ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1 июля 2010 г. № 148-З

О поддержке малого и среднего предпринимательства

Принят Палатой представителей 26 мая 2010 года
Одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 426-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1978) <H11200426>;

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2055) <H11300057>;

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 344-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2016, 2/2339) <H11500344>

 

Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития.

ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Поддержка малого и среднего предпринимательства

Поддержка малого и среднего предпринимательства – реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статья 2. Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства

Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров Республики Беларусь.

Статья 3. Субъекты малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства – юридических лиц и субъектов среднего предпринимательства за календарный год определяется в установленном порядке как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).

Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.

Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.

Статья 4. Субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иные организации, осуществляющие поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства

Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 5. Гарантии и защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции.

Вмешательство государственных органов и иных государственных организаций в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УСЛОВИЯ ЕЕ ОКАЗАНИЯ

Статья 6. Основные цели и принципы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства

Основными целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;

оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств;

увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта.

Основными принципами государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении;

участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формировании государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статья 7. Особенности правового регулирования поддержки малого и среднего предпринимательства

В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:

особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

сокращенный состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, а в предусмотренных законодательными актами случаях – освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

упрощенный порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности;

меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;

упрощенный порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства находящихся в государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых капитальных строений (зданий, сооружений), производственных площадей, незавершенных законсервированных капитальных строений, оборудования и иного имущества, относящегося к основным средствам, в собственность на возмездной или безвозмездной основе, в безвозмездное пользование или аренду;

особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);

меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статья 8. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в соответствии с их компетенцией по следующим основным направлениям:

определение и реализация государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства;

осуществление защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;

разработка и реализация республиканских, отраслевых и региональных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

содействие развитию системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие развитию системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

формирование и развитие системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

организация проведения научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства;

реализация предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства видов финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 9. Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с республиканской и отраслевыми программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми уполномоченными Советом Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также региональными программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми местными исполнительными и распорядительными органами.

Республиканская и отраслевые программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, региональные программы – решениями местных Советов депутатов областного и базового территориальных уровней.

Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства разрабатываются сроком на три года с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а региональные программы – также с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.

Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства включают в себя мероприятия по следующим основным направлениям:

совершенствование правового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства;

развитие системы финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

материально-техническое и организационное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;

развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

взаимодействие государственных органов и иных государственных организаций с субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иными организациями, осуществляющими поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства;

содействие осуществлению и развитию международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства;

содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Финансовое обеспечение республиканской, отраслевых и региональных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством. При этом финансирование мероприятий программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, не относящихся к финансовой поддержке, указанной в частях второй–пятой статьи 10 настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг).

К разработке и реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства могут привлекаться субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, советы по развитию предпринимательства.

Статья 10. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – государственная финансовая поддержка), оказывается субъектам малого предпринимательства Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:

финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);

гарантий по льготным кредитам, в том числе по микрокредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь в соответствии с частью четвертой настоящей статьи.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления:

финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;

субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;

субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов, в том числе микрокредитов, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства путем предоставления областными и Минским городским исполнительными комитетами субсидий для:

приобретения необходимого имущества, реконструкции, ремонта здания (части здания) в целях реализации задач по поддержке и развитию субъектов малого предпринимательства;

возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

компенсации расходов на проведение мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства (конференции, маркетинговые исследования), обучающих курсов.

Государственная финансовая поддержка также оказывается путем финансирования мероприятий программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, направленных на популяризацию и стимулирование развития предпринимательской деятельности (проведение конкурсов, издание методических пособий, развитие информационных ресурсов и другие мероприятия) и не относящихся к государственной финансовой поддержке, указанной в частях второй–пятой настоящей статьи.

Статья 11. Условия оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства

Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Если законодательными актами не установлено иное, государственная финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого предпринимательства:

средняя численность работников которых за календарный год на дату обращения за оказанием такой поддержки превышает значения, установленные абзацами третьим и четвертым части первой статьи 3 настоящего Закона;

объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год превышает предельные значения, установленные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

в уставном фонде которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, общественных объединений (за исключением общественных объединений инвалидов), союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 49 процентов (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства);

являющимся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

являющимся участниками концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами в порядке, определенном законодательством;

осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр, производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Государственная финансовая поддержка также не оказывается субъекту малого предпринимательства в случае, если:

данный субъект находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);

им не представлены предусмотренные законодательными актами документы, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, или при наличии в представленных документах недостоверных сведений;

со дня нарушения данным субъектом условий оказания государственной финансовой поддержки не прошло три года;

у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

у этого субъекта имеются убытки по итогам фактически отработанного времени в текущем году на дату обращения за оказанием государственной финансовой поддержки.

Предусмотренные абзацем третьим части второй настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) устанавливаются для субъектов малого предпринимательства ежегодно.

Субъекты малого предпринимательства при обращении за оказанием государственной финансовой поддержки представляют соответствующим государственным органам и иным организациям, оказывающим такую поддержку, сведения о средней численности работников (для юридических лиц) и объеме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год, предшествующий году обращения, заверенные подписью руководителя и печатью юридического лица или подписью индивидуального предпринимателя и печатью при ее наличии.

Статья 12. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Для субъектов малого и среднего предпринимательства законодательством могут быть предусмотрены меры имущественной поддержки в виде:

предоставления в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, иного недвижимого имущества (за исключением незавершенных законсервированных капитальных строений), машин, оборудования, транспортных средств;

применения понижающих коэффициентов к базовым ставкам при расчете ставки арендной платы при аренде капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;

права преимущественного приобретения по рыночной стоимости находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), в том числе не зарегистрированных в установленном порядке, изолированных помещений, машино-мест, иного недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, надлежащим образом исполняющими свои обязательства по договору аренды (безвозмездного пользования) не менее трех лет, с предоставлением рассрочки оплаты до пяти лет с ежемесячной индексацией платежей со дня заключения договора купли-продажи, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 13. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем создания доступных условий для получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности.

Государственные органы и иные организации обеспечивают доступность информации, необходимой субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами.

Основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);

организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;

создание специализированных радио- и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

Статья 14. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг)

Субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).

Государственные органы и иные государственные организации реализуют меры, направленные на:

информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о проведении процедур государственных закупок товаров (работ, услуг);

консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).

Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг).

Статья 15. Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Государственные органы и иные государственные организации обеспечивают создание условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства внешнеторговой деятельности.

Приоритетными направлениями внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства признаются развитие экспорта отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств и развитие импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории Республики Беларусь при отсутствии отечественных аналогов.

Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:

проведения работы по заключению международных договоров, предусматривающих реализацию мер по развитию внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

организации деловых встреч и переговоров представителей белорусских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами, продвижения отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств;

создания информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иную информацию, необходимую для осуществления ими внешнеторговой деятельности.

Статья 16. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

Государственные органы и иные государственные организации содействуют подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется в виде:

содействия подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, реализации международных программ и проектов по обмену опытом в этой сфере;

проведения обучающих курсов, конференций по вопросам предпринимательства;

профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучающих курсов безработных, профессиональной ориентации незанятого населения, в том числе в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах.

Статья 17. Советы по развитию предпринимательства

Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь осуществляет выработку рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях формирования конкурентных отношений и координации деятельности общественных объединений предпринимателей.

Порядок деятельности Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь.

При местных исполнительных и распорядительных органах также могут создаваться советы по развитию предпринимательства, функции и полномочия которых определяются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 18. Объединения субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциации и союзы)

Субъекты малого и среднего предпринимательства в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития и поддержки предпринимательства могут создавать объединения (ассоциации и союзы) в порядке, предусмотренном законодательством.

Деятельность объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) может предусматривать:

организационное, методическое, консультационное, информационное содействие своим членам в совершенствовании производственной деятельности, систем управления производством и контроля качества, во внедрении и освоении новой техники и технологий, в осуществлении маркетинга и рекламы продукции;

содействие в совершенствовании подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие в организации и развитии делового сотрудничества с белорусскими и иностранными организациями, а также оказание помощи в решении других задач, необходимых для развития малого и среднего предпринимательства.

Объединения субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциации и союзы) могут участвовать в:

проведении государственными органами и иными организациями опросов субъектов малого и среднего предпринимательства по выявлению проблемных вопросов осуществления предпринимательской деятельности, выяснению позиции субъектов малого и среднего предпринимательства относительно целесообразности принятия вырабатываемых мер государственной политики в сфере предпринимательства;

разработке и реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

ГЛАВА 3
СУБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья 19. Центры поддержки предпринимательства

Центром поддержки предпринимательства является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными задачами центра поддержки предпринимательства являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение обучающих курсов и маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности.

Базовым центром поддержки предпринимательства области (г. Минска) является центр поддержки предпринимательства, обеспечивающий координацию деятельности расположенных на территории области (г. Минска) центров поддержки предпринимательства и реализующий совместно с областным (Минским городским) исполнительным комитетом мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Центры поддержки предпринимательства, в том числе базовые центры поддержки предпринимательства областей (г. Минска), ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве центра поддержки предпринимательства.

Условия и порядок регистрации юридических лиц в качестве центров поддержки предпринимательства, особенности их деятельности определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 20. Инкубаторы малого предпринимательства

Инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности.

Помещения и имущество, указанные в части первой настоящей статьи, предоставляются инкубатором малого предпринимательства субъекту малого предпринимательства на условиях, определяемых заключенным между ними в соответствии с законодательством договором, на срок не более пяти лет.

Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, указанных в части первой настоящей статьи, информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, проведение обучающих курсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.

Инкубаторы малого предпринимательства в зависимости от целевого назначения могут быть многопрофильными или специализированными (однопрофильными).

Многопрофильный инкубатор малого предпринимательства предоставляет помещения и имущество, указанные в части первой настоящей статьи, субъектам малого предпринимательства, осуществляющим различные виды деятельности, специализированный (однопрофильный) инкубатор малого предпринимательства – субъектам малого предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности.

Инкубаторы малого предпринимательства ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве инкубатора малого предпринимательства.

Условия и порядок регистрации юридических лиц в качестве инкубаторов малого предпринимательства, особенности их деятельности определяются Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 4
ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПОДДЕРЖКУ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И (ИЛИ) СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья 21. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей

Финансовое обеспечение государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

Основными направлениями деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей являются:

содействие проведению государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий;

участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;

участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей субъектам малого предпринимательства равные условия и возможности для осуществления предпринимательской деятельности;

поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау;

содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществления приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

участие в реализации международных программ и проектов по вопросам развития малого предпринимательства.

Порядок создания, деятельности и ликвидации Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Статья 22. Учреждения финансовой поддержки предпринимателей

Учреждением финансовой поддержки предпринимателей является некоммерческая организация, создаваемая по решению областного (Минского городского) исполнительного комитета или иного юридического лица в целях обеспечения содействия проведению государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий.

Средства учреждения финансовой поддержки предпринимателей формируются за счет средств соответствующих местных бюджетов, выделяемых в установленном порядке, собственных средств юридических лиц, кредитов, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, доходов, полученных от размещения временно свободных средств на банковских счетах и (или) в банковские вклады (депозиты), а также за счет поступлений от уставной деятельности и других источников, не запрещенных законодательством.

Учреждения финансовой поддержки предпринимателей могут осуществлять финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства в видах, предусмотренных частью второй и абзацами третьим–пятым части третьей статьи 10 настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Особенности порядка создания и деятельности учреждений финансовой поддержки предпринимателей определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 23. Общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства

Обществом взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая субъектами малого и (или) среднего предпринимательства в организационно-правовой форме потребительского кооператива для аккумулирования временно свободных денежных средств членов этого общества и средств из иных незапрещенных источников в целях оказания им финансовой помощи в форме предоставления микрозаймов.

Членами такого кооператива могут быть исключительно субъекты малого и (или) среднего предпринимательства.

Общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства вправе предоставлять микрозаймы только лицам, являющимся членами такого общества, и только на цели осуществления предпринимательской деятельности.

Особенности порядка создания обществ взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, состав и компетенция органов управления и контроля, права и обязанности членов таких обществ определяются нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов и отдельных положений законов

Признать утратившими силу:

1. Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 года «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 19, ст. 269).

2. Закон Республики Беларусь от 15 января 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 6, ст. 105).

3. Раздел III Закона Республики Беларусь от 18 января 1994 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, связанные с вопросами экономических отношений» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1994 г., № 6, ст. 72).

4. Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 607).

5. Закон Республики Беларусь от 15 июля 1997 года «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 482).

6. Утратил силу.

7. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/133).

8. Статью 1 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и перерасчета пенсий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 70, 2/952).

9. Пункт 2 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2004 года «О признании утратившими силу законодательных актов и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 122, 2/1056).

10. Статью 2 Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь по вопросам страхования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397).

11. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 28 мая 1991 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 19, ст. 270).

Статья 25. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 25, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Rambler's Top100