Главная / Новости / Новости PRAVO.BY
10.02.2016

Госконтроль освободит от административной ответственности предприятия, которые сами возместят неуплаченные налоги

С 23 апреля предприятия, совершавшие хозяйственные операции с лжеструктурами, получат возможность самостоятельно уплатить налоги по ним и тем самым избежать административной ответственности. Как конкретно будет работать закрепленный в Указе Президента Республики Беларусь от 19 января 2016 г. № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» механизм, разъяснил Николай Иваньков, начальник отдела правового обеспечения, информации и работы с обращениями граждан Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля.

Механизм Указа № 488

Как сообщают в Департаменте финансовых расследований, за три последних года была пресечена деятельность более 1 тыс. лжепредпринимательских структур и выявлено 48 преступных групп. Взыскано около 500 млрд. рублей дополнительных платежей в бюджет.

Сейчас органы финансовых расследований (ОФР) руководствуются в работе с контрагентами лжеструктур Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». В частности, отрабатывают каждую хозяйственную операцию лжеструктуры с ее контрагентом-предприятием, собирая доказательства фиктивности первичных учетных документов, и, при наличии таких доказательств, предъявляют налоговые платежи к уплате.

Например, существует некий субъект Х, который является лжеструктурой. Номинальное руководство отрицает причастность к деятельности предприятия и утверждает, что лишь предоставило паспортные данные для регистрации фирмы за вознаграждение. После поступления в ОФР данной информации их сотрудники собирают доказательства лжепредпринимательской деятельности субъекта Х: отслеживают взаимоотношения с контрагентами, проверяют подлинность первичных учетных документов, выясняют, действительно ли были задействованы указанные в документах перевозчики, склады и т.д. И так в отношении каждого контрагента, счет которых может идти на сотни.

Процесс небыстрый, проверяющие ОФР и налоговые органы загружены, и все эти специалисты борются с последствиями деятельности лжеструктур. При этом услуги лжепредпринимателей по-прежнему остаются востребованными.

Указ № 14

Согласно новому Указу, который вносит дополнения и изменения в Указ № 488, собирать доказательства предстоит не по каждой отдельной операции, а по деятельности лжеструктуры в целом. Сведения о такой лжеструктуре заносятся в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Итогом деятельности проверяющих органов становится заключение, содержащее, кроме прочих, сведения о:

  • привлечении субъекта к административной ответственности за правонарушения в экономической сфере (за нарушение бухучета, неуплату налогов, непредоставление деклараций, незаконную предпринимательскую деятельность и др.);
  • периоде, за который оформленные лжефирмой документы не имеют юридической силы (некоторые предприятия начинали работать вполне легально, а в последствии были перепроданы и превращены в лжеструктуру).

Кроме того, у предприятий-контрагентов появится стимул сотрудничать с проверяющими органами в виде освобождения от административной ответственности, если они добровольно исполнят предписания ОФР и уплатят налоги.

Как это будет работать

В дальнейшем заключение будет переправлено в территориальные ОФР, которым предстоит изучить деятельность контрагентов лжеструктуры на своей территории. Если факты взаимоотношения с лжеструктурой найдут подтверждение, ОФР вынесут соответствующее предписание. Предприятию отводится 20 рабочих дней, чтобы самостоятельно исчислить и уплатить налоги и пени в полном объеме, подать по месту постановки на учет налоговую декларацию с внесенными изменениями и дополнениями, а также проинформировать ОФР о выполнении предписания.

Впрочем, разъясняют в Департаменте финансовых расследований, субъект хозяйствования может и не согласиться с действиями органов финансовых расследований. Тогда ему следует в течение тех же 20 рабочих дней предоставить мотивированное возражение на вынесенное предписание. В таком случае предписание автоматически утратит силу, а выявить, какая из сторон права, должна будет соответствующая проверка.

Николай Иваньков допускает, что доводы субъекта хозяйствования могут найти подтверждение в ходе проверки, но добавляет: «Исходя из практики, если в отношении предприятия имеются соответствующие документы и оперативно-служебная информация, оно не зря попало в поле зрения ОФР». В Департаменте убеждены, что в подавляющем числе случаев предприятия-контрагенты лжеструктур прибегают к их услугам для снижения налоговых обязательств, при этом руководство вполне осознает рискованность своих действий.

Ответственность

Возьмем ситуацию, когда проведенная проверка подтвердила правоту ОФР. В итоге предприятие ждет не только возмещение неуплаченных налогов и пеней, но и административная (штраф в размере 20% неуплаченной суммы на само предприятие, штраф на должностное лицо), а при самом неудачном стечении обстоятельств еще и уголовная ответственность должностных лиц. Сегодня причиненный и не возмещенный государству в крупном (1000 базовых величин) и особо крупном (2500 базовых) размере ущерб в виде неуплаченных налогов влечет уголовную ответственность по статье 243 Уголовного кодекса.

Кстати, рассказали в Департаменте финансовых расследований, на рассмотрении в Правительстве находится проект дополнений и изменений в уголовное законодательство, который откорректирует указанную статью Уголовного кодекса. Планируется ввести ответственность за уклонение от уплаты налогов посредством уклонения от предоставления документов, необходимых для их исчисления и уплаты. При этом законопроект предусматривает и увеличение размеров ущерба, связанного с неуплатой налогов: крупным будет считаться ущерб в 2000 базовых величин, особо крупным – 3500 базовых.

Департамент финансовых расследований, рассказал Николай Иваньков, рассматривает Указ № 14 как возможность снизить количество проверок. В качестве примера можно привести одну из выявленных ОФР групп лжепредпринимателей, которая насчитывала 11 активных участников, 71 лжеструктуру, 24 карт-счета физических лиц. Услугами группы воспользовалось 878 субъектов хозяйствования – примерно столько проверок органы финансовых расследований проводят в год.

Кроме этого, сверхзадача Указа – уменьшить спрос на услуги лжепредпринимателей среди их потенциальных клиентов, чтобы снизить количество неуплаченных в бюджет налогов, подчеркнули в Департаменте финансовых расследований.

Анна ШИЛЕЦ, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Rambler's Top100