ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 декабря 2017 г. № 1024
Об утверждении Концепции развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года
В соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 13–16 мая 2017 г. в ходе визита государственной делегации в Китайскую Народную Республику, от 6 июня 2017 г. № 13 Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую Концепцию развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года.
Премьер-министр Республики Беларусь |
А.Кобяков |
|
УТВЕРЖДЕНО Постановление |
КОНЦЕПЦИЯ
развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концепция развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с основными положениями Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренной на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 2 мая 2017 г. № 10), для ее конкретизации и детализации в части реализации приоритетных целей, задач комплексного развития экономики и эффективного продвижения товаров на международном и национальном рынках в период до 2030 года.
При разработке Концепции учтены основные тенденции развития, установленные в государственных программных документах на среднюю и долгосрочную перспективы, в том числе представленные:
в Государственной программе развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2016 г. № 345 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.05.2016, 5/42042);
в Стратегии инновационного развития транспортного комплекса Республики Беларусь до 2030 года, утвержденной приказом Министерства транспорта и коммуникаций от 25 февраля 2015 г. № 57-Ц.
Развитие логистической системы Республики Беларусь основано на принципе преемственности задач и приоритетов, а также реализации планов, принятых:
в Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 1249 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 223, 5/28285);
в Республиканской программе развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 560 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2016, 5/42364).
Положения Концепции учитывают существующий опыт развития экономики государства на основе использования логистических подходов, а также современные тенденции развития международных экономических связей Республики Беларусь и роль всех основных участников на рынке товародвижения.
Целевыми ориентирами развития логистической системы Республики Беларусь к 2030 году следует считать:
рост позиции Республики Беларусь в мировом рейтинге по индексу эффективности логистики LPI до уровня не ниже 50;
рост по отношению к 2016 году объема логистических и транспортно-экспедиционных услуг в 2 раза;
увеличение доходов от транзита по отношению к 2016 году в 2 раза.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И УСЛОВИЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Логистическую систему следует рассматривать как составную часть экономики Республики Беларусь, связанную с развитием логистических услуг, инфраструктуры и вовлечением предприятий в международные логистические схемы продвижения товаров на мировом рынке.
Объем логистических и транспортно-экспедиционных услуг в Республике Беларусь в 2016 году составил 3,178 млрд. рублей (рост к 2015 году – 140,8 процента), в том числе объем логистических услуг – 246,5 млн. рублей (рост к 2015 году – 157,2 процента), из них оказанных в транспортно-логистических центрах – 80,6 млн. рублей, в оптово-логистических – 16,3 млн. рублей, в других центрах – 1,4 млн. рублей.
В Республике Беларусь функционирует 41 логистический центр, 30 из которых созданы за счет инвестиций национальных и иностранных инвесторов. Восемь логистических центров являются мультимодальными, биржевыми складами располагают 3 логистических центра. Общая площадь складских площадей составляет 2175,5 млн. кв. метров, что соответствует 410 кв. метрам на тысячу жителей страны.
Конкурентными преимуществами логистической системы Республики Беларусь являются:
наличие транспортных коммуникаций, обладающих значительной пропускной способностью в международном и республиканском сообщениях (сеть железных дорог – 5500 километров, сеть международных автодорог – 3900 километров и другое);
реализация современных технологий перемещения товаров, высокий уровень контейнеризации (ежесуточно пропускается до 10 контейнерных поездов с маршрутной скоростью 1200–1400 километров в сутки);
высокий уровень безопасности и сохранности перемещаемых товаров;
многовекторный характер экономических связей Республики Беларусь (доля товарооборота со странами Евразийского экономического союза – 49 процентов, Европейского союза – 25 процентов, Азии – 12 процентов);
системный подход к развитию сферы логистических услуг и инфраструктуры, представленный в государственных программах (реализация за 10 лет двух специальных долгосрочных государственных программ).
Реализация программ развития логистической системы в Республике Беларусь позволяет поэтапно создать инфраструктуру логистических центров различных типов, а также развивать на предприятиях, оказывающих логистические и сопутствующие им услуги, необходимую емкость складских площадей.
В программах предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих улучшить качество обслуживания участников экономической деятельности на всех видах обеспечения логистических схем товародвижения: финансовом, тарифном, страховом, транспортном и других. Предусмотрено совершенствование правовых и экономических условий для эффективного использования транзитного потенциала Республики Беларусь в рамках Евразийского экономического союза, Восточного партнерства, соглашений с государствами-партнерами по внешнеэкономическому взаимодействию.
Позитивные изменения в деятельности товаропроизводителей Республики Беларусь, расширение внешней торговли, реализация программ развития Республики Беларусь позволяют перейти к комплексному вектору развития логистической системы Республики Беларусь: активной интеграции логистической инфраструктуры и предприятий в национальный и международный рынки товародвижения.
К основным факторам, замедляющим темпы развития логистической системы Республики Беларусь, относятся:
наличие отдельных препятствий по внешнему контуру товародвижения Республики Беларусь;
неконкурентные ставки логистических составляющих в цене товара (тарифы, арендные ставки складских помещений и другое);
недостаточный уровень присутствия 3PL- и 4PL-операторов на рынке логистических услуг;
недостаточность территориального развития логистических центров, количества складских помещений повышенного уровня, автоматизации складских процессов и вовлеченности логистических объектов в экспортно-ориентированные логистические схемы доставки;
наличие ограничений пропускных способностей объектов логистической инфраструктуры (складских помещений, таможенной и транспортной инфраструктуры);
неоптимальные схемы доставки товаров на рынке;
недостаточный уровень корпоративных объединений в однородной среде товародвижения.
Развитие логистической системы Республики Беларусь в соответствии с мировыми тенденциями требует создания и постоянного совершенствования необходимых правовых, нормативных, организационных, экономических, инфраструктурных и иных условий, позволяющих участникам рынка экономической деятельности получать необходимые услуги в процессе товародвижения.
Условия и тенденции развития международного и национального рынков определяют современные требования к логистической системе:
доступность для субъектов экономической деятельности товаропроводящих национальных и международных логистических систем, способствующих развитию производства и увеличению доходов от их деятельности;
консолидация логистических возможностей участников процесса товародвижения;
интеграция участников экономической деятельности Республики Беларусь в международные логистические системы;
сегментирование национальной логистической системы по видам продукции (товаров), перемещаемых на рынке товаров;
ускорение товародвижения в национальной логистической системе;
снижение совокупных издержек и получение синергетического эффекта за счет объединения экономических интересов участников в логистической системе.
Характер развития логистической системы Республики Беларусь определяется внутренними и внешними экономическими условиями.
Экспортно-ориентированный характер экономики Республики Беларусь и ее вовлеченность в международный рынок товародвижения требуют реализации системных мер развития национальной логистической системы и ее адаптации в соответствии с тенденциями мировой практики и международными требованиями.
Необходимость развития логистической системы Республики Беларусь обусловлена интеграцией страны в общемировые товарные потоки и повышением эффективности деятельности субъектов товарно-транспортного рынка и их конкурентоспособности.
Интеграция страны в общемировые товарные потоки определяет приоритеты развития логистической системы Республики Беларусь, направленные на повышение уровня развития логистической инфраструктуры, обеспечивающей беспрепятственное проследование товарно-транспортного потока через территорию страны и сопряжение с логистическими системами других стран (их экономических объединений).
Необходимость повышения эффективности деятельности субъектов товарно-транспортного рынка и их конкурентоспособности определяет приоритеты развития логистической системы, направленные на повышение доходности логистической деятельности и привлечение товарно-транспортных потоков к проследованию через территорию страны.
ГЛАВА 3
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИОРИТЕТЫ КОНЦЕПЦИИ
Целью Концепции является определение перспективных направлений в развитии логистической системы Республики Беларусь, обеспечивающих ее привлекательность для субъектов экономической деятельности, а также способствующих устойчивому экономическому развитию страны и удовлетворению потребностей в эффективном продвижении товаров на международном и национальном рынках.
Концепция направлена на решение следующих задач:
установление перспективных направлений совершенствования логистической системы Республики Беларусь путем создания благоприятных условий для ведения логистического бизнеса и оказания логистических услуг;
определение нормативно-правовых и экономических требований, способствующих вовлечению бизнеса Республики Беларусь в логистические схемы движения товаров;
разграничение полномочий и ответственности за развитие логистической системы, ее инфраструктурных объектов, схем продвижения товаров и иных составных частей;
формирование мероприятий по реализации Концепции.
В основу Концепции заложены следующие приоритеты:
обеспечение беспрепятственного товародвижения в логистической системе Республики Беларусь;
формирование условий для привлечения инвестиций в развитие логистической системы Республики Беларусь;
повышение конкурентоспособности экономики республики и расширение рынков национальных товаропроизводителей;
оптимизация совокупных затрат всех участников логистической системы;
обеспечение равноправных условий функционирования для всех участников логистической системы;
обеспечение целевых подходов государственного регулирования к развитию логистической системы на основе перспективных запросов товарного рынка Республики Беларусь и международной интеграции.
ГЛАВА 4
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Развитие логистической системы должно носить постоянный характер и иметь многовекторность сфер развития. Исходя из требований Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года экономика республики должна активно интегрироваться в мировую экономику, наращивая объемы экспорта и расширяя географию стран-партнеров.
Логистическая составляющая развития экономики Республики Беларусь связана с развитием следующих направлений:
консолидация государственного регулирования и предпринимательской инициативы в развитии логистической деятельности в Республике Беларусь;
актуализация в логистической системе Республики Беларусь принципов и правил международных организаций, способствующих вовлечению участников экономической деятельности в международный и национальный рынки товародвижения;
развитие систем и стандартов информационного взаимодействия на международном и национальном рынках товародвижения;
развитие инфраструктуры логистической системы и создание необходимых перевозочных ресурсов в соответствии с перспективным запросом рынка товародвижения.
Консолидация государственного регулирования и предпринимательской инициативы в развитии логистической деятельности предполагает решение следующих задач:
создание единой системы государственного регулирования логистической системы;
реализация принципа равных условий выполнения субъектами хозяйствования логистических услуг на территории Республики Беларусь;
систематизация работ по сертификации субъектов логистической деятельности (логистических операторов) в рамках национального законодательства;
создание национального центра и системы мониторинга национального и международного рынков товародвижения и логистических потоков для расширения рынка товаров и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности Республики Беларусь.
Актуализация в логистической системе Республики Беларусь принципов и правил международных организаций, способствующих вовлечению участников экономической деятельности в международный и национальный рынки товародвижения, предусматривает решение следующих задач:
имплементация международных правовых норм и правил в национальное законодательство, регулирующее логистическую деятельность;
внедрение в национальную логистическую систему лучших мировых практик управления товародвижением в цепях поставок;
стимулирование развития контейнерных перевозок, кооперации деятельности операторов логистических услуг и международных контейнерных перевозчиков;
разработка методологии показателей эффективности логистической деятельности и системы их учета;
гармонизация национальной правовой базы в области логистической деятельности с принципами и рекомендациями международных организаций, регулирующих отношения участников международной экономической деятельности (Всемирной торговой организации, Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, Европейского союза, Евразийского экономического союза и других);
повышение уровня квалификации и сервиса в соответствии с международными стандартами и практиками.
Развитие систем и стандартов информационного взаимодействия на международном и национальном рынках товародвижения предусматривает решение следующих задач:
переход на электронные технологии документооборота по устойчивым цепям товародвижения в логистической системе;
формирование единой цифровой платформы логистической системы Республики Беларусь на основе интеграционного взаимодействия с международными информационными системами;
адаптация цифровой инфраструктуры транспортных коридоров с международными информационными системами;
унификация стандартов информационного обмена данных между участниками логистической системы;
использование электронных форм товарно-сопроводительных и коммерческих документов при международных перевозках грузов различными видами транспорта;
развитие системы электронной биржевой торговли в сфере оказания логистических услуг.
Развитие инфраструктуры логистической системы и создание необходимых перевозочных ресурсов в соответствии с перспективным запросом рынка товародвижения предусматривает решение следующих задач:
развитие объектов товаропроводящей сети и логистической инфраструктуры (в том числе логистических центров) в Республике Беларусь и за ее пределами с учетом экономически обоснованного их включения в национальные и международные цепи поставок;
формирование логистической инфраструктуры с учетом территориального развития объектов транспорта (железнодорожных станций, речных портов, аэропортов, терминалов), генеральных схем развития транспортных узлов и принципов интермодальности;
интеграция объектов инфраструктуры в существующие и перспективные международные цепи доставки, транспортные коридоры, глобальные интеграционные схемы товародвижения и развитие пропускных способностей логистической инфраструктуры исходя из тенденций развития экономики Республики Беларусь до 2030 года;
развитие в логистических центрах и на предприятиях терминально-складской инфраструктуры для переработки контейнеров по мере роста контейнерных перевозок;
обеспечение комплексности развития объектов логистической инфраструктуры;
обновление транспортных ресурсов, соответствующих инновационным решениям, способствующим обеспечению уровня опережающего развития и реализации целей и принципов устойчивого развития, определенных Организацией Объединенных Наций.
ГЛАВА 5
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Развитие логистической системы предполагает оптимизацию участия государства и субъектов экономической деятельности в формировании правовых, экономических и иных отношений на рынке товародвижения.
Эффективность государственного участия достигается посредством реализации функций:
1) государственного регулирования, предусматривающего:
создание среды наилучшего благоприятствования в международном сотрудничестве;
формирование национальных нормативных правовых актов, адаптированных к международным;
создание приоритетных условий для эффективной реализации логистической деятельности в Республике Беларусь;
формирование системы требований к осуществлению логистической деятельности на объектах инфраструктуры для всех участников рынка товародвижения;
2) государственного управления, предусматривающего:
поддержку инновационных технологий логистических схем доставки на рынке товародвижения;
поддержку инвестиционных проектов развития инфраструктуры логистической системы Республики Беларусь, способствующих росту объемов товародвижения;
поддержку проектов международной интеграции, способствующих росту услуг внешнеэкономической деятельности участников логистической системы;
стимулирование логистической деятельности за счет финансовых механизмов регулирования;
3) государственного контроля, предусматривающего:
совершенствование технических нормативных правовых актов, определяющих требования к осуществлению логистической деятельности и эксплуатации объектов инфраструктуры субъектов логистической системы Республики Беларусь;
контроль за соблюдением международных и национальных нормативных правовых актов;
контроль за осуществлением логистической деятельности, лицензирования и сертификации;
контроль за соблюдением требований эксплуатации инфраструктуры логистической системы, транспортных средств;
контроль профессиональной компетенции при реализации логистической деятельности и подготовки специалистов в области логистической деятельности.
Развитие логистической системы должно быть направлено на совершенствование всех ее функциональных компонентов. Исходя из этого следует определить координацию государственными органами развития следующих компонентов логистической системы:
создание благоприятных условий для осуществления инвестиций;
противодействие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке логистических услуг;
развитие адаптивного информационного пространства в логистических системах и создание технических условий перехода на электронные средства передачи данных субъектов логистической системы в цепях доставки товаров;
создание необходимых условий для развития пропускной и перерабатывающей способности инфраструктурных объектов, необходимых перевозочных ресурсов и условий для реализации эффективного процесса перемещения по территории Республики Беларусь и взаимодействия с инфраструктурой евразийского пространства;
актуализация содержания образовательных программ, направленных на осуществление подготовки специалистов в области логистической деятельности;
координация политики в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности;
таможенное регулирование, направленное на ускорение товародвижения и упрощение осуществления таможенных процедур в логистической системе;
регулирование и совершенствование порядка осуществления пограничного контроля физических лиц, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь;
совершенствование правовой базы в сфере логистической деятельности, стимулирование развития товаропроводящих сетей и их логистического обеспечения;
осуществление деятельности, способствующей развитию экспортно-ориентированных предприятий и созданию региональных логистических цепей жизнеобеспечения населения региона;
генерирование логистических схем доставки на рынке товародвижения исходя из планов развития субъектов хозяйствования и реализации продукции на международном и национальном рынках.
ГЛАВА 6
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Развитие логистической системы Республики Беларусь осуществляется в зависимости от целевой модели субъектов экономической деятельности. Основными проектами, формирующими перспективную логистическую систему Республики Беларусь, являются:
1) развитие рынка логистических услуг, способствующего максимальной реализации принципа мультимодальности;
2) повышение транзитного потенциала путем вовлечения логистических операторов и инфраструктуры логистической системы Республики Беларусь в международные проекты рынка товародвижения, базовыми проектами из которых являются:
интегрирование логистической инфраструктуры и технологии в реализацию концепции «Один пояс, один путь»;
интегрирование в деятельность международных контейнерных операторов и реализация инновационных технологий в сфере контейнерных перевозок, в том числе пропуск контейнерных потоков в направлении Китай – Европейский союз – Китай по территории Республики Беларусь;
3) развитие трансграничного потенциала логистической системы путем интеграции с рынками Европейского союза; развитие функций логистического интегратора между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом;
4) интеграция в глобальные международные транспортные и логистические компании и вовлечение их в логистическую сферу экспортно-ориентированных товаропроводящих сетей. Базовым проектом является Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» с учетом позиционирования данного парка как опорной точки Экономического пояса Шелкового пути;
5) генерирование схем товародвижения на международном и национальном рынках экономической деятельности на основе интегрирования в товаропроводящие сети;
6) развитие логистических схем поставок на основе рынка товародвижения свободных экономических зон;
7) корпоративное объединение при создании региональных логистических схем товародвижения на основе взаимного использования складских помещений, иной инфраструктуры и транспортных средств;
8) развитие региональной системы сбыта транспортно-логистических услуг;
9) развитие международного сотрудничества между Республикой Беларусь и международными финансовыми организациями, ориентированными на участие в развитии логистической деятельности в Республике Беларусь.
ГЛАВА 7
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ
Концепция будет реализована на основе государственного регулирования экономической политики в области логистической деятельности и создания выгодных условий для привлечения инвестиций.
Инвестирование капитала в логистическую систему планируется осуществлять за счет средств самих субъектов экономической деятельности, инвестиционных и инновационных фондов, банков и иных заинтересованных лиц. Государство может участвовать в развитии логистической системы в различных формах сотрудничества с бизнесом, в том числе в рамках механизма государственно-частного партнерства.
Государство через государственные органы будет стимулировать участие субъектов экономической деятельности (в том числе иностранные предприятия) в логистической системе путем предоставления льгот, установленных в соответствии с законодательством.
Реализация Концепции направлена на получение следующих результатов:
создание логистической системы, соответствующей мировой практике логистического обеспечения рынка товародвижения и способной оказать необходимый объем логистических услуг на международном и национальном рынках экономической деятельности;
интеграция национальной логистической системы в международный рынок товародвижения и обеспечение внешнеэкономической деятельности субъектов Республики Беларусь;
адаптация инфраструктуры логистической системы и субъектов хозяйствования объемам национальной и международной экономики;
формирование экономической политики государства, способствующей развитию логистической системы, и содействие государственных органов осуществлению эффективной логистической деятельности на международном и национальном рынках товародвижения, повышению рентабельности логистической деятельности и ее доли в валовом внутреннем продукте.
Реализация Концепции будет осуществляться через систему мероприятий, включаемых в программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года, на основе предложений организаций, бизнеса, международных соглашений и иных программ и инициатив.