ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 мая 1998 г. № 154-З

Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь

Принят Палатой представителей 9 апреля 1998 года
Одобрен Советом Республики 17 апреля 1998 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 23 ноября 2005 г. № 62-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 188, 2/1159) <H10500062>;

Закон Республики Беларусь от 17 мая 2007 г. № 230-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 121, 2/1327) <H10700230>;

Закон Республики Беларусь от 2 июля 2009 г. № 31-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 161, 2/1583) <H10900031>;

Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 346-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 9, 2/1898) <H11200346> - новая редакция;

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 229-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.01.2015, 2/2227) <H11400229>

 

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

административно-территориальная единица – часть территории Республики Беларусь (область, район, сельсовет, город, поселок городского типа), в границах которой в порядке, установленном законодательством, создаются и действуют местный Совет депутатов и исполнительный и распорядительный орган. Для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование и границы, а для области, района, сельсовета – также административный центр;

административно-территориальное устройство Республики Беларусь (далее – административно-территориальное устройство) как унитарного государства – деление территории Республики Беларусь на административно-территориальные единицы по определенным критериям в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на соответствующей территории (далее – граждане);

административный центр административно-территориальной единицы – населенный пункт, в котором находятся местный Совет депутатов и исполнительный и распорядительный орган;

граница населенного пункта – внешняя черта территории населенного пункта, которая отделяет его территорию от других территорий;

населенный пункт – компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, наименование и установленные в соответствующем порядке границы;

территориальная единица – населенный пункт, в котором не создаются местный Совет депутатов и исполнительный и распорядительный орган, район в городе, а также территория специального режима использования (заповедник, национальный парк, заказник, территория памятника природы, биосферный резерват, земли историко-культурного назначения, земли обороны, свободная экономическая зона, другая территория специального режима использования, созданная по решению Президента Республики Беларусь).

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с решением вопросов образования, объединения и упразднения административно-территориальных единиц, территориальных единиц, являющихся населенными пунктами, районами в городах, их регистрации и учета, установления и изменения их границ, а также иных вопросов, связанных с административно-территориальным устройством, если иное не предусмотрено частью второй настоящей статьи.

Действие настоящего Закона не распространяется на общественные отношения, связанные с созданием и упразднением (ликвидацией) территорий специального режима использования, а также с решением иных вопросов в отношении этих территориальных единиц, кроме общественных отношений, связанных с их регистрацией и учетом.

Общественные отношения, связанные с созданием и упразднением (ликвидацией) территорий специального режима использования, а также с решением иных вопросов в отношении этих территориальных единиц, регулируются законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; в области охраны и использования историко-культурного наследия; в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности; о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности, иным законодательством.

Статья 3. Законодательство в сфере административно-территориального устройства

Законодательство в сфере административно-территориального устройства основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

Статья 4. Основные принципы административно-территориального устройства

Административно-территориальное устройство основывается на принципах:

единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

сочетания общегосударственных интересов и интересов граждан;

сочетания единой государственной власти Республики Беларусь с местным самоуправлением;

равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц;

планирования развития административно-территориальных единиц на основе комплексного учета складывающихся социальных, экономических, экологических, градостроительных и иных условий;

включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

гласности и учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства.

Статья 5. Финансирование расходов, связанных с изменением административно-территориального устройства

Финансирование расходов, связанных с изменением административно-территориального устройства, осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством.

ГЛАВА 2
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 6. Территории административно-территориальных единиц

Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.

Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.

Территория города в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делится на районы в городе, являющиеся территориальными единицами.

Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселка городского типа, являющегося территориальной единицей (в случае, если он является административным центром района), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

В состав территории сельсовета входят территории поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они не являются административными центрами районов), территории сельских населенных пунктов и другие территории, находящиеся в границах сельсовета.

Статья 7. Объявление закрытыми административно-территориальных и территориальных единиц

Административно-территориальные и территориальные единицы в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, могут быть объявлены закрытыми.

Объявление административно-территориальных и территориальных единиц закрытыми и установление особенностей управления ими осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.

Статья 8. Населенные пункты

Населенными пунктами являются города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

Населенные пункты относятся к определенным категориям в зависимости от:

численности населения;

уровня развития и специализации производственной и социальной инфраструктуры;

государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.

К категории городов относятся:

город Минск – столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом;

города областного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными, крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях к городам областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными, крупными экономическими и культурными центрами, имеющие важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;

города районного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее 6 тысяч человек, имеющие промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения. В отдельных случаях к городам районного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 6 тысяч человек, имеющие перспективы дальнейшего развития и роста численности населения, на территории которых расположены промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения.

К категории поселков городского типа относятся:

городские поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, имеющие промышленные, коммунальные, социально-культурные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;

курортные поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации. В отдельных случаях к курортным поселкам могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 2 тысяч человек, имеющие перспективы дальнейшего развития и роста численности населения, на территории которых расположены санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации;

рабочие поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных организациях, электростанциях, объектах строительства, железнодорожных станциях и других объектах.

К категории сельских населенных пунктов относятся:

агрогородки – благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения государственных минимальных социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий;

поселки, деревни – населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура, не отнесенные к агрогородкам;

хутора – населенные пункты, не отнесенные к агрогородкам, деревням или поселкам.

При нахождении агрогородка в пределах территории сельсовета его административный центр, как правило, размещается в агрогородке. В случае нахождения на территории сельсовета двух и более агрогородков административный центр сельсовета размещается, как правило, в одном из них в соответствии с решением районного Совета депутатов.

Статья 9. Решения по вопросам административно-территориального устройства

Решения по вопросам административно-территориального устройства должны включать переходные положения, предусматривающие меры по практической реализации данных решений, в том числе планирование в соответствующих бюджетах расходов, связанных с изменением административно-территориального устройства.

Статья 10. Вступление в силу изменений административно-территориального устройства

Изменения административно-территориального устройства (образование, объединение и упразднение административно-территориальных единиц, территориальных единиц, являющихся населенными пунктами, районами в городах, установление и изменение их границ и т.п.) вступают в силу со дня вступления в силу соответствующего решения уполномоченного государственного органа или должностного лица, если иное не определено этим решением.

ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ГРАЖДАН В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

Статья 11. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере административно-территориального устройства

Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь с учетом мнения граждан и местных Советов депутатов:

образует, объединяет и упраздняет области, районы, районы в городах;

устанавливает и изменяет границы областей, районов, города Минска, городов областного подчинения, являющихся административными центрами областей, районов в этих городах, если иное не предусмотрено частью второй статьи 13 и частью третьей статьи 15 настоящего Закона;

устанавливает и изменяет границы городов областного подчинения, не являющихся административными центрами областей, районов в этих городах;

относит города областного подчинения к городам районного подчинения и города районного подчинения к городам областного подчинения;

принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение Минского городского, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов, Минского городского, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, администраций районов города Минска (городов областного подчинения), а также об изменении их административного подчинения;

устанавливает и переносит административные центры областей и районов;

принимает решения об объявлении административно-территориальных и территориальных единиц закрытыми и устанавливает особенности управления ими;

принимает решения по спорам между областными (Минским городским) Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;

определяет порядок создания, ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при изменении административно-территориального устройства.

Статья 12. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере административно-территориального устройства

Совет Министров Республики Беларусь:

представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;

устанавливает порядок подготовки и подачи документов в Совет Министров Республики Беларусь и другие государственные органы, указанные в статьях 13–15 настоящего Закона, для принятия решений по вопросам административно-территориального устройства;

согласовывает отнесение поселков городского типа к городам районного подчинения и городов районного подчинения к поселкам городского типа;

устанавливает порядок учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства;

согласовывает отнесение сельских населенных пунктов к городам районного подчинения и городов районного подчинения к сельским населенным пунктам.

Статья 13. Полномочия областных Советов депутатов в сфере административно-территориального устройства

Областные Советы депутатов с учетом мнения граждан и соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства;

образуют, объединяют и упраздняют сельсоветы;

устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов;

относят (по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь) поселки городского типа к городам районного подчинения и города районного подчинения к поселкам городского типа;

относят (по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь) сельские населенные пункты к городам районного подчинения и города районного подчинения к сельским населенным пунктам;

относят сельские населенные пункты к поселкам городского типа и поселки городского типа к сельским населенным пунктам;

относят городские поселки к курортным поселкам или рабочим поселкам, курортные поселки к городским поселкам или рабочим поселкам, рабочие поселки к городским поселкам или курортным поселкам;

согласовывают отнесение поселков, деревень, хуторов к агрогородкам и агрогородков к поселкам, деревням или хуторам.

В соответствии с генеральными планами городов областного подчинения, являющихся административными центрами областей, и генеральным планом города Минска, утвержденными Президентом Республики Беларусь, по предложениям соответствующих областных исполнительных комитетов:

областные Советы депутатов (кроме Минского областного Совета депутатов) устанавливают и изменяют границы районов, городов областного подчинения, являющихся административными центрами областей, районов в этих городах;

Минский областной Совет депутатов устанавливает и изменяет границы Минской области, районов Минской области.

Статья 14. Полномочия районных Советов депутатов в сфере административно-территориального устройства

Районные Советы депутатов с учетом мнения граждан и соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

вносят в областные Советы депутатов предложения по вопросам административно-территориального устройства;

образуют, объединяют и упраздняют сельские населенные пункты;

устанавливают и изменяют границы сельских населенных пунктов;

относят (по согласованию с областными Советами депутатов) поселки, деревни, хутора к агрогородкам и агрогородки к поселкам, деревням или хуторам;

относят поселки, деревни к хуторам, хутора к поселкам или деревням, поселки к деревням, деревни к поселкам;

устанавливают и переносят административные центры сельсоветов.

Статья 15. Полномочия городских, поселковых и сельских Советов депутатов в сфере административно-территориального устройства

Городские (кроме Минского городского), поселковые и сельские Советы депутатов с учетом мнения граждан вносят в вышестоящие Советы депутатов предложения по вопросам административно-территориального устройства.

Минский городской Совет депутатов с учетом мнения граждан вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства.

Минский городской Совет депутатов по предложению Минского городского исполнительного комитета устанавливает и изменяет границы города Минска, районов в городе Минске в случае, если такие изменения соответствуют утвержденному Президентом Республики Беларусь генеральному плану города Минска.

Статья 16. Полномочия исполнительных комитетов в сфере административно-территориального устройства

Областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты в рамках своей компетенции:

подготавливают предложения и проекты решений по вопросам административно-территориального устройства для их последующего рассмотрения соответствующими Советами депутатов;

в установленном порядке обеспечивают регистрацию и учет соответствующих административно-территориальных единиц, территориальных единиц, являющихся населенными пунктами, территориальных единиц, являющихся районами в городах, и изменений административно-территориального устройства в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Закона.

Статья 17. Полномочия граждан в сфере административно-территориального устройства

Граждане в сфере административно-территориального устройства вправе:

высказывать мнения по вопросам административно-территориального устройства;

вносить предложения об образовании, объединении и упразднении административно-территориальных и территориальных единиц, установлении и изменении их границ, установлении и переносе административных центров и по иным вопросам административно-территориального устройства в государственные органы, указанные в статьях 12–15 настоящего Закона;

участвовать в рассмотрении вопросов административно-территориального устройства, затрагивающих их права и законные интересы, посредством обращения в государственные органы (организации), участия в местных референдумах, собраниях, иных форм прямого участия в государственных и общественных делах, а также через общественные объединения в соответствии с законодательством;

осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.

ГЛАВА 4
НАИМЕНОВАНИЕ, ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ, РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ И ИЗМЕНЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

Статья 18. Наименование и переименование административно-территориальных и территориальных единиц

Наименование и переименование административно-территориальных и территориальных единиц осуществляются в соответствии с законодательством о наименованиях географических объектов; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; в области охраны и использования историко-культурного наследия; в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности; о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности, иным законодательством.

Статья 19. Регистрация и учет административно-территориальных единиц, территориальных единиц и изменений административно-территориального устройства

Регистрация и учет административно-территориальных единиц, территориальных единиц, в том числе территорий специального режима использования, и изменений административно-территориального устройства осуществляются в едином реестре административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.

Государственный орган или должностное лицо, в компетенцию которых входит решение вопросов административно-территориального устройства, представляют в соответствующий областной, Минский городской, районный, городской (города областного подчинения) исполнительный комитет данные для обеспечения регистрации и учета административно-территориальных единиц, территориальных единиц и изменений административно-территориального устройства.

Областной, Минский городской, районный, городской (города областного подчинения) исполнительный комитет в соответствии со своей компетенцией инициирует регистрацию и учет административно-территориальных единиц, территориальных единиц и изменений административно-территориального устройства, осуществляет подготовку документов, представляемых для таких регистрации и учета, и в течение месяца после принятия уполномоченным государственным органом или должностным лицом, указанными в статьях 11, 13, 14 и части третьей статьи 15 настоящего Закона, решения по вопросам административно-территориального устройства направляет эти документы в республиканскую организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Порядок регистрации и учета административно-территориальных единиц, территориальных единиц и изменений административно-территориального устройства устанавливается Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.

Статья 20. Единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь

Единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь является частью государственного земельного кадастра Республики Беларусь и основой адресной системы Республики Беларусь.

В случае указания в официальных документах сведений об административно-территориальных и территориальных единицах такие сведения указываются в точном соответствии с единым реестром административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко