ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

16 июля 2008 г. № 414-З

Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Принят Палатой представителей 24 июня 2008 года
Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 16 июля 2009 г. № 46-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 173, 2/1598) <H10900046>;

Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877) <H11100325>;

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 426-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1978) <H11200426>;

Закон Республики Беларусь от 11 июля 2014 г. № 177-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.07.2014, 2/2175) <H11400177>;

Закон Республики Беларусь от 1 января 2015 г. № 232-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2015, 2/2230) <H11500232>;

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2016 г. № 408-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2016, 2/2406) <H11600408>

 

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, устанавливает обязанности и права органов финансовых расследований и работников органов финансовых расследований, гарантии правовой и социальной защиты работников органов финансовых расследований и членов их семей.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и их назначение

Органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – органы финансовых расследований) являются государственными правоохранительными органами, обеспечивающими экономическую безопасность Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь (далее – законодательные акты).

Органы финансовых расследований являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Статья 2. Основные задачи органов финансовых расследований

Основными задачами органов финансовых расследований являются:

защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;

защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не указано иное, – граждане) и организаций в экономической сфере;

профилактика, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений в экономической сфере, в том числе коррупционных правонарушений (далее – преступления и административные правонарушения);

производство дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией.

На органы финансовых расследований законодательными актами могут быть возложены иные задачи.

Статья 3. Правовая основа деятельности органов финансовых расследований

Правовой основой деятельности органов финансовых расследований являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, указы и декреты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства Республики Беларусь, в том числе международные договоры Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы деятельности органов финансовых расследований

Деятельность органов финансовых расследований осуществляется на принципах:

законности;

уважения и соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций;

единства системы органов финансовых расследований и централизации управления ими;

сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;

независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Статья 5. Деятельность органов финансовых расследований и права граждан и организаций

Органы финансовых расследований защищают права и законные интересы граждан в экономической сфере независимо от их гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций в указанной сфере.

Ограничение работниками органов финансовых расследований граждан и организаций в их правах допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.

Граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) работников органов финансовых расследований, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в установленном порядке в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд.

Органы финансовых расследований не имеют права разглашать сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, сведения, относящиеся к его личной жизни, сведения, порочащие деловую репутацию организации, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 6. Взаимодействие органов финансовых расследований с другими государственными органами, иными организациями и гражданами

Органы финансовых расследований осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, иными организациями, в том числе иностранными, и гражданами.

Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам финансовых расследований в исполнении возложенных на них обязанностей, определенных настоящим Законом и иными законодательными актами.

Граждане могут добровольно участвовать в решении задач, стоящих перед органами финансовых расследований, в том числе на конфиденциальной основе, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (далее – законодательство).

Взаимодействие органов финансовых расследований с правоохранительными и контролирующими органами иностранных государств осуществляется в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
СИСТЕМА ОРГАНОВ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ И РУКОВОДСТВО ИМИ

Статья 7. Система органов финансовых расследований

В систему органов финансовых расследований входят:

Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – Департамент) с правами юридического лица;

управления Департамента по областям, по Минской области и г. Минску с правами юридического лица;

межрайонные отделы управлений Департамента по областям, по Минской области и г. Минску.

Статья 8. Руководство органами финансовых расследований

Общее руководство органами финансовых расследований осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь в соответствии с полномочиями, возложенными на него настоящим Законом и иными законодательными актами.

Непосредственное руководство органами финансовых расследований осуществляется заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента (далее – директор Департамента).

Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь:

издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов финансовых расследований;

устанавливает количество межрайонных отделов управлений Департамента по областям, по Минской области и г. Минску и утверждает их штатную численность в пределах штатной численности органов финансовых расследований, определенной Президентом Республики Беларусь;

вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь:

представления о назначении на должность, освобождении от должности, отстранении от исполнения служебных обязанностей директора Департамента;

представления о присвоении лицам начальствующего состава органов финансовых расследований специальных званий полковника финансовой милиции, генерал-майора финансовой милиции;

представления о понижении в специальном звании на одну ступень лиц начальствующего состава органов финансовых расследований в специальных званиях полковника финансовой милиции, генерал-майора финансовой милиции;

представления о награждении государственными наградами Республики Беларусь работников и гражданского персонала органов финансовых расследований;

в установленном порядке назначает на должности, освобождает от должностей, отстраняет от исполнения служебных обязанностей лиц среднего и старшего начальствующего состава органов финансовых расследований;

в установленном порядке применяет к работникам и гражданскому персоналу органов финансовых расследований меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания;

присваивает первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава органов финансовых расследований;

присваивает очередные специальные звания старшего начальствующего состава органов финансовых расследований до подполковника финансовой милиции включительно;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Директор Департамента:

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на органы финансовых расследований задач;

решает в соответствии с законодательством вопросы, связанные с порядком прохождения службы в органах финансовых расследований и установления трудовых отношений с гражданским персоналом органов финансовых расследований;

в установленном порядке назначает на должности, освобождает от должностей, отстраняет от исполнения служебных обязанностей лиц рядового и младшего начальствующего состава органов финансовых расследований;

в установленном порядке применяет к работникам и гражданскому персоналу органов финансовых расследований меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания;

присваивает первые специальные звания рядового и младшего начальствующего состава органов финансовых расследований;

присваивает очередные специальные звания младшего и среднего начальствующего состава органов финансовых расследований до капитана финансовой милиции включительно;

принимает меры по обеспечению органов финансовых расследований оружием, специальными средствами и иным имуществом, созданию материальной базы, необходимых социально-бытовых условий для работников и гражданского персонала органов финансовых расследований;

осуществляет контроль за исполнением органами финансовых расследований законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, ведет личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей, представителей юридических лиц;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ

Статья 9. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности органов финансовых расследований

Президент Республики Беларусь в сфере деятельности органов финансовых расследований:

осуществляет общее руководство органами финансовых расследований;

назначает на должность, освобождает от должности, отстраняет от исполнения служебных обязанностей директора Департамента;

утверждает положения о Департаменте и о прохождении службы в органах финансовых расследований, Дисциплинарный устав органов финансовых расследований, текст присяги рядового и начальствующего состава органов финансовых расследований;

определяет штатную численность органов финансовых расследований;

принимает решения об образовании, реорганизации и ликвидации Департамента;

утверждает перечень оружия и специальных средств, состоящих на вооружении органов финансовых расследований, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

определяет категории работников органов финансовых расследований, наделенных правом ношения и хранения оружия;

устанавливает порядок и нормы материально-технического обеспечения органов финансовых расследований, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

определяет порядок прикомандирования работников органов финансовых расследований к другим государственным органам и иным организациям;

принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты работников органов финансовых расследований и членов их семей;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 10. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов финансовых расследований

Совет Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов финансовых расследований обеспечивает исполнение решений Президента Республики Беларусь, а также положений настоящего Закона по вопросам правовой и социальной защиты работников органов финансовых расследований и членов их семей.

ГЛАВА 4
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ОРГАНОВ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ, РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ

Статья 11. Обязанности органов финансовых расследований

Органы финансовых расследований в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции обязаны:

принимать необходимые меры по защите интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, прав и законных интересов граждан и организаций в экономической сфере;

принимать меры общей и индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, предусмотренные законодательными актами;

выявлять и пресекать преступления и административные правонарушения, принимать меры по возмещению причиненного вреда;

принимать и регистрировать поступающие заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и осуществлять в установленном порядке их проверку;

осуществлять в соответствии с законодательными актами дознание по уголовным делам, ведение административного процесса;

принимать участие в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в том числе во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями;

осуществлять сбор и анализ информации о состоянии преступности в экономической сфере;

выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 12. Обязанности работников органов финансовых расследований

Работник органов финансовых расследований выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.

Работник органов финансовых расследований на всей территории Республики Беларусь независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени в случае обращения к нему должностных лиц, других граждан с заявлением или сообщением о преступлении, административном правонарушении либо в случае непосредственного их выявления обязан принять возможные меры по пресечению преступления, административного правонарушения, установлению и задержанию лиц, совершивших преступление, административное правонарушение, выявлению очевидцев преступления, административного правонарушения, охране места происшествия.

Работник органов финансовых расследований во всех случаях ограничения прав гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Статья 13. Права органов финансовых расследований

Органам финансовых расследований в целях выполнения возложенных на них задач в пределах их компетенции предоставляется право:

осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

проводить в установленном законодательными актами порядке проверки государственных органов, других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иных граждан, осуществлять мониторинг и иные контрольные мероприятия;

безвозмездно пользоваться информационными системами (базами и банками данных) государственных органов, иных государственных организаций, а при проведении проверок также базами и банками данных проверяемых субъектов с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации, использовать радиочастотный спектр;

привлекать в установленном порядке к участию в проверках представителей правоохранительных, контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, иных организаций, а также экспертов (специалистов);

требовать и получать от государственных органов, иных организаций, должностных лиц, других граждан в установленный органами финансовых расследований срок необходимые сведения, документы (их копии) и объяснения, иную информацию;

получать от Национального банка Республики Беларусь, иных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения о банковских операциях, состоянии счетов, вкладов (депозитов), в том числе о наличии счета в банке, а также справки и копии документов по банковским операциям и расчетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иных граждан по находящимся в производстве органов финансовых расследований материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях. При этом сведения о состоянии счетов в банке, иная информация, составляющая банковскую тайну, представляются органам финансовых расследований с соблюдением требований, установленных законодательными актами;

направлять письменные запросы в налоговые органы об истребовании у граждан деклараций о доходах и имуществе и требовать от налоговых органов проведения проверки полноты и достоверности сведений, указанных в этих декларациях, а также проводить проверку полноты и достоверности сведений, указанных в этих декларациях;

в случае выявления нарушения законодательства вносить соответствующим организациям предложения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

обращаться в случаях и порядке, установленных законодательными актами, в суды (регистрирующие, лицензирующие органы) с исковыми заявлениями (заявлениями, представлениями) о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных им доходов в местный бюджет, об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя, об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, приостановлении или прекращении действия специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности (далее – специальные разрешения (лицензии)) либо в компетентные органы с представлениями о подаче этими органами в судебном порядке соответствующих исковых заявлений;

подавать в установленном порядке в суды исковые заявления (заявления) о защите прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, иных государственных организаций. При этом исковые заявления (заявления) о защите прав и законных интересов государственных органов, иных государственных организаций подаются в суды Департаментом, управлениями Департамента по областям, по Минской области и г. Минску по просьбе или с согласия этих государственных органов, иных государственных организаций;

выносить обязательные для исполнения в установленный срок решения (предписания, постановления):

о наложении ареста на денежные средства, товары и иное имущество организаций и граждан в случае невыполнения ими обязанностей по уплате налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательными актами не может быть обращено взыскание), и (или) об изъятии имущества, которое является предметом нарушения законодательства либо орудием и средством совершения нарушения законодательства;

об устранении в установленные органами финансовых расследований сроки выявленных нарушений;

о приостановлении операций по счетам в банке или небанковской кредитно-финансовой организации в случае представления документов, содержащих недостоверную информацию о деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо непредставления (отказа в представлении) для проведения контрольных мероприятий деклараций и (или) документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений), связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, а также выявления фактов неуплаты или неполной уплаты суммы налога, сбора (пошлины) и других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты либо получения средств от занятия запрещенной деятельностью или от осуществления деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии), когда его получение обязательно, а также от предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации. Решение о приостановлении операций по счетам в банке или небанковской кредитно-финансовой организации принимается руководителем органа финансовых расследований или его заместителем;

о взыскании налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты с последующей передачей этих решений в налоговые органы для исполнения;

о приостановлении либо запрещении производства (реализации) товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случае выявления нарушений требований законодательства по обеспечению национальной безопасности, безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды до устранения выявленных нарушений, а также если при соблюдении установленных правил использования, хранения, транспортировки или утилизации товаров (результата работ, услуг) они причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью потребителей или окружающей среде, до устранения причин вреда;

об изъятии из оборота товаров (результатов работ, услуг), если при соблюдении установленных правил использования, хранения, транспортировки или утилизации товаров (результата работ, услуг) они причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью потребителей или окружающей среде и причины вреда устранить невозможно, в том числе об отзыве этих товаров (результатов работ, услуг) от их потребителей;

о приостановлении либо запрещении производства (реализации) товаров (выполнения работ, оказания услуг) без документации, наличие которой требуется в соответствии с законодательством, товаров (выполнения работ, оказания услуг), не отвечающих требованиям такой документации и (или) обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, либо при осуществлении указанной деятельности без специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательными актами, до устранения выявленных нарушений;

о запрещении реализации товаров, не имеющих установленных сроков годности и (или) сроков хранения, а также сроки годности и (или) сроки хранения которых истекли;

о приостановлении либо запрещении отгрузки товаров организациям, индивидуальным предпринимателям, в деятельности которых выявлены факты нарушения законодательства, а также о приостановлении либо запрещении погашения задолженности перед этими организациями, индивидуальными предпринимателями;

по иным вопросам, связанным с выполнением органами финансовых расследований возложенных на них задач и функций;

отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих органов финансовых расследований;

требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах органов финансовых расследований;

поощрять граждан, внесших значительный вклад в оказание помощи органам финансовых расследований.

Органам финансовых расследований предоставляется право задерживать и доставлять в места содержания под стражей, иные предназначенные для содержания лиц помещения подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, а также лиц, в отношении которых ведется административный процесс.

Органам финансовых расследований предоставляются также другие права в соответствии с законодательными актами.

Статья 14. Права работников органов финансовых расследований

Работники органов финансовых расследований в целях выполнения задач, возложенных на органы финансовых расследований, в пределах своей компетенции имеют право:

беспрепятственно входить:

при проведении проверок на территорию, в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта при предъявлении служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательными актами предписание не требуется), а в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – также иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на эти объекты. Доступ работников органов финансовых расследований, уполномоченных на проведение проверок, в жилые помещения, иные законные владения граждан (индивидуальных предпринимателей, учредителей (собственников имущества) проверяемых субъектов, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, а также лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях) помимо или против их воли, а также допуск к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законодательными актами тайну, осуществляются в соответствии с законодательными актами;

при осуществлении не связанных с проведением проверок мероприятий, проводимых во исполнение законов, решений и поручений Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, директора Департамента, руководителей управлений Департамента по областям, по Минской области и г. Минску, на территорию, в служебные, производственные и иные помещения (объекты) государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, иных граждан при предъявлении служебных удостоверений, а в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – также иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на эти объекты;

в порядке, установленном законодательными актами, в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций при преследовании подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление либо находится подозреваемый (обвиняемый), скрывшийся от органа, ведущего уголовный процесс, в любое время суток, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, а также осматривать такие помещения и иные объекты;

проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими актов законодательства, контроль за выполнением которых возложен на органы финансовых расследований;

производить личный обыск лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законодательными актами, досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

производить в установленном порядке фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, лиц, в отношении которых ведется административный процесс;

изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами;

проводить в целях выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений проверку бухгалтерских и других документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов иных граждан;

использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям или гражданам, для исполнения неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, при принятии надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства, а также использовать при необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие организациям или гражданам. Расходы, связанные с предоставлением транспортного средства, средства связи, по требованию их собственника (владельца) возмещаются в порядке, установленном законодательством;

вызывать граждан по находящимся в производстве органов финансовых расследований материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

хранить, носить, применять и использовать оружие, применять физическую силу, специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;

при проведении проверки:

самостоятельно определять методы и способы ее проведения;

проверять у проверяемого субъекта и (или) его представителей документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия;

осуществлять осмотр и обследование территорий и помещений, мебели, сейфов и других возможных мест хранения ценностей, денежных средств и документов, иных объектов, используемых проверяемым субъектом для осуществления деятельности;

требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества;

истребовать на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и граждан, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимые для проверки информацию и (или) документы;

истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости проводить встречные проверки;

знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;

проводить проверки фактического наличия документов и (или) имущества в кассах, помещениях, иных местах их хранения, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации имущества, а также проверять ее результаты;

проводить в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;

проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);

вызывать представителей проверяемого субъекта, других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;

задерживать транспортные средства проверяемого субъекта на время проверки;

использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;

на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать на срок не более двух суток розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций и порядка использования кассового оборудования;

опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места нахождения (хранения) документов и (или) имущества проверяемого субъекта, в том числе финансовых документов, ценных бумаг и иного имущества, требовать представления копий соответствующих документов (выписок из них), иных носителей информации, а в случаях, определенных законодательными актами, изымать их оригиналы;

в случаях и порядке, установленных законодательством, изымать на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовое оборудование, а также направлять с изъятием или без изъятия на техническое освидетельствование игровые автоматы.

Работникам органов финансовых расследований предоставляются также другие права в соответствии с законодательными актами.

ГЛАВА 5
ПРИМЕНЕНИЕ РАБОТНИКАМИ ОРГАНОВ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ОРУЖИЯ

Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия

Работник органов финансовых расследований при выполнении задач по защите интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, прав и законных интересов граждан в экономической сфере применяет физическую силу, специальные средства, оружие, если иными способами выполнение этих задач не представляется возможным.

Физическая сила, специальные средства, оружие применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению работника органов финансовых расследований в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Применению физической силы, специальных средств, оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств, оружия невозможно, работник органов финансовых расследований обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.

О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств, оружия работник органов финансовых расследований обязан немедленно сообщить в ближайший орган финансовых расследований или орган внутренних дел, должностные лица которых незамедлительно уведомляют об этом соответствующего прокурора. О каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия работник органов финансовых расследований обязан уведомить своего непосредственного начальника.

Работники органов финансовых расследований не несут ответственности за вред, причиненный применением в предусмотренных настоящим Законом случаях физической силы, специальных средств, оружия, если причиненный вред соразмерен силе преодолеваемого противодействия.

Применение физической силы, специальных средств и оружия с нарушением требований настоящего Закона влечет ответственность, установленную законодательными актами.

Статья 16. Применение физической силы

Работник органов финансовых расследований применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия его законным требованиям, если ненасильственными способами это сделать невозможно.

Статья 17. Применение специальных средств

Работник органов финансовых расследований применяет наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства в случае:

отражения нападения на него или иных граждан, пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работника органов финансовых расследований либо иных лиц, исполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

задержания и доставления в органы финансовых расследований подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, лиц, в отношении которых ведется административный процесс, если они оказывают неповиновение или сопротивление;

пресечения действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества;

остановки транспортного средства, водитель которого не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям работника органов финансовых расследований об остановке транспортного средства;

в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются правилами применения специальных средств с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя.

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

Статья 18. Применение и использование оружия

Работник органов финансовых расследований имеет право на применение оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него в отношении лица:

совершающего нападение на работника органов финансовых расследований или иного гражданина, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у работника органов финансовых расследований оружием, боеприпасами к нему или специальными средствами;

застигнутого при совершении действий, указанных в абзацах втором и третьем настоящей части, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо применяет (угрожает применением) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья работника органов финансовых расследований или иных граждан;

не подчинившегося законному требованию работника органов финансовых расследований немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью работника органов финансовых расследований или иных граждан.

Совершение лицом действий, правомерно запрещенных ему работником органов финансовых расследований и выражающихся в попытке приблизиться к работнику органов финансовых расследований ближе указанного расстояния, достать что-либо из одежды или ручной клади, либо иных действий, которые могут быть истолкованы работником органов финансовых расследований как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья его или иных граждан, предоставляет работнику органов финансовых расследований право применить оружие в соответствии с настоящим Законом.

Работник органов финансовых расследований имеет право на использование огнестрельного оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него, для:

подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью работника органов финансовых расследований или иных граждан;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям работника органов финансовых расследований об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью граждан либо имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление.

Работник органов финансовых расследований имеет право на применение оружия, в том числе огнестрельного, и на использование огнестрельного оружия также в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Работник органов финансовых расследований вправе привести оружие в готовность к стрельбе, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования.

Запрещается применять или использовать оружие:

при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;

в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, сильнодействующие ядовитые вещества, а также средств транспортировки этих веществ;

в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

ГЛАВА 6
СЛУЖБА В ОРГАНАХ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ. ГРАЖДАНСКИЙ ПЕРСОНАЛ ОРГАНОВ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ

Статья 19. Работник органов финансовых расследований. Гражданский персонал органов финансовых расследований

На службу в органы финансовых расследований принимаются по контракту о службе:

на добровольной основе граждане Республики Беларусь, достигшие 20-летнего возраста, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья, образованию выполнять задачи, возложенные на органы финансовых расследований;

граждане Республики Беларусь, которым в году поступления исполняется 17 лет, но не старше 25 лет, поступающие по направлениям Комитета государственного контроля Республики Беларусь, выдаваемым в порядке, определяемом Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь, в учреждение Министерства внутренних дел Республики Беларусь, обеспечивающее получение высшего образования, на дневную форму получения образования и прошедшие по конкурсу. После зачисления в установленном порядке на обучение в названное учреждение образования указанные граждане именуются курсантами.

Работником органов финансовых расследований является гражданин Республики Беларусь, принятый на службу в органы финансовых расследований, которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава органов финансовых расследований.

Военнообязанные, принятые на службу в органы финансовых расследований, снимаются с воинского учета и состоят в кадрах органов финансовых расследований.

Порядок и условия работы гражданского персонала (лиц, занимающих штатные должности в органах финансовых расследований и не имеющих специальных званий рядового и начальствующего состава) регулируются законодательством о труде и законодательством о государственной службе.

Статья 20. Прохождение службы работниками органов финансовых расследований

Порядок и условия прохождения службы работниками органов финансовых расследований, в том числе перечень специальных званий работников органов финансовых расследований и порядок их присвоения, регламентируются Положением о прохождении службы в органах финансовых расследований, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Работники органов финансовых расследований не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Работники органов финансовых расследований не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных обязанностей по месту службы, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем подразделения органов финансовых расследований, в котором работник проходит службу (в отношении руководителя подразделения органов финансовых расследований – по согласованию с его непосредственным начальником).

Работникам органов финансовых расследований запрещено получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

Законодательными актами могут устанавливаться иные ограничения, связанные со службой в органах финансовых расследований.

Статья 21. Служебная дисциплина в органах финансовых расследований

Служебная дисциплина в органах финансовых расследований регулируется Дисциплинарным уставом органов финансовых расследований, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Статья 22. Ответственность работников органов финансовых расследований, возмещение причиненного вреда

За злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, совершение иных преступлений или административных правонарушений работники органов финансовых расследований несут ответственность, установленную законодательными актами.

Вред, причиненный гражданину или организации в результате незаконных действий (бездействия) органов финансовых расследований (их работников), подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.

При нарушении работником органов финансовых расследований прав и законных интересов граждан или организаций, если его действия (бездействие) признаны в установленном порядке незаконными, соответствующий орган финансовых расследований обязан принять меры к их восстановлению и по требованию гражданина или организации публично принести извинения.

ГЛАВА 7
ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ

Статья 23. Правовая защита работников органов финансовых расследований

Работник органов финансовых расследований при исполнении служебных обязанностей является представителем власти и находится под особой защитой государства. Посягательство в любых формах на работника органов финансовых расследований влечет пресечение таких действий средствами и способами, предусмотренными настоящим Законом.

Законные требования работника органов финансовых расследований обязательны для исполнения должностными лицами и другими гражданами. Невыполнение законных требований работника органов финансовых расследований, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на органы финансовых расследований задач, посягательство либо угроза посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество работника органов финансовых расследований, а также совершение указанных действий в отношении его близких в связи с исполнением работником органов финансовых расследований служебных обязанностей влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Статья 24. Недопустимость вмешательства в деятельность работника органов финансовых расследований

Работник органов финансовых расследований при исполнении служебных обязанностей подчиняется только своим непосредственному и прямым начальникам.

Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность работника органов финансовых расследований, кроме должностных лиц, уполномоченных законодательными актами.

Статья 25. Право работника органов финансовых расследований на обоснованный профессиональный риск

Работник органов финансовых расследований имеет право на обоснованный профессиональный риск. Причинение работником органов финансовых расследований вреда при обоснованном профессиональном риске для достижения общественно-полезной цели не является правонарушением.

Профессиональный риск признается обоснованным, если совершенное работником органов финансовых расследований деяние объективно вытекало из сложившейся обстановки, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и работник органов финансовых расследований, допустивший риск, принял все возможные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам.

Статья 26. Права работника органов финансовых расследований при нахождении в служебной командировке

Работник органов финансовых расследований, находящийся в служебной командировке, пользуется правом на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и правом на внеочередное размещение в гостинице по командировочному удостоверению.

Статья 27. Право работника органов финансовых расследований на компенсацию за использование принадлежащего ему транспортного средства в служебных целях

Работнику органов финансовых расследований, использующему принадлежащее ему транспортное средство в служебных целях, выплачивается компенсация в порядке и размере, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 28. Обеспечение личной безопасности работников органов финансовых расследований и членов их семей

Органы финансовых расследований обязаны обеспечить личную безопасность своих работников и членов их семей от связанных со служебной деятельностью данных работников преступных посягательств на их жизнь, здоровье и имущество.

Государственная защита работников органов финансовых расследований и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательными актами.

Статья 29. Обязательное государственное страхование работника органов финансовых расследований

Работник органов финансовых расследований подлежит обязательному государственному страхованию в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами для сотрудников органов внутренних дел.

Статья 30. Социальная защита работников органов финансовых расследований и членов их семей

Денежное довольствие работников органов финансовых расследований включает в себя оклад денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию), надбавку за выслугу лет и другие выплаты в соответствии с законодательством.

Пенсионное обеспечение работников органов финансовых расследований осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 36, ст. 571; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 127, 2/993).

Социально-бытовое, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников органов финансовых расследований и членов их семей, а также социальная защита работников, уволенных из органов финансовых расследований, и членов их семей осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных законодательными актами для сотрудников органов внутренних дел.

Медицинское освидетельствование и профессиональный психофизиологический отбор при приеме на службу в органы финансовых расследований, при увольнении из органов финансовых расследований и в других необходимых случаях осуществляются военно-врачебными комиссиями органов внутренних дел.

Иные меры социальной защиты работников органов финансовых расследований и членов их семей устанавливаются законодательными актами.

Статья 31. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов финансовых расследований

Финансовое и материально-техническое обеспечение органов финансовых расследований осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.

Органы финансовых расследований могут иметь служебные жилые помещения государственного жилищного фонда, формируемого в порядке, определяемом законодательными актами.

Местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают безвозмездно органы финансовых расследований административными и иными помещениями, а также средствами связи, необходимыми для их функционирования.

ГЛАВА 8
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ

Статья 32. Контроль за деятельностью органов финансовых расследований

Контроль за деятельностью органов финансовых расследований осуществляют Президент Республики Беларусь и Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Статья 33. Надзор за деятельностью органов финансовых расследований

Надзор за точным и единообразным исполнением органами финансовых расследований законодательства осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции.

ГЛАВА 9
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 34. Признание утратившими силу закона Республики Беларусь и отдельного положения закона Республики Беларусь

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 4 июня 2001 года «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 55, 2/773);

пункт 22 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336).

Статья 35. Реализация положений настоящего Закона

Комитету государственного контроля Республики Беларусь совместно с Советом Министров Республики Беларусь и Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь в пятимесячный срок:

обеспечить приведение нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

До приведения нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко