ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 августа 2005 г. № 961

Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2007 г. № 1411 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 264, 5/26055) <C20701411>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2009 г. № 305 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 68, 5/29429) <C20900305>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2010 г. № 219 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 45, 5/31293) <C21000219>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2013 г. № 114 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.02.2013, 5/36919) <C21300114>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 76 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.02.2016, 5/41632) <C21600076>

 

В соответствии с частью третьей статьи 11 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 года «Об основах государственной научно-технической политики» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 ноября 1997 года Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке разработки и выполнения научно-технических программ.

2. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1998 г. № 942 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения региональных научно-технических программ» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 18, ст. 490);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 1998 г. № 1652 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения государственных научно-технических программ» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 30, ст. 782);

абзацы второй–восемнадцатый пункта 66 и пункт 68 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2002 г. № 288 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 32, 5/10103);

подпункт 6.1 пункта 6, пункты 7 и 10 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2002 г. № 737 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 68, 5/10590);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2003 г. № 1288 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1998 г. № 942» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 115, 5/13160);

подпункты 4.7.1, 4.8 и 4.11 пункта 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 282 «О Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 53, 5/13978).

3. Государственному комитету по науке и технологиям совместно с иными республиканскими органами государственного управления, Национальной академией наук Беларуси в трехмесячный срок обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим постановлением.

4. Настоящее постановление не распространяется на научно-технические программы, завершаемые в 2005 году.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

31.08.2005 № 961

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке разработки и выполнения научно-технических программ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок разработки и выполнения научно-технических программ (государственных, региональных и отраслевых, далее – программы), в том числе внесения в них изменений и (или) дополнений, порядок контроля за ходом выполнения программ и приемки завершенных работ.

Порядок разработки и выполнения межгосударственных научно-технических программ устанавливается международными (межправительственными, межгосударственными) договорами Республики Беларусь.

2. Программы – это комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения заданий по проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, завершающихся созданием новой или усовершенствованной технологии, видов товарной продукции или услуг, а также организационно-технических решений производственного, административного, коммерческого или иного характера (далее – инновации), освоением (внедрением) в производстве разработанных инноваций и выпуском на этой основе вновь освоенной продукции (далее – задания программ).

Программы разрабатываются по приоритетным направлениям научно-технической деятельности и могут являться научным обеспечением государственных программ.

Государственная научно-техническая программа (далее – государственная программа) разрабатывается для решения наиболее значимых народнохозяйственных, экологических, социальных и оборонных проблем. Государственная программа может выполняться в рамках государственной комплексной целевой научно-технической программы в соответствии с актами законодательства.

Региональная научно-техническая программа (далее – региональная программа) разрабатывается для решения наиболее значимых научно-технических проблем социально-экономического развития административно-территориальных единиц (регионов).

Отраслевая научно-техническая программа (далее – отраслевая программа) разрабатывается для решения единой научно-технической проблемы социально-экономического развития отрасли.

3. Программы разрабатываются на очередной период действия приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь.

4. Разрабатываемые в рамках программ инновации должны основываться на новейших отечественных и зарубежных научных достижениях, результатах, полученных при выполнении государственных программ научных исследований, и к началу освоения в производстве соответствовать требованиям экологической безопасности и международных стандартов, по своим технико-экономическим характеристикам соответствовать лучшим мировым аналогам или превышать их, быть конкурентоспособными, расширять экспортные возможности производителей вновь освоенной продукции, созданной на основе разработанных инноваций (далее – вновь освоенная продукция).

5. Программа может быть монообъектной и составной.

Монообъектная программа – программа, включающая задания по разработке и освоению или внедрению в производстве единой инновации и выпуску на этой основе вновь освоенной продукции.

Составная программа – программа, включающая задания по разработке, освоению или внедрению в производстве ряда инноваций и выпуску на этой основе вновь освоенной продукции.

Составная программа может включать подпрограммы. Подпрограмма – это часть программы, направленная на решение самостоятельной научно-технической проблемы в рамках достижения общей цели программы. Разработка и выполнение подпрограмм осуществляется в порядке и на условиях, установленных пунктами 3–18 настоящего Положения.

ГЛАВА 2
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ

6. Разработка программ и подготовка проектов перечней программ осуществляются на конкурсной основе.

Государственными заказчиками могут выступать:

государственных и отраслевых программ – республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Генеральная прокуратура, Национальная академия наук Беларуси, Государственный комитет судебных экспертиз и Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь;

региональных программ – облисполкомы и Минский горисполком.

Подготовку проектов перечней государственных и региональных программ осуществляет Государственный комитет по науке и технологиям (далее – ГКНТ), отраслевых программ – их государственные заказчики.

В качестве конкурсных комиссий по проектам государственных программ выступают соответствующие координационные советы по приоритетным направлениям научно-технической деятельности (далее – координационные советы), создаваемые при ГКНТ. Положение о координационных советах и положение о проведении конкурса проектов государственных программ утверждаются ГКНТ.

Конкурсный отбор проектов региональных и отраслевых программ проводят научно-технические советы или другие коллегиальные органы предполагаемых государственных заказчиков, на которые возложены функции координации научно-технической политики в регионе или отрасли.

Разработка проектов программ, представляемых на конкурс, осуществляется по установленным ГКНТ формам.

7. Проект программы, представляемый на конкурс, должен состоять из трех разделов.

Первый раздел включает технико-экономическое обоснование, содержащее:

анализ мировых тенденций решения соответствующей проблемы, обоснование целей и структуры программы;

обоснование соответствия решаемых при реализации программы задач установленным целям социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу;

обоснование необходимости разработки инноваций с учетом результатов выполнения государственных программ научных исследований и готовности исполнителей к проведению опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, перспектив их освоения в производстве с указанием организаций, которыми эти инновации могут быть освоены, а также перспектив выпуска вновь освоенной продукции;

анализ необходимых конструкторско-технологической и производственной базы, научного и кадрового потенциала с указанием наличия у исполнителей опыта для решения задач, поставленных в программе, а также имеющихся или полученных ими результатов работ, завершенных в рамках государственных программ научных исследований, которые взяты за основу для проведения планируемых опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, и необходимость проведения новых научных исследований;

оценку принципиальной новизны и конкурентоспособности предлагаемых к разработке инноваций, соответствия их экологическим и иным показателям, а также требованиям международных стандартов;

прогноз социально-экономической эффективности предлагаемой программы, включающий оценку решения важнейших государственных (отраслевых, региональных) проблем, а также расчеты показателей эффективности от реализации каждого задания программы;

обоснование потребности в финансовых ресурсах и информацию о предлагаемых источниках финансирования, включая средства государственных целевых бюджетных фондов, в том числе инновационных фондов, собственные средства организаций-исполнителей, средства инвесторов;

обоснование выбора государственного заказчика и головной организации – исполнителя программы.

Положение о головной организации – исполнителе программы утверждает ГКНТ.

Второй раздел включает предварительный перечень проектов заданий по проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, в том числе обязательных патентных исследований, с учетом результатов, полученных в рамках государственных программ научных исследований по разработке новых технологий, материалов, технических, программных и других средств, иных инноваций, а также при необходимости проектов заданий по научно-организационному сопровождению программы.

Работы, выполняемые согласно данному разделу, финансируются в соответствии с законодательством за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, местных бюджетов, средств государственных целевых бюджетных фондов, в том числе инновационных фондов, и внебюджетных источников.

В рамках программы государственными заказчиками предусматривается создание высокотехнологичных экспортоориентированных инноваций с высокой экономической эффективностью, необходимых для отраслевого технологического развития, а также преимущественное направление средств республиканского бюджета на выполнение практикоориентированных работ, обеспечивающих реальную экономическую отдачу.

Головная организация – исполнитель программы вправе выполнять задание по научно-организационному сопровождению, включенное в установленном порядке в программу. На финансирование задания по научно-организационному сопровождению программы может быть предусмотрено до 3 процентов объема финансирования из средств республиканского бюджета, выделенного на ее выполнение.

К работам по научно-организационному сопровождению программ относятся:

технико-экономический анализ выполнения заданий программ;

обобщение и оформление материалов, связанных с планированием, выполнением и приемкой результатов выполнения заданий программ, подготовка сводных отчетов о реализации программ;

проведение научно-технических конференций и выставок (в соответствии с планом проведения научных и научно-организационных мероприятий в рамках выполнения программ, согласованным с ГКНТ);

издание научно-методической литературы по результатам выполнения программ, способствующей промышленному освоению инноваций научными учреждениями и предприятиями.

Проекты заданий второго раздела должны также включать работы по подготовке и постановке инноваций на производство, их освоению в производстве, финансируемые в установленном порядке за счет внебюджетных источников, а также средств государственных целевых бюджетных фондов, в том числе инновационных фондов.

Срок выполнения заданий второго раздела ограничивается, как правило, тремя годами.

Третий раздел включает проекты заданий программы по выпуску вновь освоенной продукции, разработанной в рамках второго раздела, которые финансируются в установленном порядке за счет внебюджетных источников, а также средств государственных целевых бюджетных фондов, в том числе инновационных фондов.

Срок выполнения заданий третьего раздела ограничивается, как правило, тремя годами.

Задания программы, в результате выполнения которых предусматривается создание нового и (или) модернизация действующего производства, в установленном порядке включаются в государственную программу инновационного развития Республики Беларусь.

8. Проекты перечней государственных и региональных программ по представлению ГКНТ рассматриваются Комиссией по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь в установленном порядке.

Проекты перечней отраслевых программ после рассмотрения коллегиями или другими коллегиальными органами государственных заказчиков согласовываются с ГКНТ и утверждаются их государственными заказчиками.

В перечне по каждому проекту программы указываются:

основная цель программы;

государственный заказчик и головная организация – исполнитель программы;

срок выполнения;

прогнозируемые объемы и источники финансирования по годам.

9. На основании утвержденных перечней программ проводится конкурс проектов заданий соответствующих программ и их государственная научно-техническая экспертиза, в ходе которых осуществляется выбор и оценка наиболее эффективных вариантов выполнения заданий.

Проекты заданий, представляемые на конкурс и государственную научно-техническую экспертизу, подлежат согласованию с республиканскими органами государственного управления, в интересах которых разрабатываются инновации.

В качестве конкурсных комиссий по проектам заданий программ выступают научно-технические советы по программам, составы которых утверждаются государственными заказчиками соответствующих программ по согласованию с ГКНТ.

Положения о конкурсе проектов заданий программ, научно-технических советах по программам утверждаются в установленном порядке ГКНТ.

Государственная научно-техническая экспертиза проектов заданий программ организуется и проводится в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Проекты заданий, по которым предусмотрено выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в текущем году за счет средств республиканского бюджета, до 1 июля текущего года представляются в ГКНТ для проведения государственной научно-технической экспертизы. Не допускается проведение государственной научно-технической экспертизы проектов заданий, представленных после указанного срока.

10. По результатам конкурсного отбора и государственной научно-технической экспертизы проектов заданий программы государственный заказчик формирует ее в окончательном виде. Государственные программы утверждаются ГКНТ, региональные и отраслевые программы утверждаются государственными заказчиками программ после согласования с ГКНТ.

ГЛАВА 3
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММ

11. После утверждения программ государственные заказчики в месячный срок заключают договоры на их выполнение с головными организациями – исполнителями программ по форме, устанавливаемой ГКНТ, а также при необходимости с исполнителями работ по заданиям программ, включая работы по организации и освоению в производстве разработанных в рамках этих заданий инноваций, и изготовителями вновь освоенной продукции. Головная организация – исполнитель программы на основании договора с государственным заказчиком вправе заключать договоры с исполнителями работ по заданиям программы, включая работы по организации и освоению в производстве разработанных в рамках этих заданий инноваций, и изготовителями вновь освоенной продукции.

В заключаемых договорах предусматриваются условия выполнения заданий программы, дальнейшего использования полученных результатов, а также ответственность сторон (государственного заказчика, головной организации – исполнителя программы, исполнителя заданий программы, изготовителя вновь освоенной продукции), включая обязательства по возврату в бюджет неэффективно использованных средств, в том числе использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства.

В договоры, заключаемые с исполнителями работ по заданиям программы, могут включаться положения, определяющие право исполнителей привлекать к выполнению договоров соисполнителей в соответствии с законодательством.

Составы работ по заданиям программ ежегодно утверждаются ГКНТ по определяемым им формам. Составы работ по заданиям программ, по которым научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы выполнялись в предыдущем году и предусматриваются к выполнению в текущем году, представляются на утверждение в ГКНТ до 1 апреля текущего года.

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, выполняемые в рамках заданий программ, подлежат государственной регистрации в случаях, установленных законодательством, а также включению в тематический план исполнителей работ по заданиям программ.

12. В ходе выполнения программ в них могут вноситься изменения и (или) дополнения. Внесение изменений и (или) дополнений в программу – это обоснованное уточнение состава работ по заданиям программы и этапам их выполнения, исполнителей работ по заданиям программы, технических параметров создаваемых инноваций, объемов выпуска вновь освоенной продукции, объемов финансирования и сроков выполнения, исключение из утвержденной программы заданий или включение новых, необходимость в которых возникла в ходе выполнения программы.

Изменения и (или) дополнения, предлагаемые для внесения в программу, рассматриваются научно-техническим советом по программе и ее государственным заказчиком.

Внесенные изменения и (или) дополнения в этапы выполнения заданий программ в части уточнения состава работ, исполнителей работ по заданиям программ, не влекущие изменений сроков создания и объемов выпуска конечной продукции, финансирования за отчетный год и по заданиям в целом, утверждаются государственным заказчиком программы. Государственный заказчик программы в недельный срок информирует ГКНТ о внесенных изменениях и (или) дополнениях.

В остальных случаях решения о внесении изменений и (или) дополнений в программы принимаются и утверждаются:

ГКНТ при представлении государственным заказчиком государственной или отраслевой программы соответствующих обосновывающих материалов;

государственным заказчиком региональной программы по согласованию с ГКНТ.

Предложения о внесении изменений и (или) дополнений в программу вносятся в ГКНТ не позднее 45 дней до окончания планового срока выполнения задания (этапа) по установленным ГКНТ формам.

13. При исключении задания из программы на этапах выполнения работ по второму разделу программы как невыполненного или в случаях мотивированного и согласованного с ГКНТ отказа государственного заказчика осуществить приемку результатов указанных работ, а также неосвоения инноваций в предусмотренных программой объемах и сроки бюджетные средства в установленном законодательством порядке признаются неэффективно использованными и подлежат возврату в бюджет как использованные с нарушением бюджетного законодательства.

14. При невыполнении работ по третьему разделу программы государственный заказчик в отчетах о выполнении программы информирует ГКНТ о причинах невыполнения предусмотренных объемов выпуска вновь освоенной продукции и принимаемых мерах по выполнению соответствующих заданий.

Если выпуск вновь освоенной продукции не начат в течение трех лет после завершения ее разработки, средства бюджета, израсходованные на разработку указанной продукции, в установленном законодательством порядке признаются неэффективно использованными и подлежат возврату в бюджет как использованные с нарушением бюджетного законодательства.

Если в течение срока, установленного в соответствии с частью двенадцатой пункта 7 настоящего Положения, суммарный выпуск вновь освоенной продукции не достиг объемов, предусмотренных заданием программы, возврату в бюджет подлежит часть бюджетных средств, израсходованных на ее разработку, определяемая процентом от суммы бюджетных средств, израсходованных на разработку этой продукции, равным проценту невыполнения задания программы по объемам выпуска продукции в натуральном выражении.

15. Решение о признании средств бюджета неэффективно использованными, в том числе использованными не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, исполнителем задания программы или изготовителем вновь освоенной продукции и необходимости их возврата в установленном законодательством порядке в доход государства принимается контролирующим (надзорным) органом, уполномоченным законодательными актами на осуществление контроля (надзора).

16. Контроль за реализацией программы, ходом выполнения заданий программы, целевым и эффективным использованием выделенных на их выполнение финансовых средств осуществляют государственный заказчик и головная организация – исполнитель программы. Государственный заказчик представляет в ГКНТ отчет на бумажном и электронном носителях о выполнении работ по программе по итогам первого полугодия до 31 июля текущего года, по итогам года – до 25 января следующего за отчетным года, в том числе при завершении программы – по программе в целом.

Информация о предварительных итогах выполнения программы и об использовании выделенных на текущий год средств представляется государственными заказчиками в ГКНТ до 1 декабря текущего года.

Формы и состав указанных отчетов устанавливаются ГКНТ.

ГКНТ ежегодно до 25 апреля представляет в Совет Министров Республики Беларусь отчет о выполнении программы по итогам прошедшего года.

17. Приемку результатов работ по заданиям программы и программы в целом осуществляет ее государственный заказчик.

Приемка работ по каждому заданию второго раздела программы производится в соответствии с установленным действующими стандартами порядком выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию научно-технической продукции в месячный срок после их завершения.

Результаты приемки работ по третьему разделу программы оформляются для каждого задания отчетом о выпуске вновь освоенной продукции, который утверждается руководителем исполнителя работ по заданиям программ, осуществляющего выпуск этой продукции, и содержит информацию об объемах выпуска продукции по годам в натуральном и денежном выражении за отчетный период выпуска вновь освоенной продукции.

Задания программ со сроком выполнения, выходящим за сроки текущего периода действия приоритетных направлений научно-технической деятельности, в обязательном порядке подлежат завершению в течение следующего периода действия приоритетных направлений научно-технической деятельности.

171. Государственные заказчики несут ответственность за:

своевременное и качественное выполнение заданий программ, включая освоение в производстве разработанных в рамках этих программ инноваций и выпуск на этой основе вновь освоенной продукции;

целевое и эффективное использование финансовых и материальных ресурсов, направленных на выполнение программ;

своевременное принятие мер по возврату выделенных на выполнение программ бюджетных средств, использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства;

технико-экономическое обоснование и достоверность показателей, характеризующих конечные результаты программ, достижение планируемых целей.

18. Финансирование программ (подпрограмм) из средств республиканского бюджета осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

 

Rambler's Top100