УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 сентября 2016 г. № 334

Об утверждении Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016–2020 годы

1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016–2020 годы.

2. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь
05.09.2016 № 334

Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016–2020 годы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная градостроительная политика Республики Беларусь на 2016–2020 годы (далее – градостроительная политика) направлена на реализацию прав граждан Республики Беларусь на благоприятную среду жизнедеятельности, развитие социальной, инженерной, транспортной и производственной инфраструктуры, охрану и использование историко-культурного наследия, охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, закрепление положительных результатов реализации Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. № 385 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 99, 1/12799).

Градостроительная политика определяет стратегию, основные направления, задачи и механизмы сбалансированного развития систем расселения.

Реализация Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы способствовала успешному выполнению ряда государственных и отраслевых программ по развитию населенных пунктов, обеспечению граждан доступным и комфортным жильем, внедрению новых технологических решений по строительству энергоэффективных жилых домов, многофункциональных комплексов, общественных зданий и сооружений, развитию уникальных объектов природного и культурного наследия, реконструкции и реставрации историко-культурных ансамблей, улучшению внешнего облика населенных пунктов.

Градостроительная политика позволит решить имеющиеся градостроительные проблемы и эффективно регулировать вопросы:

сбалансированного развития административно-территориальных единиц и населенных пунктов на основе сохранения и укрепления устойчивых систем расселения;

комплексного развития среды жизнедеятельности населения и обеспечения экологической безопасности населенных пунктов;

совершенствования системы региональных и городских транспортных коммуникаций;

развития инженерной инфраструктуры населенных пунктов;

гармоничного развития архитектурно-планировочной структуры населенных пунктов с учетом сохранения и рационального использования историко-культурного наследия.

ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Целью градостроительной политики является дальнейшее совершенствование среды жизнедеятельности населения на основе комплексного и эффективного использования ресурсного потенциала административно-территориальных единиц и населенных пунктов, инновационных подходов и поэтапной реализации планов социально-экономического развития государства.

На 2016–2020 годы определены четыре основных направления градостроительной политики:

1. Сбалансированное развитие административно-территориальных единиц и населенных пунктов на основе сохранения и укрепления устойчивых систем расселения.

Задачи:

развитие территорий и населенных пунктов, включенных в состав Минской агломерации и пригородных зон областных центров, в увязке с прогнозами их социально-экономического развития;

совершенствование социальной инфраструктуры малых городов с численностью населения до 20 тыс. жителей, агрогородков, сельских населенных пунктов в целях создания комфортных условий для проживания и повышения качества обслуживания населения, проживающего на прилегающих территориях;

формирование туристско-рекреационных территорий на основе кластерного подхода, развитие туристической индустрии с созданием благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов в сфере туризма и отдыха, а также обеспечением сохранности историко-культурного наследия и рационального использования природных ресурсов.

2. Комплексное развитие среды жизнедеятельности населения и обеспечение экологической безопасности населенных пунктов.

Задачи:

переход от монофункционального зонирования города к интегрированной функциональной структуре, позволяющей сочетать выполнение на одной территории различных функций;

применение новых подходов к формированию общественных пространств с учетом интересов различных групп населения для повышения комфорта и разнообразия городской среды;

комплексная градостроительная реконструкция неэффективно используемых территорий в целях развития инновационных производств, размещения многофункциональных общественных городских объектов и жилой застройки;

внедрение интеллектуальной системы управления жизнеобеспечением города на основе современных информационно-коммуникационных технологий;

исключение распространения застройки, не связанной с рекреационной функцией, на ландшафтно-рекреационные территории;

благоустройство ландшафтно-рекреационных территорий общего пользования и улучшение экологического состояния общественно-деловых зон населенных пунктов;

внедрение универсального дизайна в создание безбарьерной среды жизнедеятельности с учетом потребностей всех групп населения.

3. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов.

Задачи:

строительство и реконструкция существующих транспортно-пересадочных узлов в комплексе с объектами социальной инфраструктуры;

оптимизация системы общественного транспорта с приоритетным развитием железнодорожного транспорта, городского электрического транспорта, метрополитена;

внедрение различных типов автомобильных стоянок и автомобильных парковок в жилых районах (кварталах) г. Минска, крупных городах с численностью населения от 250 тыс. до 500 тыс. жителей (далее – крупные города) и больших городах с численностью населения от 100 тыс. до 250 тыс. жителей (далее – большие города);

совершенствование системы велодорожек в населенных пунктах;

формирование инженерной и транспортной инфраструктуры жилых районов (кварталов), обеспечивающей своевременный ввод в эксплуатацию жилых домов и объектов социальной инфраструктуры;

увеличение использования электроэнергии в системах теплоснабжения для производственных и бытовых нужд в целях рационального использования мощностей Белорусской атомной электростанции;

использование альтернативных и возобновляемых источников энергии (фотогальванические станции, ветроустановки, теплонасосные установки и другое) объектами производственного, коммунально-бытового, рекреационного и оздоровительного назначения в целях экономического и экологического обеспечения хозяйственной деятельности;

развитие системы раздельного сбора, обезвреживания и вовлечения в гражданский оборот вторичных материальных ресурсов, включая строительство региональных мусороперерабатывающих комплексов с сортировочно-перегрузочными станциями.

4. Гармоничное развитие архитектурно-планировочной структуры населенных пунктов с учетом сохранения и рационального использования историко-культурного наследия.

Задачи:

совершенствование облика застройки населенных пунктов путем применения инновационных технологий в строительстве с использованием традиционных материалов (бетон, камень, стекло, дерево);

внедрение в городскую среду современных малых архитектурных форм, элементов монументально-декоративного и ландшафтного искусства, созданных на инновационной и традиционной основе с учетом универсального дизайна среды;

повышение функциональной привлекательности объектов историко-культурного наследия с учетом сохранения и восстановления их отличительных особенностей в контексте формирования современной городской среды;

создание современных ландшафтов путем сочетания историко-культурного наследия, традиционной и современной культур.

ГЛАВА 3
МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Для достижения цели при реализации основных направлений и задач градостроительной политики требуется осуществление мер по совершенствованию ее механизмов, в частности, нормативного правового, в том числе технического нормативного правового, научно-методического, проектного, информационного, финансового обеспечения, а также повышения эффективности управления градостроительной деятельностью.

Нормативное правовое, в том числе техническое нормативное правовое, обеспечение градостроительной политики предполагает:

гармонизацию законодательства в области архитектуры и градостроительства государств – участников Союзного государства;

совершенствование нормативной правовой базы градостроительной деятельности в части усиления координации деятельности республиканских органов государственного управления и органов местного управления;

реализацию утвержденной градостроительной документации;

оптимизацию полномочий структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы (далее – территориальные подразделения архитектуры и градостроительства);

развитие технической нормативной правовой базы градостроительной деятельности в части:

ведения государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь;

развития зон и объектов оздоровления, туризма и отдыха;

формирования безбарьерной среды жизнедеятельности на объектах различного назначения, в том числе объектах туризма;

повышения средней обеспеченности населения ландшафтно-рекреационными территориями общего пользования;

комплексного использования объектов историко-культурного наследия;

создания современной городской среды;

использования энергетического потенциала;

совершенствования системы раздельного сбора и использования вторичных материальных ресурсов;

закрепления границ ландшафтно-рекреационных территорий в проектной практике.

Научно-методическое обеспечение градостроительной политики предполагает:

развитие информационного моделирования при разработке градостроительной документации;

оптимизацию методики ведения государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь;

внедрение в практику жилищного строительства современных элементов планировки, основанных на инновационных принципах застройки жилых районов (кварталов);

определение принципов и методов универсального дизайна среды с их последующим применением при проектировании и строительстве;

внедрение инновационных технологий в управление системами транспортного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения безопасности;

совершенствование методов экономического обоснования освоения территорий и градостроительных условий в целях дальнейшего развития населенных пунктов;

определение порядка экспериментального проектирования в области градостроительства, обеспечивающего внедрение новых приемов планировки и застройки территорий, использование новаторских средств архитектуры и дизайна среды жизнедеятельности.

Проектное обеспечение градостроительной политики предполагает:

разработку градостроительной документации, предусматривающей регулирование высоты застройки и создание выразительного архитектурного облика г. Минска, крупных и больших городов;

преобразование производственных зон под жилые и общественно-деловые зоны;

приоритетное использование электрической энергии;

повышение энергоэффективности жилых районов (кварталов);

развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

расширение практики проведения международных, республиканских и региональных конкурсов на определение лучших решений по застройке территорий, обладающих высокой градостроительной ценностью;

проведение архитектурных конкурсов на разработку проектов по застройке наиболее привлекательных инвестиционных площадок, в том числе на выполнение работ, связанных с реконструкцией значимых объектов.

Информационное обеспечение градостроительной политики предполагает:

совершенствование информационного обеспечения градостроительной деятельности в целях расширения осведомленности населения о планируемых изменениях среды жизнедеятельности, повышения обоснованности проектных решений, эффективности их реализации и учета мнения населения;

информирование населения о местах отдыха и объектах туризма Республики Беларусь в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет;

осуществление ежегодного мониторинга реализации основных направлений градостроительной политики.

Финансовое обеспечение градостроительной политики предполагает:

использование финансовых механизмов Союзного государства и международных организаций для разработки и реализации совместных программ и проектов в области градостроительства;

финансирование разработки градостроительных проектов общего планирования за счет средств республиканского и местных бюджетов, градостроительных проектов специального планирования и градостроительных проектов территорий особого государственного регулирования – за счет средств республиканского бюджета;

внедрение механизмов государственно-частного партнерства при освоении и развитии территорий, создании инфраструктуры, в том числе осуществлении реконструкции систем инженерного обеспечения сельских населенных пунктов за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств заказчиков, застройщиков.

Эффективность управления градостроительной деятельностью предполагает:

оптимизацию функций территориальных подразделений архитектуры и градостроительства в области осуществления планирования в административно-территориальных единицах и населенных пунктах;

совершенствование механизмов взаимодействия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия, с территориальными подразделениями архитектуры и градостроительства при подготовке и принятии решений по реализации архитектурной и градостроительной политики;

использование образовательных программ для вовлечения юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в процесс территориального планирования;

совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в области архитектуры и градостроительства в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.