ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

27 декабря 2017 г. № 63

Об утверждении Инструкции о порядке установления доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 1 августа 2018 г. № 61 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/33423 от 30.08.2018 г.) <W21833423>

 

На основании абзаца четвертого подпункта 2.2 пункта 2 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», подпункта 6.49 пункта 6 Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2016 г. № 702 «Вопросы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь», Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке установления доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр

В.В.Колтович

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства антимонопольного
регулирования и торговли
Республики Беларусь

27.12.2017 № 63

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке установления доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок установления доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках.

2. В настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.12.2013, 2/2092; 02.02.2018, 2/2536).

3. Условия, при которых положение хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов (далее – хозяйствующий субъект (хозяйствующие субъекты) на товарном рынке признается доминирующим, определены статьей 6 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Признаки, при которых положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке признается монопсоническим, определены статьей 11 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

4. Установление доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарных рынках осуществляется антимонопольным органом при:

проведении анализа и оценки состояния товарных рынков;

рассмотрении обращений (предложений, заявлений, жалоб) хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам;

осуществлении функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, государственными органами, а также физическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам.

5. При установлении доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) антимонопольным органом устанавливаются следующие количественные и качественные параметры:

товарные границы товарного рынка;

состав потребителей и продавцов товарного рынка;

географические границы товарного рынка;

емкость товарного рынка;

доля хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарном рынке.

6. Установление товарных границ товарного рынка представляет собой процедуру определения товара (состава его потребительских свойств и показателей), взаимозаменяемых товаров и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

Определение взаимозаменяемых (аналогичных) товаров, включаемых в товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости.

При определении взаимозаменяемых (аналогичных) товаров по критерию потребления (спроса) учитываются:

функциональное назначение – сопоставление цели потребления товара и его предполагаемых заменителей;

состав потребительских свойств и показателей товара, его заменителей – сопоставление физических, технических, эксплуатационных, ценовых характеристик товара и его предполагаемых заменителей.

При определении взаимозаменяемых (аналогичных) товаров по критерию их производства учитываются:

наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную группу;

технические возможности для переключения производственных мощностей с производства товаров для другого товарного рынка на выпуск товаров, относящихся к рассматриваемой товарной группе.

7. Состав потребителей и продавцов товарного рынка определяется в рамках установленных товарных границ товарного рынка. При этом учитываются все фактически действующие, а также потенциально возможные продавцы и потребители товара.

8. Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории.

При определении географических границ товарного рынка учитываются:

возможность перемещения потребителя между территориями, предположительно входящими в единый товарный рынок (доступность транспортного сообщения для перемещения потребителя к продавцу, незначительность (до 5 процентов от цены товара) транспортных расходов на перемещение потребителя к продавцу);

возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый товарный рынок (незначительность (до 5 процентов от цены товара) дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к потребителю, сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки, отсутствие на данной территории административных ограничений для доступа на товарный рынок);

сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри географических границ этого товарного рынка.

9. Емкость товарного рынка (объем товарного рынка) и доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитываются в зависимости от наличия информации на основании одного или нескольких из следующих показателей:

объем реализации;

объем потребления;

объем поставок (отгрузок);

объем выручки (доходов);

объем перевозок;

объем производства;

объем производственных мощностей;

объем запасов ресурсов;

объем приобретения товара;

объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета емкости товарного рынка и доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке является объем реализации на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в случаях, когда объем реализации невозможно установить либо когда это позволит более точно охарактеризовать положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Показатели, определенные в абзацах втором–одиннадцатом части первой настоящего пункта, используются в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и потребителям.

В зависимости от наличия информации емкость товарного рынка определяется в том числе как:

сумма объемов реализации товара хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;

сумма объемов производства товара в географических границах товарного рынка (за вычетом объема потребления товара в процессе производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) товара с соответствующей территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на соответствующую территорию;

сумма объемов приобретения товара действующими на товарном рынке потребителями.

10. При установлении доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на товарном рынке учитываются следующие факторы:

доступ к сырью и рынкам сбыта готовой продукции;

условия доступа к технологии производства товара;

формы использования прав на промышленную собственность (патентов, лицензий, торговых знаков);

возможность монопольного ценообразования;

наличие соглашений между конкурентами по поставкам товаров;

позиция за пределами географических границ товарного рынка, в том числе на мировом рынке.

11. Доля хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товаров, поставленных (приобретенных) данным хозяйствующим субъектом на товарный рынок за определенный период, к показателю, характеризующему общий объем товарного рынка за тот же период.

Для хозяйствующего субъекта розничной торговли доля на товарном рынке рассчитывается как отношение объема розничного товарооборота данного хозяйствующего субъекта к общему объему розничного товарооборота в пределах установленных географических границ товарного рынка.

Для хозяйствующего субъекта общественного питания доля на товарном рынке рассчитывается как отношение валового товарооборота (розничный товарооборот и оптовый товарооборот по отпуску продукции собственного производства иным хозяйствующим субъектам) данного хозяйствующего субъекта к общему валовому товарообороту в пределах установленных географических границ товарного рынка.

Для хозяйствующего субъекта оптовой торговли доля на товарном рынке рассчитывается как отношение объема оптового товарооборота данного хозяйствующего субъекта к общему объему оптового товарооборота в пределах установленных географических границ товарного рынка.

Для хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке страховых услуг, доля на товарном рынке рассчитывается как отношение суммы страховых взносов данного хозяйствующего субъекта к общей сумме страховых взносов всех хозяйствующих субъектов, оказывающих страховые услуги в пределах установленных географических границ товарного рынка.

12. При установлении доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на товарном рынке используются:

информация, полученная в установленном законодательством порядке от хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам;

информация, полученная путем использования методов экспертных оценок;

данные о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей, продавцов и потребителей продукции.

13. При установлении доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в зависимости от наличия информации также учитываются следующие условия:

отсутствие у хозяйствующего субъекта конкурента на соответствующем товарном рынке;

способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем соответствующего товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора поставки;

способность хозяйствующего субъекта ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и прочее);

способность хозяйствующего субъекта сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, при заключении договоров поставки товаров.