231> - Указ вступает в силу 7 марта 2016 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2015 г. № 478 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.12.2015, 1/16129) <P31500478> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 декабря 2015 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 апреля 2016 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2015 г. № 478 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.12.2015, 1/16129) <P31500478> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 декабря 2015 г. и 1 апреля 2016 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 31 мая 2016 г. № 184 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.06.2016, 1/16438) <P31600184> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 июля 2016 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 5 августа 2016 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 31 мая 2016 г. № 184 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.06.2016, 1/16438) <P31600184> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 июля 2016 г. и 5 августа 2016 г.

 

1. Утвердить прилагаемый Устав Национального банка Республики Беларусь.

11. Установить количество членов Правления Национального банка Республики Беларусь 11 человек.

2. Национальному банку Республики Беларусь принять необходимые меры по выполнению настоящего Указа.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь

13.06.2001 № 320
(в редакции Указа Президента
Республики Беларусь

19.06.2007 № 285)

УСТАВ
Национального банка Республики Беларусь

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Национальный банк Республики Беларусь (далее – Национальный банк) является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

2. Национальный банк осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, настоящим Уставом и независим в своей деятельности.

3. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь в том числе означает:

утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Национального банка;

утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка.

4. Основными целями деятельности Национального банка являются:

защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

обеспечение стабильности банковской системы Республики Беларусь;

обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

5. Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

ГЛАВА 2
СТАТУС НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

6. Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Его полное наименование:

на русском языке – Национальный банк Республики Беларусь;

на белорусском языке – Нацыянальны банк Рэспублiкi Беларусь;

на английском языке – National Bank of the Republic of Belarus.

7. Национальный банк состоит из центрального аппарата, структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

8. К структурным подразделениям Национального банка относятся главные управления по областям, учебный центр, расчетный центр.

Структурные подразделения Национального банка действуют на основании положений, утверждаемых Правлением Национального банка.

9. Национальный банк имеет право по согласованию с Президентом Республики Беларусь создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности.

Организации Национального банка действуют на основании уставов, утверждаемых Правлением Национального банка.

10. Место нахождения центрального аппарата Национального банка:

проспект Независимости, 20,

220008, Минск,

Республика Беларусь.

ГЛАВА 3
ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

11. Национальный банк действует в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными актами, настоящим Уставом.

12. Национальный банк выполняет следующие функции:

разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;

осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

осуществляет эмиссию денег;

осуществляет эмиссию (выдачу) ценных бумаг Национального банка;

формирует золотой запас и фонд драгоценных камней Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление ими в пределах своей компетенции;

создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе выдает разрешения, необходимые для целей валютного регулирования, в установленном им порядке;

регулирует кредитные отношения;

регулирует и организует денежное обращение;

выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;

устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

дает в установленном им порядке согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

согласовывает в установленном им порядке эмиссию ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

организует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

осуществляет депозитарную деятельность в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь;

устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами;

регулирует отношения, возникающие при объединении денежных средств и (или) ценных бумаг в фонд банковского управления на основании договоров доверительного управления фондом банковского управления, а также при функционировании данного фонда, в том числе определяет существенные условия, порядок заключения указанных договоров, права, обязанности и ответственность его сторон;

определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах, в том числе размер расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;

организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;

осуществляет расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, указанных в пункте 16 настоящего Устава, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами* таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;

______________________________

*Для целей настоящего Устава термин «резидент» имеет значение, определенное пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 85, 2/978).

определяет порядок осуществления денежных переводов через системы этих переводов, запрашивает у банков – участников систем денежных переводов правила функционирования данных систем, договоры на участие в них, иную информацию о деятельности систем денежных переводов, проводит сбор, систематизацию, анализ информации об отправленных и выплаченных денежных переводах, условиях и способах их осуществления, другой необходимой информации в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

регулирует цены на драгоценные металлы и драгоценные камни при осуществлении банковских операций;

регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

осуществляет банковский надзор;

осуществляет надзор за деятельностью открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»;

устанавливает в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь порядок государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и осуществляет их государственную регистрацию;

осуществляет лицензирование банковской деятельности;

осуществляет мониторинг финансовой стабильности;

организует функционирование платежной системы Республики Беларусь и осуществляет надзор за ней, обеспечивает функционирование автоматизированной системы межбанковских расчетов;

осуществляет формирование и развитие единого расчетного и информационного пространства, определяет порядок функционирования единого расчетного и информационного пространства, в том числе устанавливает права и обязанности его участников;

обеспечивает развитие межбанковской системы идентификации (далее – система идентификации), принимает нормативные правовые акты, регулирующие порядок функционирования системы идентификации, права и обязанности участников системы идентификации и порядок их подключения к системе идентификации, порядок взаимодействия участников системы идентификации по представлению информации в системе идентификации, получению информации из системы идентификации и использованию такой информации, принимает иные меры, направленные на обеспечение функционирования системы идентификации;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности для банковских групп, банковских холдингов;

осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, бухгалтерской (финансовой) отчетностью в Национальном банке, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, открытом акционерном обществе «Банк развития Республики Беларусь», консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетностью в банковских группах, банковских холдингах, иные полномочия в области бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

разрабатывает и утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательные для исполнения Национальным банком, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», банковскими группами, банковскими холдингами (за исключением индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности головных организаций банковских холдингов, не являющихся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями);

устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» порядок составления и формы отчетности об их деятельности;

формирует статистику платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга банковской системы, банковскую статистику, статистику финансового рынка, в том числе внутреннего валютного рынка и наличного денежного обращения, а также статистику финансовой устойчивости и размещает статистические данные на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет;

проводит анализ платежного баланса, принимает участие в разработке органами государственного управления прогноза платежного баланса;

реализует государственную политику в сфере охранной деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»;

проводит анализ и прогнозирование тенденций в денежно-кредитной сфере и размещает соответствующие аналитические материалы на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет;

осуществляет мониторинг организаций, основанный на проведении регулярных опросов, для выявления тенденций экономических процессов, их анализа и прогноза во взаимодействии с инструментами денежно-кредитной политики;

устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» обязательные требования к безопасному функционированию объектов и безопасности оказания банковских услуг, защите информационных ресурсов и информации, распространение и (или) предоставление которых ограничено, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

устанавливает требования к техническим возможностям банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», их филиалов, структурных подразделений и удаленных рабочих мест для проведения банковских операций, осуществляет техническое нормирование и стандартизацию в области банковской деятельности;

осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, открытом акционерном обществе «Банк развития Республики Беларусь», согласовывает кандидатуры руководителей служб безопасности и экономической безопасности, иных подразделений с аналогичными функциями (при их наличии) банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» и определяет порядок такого согласования;

устанавливает требования к воспроизведению изображений банкнот и монет;

формирует кредитные истории на основании представленных источниками формирования кредитных историй сведений о кредитных сделках и представляет кредитные отчеты пользователям кредитных историй и субъектам кредитных историй;

заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

осуществляет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь регулирование лизинговой деятельности и контроль за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности;

организует работу по повышению финансовой грамотности населения;

осуществляет регулирование отношений, возникающих при предоставлении и привлечении микрофинансовыми организациями микрозаймов;

осуществляет контроль за соблюдением микрофинансовыми организациями законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, в том числе путем проведения по месту нахождения Национального банка проверок на основании изучения документов, отчетности и иной информации, полученных им в соответствии с законодательством, без истребования от микрофинансовой организации иных документов (камеральные проверки);

рассматривает по существу в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, в связи с нарушением прав таких потребителей и направляет предписания о прекращении нарушения прав потребителя, обязательные для исполнения микрофинансовыми организациями;

рассматривает по существу в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых лизинговыми организациями, в связи с нарушением прав таких потребителей и направляет предписания о прекращении нарушения прав потребителя, обязательные для исполнения лизинговыми организациями;

рассматривает по существу в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» при осуществлении банковских операций, в связи с нарушением прав таких потребителей и принимает меры по защите данных прав в порядке, им установленном;

определяет порядок продажи банками памятных банкнот, памятных и слитковых (инвестиционных) монет, являющихся законным платежным средством Республики Беларусь, а также футляров к ним;

определяет порядок проведения банками проверки подлинности банкнот по заявлению физического лица;

обеспечивает функционирование системы централизованного обмена межбанковской корреспонденцией;

определяет порядок формирования банками фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке;

осуществляет контроль за деятельностью банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», лизинговых, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний, Национального форекс-центра в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

определяет для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» порядок использования бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты;

осуществляет в соответствии с законодательными актами регулирование деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс);

осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс);

выполняет другие функции, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

13. Для выполнения своих функций Национальный банк может открывать представительства в иностранных государствах.

ГЛАВА 4
ОПЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

14. К операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся:

кредитование банков в порядке рефинансирования;

расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в пункте 16 настоящего Устава, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

переучет векселей;

операции на рынке ценных бумаг;

перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;

управление золотовалютными резервами в пределах своей компетенции, а также операции с драгоценными металлами, в том числе с памятными и слитковыми (инвестиционными) монетами, являющимися законным платежным средством иностранных государств, и (или) драгоценными камнями в любом виде и состоянии, в том числе их покупка, продажа, мена на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

передача драгоценных металлов в виде мерных слитков на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством;

привлечение временно свободных бюджетных средств, денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, в депозиты;

операции в Республике Беларусь и за ее пределами с памятными банкнотами, памятными и слитковыми (инвестиционными) монетами, являющимися законным платежным средством на территории Республики Беларусь, по цене не ниже номинальной;

выдача по решению Президента Республики Беларусь банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам;

межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь»;

прием ценностей на хранение;

денежные переводы и иные расчетные операции;

покупка и продажа иностранной валюты, платежных инструкций в иностранной валюте и иные валютные операции, предусмотренные законодательством, в том числе документарные операции и операции по выдаче кредитов в иностранной валюте;

валютно-обменные операции с физическими лицами, организациями, указанными в пункте 16 настоящего Устава, и иными организациями в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

оказание банковских услуг правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;

оказание посреднических услуг в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по размещению государственных ценных бумаг;

операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.

Национальный банк не вправе оказывать услуги в осуществлении банковских операций юридическим лицам, не имеющим специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, и физическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.

Национальный банк не вправе предоставлять кредиты, кроме случаев, предусмотренных Банковским кодексом Республики Беларусь, а также законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) Президентом Республики Беларусь для финансирования дефицита бюджета и приобретения государственных ценных бумаг при их первичном размещении.

15. Национальный банк осуществляет банковские операции за плату, если иное не предусмотрено в законодательных актах.

16. Национальный банк осуществляет расчетное и (или) кассовое обслуживание Министерства финансов (Главного государственного казначейства) и государственного учреждения «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц».

ГЛАВА 5
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

17. Национальный банк организует свою деятельность исходя из Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемых Президентом Республики Беларусь.

18. Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

19. Национальный банк ежеквартально информирует:

Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. При этом данная информация по итогам за IV квартал представляется в составе годового отчета Национального банка;

Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

20. Национальный банк не отвечает по обязательствам Правительства Республики Беларусь, а Правительство Республики Беларусь не отвечает по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах.

21. Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, регулярно проводят взаимные консультации.

22. Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального банка, осуществляемую в рамках его полномочий, кроме государственных органов, уполномоченных законодательными актами.

23. Национальный банк не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», за исключением случаев, когда он принимает на себя такие обязательства.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» не отвечают по обязательствам Национального банка, кроме случаев, когда они принимают на себя такие обязательства.

24. В целях совершенствования денежно-кредитной политики и банковской системы Республики Беларусь при Национальном банке создается Консультативный совет, в функции которого входит оказание этому банку экспертных, информационных и консультативных услуг.

Порядок создания и компетенция Консультативного совета определяются в положении о нем, утверждаемом Правлением Национального банка.

Председателем Консультативного совета является Председатель Правления Национального банка.

25. Национальный банк имеет право для осуществления перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей:

приобретать в порядке, установленном законодательными актами, гражданское и служебное оружие, боеприпасы к нему для использования соответственно работниками служб перевозки ценностей и работниками, в обязанности которых входит осуществление перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;

получать в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь, в аренду отдельные типы и модели боевого оружия, боеприпасов к нему для исполнения этими работниками возложенных на них обязанностей.

Использование Национальным банком полученного в аренду боевого оружия в целях, не предусмотренных законодательством, запрещается.

Выдача оружия и боеприпасов работникам службы перевозки ценностей производится по решению Председателя Правления Национального банка либо лиц, им уполномоченных, которым подчиняются указанные работники, после прохождения ими соответствующей подготовки и при отсутствии оснований, препятствующих получению ими разрешения на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия.

Работники службы перевозки ценностей обеспечиваются форменной одеждой, обувью, снаряжением к оружию и индивидуальными средствами защиты в порядке, установленном законодательством.

Указанные работники имеют право применять оружие в случаях и порядке, предусмотренных законом.

26. Национальный банк вправе осуществлять охрану имущества его структурных подразделений, организаций и штатных работников в порядке, определенном законодательством.

27. Национальный банк при необходимости обеспечивает подтверждение подлинности и платежности банкнот и монет, подтверждение подлинности мерных слитков Национального банка, а также проводит диагностику и оценку драгоценных камней, выдает аттестаты качества на бриллианты в случаях и порядке, установленных Национальным банком.

28. Периодическим печатным изданием Национального банка является информационно-аналитический и научно-практический журнал «Банкаўскi веснiк».

Национальный банк обеспечивает профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку работников, реализацию образовательных программ дополнительного образования взрослых, а также осуществляет иную приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 6
ИМУЩЕСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

29. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления.

30. Национальный банк в соответствии с целями своей деятельности и в порядке, установленном законодательством, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах.

ГЛАВА 7
УСТАВНЫЙ ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

31. Уставный фонд Национального банка предназначен для обеспечения деятельности и выполнения обязательств этого банка.

32. Уставный фонд Национального банка образуется за счет его прибыли, целевых поступлений и других источников, не запрещенных законодательством.

33. Размер уставного фонда Национального банка – двадцать пять миллионов белорусских рублей.

ГЛАВА 8
РЕЗЕРВНЫЙ И ИНЫЕ ФОНДЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

34. Национальный банк для обеспечения своей деятельности создает резервный и иные фонды.

Для покрытия возможных убытков по своим операциям Национальный банк создает специальные резервы общих банковских рисков с отнесением сумм созданных резервов на расходы.

35. Резервный фонд предназначается для покрытия возможных убытков по операциям Национального банка, по которым не образуются специальные резервы общих банковских рисков, в том числе связанных с предоставлением гарантий.

Резервный фонд формируется за счет отчислений от прибыли за отчетный год, остающейся в распоряжении Национального банка после перечисления в резерв государственного учреждения «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц» части прибыли в размере, указанном в пункте 37 настоящего Устава, и других источников, не запрещенных законодательством.

Резервный фонд формируется в размере не менее уставного фонда Национального банка.

ГЛАВА 9
ПРИБЫЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

36. Прибыль Национального банка образуется от осуществления им деятельности в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства.

37. Национальный банк ежегодно направляет в резерв государственного учреждения «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц» 80 процентов прибыли, определенной на основании его годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудит которой проведен в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а остальную часть прибыли использует на увеличение (создание) уставного, резервного и иных своих фондов.

38. Доходы Национального банка образуются от осуществления им операций, указанных в пункте 14 настоящего Устава, другой приносящей доходы деятельности, а также иных доходов, предусмотренных законодательными актами.

39. Расходы Национального банка состоят из расходов:

по уплате процентов по кредитам, депозитам, а также по эмитированным (выданным) им ценным бумагам;

за пользование средствами на счетах организаций, указанных в пункте 16 настоящего Устава;

по операциям с ценными бумагами;

по операциям с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями;

по содержанию его работников;

других, связанных с осуществлением его деятельности.

40. Текущие расходы и капитальные вложения Национального банка производятся в пределах сметы, утверждаемой Правлением Национального банка.

Расходы на содержание и капитальные вложения осуществляются Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Затраты на долгосрочные финансовые вложения, затраты капитального характера производятся без использования собственного капитала по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

41. Утратил силу.

42. Прибыль организаций Национального банка подлежит налогообложению в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 10
ПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА. РАБОТНИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

43. Органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.

Количество членов Правления Национального банка устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Представитель Правительства Республики Беларусь может принимать участие в заседаниях Правления Национального банка с правом совещательного голоса.

44. Исключен.

45. Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, сроком на пять лет.

Одно и то же лицо может назначаться Председателем и членом Правления Национального банка не более чем на два срока подряд.

Председатель и члены Правления Национального банка назначаются из числа работников Национального банка, являющихся государственными служащими.

46. Члены Правления Национального банка не могут занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами, а также состоять в политических партиях.

47. Члены Правления Национального банка, являющиеся государственными служащими, помимо ограничений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о государственной службе, не имеют права приобретать лично либо через посредников акции банков или небанковских кредитно-финансовых организаций.

48. Президент Республики Беларусь вправе освободить от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:

Председателя Правления Национального банка в случаях, предусмотренных Банковским кодексом Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь о государственной службе;

членов (члена) Правления Национального банка в случаях, предусмотренных Банковским кодексом Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь о государственной службе, по представлению Председателя Правления Национального банка.

49. Заместители Председателя Правления Национального банка назначаются на должности (освобождаются от должностей) Председателем Правления Национального банка из числа членов Правления Национального банка по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

50. Правление Национального банка:

50.1. рассматривает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год для представления их совместно с Правительством Республики Беларусь до 1 октября Президенту Республики Беларусь;

50.2. представляет годовой отчет Национального банка для утверждения Президенту Республики Беларусь не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;

50.3. устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь размер (квоту) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь;

50.4. рассматривает для представления Президенту Республики Беларусь предложения о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав, в том числе об изменении размера уставного фонда Национального банка;

50.5. рассматривает смету текущих расходов и капитальных вложений Национального банка на очередной год до 1 декабря предшествующего года для направления ее в десятидневный срок на согласование Президенту Республики Беларусь и в трехдневный срок после получения согласования указанной сметы Главой государства утверждает ее;

50.6. рассматривает и утверждает изменения и дополнения, вносимые в смету текущих расходов и капитальных вложений Национального банка, за исключением расходов на содержание и капитальные вложения Национального банка, а также расходов на содержание учреждения образования «Полесский государственный университет» в части, приходящейся на подготовку специалистов с высшим образованием для банковской системы, которые утверждаются после согласования с Президентом Республики Беларусь;

50.7. утверждает регламент работы Правления Национального банка;

50.8. определяет структуру центрального аппарата и структурных подразделений Национального банка;

50.9. устанавливает условия найма, увольнения и оплаты труда, права и обязанности работников Национального банка, условия оплаты труда работников его организаций в соответствии с законодательством;

50.10. определяет порядок формирования резервов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

50.11. определяет порядок управления рисками Национального банка;

50.12. устанавливает в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь порядок применения к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям мер надзорного реагирования;

50.13. принимает решения:

о регулировании кредитных отношений, регулировании и организации денежного обращения, об определении порядка расчетов, о валютном регулировании и валютном контроле;

о государственной регистрации создания, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях и порядке, установленных законодательством;

о выдаче специальных разрешений (лицензий) на осуществление банковской деятельности;

об участии в международных организациях;

о регулировании деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

о создании по согласованию с Президентом Республики Беларусь организаций, обеспечивающих деятельность Национального банка, и (или) об участии в них;

о выпуске в обращение банкнот и монет, являющихся законным платежным средством на территории Республики Беларусь;

об изъятии из обращения выпущенных Национальным банком банкнот и монет;

о согласовании эмиссии ценных бумаг банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями в случаях, предусмотренных законодательством;

о даче согласия на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, определенных законодательством;

об установлении нормативов обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке;

о предельных процентных ставках по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц;

о распоряжении государственным имуществом, закрепленным за Национальным банком на праве оперативного управления, для обеспечения деятельности Национального банка, его организаций в порядке, установленном законодательством;

50.14. утверждает:

в установленном порядке размеры и порядок создания и использования резервного и других фондов (кроме уставного), а также специальных резервов общих банковских рисков Национального банка;

порядок проведения операций Национальным банком;

национальные стандарты бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательные для исполнения Национальным банком, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, банковскими группами, банковскими холдингами (за исключением индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности головных организаций банковских холдингов, не являющихся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями);

годовую консолидированную финансовую отчетность Национального банка, подготовленную в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности, аудит которой проведен аудиторской организацией;

перечень категорий работников Национального банка, имеющих право на ношение форменной одежды, ношение и хранение оружия в соответствии с законодательством;

порядок формирования штатного расписания Национального банка;

положения о структурных подразделениях, уставы организаций Национального банка, а также положения о структурных подразделениях центрального аппарата Национального банка;

положения о коллегиальных органах (комитетах) Национального банка, осуществляющих координацию деятельности структурных подразделений центрального аппарата Национального банка по реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год и по актуальным вопросам развития банковской системы;

технические нормативные правовые акты в области банковской деятельности;

50.15. рассматривает и решает другие вопросы, возникающие в деятельности Национального банка, в пределах своей компетенции.

51. Правление Национального банка проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Его заседания правомочны при условии участия в них не менее семидесяти процентов членов Правления Национального банка и обязательного участия Председателя Правления Национального банка или лица, его замещающего.

Решения Правления Национального банка принимаются простым большинством голосов присутствующих на его заседании членов Правления Национального банка. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал Председатель Правления Национального банка.

Решения Правления Национального банка принимаются в виде постановлений. Решения по отдельным вопросам, не предусматривающие нормативных предписаний, могут оформляться в виде протоколов заседаний Правления Национального банка.

52. Правление Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

53. Исключен.

54. Исключен.

55. Исключен.

56. Исключен.

57. Исключен.

58. Исключен.

59. Исключен.

60. Исключен.

61. Председатель Правления Национального банка или по его поручению один из его заместителей может принимать участие в заседаниях Президиума Совета Министров Республики Беларусь с правом совещательного голоса.

62. Председатель Правления Национального банка руководит деятельностью Национального банка, представляет Национальный банк как государственный орган и центральный банк Республики Беларусь и несет персональную ответственность за выполнение функций, возложенных на Национальный банк.

63. Во время отсутствия Председателя Правления Национального банка его функции выполняет один из первых заместителей Председателя Правления Национального банка, а при их отсутствии – один из заместителей Председателя Правления Национального банка на основании распоряжения Председателя Правления Национального банка.

64. Председатель Правления Национального банка:

64.1. действует от имени Национального банка и представляет без доверенности его интересы в отношениях с государственными органами, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными и другими организациями;

64.2. информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Национального банка и о важнейших его решениях;

64.3. председательствует на заседаниях Правления Национального банка с правом решающего голоса в случае равенства голосов;

64.4. подписывает:

нормативные правовые акты, принимаемые совместно с Правительством Республики Беларусь, а также совместно с республиканскими органами государственного управления;

постановления, принимаемые Правлением Национального банка;

протоколы заседаний Правления Национального банка;

международные договоры, заключаемые Национальным банком;

годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Национального банка, аудит которой проведен в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

64.5. назначает на должности (освобождает от должностей) заместителей Председателя Правления Национального банка по согласованию с Президентом Республики Беларусь из числа членов Правления Национального банка, распределяет обязанности между заместителями Председателя Правления Национального банка;

64.6. исключен;

64.7. утверждает штатное расписание центрального аппарата Национального банка;

64.8. устанавливает должностные оклады работников Национального банка в соответствии с законодательством;

64.9. издает приказы (распоряжения) и дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками Национального банка и его организаций;

64.10. обеспечивает реализацию функций Национального банка в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и настоящим Уставом.

65. Исключен.

66. Работники Национального банка подразделяются на работников, являющихся государственными служащими, и работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность Национального банка, которые не являются государственными служащими.

67. Правовой статус работников Национального банка, являющихся государственными служащими, определяется законодательством о государственной службе.

68. Помимо ограничений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о государственной службе, работники Национального банка, являющиеся государственными служащими, не имеют права приобретать лично либо через посредников акции банков или небанковских кредитно-финансовых организаций.

Работники Национального банка вправе получать кредиты в других банках.

69. Вопросы социального развития Национального банка, включая улучшение условий труда и медицинского обеспечения его служащих, регулируются коллективным договором, заключенным в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 11
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

70. Национальный банк в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты (постановления Правления Национального банка), обязательные для выполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

71. Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.

72. Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь.

73. Нормативные правовые акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

74. Нормативные правовые акты Национального банка направляются в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь в порядке и сроки, определенные законодательством.

Нормативные правовые акты, принятые (изданные) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления, направляются в этот центр органом, указанным первым в числе принявших (издавших) нормативный правовой акт, если иное не установлено законодательством.

75. К названным в пункте 74 настоящего Устава нормативным правовым актам Национального банка прилагается заключение Министерства юстиции, содержащее обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта установленным законодательством требованиям и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, принятое по результатам обязательной юридической экспертизы, осуществляемой в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

76. Нормативные правовые акты Национального банка вступают в силу в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь.

77. Нормативные правовые акты Национального банка после их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официального опубликования печатаются в периодическом печатном издании Национального банка.

ГЛАВА 12
УЧАСТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

78. Национальный банк, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, не может быть участником хозяйственных обществ и иных юридических лиц, за исключением отдельных банков, организаций, осуществляющих возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, организаций, обеспечивающих деятельность Национального банка, в том числе работающих на рынке ценных бумаг, проводящих межбанковские расчеты, финансирующих и (или) осуществляющих разработку и внедрение банковских технологий, а также международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной и банковской сферах.

79. Порядок участия Национального банка в организациях, указанных в пункте 78 настоящего Устава, устанавливается Президентом Республики Беларусь.

80. Национальный банк имеет право в порядке, установленном законодательством, учреждать средства массовой информации, выступать в качестве редакции, распространителя.

81. Национальный банк в соответствии с законодательством может участвовать в деятельности международных банковских фондов, союзов и ассоциаций.

82. Национальный банк представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам ее денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции.

83. Взаимоотношения между Национальным банком и кредитными организациями иностранных государств устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, в том числе межведомственного характера, и иными актами законодательства.

ГЛАВА 13
ОТЧЕТНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

84. Для Национального банка устанавливается ежегодный отчетный период с 1 января по 31 декабря включительно.

85. Национальный банк ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет Президенту Республики Беларусь годовой отчет.

86. Годовой отчет Национального банка включает в себя:

отчет о деятельности Национального банка и выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, полученной прибыли и ее распределении, об изменении собственного капитала, о формировании и использовании фондов, расходах на содержание Национального банка, об исполнении сметы капитальных вложений, примечания к отчетности), аудит которой проведен в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

87. Годовой отчет Национального банка после его утверждения Президентом Республики Беларусь размещается на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет.

ГЛАВА 14
АУДИТ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ И ВНУТРЕННИЙ АУДИТ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

88. Аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Национального банка проводится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Аудиторская организация для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Национального банка определяется Президентом Республики Беларусь по предложению Национального банка из нескольких организаций на срок не более пяти лет.

89. Национальный банк обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудита.

90. Договор об аудите должен предусматривать объем передаваемой информации, а также ответственность аудиторской организации за ее передачу третьим лицам.

91. Внутренний аудит в Национальном банке осуществляется службой внутреннего аудита в порядке, определяемом Правлением Национального банка.

Проверки организаций Национального банка проводятся в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

92. Обеспечение сохранности денежной наличности и других ценностей, находящихся в хранилищах Национального банка, проверяется службой внутреннего аудита Национального банка ежегодно.

 

Rambler's Top100