УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 декабря 2009 г. № 660

О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2011 г. № 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 3, 1/12264) <P31100002>;

Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2011 г. № 458 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 117, 1/12998) <P31100458>;

Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 г. № 113 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 26, 1/13361) <P31200113>;

Указ Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 312 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.07.2012, 1/13622) <P31200312>;

Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2012 г. № 414 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.09.2012, 1/13759) <P31200414>;

Указ Президента Республики Беларусь от 22 августа 2013 г. № 368 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.08.2013, 1/14460) <P31300368>;

Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.11.2013, 1/14649) <P31300529>;

Указ Президента Республики Беларусь от 20 июня 2014 г. № 287 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.06.2014, 1/15089) <P31400287>;

Указ Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2017 г. № 428 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.12.2017, 1/17378) <P31700428>

 

В целях определения правового статуса холдинга, порядка его создания и условий функционирования:

1. Установить, что холдинг – это объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором:

1.1. одно из юридических лиц – коммерческая организация является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании:

владения 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;

управления деятельностью дочерних компаний холдинга – унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами, а также учреждений, созданных управляющей компанией холдинга;

договора доверительного управления 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга (далее – договор доверительного управления);

иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией холдинга приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга (далее – иной договор);

1.2. физическое лицо – собственник имущества унитарных предприятий, простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ в размерах, определенных в абзаце втором подпункта 1.1 настоящего пункта (далее – собственник), осуществляет управление (участвует в управлении) этими коммерческими организациями без образования управляющей компании холдинга. В этом случае все участники холдинга считаются его дочерними компаниями. На такие холдинги распространяются положения настоящего Указа, за исключением положений пунктов 11 и 13 настоящего Указа.

2. Холдинг не является юридическим лицом.

Юридические лица, зарегистрированные в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствуют международные соглашения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам, не могут являться участниками холдинга.

3. Холдинг создается по решению управляющей компании холдинга или собственника, а холдинг, управляющей компанией которого выступает государственное унитарное предприятие, – по решению республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа (далее – государственные органы). Создание и деятельность холдинга, управляющей компанией которого выступает государственное унитарное предприятие или хозяйственное общество с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов (далее – холдинг с участием государства), осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктом 41, абзацами третьим, пятым части первой, абзацем третьим части одиннадцатой пункта 5 и пунктом 121 настоящего Указа. Холдинг считается созданным и приобретает статус холдинга с даты его регистрации, осуществляемой Министерством экономики, которое ведет Государственный реестр холдингов.

Запрещается создание и деятельность на территории Республики Беларусь холдингов, имеющих целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также если создание и деятельность холдингов противоречат актам законодательства, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан.

4. До подачи документов для регистрации холдинга управляющей компанией холдинга (собственником или уполномоченным им лицом) должно быть получено согласие антимонопольного органа на его создание в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.12.2013, 2/2092).

41. Государственные органы, управляющие компании холдингов с участием государства обеспечивают разработку организационно-экономического обоснования создания холдинга. Финансирование разработки этого организационно-экономического обоснования может осуществляться за счет средств указанных государственных органов или управляющих компаний таких холдингов и иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Организационно-экономическое обоснование создания холдинга с участием государства должно включать:

цели и задачи его создания;

сведения о составе его участников на основе анализа их организационно-управленческого, производственного, финансового, кадрового потенциала с обоснованием целесообразности включения каждого из них в состав участников холдинга с участием государства;

проект организационной структуры управления, включая обоснование выбора управляющей компании;

прогноз эффективности деятельности, в том числе инвестиционного потенциала, возможности участия в международной интеграции.

В организационно-экономическое обоснование создания холдинга с участием государства включаются также иные сведения, наличие которых обусловлено особенностями и спецификой каждого создаваемого холдинга с участием государства.

Указанное организационно-экономическое обоснование утверждается государственными органами, в подчинении (ведении) которых находятся (в состав которых входят) управляющие компании холдингов с участием государства – государственные унитарные предприятия либо в управлении которых находятся акции (доли в уставном фонде) управляющих компаний таких холдингов – хозяйственных обществ, с последующим согласованием с Министерством экономики до начала подготовки проекта нормативного правового акта, устанавливающего основания создания холдинга с участием государства, а в случае отсутствия необходимости подготовки такого нормативного правового акта – до представления в Министерство экономики документов для получения в установленном порядке согласия антимонопольного органа на создание этого холдинга.

5. Для регистрации холдинга управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) представляет в Министерство экономики:

заявление о регистрации холдинга;

решение о создании холдинга, принятое управляющей компанией холдинга в порядке, определенном ее уставом (учредительным договором), собственником, государственным органом (для холдингов с участием государства);

копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридических лиц – участников холдинга, заверенные их руководителями, а для участников холдинга – нерезидентов Республики Беларусь – легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения, датированную не позднее одного года до дня подачи заявления о регистрации холдинга, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), подтверждающее государственную регистрацию этой иностранной организации;

организационно-экономическое обоснование создания холдинга (для холдингов с участием государства).

Заявление о регистрации холдинга составляется по форме, установленной Министерством экономики. В нем указываются перечень дочерних компаний холдинга, основания, подтверждающие правомочность вхождения юридических лиц в состав участников холдинга в качестве его дочерних компаний, а также иные сведения, предусмотренные формой такого заявления, установленной Министерством экономики.

При подаче такого заявления граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица.

Данное заявление подписывается руководителем управляющей компании холдинга (собственником или уполномоченным им лицом) или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором) управляющей компании холдинга или доверенностью действовать от ее имени.

При принятии документов, представленных для регистрации холдинга, рассматриваются их состав и содержание заявления о регистрации холдинга, при необходимости лицам, представляющим такие документы, разъясняются правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

Регистрация холдинга осуществляется Министерством экономики в день подачи документов путем проставления штампа на заявлении о регистрации холдинга и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов.

Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем регистрации холдинга, Министерство экономики выдает свидетельство о регистрации холдинга с перечнем участников холдинга по форме, установленной данным Министерством.

Свидетельство о регистрации холдинга с перечнем участников холдинга выдается на неопределенный срок, если в заявлении о регистрации холдинга не будет указан иной срок, предусмотренный решением о его создании.

Холдинг считается зарегистрированным со дня проставления штампа на заявлении о его регистрации и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов.

За регистрацию холдинга государственная пошлина не взимается.

Холдинг считается прекратившим свою деятельность в случаях:

истечения срока, на который создавался холдинг, предусмотренного решением о создании холдинга и указанного в заявлении о его регистрации;

принятия управляющей компанией холдинга (собственником, государственным органом (для холдингов с участием государства) решения о прекращении деятельности холдинга;

прекращения (утраты) оснований, предусмотренных в пункте 1 настоящего Указа для создания холдинга;

выявления обстоятельств, названных в части второй пункта 3 настоящего Указа.

В случаях, определенных в абзацах третьем и четвертом части одиннадцатой настоящего пункта, управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) обязана не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности холдинга или прекращения (утраты) оснований для создания холдинга письменно уведомить об этом Министерство экономики и сдать свидетельство о регистрации холдинга.

Министерство экономики исключает холдинг из Государственного реестра холдингов со дня возникновения обстоятельств, указанных в абзацах втором–четвертом части одиннадцатой настоящего пункта, а также выявления обстоятельств, названных в части второй пункта 3 настоящего Указа.

6. В случае, если после регистрации холдинга его управляющей компанией будет принято решение об изменении своего наименования с включением в него слов «управляющая компания холдинга», управляющая компания холдинга обязана в месячный срок со дня государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор) обратиться в Министерство экономики с заявлением о внесении изменений в перечень участников холдинга в связи с изменением наименования управляющей компании холдинга. К заявлению должна прилагаться заверенная руководителем (лицом, уполномоченным уставом (учредительным договором) управляющей компании холдинга копия документа, подтверждающего изменение наименования управляющей компании холдинга.

Не допускается использование:

слов «управляющая компания холдинга» в наименовании юридического лица, не являющегося управляющей компанией холдинга;

слова «холдинг», производных слов от слова «холдинг», равно как и словосочетаний на основе этого слова, в наименовании иных юридических лиц.

61. Наименование холдинга после его регистрации может быть изменено по решению управляющей компании этого холдинга. В случае принятия такого решения управляющая компания холдинга обращается в Министерство экономики с соответствующим заявлением с приложением к нему решения уполномоченного органа управления управляющей компании холдинга об изменении его наименования и оригинала свидетельства о регистрации холдинга. Министерство экономики не позднее двух рабочих дней, следующих за днем обращения с заявлением об изменении наименования холдинга, выдает новое свидетельство о регистрации холдинга с аннулированием ранее выданного и внесением соответствующих изменений в Государственный реестр холдингов.

7. Включение юридического лица в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании (исключение дочерней компании холдинга из состава его участников) осуществляется на основании решения управляющей компании холдинга, принятого в порядке, определенном ее уставом (учредительным договором), или собственника, за исключением случаев, предусмотренных в части пятой настоящего пункта. Для включения юридического лица в состав участников холдинга должно быть получено согласие антимонопольного органа.

В случае принятия решения о включении юридического лица в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании и получения согласия антимонопольного органа (принятия решения об исключении дочерней компании холдинга из состава его участников) управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) обязана обратиться в Министерство экономики с заявлением о внесении изменений в перечень участников холдинга. К заявлению должны прилагаться:

решение о включении юридического лица в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании (об исключении дочерней компании холдинга из состава его участников);

перечень участников холдинга.

К заявлению о включении юридического лица в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании дополнительно прилагаются копия документа, подтверждающего государственную регистрацию подлежащего включению в состав участников холдинга юридического лица, заверенная его руководителем, а для нерезидентов Республики Беларусь – легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения, датированная не позднее одного года до дня подачи заявления о регистрации холдинга, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), подтверждающее государственную регистрацию этой иностранной организации.

В заявлении о включении юридического лица в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании должно быть указано основание правомочности такого включения.

При уменьшении количества (размера) принадлежащих (находящихся в доверительном управлении) управляющей компании холдинга (собственнику) акций (доли в уставном фонде) дочерней компании холдинга – хозяйственного общества, в результате которого управляющая компания холдинга (собственник) перестает отвечать требованиям, определенным в абзацах втором и четвертом подпункта 1.1 и подпункте 1.2 пункта 1 настоящего Указа, и (или) утрате статуса учредителя (права собственности на имущество) дочерней компании холдинга – унитарного предприятия (учреждения), и (или) прекращении действия договора доверительного управления или иного договора управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) должна не позднее трех рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств обратиться в Министерство экономики с заявлением об исключении этой дочерней компании из состава участников холдинга и изменении перечня участников холдинга. Принятие решения управляющей компании холдинга или собственника об исключении дочерней компании холдинга из состава его участников по приведенному в настоящей части основанию не требуется. В случае выявления факта необращения (несвоевременного обращения) управляющей компании холдинга (собственника или уполномоченного им лица) в Министерство экономики управляющая компания холдинга, а также дочерние компании холдинга, в отношении которых возникли обстоятельства, указанные в настоящей части, утрачивают право на льготы (преференции), предоставленные в связи с созданием и (или) деятельностью холдинга, с даты наступления данных обстоятельств.

Министерство экономики не позднее двух рабочих дней, следующих за днем подачи документов, перечисленных в части первой пункта 6 настоящего Указа, частях второй, третьей и пятой настоящего пункта, вносит изменения в перечень участников холдинга посредством оформления нового перечня и выдает этот перечень управляющей компании холдинга (собственнику или уполномоченному им лицу).

Юридическое лицо считается включенным в состав участников созданного холдинга в качестве его дочерней компании (дочерняя компания холдинга считается исключенной из состава его участников) с даты оформления Министерством экономики нового перечня участников холдинга, которая указывается в этом перечне.

71. Министерство экономики отказывает в регистрации холдинга (внесении изменений в перечень участников холдинга) в случаях:

непредставления необходимых для регистрации холдинга (внесения изменений в перечень участников холдинга) документов, определенных в части первой пункта 5, части первой пункта 6 и частях второй, третьей и пятой пункта 7 настоящего Указа;

оформления заявления о регистрации холдинга (внесении изменений в перечень участников холдинга) с нарушением требований законодательства.

Отказ в какой-либо форме в регистрации холдинга (внесении изменений в перечень участников холдинга) по основаниям, не предусмотренным в части первой настоящего пункта, не допускается.

Осуществление регистрации (внесение изменений в перечень участников), отказ в регистрации (внесении изменений в перечень участников) холдинга могут быть обжалованы в суд.

8. Управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) несет ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для регистрации холдинга (внесения изменений в перечень участников холдинга, изменения наименования холдинга).

При обнаружении заведомо ложных сведений*, представленных в Министерство экономики для регистрации холдинга (внесения изменений в перечень участников холдинга), регистрация холдинга (внесение изменений в перечень участников холдинга) признается недействительной (недействительным) судом по иску органов внутренних дел, государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам, Министерства экономики и иных уполномоченных органов.

______________________________

*Для целей настоящего Указа под заведомо ложными сведениями понимаются не соответствующие действительности сведения (информация), подложные документы о фактах, имеющих существенное значение для регистрации холдинга (внесения изменений в перечень участников холдинга). К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр и иные подобные ошибки.

В случае, если участникам холдинга, регистрация которого признана недействительной, были предоставлены льготы (преференции) в связи с созданием и (или) деятельностью холдинга, такие участники, в том числе управляющая компания холдинга, утрачивают право на указанные льготы (преференции) с даты регистрации холдинга. В случае, если внесение изменений в перечень участников холдинга в связи с включением в него юридических лиц было признано недействительным и вновь включенным участникам холдинга были предоставлены льготы (преференции) в связи с их включением в состав участников и (или) деятельностью холдинга, управляющая компания холдинга и такие участники холдинга утрачивают право на указанные льготы (преференции) с даты внесения изменений в перечень участников холдинга.

9. Дочерняя компания холдинга не может владеть акциями (долями в уставном фонде) управляющей компании холдинга, выступать залогодержателем ее акций, а также осуществлять доверительное управление ими.

10. Участники холдинга имеют право любым не противоречащим законодательству способом сообщать о своей принадлежности к холдингу, в том числе путем использования в реквизитах документов или рекламных материалах единой графической и текстовой символики, а также коллективного знака.

11. Деятельность управляющей компании холдинга по управлению ее дочерними компаниями признается предпринимательской деятельностью.

12. Управляющая компания холдинга:

выступает от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и деятельностью холдинга;

проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга, в том числе в части определения порядка ведения централизованных закупок, распределения сырья, материалов и комплектующих, продажи готовой продукции, организации маркетинговой, логистической и иной деятельности;

разрабатывает стратегии и (или) планы перспективного развития холдинга.

На собственника возлагаются обязанности, предусмотренные в абзацах третьем и четвертом части первой настоящего пункта.

Иные полномочия управляющей компании холдинга определяются настоящим Указом, другими актами законодательства, уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами (учредительными договорами) дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами.

Управляющая компания холдинга вправе на условиях и в порядке, определенных уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами (учредительными договорами) дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами, а также решениями уполномоченных органов управления участников холдинга, формировать централизованный фонд за счет отчислений от прибыли участников холдинга, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.

Средства централизованного фонда направляются управляющей компанией холдинга его участникам на условиях, определенных решением уполномоченного органа управления управляющей компании холдинга, в соответствии с законодательством на:

финансирование капитальных вложений производственного назначения*, осуществление участниками холдинга централизованных закупок машин и оборудования, отнесенных в качестве таковых законодательством, регулирующим нормативные сроки службы основных средств (далее – машины и оборудование), с последующей безвозмездной передачей их иным участникам холдинга и принятием последними полученных машин и оборудования к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств с использованием их в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг в течение не менее 36 месяцев с даты ввода в эксплуатацию;

финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;

финансирование программ по энергосбережению и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования;

погашение кредитов банков, а также выданных за счет средств республиканского и местных бюджетов бюджетных ссуд, бюджетных займов, полученных и использованных участниками холдинга на цели, предусмотренные в абзацах втором–четвертом настоящей части;

предоставление займов.

______________________________

* Для целей настоящего Указа под капитальными вложениями производственного назначения понимаются:

приобретение предназначенных для использования в предпринимательской деятельности объектов основных средств и объектов незавершенного капитального строительства;

строительство в форме возведения и (или) создание объектов основных средств, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности;

реконструкция, модернизация принадлежащих плательщику объектов основных средств, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, и (или) завершение строительства объектов незавершенного строительства, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности.

Денежные средства, полученные управляющей компанией холдинга – резидентом Республики Беларусь (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций) для формирования в соответствии с частью четвертой настоящего пункта централизованного фонда от дочерних компаний холдинга, а также полученные участниками холдинга – резидентами Республики Беларусь (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций) в соответствии с частью пятой настоящего пункта из централизованного фонда, при исчислении налога на прибыль и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции не включаются в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении.

Денежные средства, полученные управляющей компанией холдинга от дочерней компании в счет возврата суммы займа, предоставленного дочерней компании из средств централизованного фонда в соответствии с частью пятой настоящего пункта, подлежат зачислению управляющей компанией холдинга в централизованный фонд. Если предоставление займа из средств централизованного фонда осуществлялось под проценты, доходы в виде процентов, полученные управляющей компанией холдинга от его дочерней компании по указанному займу, подлежат зачислению в централизованный фонд и при исчислении налога на прибыль и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции не включаются в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении.

В случае использования участниками холдинга денежных средств, указанных в части шестой настоящего пункта, на цели, не предусмотренные в части пятой настоящего пункта, эти средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в налоговом периоде, в котором была применена налоговая льгота, с применением мер ответственности, установленных за неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин), и начислением пеней в соответствии с налоговым законодательством за период со дня применения налоговых льгот по день уплаты налогов включительно.

В случае неиспользования участниками холдинга денежных средств, указанных в части шестой настоящего пункта, в течение 24 месяцев с даты их получения освобождение от налогообложения налогом на прибыль и (или) единым налогом для производителей сельскохозяйственной продукции, предусмотренное в части шестой настоящего пункта, прекращается и соответствующий налог, не уплаченный в связи с освобождением, подлежит внесению в бюджет с уплатой пеней в соответствии с налоговым законодательством за период со дня применения освобождения по день уплаты налога включительно.

При прекращении деятельности холдинга (исключении дочерней компании холдинга из состава его участников) в состав внереализационных доходов для целей налогообложения включаются суммы средств централизованного фонда, не использованные на цели, предусмотренные в части пятой настоящего пункта. Такие доходы отражаются в том налоговом периоде, в котором принято решение о прекращении деятельности холдинга (об исключении дочерней компании холдинга из состава его участников), и учитываются в составе налоговой базы участника холдинга (дочерней компании холдинга, исключаемой из состава его участников), в распоряжении которого находятся на момент принятия решения о прекращении деятельности холдинга (об исключении дочерней компании холдинга из состава его участников).

В случае невыполнения условий безвозмездного получения машин и оборудования в соответствии с абзацем вторым части пятой настоящего пункта участник холдинга, их получивший, обязан возместить в централизованный фонд расходы на приобретение и поставку данных машин и оборудования.

В порядке, определенном законодательством, уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами (учредительными договорами) дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами, управляющая компания холдинга, а также дочерние компании по согласованию с управляющей компанией холдинга (собственником) вправе осуществлять безвозмездную передачу имущества (товаров), в том числе машин и оборудования, указанных в абзаце втором части пятой настоящего пункта, денежных средств, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг (далее – имущество) иным дочерним компаниям и управляющей компании, являющимся резидентами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено в абзаце втором части пятой настоящего пункта в отношении безвозмездной передачи участникам холдинга машин и оборудования, приобретенных иным участником холдинга путем централизованных закупок за счет средств централизованного фонда.

Имущество, кроме ценных бумаг и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, безвозмездно полученное в соответствии с частью двенадцатой настоящего пункта управляющей компанией холдинга – резидентом Республики Беларусь от дочерних компаний холдинга, дочерними компаниями холдинга – резидентами Республики Беларусь от управляющей компании холдинга и от иных дочерних компаний холдинга, при исчислении налога на прибыль и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции не включается в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении, при одновременном соблюдении следующих условий:

участники холдинга, передающие и принимающие имущество, указанное в абзаце первом настоящей части:

не входят в состав участников иных холдингов, зарегистрированных в установленном порядке на территории Республики Беларусь;

не зарегистрированы в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, производителями алкогольной продукции и табачных изделий, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями;

не осуществляют риэлтерскую деятельность, лотерейную деятельность, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, деятельность в сфере игорного бизнеса;

полученное имущество, указанное в абзаце первом настоящей части, используется в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. При этом имущество, принятое получающей стороной к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств, должно использоваться в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг в течение не менее 36 месяцев (машины и оборудование, указанные в абзаце втором части пятой настоящего пункта, – с даты ввода их в эксплуатацию, иное имущество – с даты его получения).

Имущество, указанное в части тринадцатой настоящего пункта, подлежит включению в состав внереализационных доходов в налоговом периоде, в котором ранее была применена налоговая льгота, с применением мер ответственности, установленных за неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин), и начислением пеней в соответствии с налоговым законодательством за период со дня применения налоговых льгот по день уплаты налогов включительно в случае несоблюдения участниками холдинга – резидентами Республики Беларусь условий, перечисленных в части тринадцатой настоящего пункта.

Не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость обороты по безвозмездной передаче на территории Республики Беларусь участнику холдинга имущества в соответствии с частью двенадцатой настоящего пункта при условии его принятия к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств и использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

При безвозмездной передаче машин и оборудования, обороты по безвозмездной передаче которых не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с частью пятнадцатой настоящего пункта, участнику холдинга, их принимающему, подлежат передаче фактические суммы налога на добавленную стоимость (за исключением сумм налога на добавленную стоимость, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством), предъявленные при приобретении таких машин и оборудования на территории Республики Беларусь либо уплаченные при их ввозе на территорию Республики Беларусь. В первичных учетных документах, применяемых участником холдинга при отгрузке таких машин и оборудования, делается запись «Передача сумм налога на добавленную стоимость согласно пункту 12 Указа Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660».

При безвозмездном получении машин и оборудования, обороты по безвозмездной передаче которых не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с частью пятнадцатой настоящего пункта, участник холдинга, их принимающий, предъявленные ему в соответствии с частью шестнадцатой настоящего пункта суммы налога на добавленную стоимость принимает к вычету в том отчетном периоде, в котором такие машины и оборудование приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств.

Положения пункта 15 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь не применяются в отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении на территории Республики Беларусь либо уплаченных при ввозе на территорию Республики Беларусь машин и оборудования, обороты по безвозмездной передаче которых не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с частью пятнадцатой настоящего пункта.

121. Установить, что:

121.1. управляющая компания холдинга с участием государства не позднее шести месяцев с даты его регистрации обеспечивает разработку и утверждение стратегии развития холдинга с участием государства с учетом стратегий и прогнозов развития его дочерних компаний сроком на пять лет.

Стратегия развития холдинга с участием государства, управляющей компанией которого выступает хозяйственное общество, утверждается советом директоров (наблюдательным советом) этого общества, а управляющей компанией которого выступает государственное унитарное предприятие, – государственным органом.

Достижение показателей деятельности холдинга с участием государства и его участников, определенных в стратегии развития этого холдинга, должно быть предусмотрено в контрактах с руководителями участников холдинга в качестве одного из условий определения размеров выплат стимулирующего характера.

Государственные органы, в подчинении (ведении) которых находятся (в состав которых входят) управляющие компании холдингов с участием государства – государственные унитарные предприятия либо в управлении которых находятся акции (доли в уставном фонде) управляющих компаний таких холдингов – хозяйственных обществ, в установленном этими государственными органами порядке осуществляют мониторинг реализации стратегий развития холдингов с участием государства. По результатам проводимого мониторинга ежегодно до 1 мая государственные органы (в случае, если акции (доли в уставном фонде) управляющей компании холдинга с участием государства – хозяйственного общества находятся в управлении нескольких государственных органов, – государственный орган, управляющий наибольшим количеством акций (долей в уставном фонде) такой компании) информируют Министерство экономики о ходе реализации стратегий с указанием принимаемых мер по повышению эффективности управления холдингом с участием государства. Управляющие компании холдингов с участием государства ежегодно до 1 мая представляют в Министерство экономики информацию, характеризующую организацию управления в таких управляющих компаниях (кроме управляющих компаний – унитарных предприятий) и холдингах в целом, по форме, установленной Министерством экономики. Министерство экономики проводит анализ эффективности деятельности таких холдингов и ежегодно до 1 июня представляет в Совет Министров Республики Беларусь соответствующую аналитическую информацию, содержащую предложения об устранении выявленных недостатков и повышении эффективности их деятельности;

121.2. все находящиеся в собственности Республики Беларусь акции (доли в уставных фондах) дочерних компаний холдингов с участием государства – хозяйственных обществ, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, при создании таких холдингов, включении хозяйственных обществ в состав участников созданных холдингов с участием государства в качестве их дочерних компаний, а также полученные в собственность Республики Беларусь в результате оказания дочерним компаниям холдингов с участием государства в установленном порядке государственной поддержки после распределения этими дочерними компаниями части прибыли и выплаты дивидендов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, в установленном порядке вносятся в качестве неденежного вклада в уставные фонды управляющих компаний холдингов с участием государства – хозяйственных обществ с образованием (увеличением) доли Республики Беларусь, либо закрепляются на праве хозяйственного ведения за управляющими компаниями холдингов с участием государства – унитарными предприятиями, либо передаются в доверительное управление управляющих компаний холдингов с участием государства.

В случае внесения находящихся в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдингов с участием государства – хозяйственных обществ в качестве неденежного вклада в уставные фонды управляющих компаний таких холдингов – хозяйственных обществ экспертиза достоверности оценки неденежного вклада не проводится.

В случае передачи находящихся в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц акций дочерних компаний холдинга с участием государства – акционерных обществ в доверительное управление управляющих компаний таких холдингов предусмотренные договором юридические и фактические действия по доверительному управлению этими акциями осуществляются такими управляющими компаниями без получения специального разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. В этом случае договор доверительного управления должен содержать запрет на осуществление управляющими компаниями холдингов с участием государства действий по отчуждению и залогу указанных акций;

121.3. позиция представителя государства в органах управления управляющей компании холдинга с участием государства – хозяйственного общества по вопросу об отчуждении внесенных в ее уставный фонд акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний этого холдинга, ранее принадлежавших Республике Беларусь или административно-территориальным единицам, определяется соответственно Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь или местными исполнительными и распорядительными органами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

121.4. членами советов директоров (наблюдательных советов) управляющих компаний холдингов с участием государства – хозяйственных обществ не могут являться лица:

имеющие опыт работы на руководящих должностях менее 3 лет;

имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Не менее одной трети членов совета директоров (наблюдательного совета) управляющей компании холдинга с участием государства – хозяйственного общества должны быть независимыми директорами*. Независимый директор не должен быть связан правовыми отношениями, в том числе договорными, с аффилированными лицами общества.

Все находящиеся в собственности Республики Беларусь акции (доли в уставном фонде) управляющей компании холдинга с участием государства – хозяйственного общества в установленном порядке передаются в управление одному республиканскому органу государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь.

В органы управления управляющей компании холдинга с участием государства – хозяйственного общества не может быть назначено более двух представителей государства, если иное не установлено в части пятой настоящего подпункта.

В случае, если акции (доли в уставном фонде) управляющей компании холдинга с участием государства – хозяйственного общества находятся в собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, представители государства назначаются в установленном порядке по одному от Республики Беларусь и каждой административно-территориальной единицы;

______________________________

*Для целей настоящего Указа термин «независимый директор» используется в значении, определенном в части третьей статьи 57 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 35, ст. 552; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 18, 2/1197).

121.5. определенные законодательством меры экономического стимулирования сохраняют свое действие в отношении акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий, в случае внесения акций этих обществ, находящихся в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, в виде неденежного вклада в уставный фонд управляющих компаний холдингов с участием государства (закрепления на праве хозяйственного ведения за управляющими компаниями этих холдингов – унитарными предприятиями, передачи в доверительное управление управляющим компаниям холдингов с участием государства);

121.6. оказание в установленном порядке дочерним компаниям холдинга с участием государства – унитарным предприятиям, учредителями которых является управляющая компания этого холдинга – хозяйственное общество, а также учреждениям, созданным такой управляющей компанией, государственной поддержки из республиканского и (или) местных бюджетов производится с увеличением (образованием) в установленном порядке на сумму государственной поддержки доли Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальной единицы в уставном фонде управляющей компании холдинга с участием государства;

121.7. орган, уполномоченный заключать контракты с руководителями управляющих компаний холдингов с участием государства, вправе самостоятельно устанавливать коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей этих управляющих компаний и средней заработной платы по управляющим компаниям холдингов в целом в размере до 8 включительно.

Руководителю управляющей компании холдинга с участием государства по согласованию с государственным органом может выплачиваться ежегодное единовременное вознаграждение в размере до 2 процентов от полученного по итогам отчетного года совокупного прироста прибыли, остающейся после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды, за отчетный год в целом по холдингу, но не более 15 окладов включительно. Такое вознаграждение выплачивается после подведения итогов работы за отчетный год при условии выполнения доведенных в установленном порядке управляющей компании холдинга показателей прогноза социально-экономического развития по холдингу в целом за отчетный год, если иное не установлено законодательными актами.

Руководитель управляющей компании холдинга с участием государства определяет размер и порядок выплаты ежегодного единовременного вознаграждения заместителям руководителя и главным специалистам управляющей компании этого холдинга, которое может выплачиваться при условии выполнения доведенных в установленном порядке управляющей компании холдинга показателей прогноза социально-экономического развития по холдингу в целом за отчетный год.

Ежегодное единовременное вознаграждение, указанное в частях второй и третьей настоящего подпункта, не учитывается при расчете коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главных специалистов управляющей компании и средней заработной платы по управляющей компании холдинга в целом.

Источником выплаты указанного в частях второй и третьей настоящего подпункта вознаграждения является остающаяся после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды прибыль управляющей компании холдинга с участием государства.

13. Управляющая компания холдинга вправе не составлять годовую консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено законодательством. При составлении управляющей компанией холдинга годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности дочерние компании обязаны представлять ей годовую индивидуальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также иную информацию в случаях, предусмотренных уставами (учредительными договорами) дочерних компаний.

Управляющая компания холдинга обязана обеспечивать конфиденциальность полученной от дочерних компаний холдинга информации. Обязанность соблюдения управляющей компанией холдинга конфиденциальности остается в силе и после исключения дочерней компании холдинга из состава участников холдинга. Соответствующие положения должны быть закреплены в уставе (учредительном договоре) управляющей компании холдинга.

14. Руководитель негосударственного юридического лица – участника холдинга с согласия собственника имущества этого юридического лица (общего собрания участников либо, если это предусмотрено уставом (учредительным договором), совета директоров (наблюдательного совета) может выполнять работу на основании трудового договора (контракта) в других негосударственных юридических лицах, являющихся участниками этого холдинга.

15. Хозяйственное общество – участник холдинга по решению общего собрания участников этого хозяйственного общества вправе передать полномочия по принятию решений о совершении крупных сделок* между участниками холдинга и утверждению стоимости имущества, являющегося предметом такой сделки, исполнительному органу этого хозяйственного общества, если иной порядок совершения таких сделок не установлен Президентом Республики Беларусь.

Указанное решение принимается общим собранием участников хозяйственного общества большинством не менее трех четвертей голосов от общего количества голосов участников хозяйственного общества, принявших участие в голосовании.

______________________________

*Для целей настоящего Указа под крупной сделкой понимаются сделки, определенные в части первой статьи 58 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах» в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2006 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 35, ст. 552; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 18, 2/1197).

16. Создание холдингов с участием банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций осуществляется с учетом особенностей, определенных законодательными актами.

161. Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности создания и деятельности холдингов на территории Республики Беларусь.

17. Утратил силу.

18. Юридические лица, созданные до вступления в силу настоящего Указа, содержащие в своем наименовании слова «холдинг» или «холдинговая компания» и отвечающие установленным в настоящем Указе требованиям, не позднее одного месяца со дня вступления его в силу могут обратиться в Министерство экономики за регистрацией холдинга. В случае необращения за такой регистрацией они обязаны в установленный настоящей частью срок принять меры по изменению своего наименования.

Юридические лица, содержащие в своем наименовании слова «холдинг» или «холдинговая компания», но не отвечающие установленным в настоящем Указе требованиям, не позднее одного месяца со дня вступления его в силу обязаны принять меры по изменению своего наименования.

19. Совету Министров Республики Беларусь до 31 декабря 2009 г. принять меры по реализации настоящего Указа.

20. Настоящий Указ вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением пункта 19 и настоящего пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования этого Указа.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко