ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 декабря 2017 г. № 1037

О Концепции совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства до 2025 года

В соответствии с абзацем шестым подпункта 2.1 пункта 2 протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 20 октября 2017 г. в ходе республиканского семинара на тему «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны», от 21 декабря 2017 г. № 34 Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства до 2025 года (далее – Концепция).

2. Министерству жилищно-коммунального хозяйства:

2.1. обеспечить координацию деятельности государственных органов по реализации Концепции;

2.2. совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом, другими заинтересованными:

в месячный срок разработать и внести в Совет Министров Республики Беларусь план мероприятий по реализации Концепции;

ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Совет Министров Республики Беларусь информацию о ходе выполнения Концепции.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
29.12.2017 № 1037

КОНЦЕПЦИЯ
совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства до 2025 года

ГЛАВА 1
ВВЕДЕНИЕ

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – важнейшая многоотраслевая социально-экономическая сфера деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для проживания граждан и создание благоприятной среды обитания.

В сферу ЖКХ включены жилищное хозяйство, водоснабжение и водоотведение, теплоэнергетика, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), благоустройство, санитарная очистка и озеленение населенных пунктов.

Ключевые аспекты работы ЖКХ рассмотрены 19–20 октября 2017 г. на республиканском семинаре на тему «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» с участием Президента Республики Беларусь. По результатам семинара были выработаны основные направления повышения эффективности работы ЖКХ, которые положены в основу Концепции совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства до 2025 года (далее – Концепция).

Главой государства перед Правительством и местными органами власти поставлены конкретные задачи по решению имеющихся проблем в ЖКХ (совершенствование структуры управления отраслью, проведение тарифной политики, использование местных видов топлива в теплоэнергетике, тепловая модернизация жилищного фонда, замена лифтового оборудования в жилых домах, улучшение качества питьевой воды, наведение порядка на полигонах ТКО и внедрение новых подходов к обращению с ТКО).

При подготовке Концепции использованы приоритеты развития ЖКХ, отраженные в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2016, 1/16792), Государственной программе «Энергосбережение» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 248 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.04.2016, 5/41892), Государственной программе «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 326 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.05.2016, 5/42062).

Цель Концепции – определение направлений дальнейшего развития и механизмов совершенствования ЖКХ на среднесрочную перспективу для предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) потребителям в целях обеспечения комфортных условий проживания.

ГЛАВА 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЖКХ

Осуществление государственного регулирования деятельности, формирование и реализация государственной политики в ЖКХ и координация деятельности в этой сфере других государственных органов и организаций возложены на Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

Структура управления ЖКХ включает в себя Министерство жилищно-коммунального хозяйства, соответствующие структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, государственные объединения, республиканские (кроме организаций, входящих в систему Министерства энергетики), областные, городские и районные коммунальные унитарные предприятия.

В настоящее время на обслуживании организаций ЖКХ находится 113,8 млн. кв. метров жилья, 3824 коммунальные котельные, 15,8 тыс. километров тепловых сетей, 10 197 артезианских скважин, 1300 очистных сооружений канализации, 598 станций обезжелезивания, 38,2 тыс. километров водопроводных и 18,5 тыс. километров канализационных сетей, 63,1 тыс. километров улично-дорожной сети.

Инфраструктура ЖКХ находится в собственности административно-территориальных единиц. Местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательством обеспечивают:

эффективное управление коммунальной собственностью;

комплексное развитие жилищного фонда, осуществляют управление им и контроль за эксплуатацией;

условия для развития конкурентных (рыночных) отношений в ЖКХ;

газо-, электро-, тепло- и водоснабжение, водоотведение, снабжение граждан топливом и оказание иных ЖКУ на соответствующей территории;

разработку и реализацию целевых территориальных программ и планов мероприятий по развитию инфраструктуры.

В результате проделанной государственными органами и организациями ЖКХ работы по сравнению с 2010 годом в 2016 году:

выросли инвестиции в ЖКХ в 1,46 раза;

увеличился объем капитального ремонта жилищного фонда с 1,38 млн. до 2,37 млн. кв. метров общей площади жилых домов, или в 1,7 раза;

снизились затраты на оказание ЖКУ на 634,77 млн. рублей;

уменьшились потери тепловой энергии, произведенной организациями ЖКХ, при ее транспортировке с 20,6 процента до 12 процентов, воды с 22,4 до 17,8 процента;

увеличилась доля местных видов топлива в топливном балансе организаций ЖКХ с 28,8 до 40,7 процента;

вырос уровень использования ТКО с 9 процентов до 15,8 процента, или в 1,76 раза.

Износ основных средств ЖКХ, участвующих в производственном процессе, в 2016 году составлял 40,4 процента.

Вместе с тем в ЖКХ имеются проблемы, требующие решения, в том числе:

недостаточное качество питьевой воды в отдельных сельских населенных пунктах;

невысокая эффективность систем теплоснабжения;

износ очистных сооружений водоснабжения и водоотведения;

недостаточные объемы ремонта жилищного фонда, лифтового оборудования, систем водоснабжения и водоотведения;

высокое энергопотребление эксплуатируемых жилых домов;

эксплуатация организациями ЖКХ непрофильных объектов и выполнение ими несвойственных функций;

низкая технологическая дисциплина, неритмичность финансирования ЖКУ;

низкий уровень мотивации и престижности работы в ЖКХ, нехватка квалифицированных управленческих кадров;

небольшая инвестиционная привлекательность ЖКХ.

ГЛАВА 3
НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖКХ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Для решения проблем сферы ЖКХ Концепцией определяются следующие важнейшие направления совершенствования и развития ЖКХ:

1) повышение качества ЖКУ, эффективности использования жилищного фонда и инфраструктуры ЖКХ;

2) снижение затрат на предоставление населению ЖКУ;

3) совершенствование системы обращения с ТКО и вторичными материальными ресурсами (далее – ВМР);

4) поддержание и дальнейшее улучшение благоустройства населенных пунктов;

5) совершенствование системы социальной защиты населения и тарифной политики в сфере оказания ЖКУ;

6) совершенствование системы финансирования ЖКХ и привлечение инвестиций в ЖКХ;

7) научное обеспечение развития ЖКХ;

8) повышение эффективности структуры управления, создание позитивного имиджа и престижности работы в сфере ЖКХ.

 

1. Повышение качества ЖКУ, эффективности использования жилищного фонда и инфраструктуры ЖКХ

 

В целях повышения качества предоставляемых населению ЖКУ необходимо решить следующие задачи:

использование индивидуального подхода к потребителю, своевременное реагирование и выполнение заявок граждан;

надежное и бесперебойное предоставление ЖКУ;

повышение технологичности и автоматизации процессов при предоставлении ЖКУ;

развитие и совершенствование информационных систем, обеспечивающих предоставление в режиме реального времени, в том числе через сеть Интернет, конкретному потребителю комплексной информации об оказании ЖКУ, порядке расчета и начисления платы за их оказание, формах социальной поддержки государства;

совершенствование форм и методов работы с населением;

повышение эффективности технического обслуживания, капитального и текущего ремонта жилищного фонда и наращивание объемов ремонтных работ;

снижение теплопотребления жилищного фонда;

обеспечение населения качественной питьевой водой;

обеспечение очистки сбрасываемых в водные объекты сточных вод в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;

повышение эффективности теплоснабжения путем оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов (централизация и децентрализация), модернизации котельного оборудования;

регламентирование сроков реагирования и устранения аварийных ситуаций;

удовлетворение спроса населения в предоставлении дополнительных ремонтно-строительных работ и услуг.

Механизмами реализации поставленных задач являются:

1) по работе с населением:

совершенствование автоматизированной информационной системы расчетов за потребленные населением жилищно-коммунальные и другие услуги (АИС «Расчет-ЖКУ») путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и дополнительных информационных сервисов;

обеспечение доступности имеющихся информационных ресурсов для всех потребителей ЖКУ, в том числе путем создания и функционирования на всех уровнях справочно-диспетчерских служб и интернет-порталов;

создание и развитие школ коммунальной грамотности;

внедрение дистанционного съема показаний приборов индивидуального учета расхода газо-, электро-, тепло- и водопотребления;

расширение информированности населения посредством практики использования социальной подотчетности;

2) по техническому обслуживанию жилищного фонда:

расширение практики предоставления услуг на конкурсной основе;

организация действенного контроля за исполнением всего перечня установленных регламентных работ на основе внедренных технологических карт по сериям жилых домов;

организация технического обслуживания (комплексного обслуживания и ремонта) многопрофильными специалистами-рабочими зданий и сооружений;

приведение до 2020 года в надлежащее техническое состояние лифтового хозяйства в жилых домах;

3) по текущему и капитальному ремонту:

предоставление услуг по текущему и капитальному ремонту общего имущества совместного домовладения на конкурсной основе, сокращение затрат на производство ремонтных работ;

совершенствование технологий и сокращение сроков производства работ;

расширение перечня работ по текущему ремонту жилых домов, выполняемых за счет средств собственников жилых помещений, и постепенный переход к полному финансированию этих работ собственниками;

ежегодное увеличение объемов капитального ремонта до 3 процентов от эксплуатируемой площади жилищного фонда;

4) по тепловой модернизации жилищного фонда:

создание механизмов реализации энергоэффективных мероприятий в жилых домах;

организация поквартирного приборного учета и регулирования расхода тепловой энергии в эксплуатируемом жилищном фонде в случае технической возможности и экономической целесообразности;

5) по водоснабжению и водоотведению:

усиление контролирующей роли органов государственного управления в обеспечении населения качественной водой (питьевой и бутилированной);

развитие систем централизованного водоснабжения и водоотведения, строительство в регионах с учетом экономической эффективности очистных сооружений вместо полей фильтрации, замена сетей водоснабжения и водоотведения со сверхнормативными сроками службы;

оптимизация схем водоснабжения в сельских населенных пунктах;

обеспечение до 2025 года 100 процентов потребителей качественной питьевой водой;

разработка механизма привлечения населения к участию в строительстве централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

внедрение современных методов диагностики состояния сетей водоснабжения и водоотведения, автоматизированных систем управления технологическими процессами;

создание методологических механизмов оценки уровня технического состояния предприятий водопроводно-канализационного хозяйства;

разработка республиканской стратегии по вопросам использования и обезвреживания осадков сточных вод;

создание и внедрение геоинформационных систем;

внедрение систем повторного использования воды на станциях обезжелезивания;

6) по теплоснабжению:

оптимизация схем теплоснабжения населенных пунктов;

модернизация неэффективных энергоисточников организаций ЖКХ с выводом из эксплуатации котельного оборудования, выработавшего свой эксплуатационный ресурс, и его заменой на современное высокоэффективное оборудование, а также перевод котельных на местные виды топлива (щепа, торф);

установление на республиканском уровне обязательных для применения всеми субъектами хозяйствования предельных цен на древесное топливо, а также осуществление его поставки для производства тепловой энергии по цене, привязанной к теплотворной способности;

7) по электро- и газоснабжению:

повышение эффективности производства электрической энергии и вывод из эксплуатации физически и морально устаревших источников;

повышение надежности существующих сетей газоснабжения, в том числе за счет строительства (реконструкции) газопроводов, газорегуляторных пунктов и замены выработавшего свой ресурс технологического оборудования, модернизации технологических процессов, телемеханизации газорегуляторных пунктов, узлов учета природного газа с передачей информации на диспетчерские пункты газоснабжающих организаций.

 

2. Снижение затрат на предоставление населению ЖКУ

 

Механизмами решения задачи по снижению затрат на предоставление ЖКУ населению являются:

выполнение мероприятий по энергосбережению, внедрение прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий, снижение расхода топливно-энергетических ресурсов;

сокращение технологических потерь воды и тепловой энергии;

снижение затрат на уплату процентов по кредитам, налоговой нагрузки и прочих затрат;

неприменение местными Советами депутатов повышающих коэффициентов к ставкам налогов на землю и недвижимость в целях снижения налоговой составляющей в себестоимости услуг;

выполнение мероприятий, направленных на пополнение оборотных средств организаций, снижение убытков от реализации по прочим видам деятельности;

снижение тарифов на электрическую энергию, используемую организациями ЖКХ при оказании услуг населению, в рамках проводимой работы по сокращению перекрестного субсидирования;

снижение технологического расхода на передачу (распределение) электрической энергии за счет строительства и реконструкции электрических сетей с применением современных технологий и оборудования;

оптимизация численности работающих;

сокращение накладных и непроизводительных расходов при предоставлении ЖКУ;

совершенствование порядка начисления амортизации с учетом инвестиционной составляющей в целях стимулирования организаций к проведению модернизации объектов ЖКХ;

исключение выполнения организациями ЖКХ несвойственных функций, содержания непрофильных объектов.

 

3. Совершенствование системы обращения с ТКО и ВМР

 

В республике созданы необходимые условия и инфраструктура для сбора, вывоза и использования ТКО. Системой раздельного сбора охвачено более 80 процентов населения страны. Уровень использования ТКО в 2016 году составил 15,8 процента. По этому показателю Республика Беларусь лидирует среди государств – участников Содружества Независимых Государств и фактически сравнялась с Испанией, Португалией и Финляндией, опередив Латвию и Словакию.

Основные направления совершенствования системы обращения с ТКО определены в Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2017 г. № 567 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.08.2017, 5/44015).

Основными задачами по совершенствованию системы обращения с ТКО и ВМР являются:

совершенствование логистики и раздельного сбора ТКО, обновление инфраструктуры сбора и вывоза ТКО;

создание современных предприятий по переработке ТКО и полигонов для их захоронения;

внедрение новых технологических решений, направленных на увеличение уровня использования ТКО;

формирование культуры обращения с ТКО.

Механизмами реализации поставленных задач являются:

совершенствование законодательства в сфере обращения с ТКО и ВМР, в том числе в части ужесточения контроля за эксплуатацией объектов захоронения ТКО, установления единых требований к организации раздельного сбора и удаления ТКО;

развитие системы раздельного сбора ТКО с обновлением и унификацией контейнеров и мусоровозов;

разработка программы по обращению с отходами потребления с учетом научных подходов и передового мирового опыта, а также по строительству новых полигонов и перегрузочных станций, закрытию и рекультивации полигонов и мини-полигонов ТКО;

совершенствование тарифного регулирования;

оптимизация системы учета информации об объемах образования, захоронения и морфологическом составе ТКО;

внедрение технологий производства альтернативного топлива (RDF-топлива) из ТКО и сжигания отходов с получением тепловой и электрической энергии;

внедрение технологий аэробного (на открытых площадках) компостирования органической части ТКО (пищевые отходы, растительные остатки, отходы от уборки озелененных территорий);

внедрение депозитной (залоговой) системы обращения упаковки;

проведение информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам обращения с ТКО и ВМР, реализация программ экологического просвещения в учреждениях образования.

 

4. Поддержание и дальнейшее улучшение благоустройства населенных пунктов

 

Ключевыми задачами в сфере благоустройства территорий населенных пунктов являются:

оптимизация бюджетных средств, направляемых на выполнение работ по благоустройству;

установление единообразного подхода к содержанию улично-дорожной сети и формированию расходов на ее содержание.

Механизмами реализации поставленных задач являются:

разработка единых норм и расценок на содержание улично-дорожной сети, применение которых позволит единообразно определять стоимость таких работ;

создание служб заказчиков, функциями которых будет контроль качества выполнения работ по благоустройству и целевого использования бюджетных средств на их оплату;

привлечение субъектов хозяйствования и населения к выполнению работ по благоустройству и поддержанию надлежащего санитарного состояния на землях общего пользования;

передача сельских улиц на обслуживание организациям, основной деятельностью которых является обслуживание местных дорог, связывающих населенные пункты.

 

5. Совершенствование системы социальной защиты населения и тарифной политики в сфере оказания ЖКУ

 

Государственная поддержка населения при оплате ЖКУ осуществляется посредством предоставления безналичных жилищных субсидий в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2016 г. № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.08.2016, 1/16610).

Основной задачей в сфере социальной защиты населения является совершенствование действующего механизма предоставления безналичных жилищных субсидий.

Механизмами реализации данной задачи являются:

расширение перечня категорий граждан, которым предоставление безналичных жилищных субсидий осуществляется по выявительному принципу;

недопущение роста доли малообеспеченных домохозяйств (с доходами ниже бюджета прожиточного минимума) после оплаты ЖКУ.

Основными задачами государственной тарифной политики в сфере оказания ЖКУ, предоставляемых населению, являются:

обеспечение прозрачности формирования тарифов и стоимости ЖКУ;

сохранение доступности ЖКУ для населения;

гибкость ценообразования на ЖКУ в зависимости от их качества;

поэтапная ликвидация перекрестного и бюджетного субсидирования;

стимулирование экономного и рационального потребления услуг.

Механизмами реализации указанных задач являются:

изменение тарифов на ЖКУ в увязке с ростом доходов граждан;

совершенствование подходов к дифференциации тарифов на ЖКУ;

разработка схемы нормирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, учитывающей уровень технического состояния данных систем и необходимость их развития;

оптимизация тарифов на электроэнергию, в том числе используемую для нужд отопления и горячего водоснабжения, и расширение перечня категорий потребителей, осуществляющих расчеты за электроэнергию по тарифам, дифференцированным по временным периодам;

поэтапное снижение тарифов на электроэнергию для потребителей реального сектора экономики, включая организации ЖКХ, в рамках ликвидации перекрестного субсидирования с учетом планируемого роста реальных доходов населения;

развитие конкурентной среды при оказании услуг, не относящихся к сфере естественных монополий.

 

6. Совершенствование системы финансирования ЖКХ и привлечение инвестиций в ЖКХ

 

В целях обеспечения эффективного развития организаций ЖКХ финансирование оказываемых населению ЖКУ осуществляется на основе планово-расчетных цен (далее – ПРЦ). Финансирование по ПРЦ ставит организации ЖКХ в условия, при которых максимально задействуются механизмы поиска резервов оптимизации затрат, а также служит мотиватором для получения реальной экономии.

Основной задачей по совершенствованию системы финансирования ЖКХ является снижение бюджетного финансирования за счет повышения эффективности работы организаций ЖКХ.

Предусматривается сохранить бюджетное финансирование ЖКХ на:

оказание населению услуг теплоснабжения (для целей отопления) и горячего водоснабжения;

капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов ЖКХ (жилых домов, лифтового оборудования в них, котельных, тепловых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения и сооружений на них);

текущий ремонт жилых домов с поэтапным его сокращением;

благоустройство населенных пунктов;

другие целевые расходы и мероприятия (автоматизация и диспетчеризация, расходы, связанные с регистрацией граждан по месту жительства, предоставлением безналичных жилищных субсидий, льгот по оказываемым населению ЖКУ).

Механизмами реализации поставленных задач являются:

применение новых механизмов финансирования модернизации объектов ЖКХ (лизинг, государственно-частное партнерство, концессия), а также привлечение дополнительных источников финансирования;

финансирование части расходов на оказание населению ЖКУ из бюджета на основе нормативов субсидирования, установленных исходя из ПРЦ;

направление экономии, полученной в результате рациональной деятельности организаций и финансирования по ПРЦ, в распоряжение организаций ЖКХ и использование ее на капитальные вложения, модернизацию и развитие материально-технической базы и функционирование этих организаций (не менее 70 процентов), в том числе на внедрение энергосберегающих мероприятий, что поспособствует дальнейшему снижению затрат, а также на материальное стимулирование работников и выплаты социального характера (не более 30 процентов);

установление минимальных нормативов бюджетной обеспеченности проведения капитального ремонта, реконструкции, модернизации объектов ЖКХ;

обеспечение финансирования проектов по строительству и модернизации инфраструктуры ЖКХ с использованием льготных кредитных ресурсов.

В сфере инвестиций основной задачей является создание условий для привлечения потенциальных инвесторов к модернизации инфраструктуры ЖКХ.

Механизмами реализации поставленной задачи являются:

различные формы взаимодействия с бизнесом на основе государственно-частного партнерства, концессионных и инвестиционных договоров;

привлечение кредитов и грантов международных финансовых организаций;

эффективное использование привлекаемых ресурсов посредством внедрения инновационных технологий, позволяющих снижать эксплуатационные затраты.

 

7. Научное обеспечение развития ЖКХ

 

На базе Национальной академии наук Беларуси создается государственное научное учреждение «Научно-исследовательский центр ЖКХ Национальной академии наук Беларуси», цель которого совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства, профильными высшими учебными заведениями обеспечить на постоянной основе научное сопровождение развития ЖКХ.

Основной задачей научного обеспечения ЖКХ является трансформация организаций системы в площадки для инноваций. Ключевые черты инновационных площадок: конкурентоспособность и положительная динамика развития, ресурсо- и энергоэффективность, использование высоких наукоемких технологий, экологичность, эффективная занятость и высокая производительность труда.

Система научного обеспечения ЖКХ будет строиться на программно-целевых принципах. Для их реализации предполагается проведение на регулярной основе опережающих исследований по технологическому предвидению и долгосрочному прогнозированию основных тенденций научно-технического прогресса в ЖКХ и смежных отраслях.

Ключевые системные блоки научного обеспечения ЖКХ:

высококвалифицированные кадры;

оптимизированное ресурсное обеспечение;

создание постоянно обновляемого пакета технологий в рамках комплекса наука – технологии – инновации.

Кадровый блок предусматривает целевую подготовку и повышение квалификации кадров всех уровней: от рабочих специальностей до специалистов-менеджеров ЖКХ. На новом этапе предстоит создать компактную специализированную систему кадрового обеспечения ЖКХ учеными высшей научной квалификации на основе целевой подготовки магистрантов и аспирантов в профильных вузах, а также в ведущих научных организациях. Отличительной особенностью работников инновационного ЖКХ станет их высокая мотивированность, основанная на целевом отборе и расстановке, последовательном формировании в общественном сознании позитивного имиджа и престижности работы в системе ЖКХ, целевом стимулировании достижения высоких результатов и качества выполняемых работ.

Работа по оптимизации ресурсного блока будет направлена на постоянное совершенствование материально-технической базы организаций ЖКХ с использованием пакета наилучших технологических решений и технических средств, обеспечивающих совокупную экономию денежных и материальных ресурсов. Совершенствование финансовой составляющей ресурсного обеспечения будет осуществляться на основе точечного целевого использования государственной поддержки для реализации знаковых пилотных проектов общесистемного уровня с использованием средств инновационных фондов, а также при широком привлечении инвестиций.

Задачи комплекса наука – технологии – инновации ЖКХ будут решаться на основе формирования и постоянного обновления пакета научно обоснованных решений в рамках заказа ЖКХ науке. На его основе предстоит сформировать задания программ (научных исследований и научно-технических программ), в дальнейшем – реализовать инновационные проекты по использованию наукоемких технологий высших укладов в интересах развития ЖКХ. В рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.02.2017, 1/16888), будет создана постоянно актуализируемая база данных наилучших технологий и технических средств для применения в ЖКХ.

Структурные меры научного обеспечения ЖКХ будут реализованы по схеме наука – производство и построены на кластерных принципах. Базовые производственные звенья кластера ЖКХ – организации, оказывающие ЖКУ. Научная составляющая кластера – сеть лабораторий академических научных организаций и профильных вузов, выполняющих исследования и разработки по заказам организаций системы ЖКХ.

 

8. Повышение эффективности структуры управления, создание позитивного имиджа и престижности работы в сфере ЖКХ

 

Основная задача – повышение эффективности существующей структуры управления ЖКХ посредством ее совершенствования.

Механизмами реализации поставленной задачи являются:

четкое разделение функций государственного и отраслевого управления в ЖКХ;

создание местными исполнительными и распорядительными органами служб заказчиков в целях защиты интересов потребителей ЖКУ;

регионализация и (или) укрупнение в областях (по аналогии с созданными в г. Минске):

организаций по учету, расчету и начислению платы за ЖКУ и платы за пользование жилыми помещениями;

диспетчерских служб с коротким телефонным номером 115.

Основными задачами создания позитивного имиджа и престижности работы в ЖКХ являются:

обеспечение комплектования организаций ЖКХ квалифицированными кадрами в соответствии с квалификационными требованиями;

повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ЖКХ путем разработки профессиональных и образовательных стандартов.

Механизмами реализации поставленных задач являются:

совершенствование механизма профессиональной аттестации работников организаций ЖКХ, в том числе государственных заказчиков в сфере ЖКХ;

определение квалификационных требований к отдельным должностям государственного заказчика в сфере ЖКХ;

обеспечение интеграции учреждений образования в систему ЖКХ путем создания филиалов кафедр профильных специальностей и научных центров в конкретных организациях;

повышение уровня престижа рабочих и специальных профессий в сфере ЖКХ;

создание на базе учреждения дополнительного образования взрослых «Государственный центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Жилком» ресурсного центра по профессиональной подготовке кадров для организаций ЖКХ.

ГЛАВА 4
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ КОНЦЕПЦИИ

Важнейшим условием выполнения Концепции является правовое обеспечение направлений и механизмов ее реализации.

Для этого потребуется:

1) корректировка положений:

Жилищного кодекса Республики Беларусь;

Налогового кодекса Республики Беларусь;

законов Республики Беларусь:

от 24 июня 1999 года «О питьевом водоснабжении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 50, 2/46);

от 20 июля 2007 года «Об обращении с отходами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 183, 2/1368);

от 16 июля 2008 года «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 175, 2/1502);

указов Президента Республики Беларусь:

от 14 октября 2010 г. № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 249, 1/12032);

от 11 июля 2012 г. № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.07.2012, 1/13623);

Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016–2020 годы;

2) подготовка проектов указов Президента Республики Беларусь, в том числе регламентирующих порядок создания и функционирования депозитной (залоговой) системы упаковки, а также тепловой модернизации жилых домов, новой государственной программы по вопросам ЖКХ до 2025 года.

ГЛАВА 5
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

Реализация Концепции позволит обеспечить:

эффективное управление ЖКХ;

доступность всех видов ЖКУ;

повышение качества предоставляемых ЖКУ и снижение затрат на их оказание;

совершенствование механизма планирования текущей деятельности и повышения экономической эффективности функционирования организаций ЖКХ;

создание единого информационного пространства ЖКХ;

повышение профессионального уровня кадрового состава;

совершенствование механизмов стимулирования труда работников ЖКХ.

Для оценки хода реализации Концепции установлены целевые индикаторы согласно приложению.

 

 

Приложение

к Концепции совершенствования
и развития жилищно-коммунального
хозяйства до 2025 года

Целевые индикаторы реализации Концепции

(процентов)

Наименование целевого индикатора

По годам

2016

2017

2018

2020

2025

Устойчивое развитие ЖКХ

Снижение затрат

16,6

5,0

5,0

5,0

5,0

Износ основных средств, участвующих в производственном процессе

40,4

40,6

40,3

39,0

38,0

Обращение с ТКО

Уровень использования ТКО

15,8

16,5

18,0

25,0

30,0

Водоснабжение, водоотведение (канализация)

Потери и неучтенный расход воды, не более

17,8

12,0

12,0

12,0

12,0

Обеспечение потребителей водоснабжением питьевого качества

86,7

86,9

90,9

93,4

100,0

Снижение к уровню 2015 года удельной нормы расхода электрической энергии на:

 

 

 

 

 

подъем и подачу воды

0,1

1,1

2,0

4,1

9,0

перекачку и очистку сточных вод

0,3

1,3

1,6

1,9

2,2

Теплоснабжение

Потери тепловой энергии, не более

12,0

12,0

11,0

10,0

9,0

Доля местных видов топливно-энергетических ресурсов в общем объеме котельно-печного топлива

40,7

40,7

43,8

45,2

50,2

Эксплуатация жилищного фонда

Доля ввода общей площади жилых домов после капитального ремонта к эксплуатируемой площади жилищного фонда

2,1

2,3

2,5

3,0

3,0

Доля лифтов, эксплуатируемых свыше нормативных сроков в общем объеме лифтов в жилых домах

32,9

31,0

20,3