ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 сентября 2017 г. № 699

Об утверждении Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017–2020 годы

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2019 г. № 185 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.03.2019, 5/46280) <C21900185>

 

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017–2020 годы (далее – Государственная программа).

2. Определить:

ответственным заказчиком Государственной программы Министерство транспорта и коммуникаций;

заказчиком подпрограммы 1 «Развитие и содержание республиканских автомобильных дорог в Республике Беларусь» – Министерство транспорта и коммуникаций;

заказчиками подпрограммы 2 «Реконструкция, ремонт и содержание местных автомобильных дорог в Республике Беларусь» – облисполкомы.

3. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 1296 «Об утверждении Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2015, 5/39982).

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
18.09.2017 № 699
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
21.03.2019 № 185)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017–2020 годы

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2017–2020 ГОДЫ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Республике Беларусь в 2017 году протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составила 86 896 километров. Из общей их протяженности твердое покрытие имеют 75 354 километра дорог (или 86,7 процента), из них усовершенствованное покрытие – 48 419 километров.

Практически все республиканские автомобильные дороги имеют усовершенствованное покрытие. Местные автомобильные дороги протяженностью 11 542 километра не имеют твердого покрытия, являются грунтовыми, проезд по ним при неблагоприятных погодных условиях проблематичен (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования в 2017 году (в километрах)

 

Плотность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 418 километров на 1000 кв. километров территории республики и является одной из самых высоких среди стран – участниц Содружества Независимых Государств.

За 1997–2016 годы уровень автомобилизации населения увеличился в 2,9 раза, протяженность автомобильных дорог общего пользования возросла в 1,6 раза, а объем финансирования дорожных работ без учета кредитных средств для реконструкции и строительства автомобильных дорог уменьшился в 1,5 раза (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Изменение уровня автомобилизации населения, протяженности автомобильных дорог общего пользования и объема финансирования дорожных работ в 1997–2016 годах

 

Недостаточное финансирование ведет к ухудшению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, что оказывает непосредственное влияние на социально-экономические аспекты развития экономики, валовой национальный продукт, уровень цен, доходы государственного бюджета и степень занятости населения.

ГЛАВА 2
СТРУКТУРА И ЗАКАЗЧИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2017–2020 ГОДЫ

Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017–2020 годы (далее – Государственная программа) включает:

подпрограмму 1 «Развитие и содержание республиканских автомобильных дорог в Республике Беларусь»;

подпрограмму 2 «Реконструкция, ремонт и содержание местных автомобильных дорог в Республике Беларусь».

Ответственный заказчик Государственной программы – Министерство транспорта и коммуникаций (далее – Минтранс).

Заказчик подпрограммы 1 «Развитие и содержание республиканских автомобильных дорог в Республике Беларусь» – Минтранс.

Заказчики подпрограммы 2 «Реконструкция, ремонт и содержание местных автомобильных дорог в Республике Беларусь» – облисполкомы.

ГЛАВА 3
ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Целью Государственной программы является улучшение качественных показателей автомобильных дорог общего пользования.

Для оценки достижения цели Государственной программы используются следующие сводные целевые показатели:

удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования;

доля сельского населения, проживающего в населенных пунктах в пределах двух километров от автомобильной дороги общего пользования;

плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

Указанные цель и сводные целевые показатели Государственной программы согласуются с основными приоритетами, определенными Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466, и обеспечивают программно-целевое регулирование реализации государственной политики в дорожном хозяйстве. Решение этих задач будет способствовать достижению Республикой Беларусь Целей устойчивого развития, содержащихся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года № 70/1 «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

Выполнение комплекса мероприятий по реализации Государственной программы предусматривается согласно приложению 1.

Сводные целевые показатели и целевые показатели Государственной программы приведены согласно приложению 2.

Сведения о методике расчета сводных целевых и целевых показателей Государственной программы приведены согласно приложению 3.

ГЛАВА 4
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Потребность в финансировании Государственной программы за счет средств, предусмотренных на республиканское и местное дорожное хозяйство, оценивается в 5 410 916 199,62 рубля, из них за счет:

республиканского бюджета – 3 508 899 997 рублей, в том числе средств республиканского дорожного фонда – 2 200 401 993 рубля, резервного фонда Президента Республики Беларусь – 3 000 000 рублей, фонда национального развития – 2 000 000 рублей, средств республиканского бюджета на погашение внешних государственных займов и выплату процентов по ним – 862 803 274 рубля, субвенций из республиканского дорожного фонда – 440 694 730 рублей;

местных бюджетов – 640 081 580,66 рубля, в том числе средств областных бюджетов – 598 972 168,73 рубля, остатков средств местных инновационных фондов, сформированных на 1 января 2017 г., – 41 109 411,93 рубля;

банков (кредиты) – 1 245 032 456,96 рубля, в том числе средств открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» (далее – ОАО «Банк развития Республики Беларусь») – 459 400 000 рублей, банков Республики Беларусь – 5 000 000 рублей, кредитных организаций иностранных государств – 780 632 456,96 рубля;

внебюджетного централизованного инвестиционного фонда Минтранса – 3 349 045 рублей;

организаций республиканского и коммунального дорожного хозяйства – 13 553 120 рублей.

На финансирование мероприятий подпрограмм Государственной программы требуется:

подпрограмма 1 «Развитие и содержание республиканских автомобильных дорог в Республике Беларусь» – 4 008 586 768,96 рубля;

подпрограмма 2 «Реконструкция, ремонт и содержание местных автомобильных дорог в Республике Беларусь» – 1 402 329 430,66 рубля.

Объемы финансирования ежегодно будут корректироваться с учетом возможностей республиканского и местных бюджетов, привлечения внутренних и внешних источников финансирования.

Общее финансовое обеспечение реализации Государственной программы предусматривается согласно приложению 4.

ГЛАВА 5
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Эффективность реализации мероприятий Государственной программы во многом обеспечивает повышение экологической направленности развития автомобильных дорог общего пользования. В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспортной сети на окружающую среду имеет большое социальное значение.

Обеспечение прогрессивного уровня в сфере экологии и активизация выполнения мер по защите окружающей среды при осуществлении дорожной деятельности достигаются путем комплексной реализации технических и технологических решений, соответствующих современным стандартам и повышенным экологическим требованиям, а также мероприятий по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий до минимального либо приемлемого уровня.

Применение инновационных подходов при осуществлении дорожной деятельности направлено на обеспечение экологической безопасности, создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, предотвращение и устранение неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на его здоровье.

Реализация указанных мер будет осуществляться на основе строгого соблюдения требований к проектированию, реконструкции, возведению, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов является одной из приоритетных задач, которая будет реализовываться в 2017–2020 годах за счет комплекса мероприятий, включающих:

обустройство республиканских автомобильных дорог современными инженерными средствами защиты окружающей среды от вредных воздействий, в том числе применение шумозащитных конструкций для снижения уровня шумового воздействия и загрязнения прилегающих территорий, установка направляющих сеток в сочетании со специальными проходами, предотвращающих выход животных на проезжую часть, устройство при необходимости дождевой канализации;

реализацию мероприятий, направленных на снижение техногенной нагрузки на прилегающие территории, в том числе за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, оптимизации скорости движения транспорта;

реализацию комплекса мероприятий по рекультивации территорий, нарушенных при возведении, реконструкции и ремонте автомобильных дорог;

выполнение работ по благоустройству и озеленению автомобильных дорог с учетом снегозадерживающей, декоративной и шумозащитной функций;

внедрение новых конструкций, материалов и технологий, которые позволят снизить пылеобразование и предотвратить водную и ветровую эрозию;

применение конструктивно-технологических решений, не допускающих нарушение природных ландшафтов;

принятие мер по предотвращению вредного воздействия на объекты растительного, животного мира и среду их обитания, в том числе обеспечение непрерывной среды обитания объектов животного мира при проектировании, реконструкции и возведении республиканских автомобильных дорог путем реализации мероприятий, обеспечивающих целостность ареалов обитания диких животных и путей их миграции;

применение при проведении строительных работ малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий;

исключение возведения автомобильных дорог и размещения резерва грунта в границах особо охраняемых природных территорий, территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями (при реконструкции дорог отведение дополнительных земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий, территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, осуществляется в установленном законодательством порядке с учетом режима охраны и использования данных территорий);

соблюдение ограничений, установленных законодательством, при проектировании, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог в границах особо охраняемых природных территорий, территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, с учетом режима охраны и использования данных территорий.

Оценку соответствия принимаемых проектных решений требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов по каждому проекту реконструкции и возведения республиканских автомобильных дорог дает Государственная экологическая экспертиза (в отношении местных автомобильных дорог – в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь). Реализация проектов по реконструкции и возведению республиканских автомобильных дорог без положительного заключения Государственной экологической экспертизы запрещается.

ГЛАВА 6
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ. МЕХАНИЗМЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ

На достижение цели Государственной программы и выполнение задач ее подпрограмм могут повлиять следующие риски:

макроэкономические, влияющие на стоимость всех видов ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы;

финансовые, вызванные недостаточностью и (или) несвоевременностью финансирования мероприятий Государственной программы;

организационные, связанные с неэффективным управлением финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для реализации Государственной программы;

правовые, связанные с изменением законодательства.

В целях управления этими рисками и минимизации их влияния на эффективность реализации Государственной программы предусматривается осуществление следующих мер:

определение приоритетов для первоочередного финансирования;

при отсутствии необходимого финансирования из бюджета – проведение работ по привлечению внебюджетного финансирования;

своевременное планирование и мониторинг выполнения мероприятий Государственной программы, а также реагирование на недостатки и нарушения, выявленные в ходе реализации мероприятий, в том числе в отношении управления, контроля и кадрового обеспечения;

привлечение заинтересованных к разработке и обсуждению проектов нормативных правовых актов, предусматривающих совершенствование законодательства.

ГЛАВА 7
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Основным источником получения сведений о выполнении целевых показателей Государственной программы является ведомственная отчетность.

Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится ежегодно. Результаты этой оценки представляются в составе годового отчета Минтранса о выполнении Государственной программы.

Данная оценка осуществляется в два этапа.

На первом этапе оценивается эффективность реализации подпрограмм.

Степень реализации мероприятий подпрограммы рассчитывается по формуле

 

СРм = Мв / М,

 

где    СРм – степень реализации мероприятий;

Мв – количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных подпрограммой к реализации в отчетном периоде;

М – общее количество мероприятий, запланированных подпрограммой к реализации в отчетном периоде.

Для оценки степени решения задач подпрограммы определяется степень достижения плановых значений каждого целевого показателя, характеризующего задачи подпрограммы.

Степень достижения планового значения целевого показателя рассчитывается по формуле

 

СДп/ппз = ЗПп/пф / ЗПп/пп,

 

где    СДп/ппз – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачи подпрограммы;

ЗПп/пф – значение целевого показателя, характеризующего задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЗПп/пп – плановое значение целевого показателя, характеризующего задачи подпрограммы.

Степень решения задач подпрограммы рассчитывается по формуле

 

 

где    СРп/п – степень решения задач подпрограммы;

СДп/ппз – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачи подпрограммы;

N – количество целевых показателей, характеризующих задачи подпрограммы.

Если значение СДп/ппз больше 1, то при расчете степени решения задач подпрограммы оно принимается равным 1.

Эффективность реализации подпрограммы оценивается в зависимости от значений степени решения задач подпрограммы и степени реализации ее мероприятий и рассчитывается по формуле

 

 

где    ЭРп/п – эффективность реализации подпрограммы;

СРп/п – степень решения задач подпрограммы;

СРм – степень реализации мероприятий;

Ффп – объем фактически освоенных финансовых средств на реализацию подпрограммы в отчетном периоде;

Фпп – объем запланированных финансовых средств на реализацию подпрограммы в отчетном периоде.

Эффективность реализации подпрограммы признается высокой, если значение ЭРп/п составляет 0,9.

Эффективность реализации подпрограммы признается средней, если значение ЭРп/п составляет 0,8.

Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной, если значение ЭРп/п составляет 0,7.

В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной.

На втором этапе оценивается эффективность реализации Государственной программы, которая определяется с учетом степени достижения цели Государственной программы и эффективности реализации подпрограмм.

Для оценки степени достижения цели Государственной программы определяется степень достижения плановых значений каждого сводного целевого показателя.

Степень достижения планового значения сводного целевого показателя рассчитывается по формуле

 

СДгппз = ЗПгпф / ЗПгпп,

 

где    СДгппз – степень достижения планового значения сводного целевого показателя;

ЗПгпф – значение сводного целевого показателя, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЗПгпп – плановое значение сводного целевого показателя.

Степень достижения цели Государственной программы рассчитывается по формуле

 

 

где    СРгп – степень достижения цели Государственной программы;

СДгппз – степень достижения планового значения сводного целевого показателя;

М – количество сводных целевых показателей.

Если значение СДгппз больше 1, то при расчете степени реализации Государственной программы оно принимается равным 1.

Эффективность реализации Государственной программы оценивается в зависимости от значений степени ее реализации и эффективности реализации входящих в нее подпрограмм и рассчитывается по формуле

 

 

где    ЭРгп – эффективность реализации Государственной программы;

СРгп – степень достижения цели Государственной программы;

СРп/п – степень решения задач подпрограмм;

СРм – степень реализации мероприятий;

Фф – объем фактически освоенных финансовых средств на реализацию Государственной программы в отчетном периоде;

Фп – объем запланированных финансовых средств на реализацию Государственной программы в отчетном периоде;

j – количество подпрограмм.

Эффективность реализации Государственной программы признается высокой, если значение ЭРгп составляет 0,9.

Эффективность реализации Государственной программы признается средней, если значение ЭРгп составляет 0,8.

Эффективность реализации Государственной программы признается удовлетворительной, если значение ЭРгп составляет 0,7.

В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной.

РАЗДЕЛ II
ПОДПРОГРАММА 1 «РАЗВИТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

ГЛАВА 8
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

В 2017 году протяженность республиканских автомобильных дорог составила 15 919 километров, в том числе протяженность дорог с усовершенствованным покрытием – 15 754 километра, из них с асфальтобетонным покрытием – 15 217 километров (95,6 процента от протяженности республиканских автомобильных дорог), цементобетонным покрытием – 443 километра (2,8 процента), черным гравийным покрытием – 94 километра (0,6 процента), с переходным покрытием – 165 километров (1 процент).

Республиканские автомобильные дороги с твердым покрытием обеспечивают транспортные связи всех городов, городских поселков, а также центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий и иных сельских населенных пунктов.

Вместе с тем их транспортно-эксплуатационное состояние не удовлетворяет в достаточной степени потребности народного хозяйства в автомобильных перевозках.

По результатам дорожной диагностики 2016 года протяженность участков республиканских автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям, составляет 5023 километра (29,7 процента). Имеют несоответствие по ровности покрытия 3189 километров дорог (19,3 процента), дефектности покрытия – 2927 километров (17,7 процента), прочности дорожных одежд – 948 километров (5,7 процента).

На этих участках водители транспортных средств вынуждены снижать скорость движения, что приводит к экономическим издержкам.

С ограничением несущей способности дорожного покрытия до 6 тонн на ось эксплуатируется 1826 километров республиканских автомобильных дорог.

Из 2259 мостовых сооружений (104,2 тыс. пог. метров) на республиканских автомобильных дорогах не соответствуют нормативным требованиям 972 сооружения (51,5 тыс. пог. метров).

В 2016 году по сравнению с 2008 годом в 8 раз сократилась протяженность капитально отремонтированных республиканских автомобильных дорог и в 2,5 раза протяженность дорог, на которых произведен текущий ремонт (рис. 3 и 4).

Из-за недостаточного финансирования не обеспечивается восстановление ежегодного износа, а это ведет к необратимому процессу постепенного разрушения дорожных покрытий. Ремонт и восстановление этих дорог обойдется в 2,5–3 раза дороже, чем затраты на ремонт и модернизацию при своевременном их проведении.

 

 

Рис. 3. Протяженность капитально отремонтированных республиканских автомобильных дорог в 2008–2016 годах (в километрах)

 

 

Рис. 4. Протяженность республиканских автомобильных дорог, на которых произведен текущий ремонт в 2008–2016 годах (в километрах)

ГЛАВА 9
ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОДПРОГРАММЫ 1 «РАЗВИТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

Задачами подпрограммы 1 «Развитие и содержание республиканских автомобильных дорог в Республике Беларусь» (далее – подпрограмма 1) являются:

улучшение транспортно-эксплуатационного состояния республиканских автомобильных дорог;

повышение качественных показателей республиканских автомобильных дорог.

В соответствии с подпрограммой 1:

будут выполняться работы по поддержанию транспортно-эксплуатационных показателей республиканских автомобильных дорог согласно требованиям технических нормативных правовых актов и требованиям по обеспечению безопасных условий для движения транспортных средств;

предусматривается реконструкция и возведение 415,9 километра республиканских автомобильных дорог, в том числе 276,2 километра дорог по параметрам I категории с доведением их до международных стандартов, и 2458 пог. метров мостов и путепроводов;

планируется модернизировать не менее 555,9 километра республиканских автомобильных дорог и повысить несущую способность их дорожного покрытия до 11,5 тонны на ось;

предусматривается увеличить скоростной режим на протяжении не менее 1617 километров республиканских автомобильных дорог.

ГЛАВА 10
МЕРОПРИЯТИЯ ПОДПРОГРАММЫ 1

Содержание дорог, мостов и путепроводов

Подпрограммой 1 предусматривается направить на содержание республиканских автомобильных дорог 576 616 500 рублей.

За счет этих средств будут выполняться работы по поддержанию транспортно-эксплуатационных показателей республиканских автомобильных дорог согласно требованиям технических нормативных правовых актов и требованиям по обеспечению безопасных условий для движения транспортных средств. При этом не менее 10 процентов средств будет направлено на содержание мостов и путепроводов.

В период реализации Государственной программы будут выполняться работы по созданию в автодорожном секторе интеллектуальной транспортной системы (далее – ИТС). На первом этапе ИТС подлежит внедрению на магистральных автомобильных дорогах и на автомобильных дорогах, соответствующих параметрам I категории, на последующих этапах – на республиканских автомобильных дорогах.

ИТС будет включать в себя подсистемы:

а) мониторинга транспортных потоков – создание постоянно действующей транспортной модели, работающей в режиме реального времени и обеспечивающей отслеживание в круглосуточном режиме изменений транспортных потоков на всех перегонах и развязках;

б) управления движением – внедрение ситуационного управления дорожным движением в зависимости от полученной оперативной информации от других подсистем, в том числе с устройством знаков переменной информации;

в) информирования пользователей автомобильных дорог;

г) динамического взвешивания – создание единой системы мониторинга проезда тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам;

д) электронного сбора и контроля платы за проезд;

е) управления содержанием автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения, состоящую из следующих элементов:

метеомониторинг и управление информацией о погодных условиях на автомобильных дорогах путем создания единой системы метеомониторинга на базе дорожных измерительных станций с обеспечением ее интеграции с информацией государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» и метеослужбами соседних стран;

видеонаблюдение, включая создание единой системы предоставления в текущем режиме видеоинформации, обеспечивающей оповещение дежурных служб и подразделений владельцев автомобильных дорог, подрядных организаций, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел и других при выявлении инцидентов и постоянный контроль дорожной ситуации в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, на развязках, больших мостовых сооружениях;

связь и передача данных путем создания единой телекоммуникационной системы для надежной и качественной связи, позволяющей обеспечивать функционирование ИТС для нужд всех участников дорожного движения.

Для внедрения ИТС необходимо:

совершенствовать существующие аппаратно-программные информационные системы в рамках единой стратегической концепции внедрения ИТС в соответствии с разработанными и принятыми нормативными документами;

подготовить и принять нормативные документы в области проектирования, строительства, внедрения и эксплуатации ИТС;

разработать единую стратегическую концепцию внедрения ИТС;

разработать концепцию и создать в рамках реализации проекта по реконструкции автомобильной дороги М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги) управляющий элемент ИТС – центр управления дорожным движением с интеграцией его с существующими элементами ИТС и информационными системами в пределах автомобильной дороги М-14 вторая кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Минска и выездов из г. Минска;

внедрить систему управления содержанием дороги и обеспечения безопасности дорожного движения на всем протяжении автомобильной дороги М-1/Е 30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки), являющейся участком международного транспортного коридора.

Текущий и капитальный ремонт дорог, мостов и путепроводов

Сохранность республиканских автомобильных дорог и искусственных сооружений в процессе эксплуатации обеспечивается выполнением норм их ремонта и содержания в соответствии с нормативными правовыми актами, а также правовыми и организационно-техническими мероприятиями по предупреждению, пресечению и устранению причин повреждения и преждевременного разрушения элементов дорог и искусственных сооружений.

За 2017–2020 годы планируется выполнить текущий ремонт 3350 километров республиканских автомобильных дорог и 6400 пог. метров мостов и путепроводов, капитальный ремонт 140 километров дорог и 2740 пог. метров мостов и путепроводов.

На эти цели планируется направить 534 164 687 рублей за счет средств республиканского дорожного фонда, в том числе на текущий ремонт – 352 804 741 рубль, капитальный ремонт – 181 359 946 рублей.

При текущем ремонте дорожных покрытий следует устраивать тонкие слои, применять технологию Сларри Сил, использовать иные прогрессивные инновационные технологии, обеспечивающие высокое технико-эксплуатационное качество дорожных покрытий.

При капитальном ремонте автомобильных дорог будет выполняться комплекс работ по восстановлению изношенных дорожных покрытий, конструкций мостовых сооружений, обновлению элементов обустройства дорог, что позволит значительно улучшить условия транспортного движения и повысить уровень его безопасности.

Объекты капитального ремонта ежегодно утверждаются Минтрансом в программах дорожных работ.

При формировании перечней объектов капитального и текущего ремонта дорог должно учитываться их фактическое технико-эксплуатационное состояние по данным диагностики с использованием современных методов оценки.

Возведение и реконструкция дорог, мостов и путепроводов

Подпрограммой 1 предусматривается направить на возведение и реконструкцию республиканских автомобильных дорог 1 280 337 638,96 рубля, из них за счет:

республиканского бюджета – 355 305 182 рубля, из них средств республиканского дорожного фонда – 350 305 182 рубля (в том числе на финансирование капитальных вложений (государственная инвестиционная программа) – 350 305 182 рубля), резервного фонда Президента Республики Беларусь – 3 000 000 рублей (в том числе на финансирование капитальных вложений (государственная инвестиционная программа) – 3 000 000 рублей), фонда национального развития – 2 000 000 рублей (в том числе на финансирование капитальных вложений (государственная инвестиционная программа) – 2 000 000 рублей;

банков (кредитов) – 925 032 456,96 рубля, из них средств ОАО «Банк развития Республики Беларусь» – 144 400 000 рублей, кредитных организаций иностранных государств – 780 632 456,96 рубля.

Планируется реконструировать и возвести по параметрам I категории 276,2 километра республиканских автомобильных дорог, в числе которых участки автомобильных дорог М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги), М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин, Р-23 Минск – Микашевичи, Р-53 Слобода – Новосады, Р-58 Минск – Калачи – Мядель, Р-80 Слобода – Паперня, Р-122 Могилев – Чериков – Костюковичи.

Реконструкцию и возведение республиканских автомобильных дорог предусматривается выполнить за счет средств республиканского дорожного фонда и кредитных средств отечественных и иностранных банков, а также реализации принципов государственно-частного партнерства. За счет кредитных средств предусмотрено реконструировать 377,3 километра республиканских автомобильных дорог, в числе которых участки автомобильных дорог М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги), М-7/Е 28 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог), Р-16 Тюхиничи – Высокое – граница Республики Польша (Песчатка), Р-23 Минск – Микашевичи, Р-58 Минск – Калачи – Мядель, Р-80 Слобода – Паперня. На основе реализации принципов государственно-частного партнерства планируется реконструировать автомобильную дорогу М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин на участке Речица – Калинковичи.

Планируется реконструировать и возвести 2458 пог. метров мостов и путепроводов на республиканских автомобильных дорогах, в числе которых мост через р. Припять на автомобильной дороге Р-88 Житковичи – Давыд-Городок – граница Украины (Верхний Теребежов), мост через р. Сож на автомобильной дороге М-8/Е 95 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута).

Будет начата разработка предпроектной и проектной документации по реконструкции участков республиканских автомобильных дорог М-3 Минск – Витебск, М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги), М-8/Е 95 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута), М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин, М-11/Е 85 граница Литовской Республики (Бенякони) – Лида – Слоним – Бытень, Р-20 Витебск – Полоцк – граница Латвийской Республики (Григоровщина), Р-23 Минск – Микашевичи, Р-31 Бобруйск (от автомобильной дороги М-5/Е 271) – Мозырь – граница Украины (Новая Рудня) (с мостом через р. Словечна), Р-45 Полоцк – Глубокое – граница Литовской Республики (Котловка), Р-46 Лепель – Полоцк – граница Российской Федерации (Юховичи), Р-50 Мосты – Зельва – Ружаны, Р-99 Барановичи – Волковыск – Пограничный – Гродно, подъезд к г. Гродно (км 209) от автомобильной дороги Р-99 Барановичи – Волковыск – Пограничный – Гродно, дорог с гравийным покрытием, по устройству обходов г. Бобруйска, г. Могилева, г.п. Мир, г. Пинска, транспортной развязки в разных уровнях на автомобильной дороге М-1/Е 30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки) (км 297), транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог М-14 вторая кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Минска, Р-80 Слобода – Паперня и Р-40 Боровляны – Логойск. Также будет начата разработка предпроектной и проектной документации по объектам реконструкции мостовых сооружений на республиканских автомобильных дорогах, требующих проведения неотложных работ, согласно приложению 5. Реконструкция и возведение данных участков дорог и мостовых сооружений будут начаты в случае наличия финансовых средств.

При разработке предпроектной документации (обоснования инвестиций) определяется экономическая целесообразность осуществления инвестиций с вариантной проработкой типов дорожного покрытия (асфальтобетонное, цементобетонное).

В 2017–2020 годах планируется выполнять работы по устройству искусственного освещения на возводимых и реконструируемых республиканских автомобильных дорогах в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, аварийно-опасных пешеходных переходов и подходов к ним, пересечений дорог, в том числе на транспортных развязках. Объекты устройства освещения на республиканских автомобильных дорогах ежегодно после согласования с Постоянной комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров Республики Беларусь подлежат включению в Государственную инвестиционную программу.

Приобретение машин и оборудования, включенных в проектно-сметную документацию по строительству и реконструкции автомобильных дорог и предназначенных для их содержания, может осуществляться за счет средств республиканского дорожного фонда и кредитных ресурсов.

Научно-техническая и инновационная деятельность

На научно-техническую и инновационную деятельность за счет собственных средств заказчиков (внебюджетный централизованный инвестиционный фонд Минтранса) в 2017–2020 годах предусматривается направить 2 267 045 рублей. Кроме того, на эти цели могут быть направлены финансовые средства из иных источников в соответствии с действующим законодательством.

Типовое проектирование

За счет финансовых средств, выделяемых на типовое проектирование дорог, будут разрабатываться технические нормативные правовые акты, технологические карты, типовые проекты конструктивных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений, а также производиться другие работы в соответствии с планом работ по типовому проектированию, ежегодно утверждаемым распорядителем средств республиканского дорожного фонда.

На типовое проектирование республиканских автомобильных дорог в 2017–2020 годах предусматривается направить 10 169 250 рублей из средств республиканского дорожного фонда.

Обеспечение функционирования системы взимания платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования

В целях обеспечения сохранности и восстановления автомобильных дорог общего пользования за счет финансовых средств, выделяемых на обеспечение функционирования системы взимания платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, республиканским унитарным предприятием «Белдорцентр» будет осуществляться выдача специальных разрешений на проезд транспортных средств, максимальные весовые и (или) габаритные размеры которых превышают допустимые параметры, установленные законодательством для проезда по автомобильным дорогам.

На обеспечение функционирования системы взимания платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования предусматривается направить 4 710 085 рублей из средств республиканского дорожного фонда.

Обеспечение функционирования системы электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь и системы динамического взвешивания

В Республике Беларусь на протяжении 1613 километров республиканских автомобильных дорог (на 1 января 2017 г.) взимается плата за проезд транспортных средств.

Взимание платы за проезд транспортных средств по таким автомобильным дорогам осуществляется при помощи системы электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения на дорогах или их отдельных участках, в том числе на участках проезда по мостам и иным искусственным сооружениям, с повышенным скоростным и безопасным режимом движения транспортных средств, высоким уровнем сервисного обслуживания.

В процессе реализации Государственной программы в республике планируется расширить сеть платных автомобильных дорог. Будет введена плата за проезд транспортных средств на всем протяжении дороги М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги) после ее реконструкции и на участке дороги Р-28 Минск – Молодечно – Нарочь. К 2021 году протяженность платных автомобильных дорог составит 1786 километров (рис. 5).