ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 сентября 2014 г. № 874

Об утверждении Программы развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014–2020 годы

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 1248 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.12.2014, 5/39924) <C21401248>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 февраля 2017 г. № 159 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.03.2017, 5/43399) <C21700159>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 742 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.10.2018, 5/45703) <C21800742>

 

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014–2020 годы (далее – Программа).

2. Определить заказчиком Программы Государственный комитет по имуществу.

3. Государственному комитету по имуществу ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, информировать Совет Министров Республики Беларусь о ходе выполнения Программы.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

М.Мясникович

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

11.09.2014 № 874

ПРОГРАММА
развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014–2020 годы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014–2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87, 2/882).

Система государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее, если не указано иное, – государственная регистрация) требует дальнейшего совершенствования, обусловленного возрастанием возможностей современных информационных технологий. Необходимо решить вопросы осуществления государственной регистрации на основе электронных документов и электронных копий документов на бумажном носителе, эволюционного отказа от архивов бумажных документов, повышения эффективности за счет снижения издержек и увеличения количества и качества услуг, дальнейшего сокращения сроков государственной регистрации, доведения качества данных до уровня мировых стандартов. Целесообразно расширить функциональные возможности системы государственной регистрации в целях повышения прозрачности деловых процессов на рынке недвижимости и инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.

С учетом изложенного разработаны мероприятия Программы, их реализация направлена на решение следующих основных задач:

ведение Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – регистр недвижимости) с выполнением регистрационных действий в реальном масштабе времени;

расширение возможности осуществления административных процедур по государственной регистрации по принципу «одного окна» с удаленным предоставлением документов, оснований государственной регистрации в электронной форме;

предоставление субъектам гражданского права возможности государственной регистрации в срок до 1 часа по некоторым объектам и основаниям для государственной регистрации;

расширение функциональных возможностей системы государственной регистрации;

расширение качества и количества электронных услуг в рамках создания «электронного правительства» в Республике Беларусь;

повышение качества данных до уровня мировых аналогов.

В Программе используются следующие основные термины и их определения:

авторизованный посредник – лицо, которое в соответствии с законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним уполномочено на оказание гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам услуг, связанных с государственной регистрацией, внесением исправлений в документы регистра недвижимости, внесением отметок в регистрационную книгу, предоставлением сведений и документов из регистра недвижимости, посредством электронного взаимодействия с организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, ее филиала или бюро (далее – организация по государственной регистрации);

инфраструктура пространственных данных – описанные, реализованные и доступные метаданные, наборы пространственных данных и сервисы их обработки, сетевые сервисы и технологии, соглашения о доступе, обмене и использовании информации, механизмы координации и мониторинга, процессы и процедуры;

репрезентативность – представительность выборки статистических, экономических показателей, используемых для анализа экономических процессов и явлений;

целостность базы данных регистра недвижимости – свойство базы данных регистра недвижимости, отражающее ее достоверность, полноту и непротиворечивость данных регистра недвижимости, определяемое тремя индексами: индекс достоверности, индекс целостности структуры базы, индекс полноты регистра недвижимости.

ГЛАВА 2
ВЕДЕНИЕ РЕГИСТРА НЕДВИЖИМОСТИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

В период реализации Программы организациями по государственной регистрации будет обеспечиваться ведение регистра недвижимости в составе:

регистра недвижимого имущества;

регистра предприятий как имущественных комплексов;

регистра закладных;

реестра характеристик недвижимого имущества;

реестра классификаторов информации регистра недвижимости;

реестра регистраторов;

реестра специалистов по технической инвентаризации недвижимого имущества;

реестра организаций по государственной регистрации;

банка цифровых пространственных данных;

архивов;

иных реестров и регистров.

Целью совершенствования технико-экономических характеристик системы государственной регистрации является оптимизация издержек на ее содержание, упрощение и ускорение осуществления административных процедур по государственной регистрации, сближение с международным стандартом базовой модели земельного администрирования, содействие созданию «электронного правительства», что соответствует стратегии развития информационного общества в Беларуси.

Для достижения поставленной цели в рамках Программы планируется проведение ряда мероприятий, направленных на модернизацию и внедрение автоматизированной информационной системы ведения регистра недвижимости (далее – АИС РН), организацию информационного взаимодействия АИС РН с информационными ресурсами республики, государственными органами и иными уполномоченными организациями, совершенствование регистра недвижимости с учетом международных стандартов, оптимизацию административных процедур и обеспечение технической возможности их оказания в электронной форме, упрощение процессов исправления ошибок досудебными методами и достижение иных целей.

АИС РН должна сохранять работоспособность непрерывно в течение неограниченного периода времени, в том числе при отказах оборудования и электропитания, то есть обладать высоким уровнем надежности. Для этого необходимо увеличить среднее время безотказной работы (без нарушения работоспособности) АИС РН, уменьшить среднее время восстановления работоспособности после отказа АИС РН (нарушения работоспособности), в том числе поддерживать тройной резерв главных баз данных, продолжать модернизацию существующего аппаратно-программного комплекса и другие работы.

Для поддержания достоверности, полноты и непротиворечивости регистра недвижимости будет обеспечиваться работа системы управления качеством регистрационных действий и работ по технической инвентаризации недвижимого имущества.

В рамках ведения регистра недвижимости будет:

актуализироваться информация в центральной базе данных;

производиться выдача информации из центральной базы данных регистра недвижимости и предоставление к ней дистанционного доступа, в том числе в рамках взаимодействия с другими информационными системами;

осуществляться модернизация аппаратно-программного комплекса АИС РН, в том числе путем корректировки программного обеспечения при изменении законодательства и оптимизации оказываемых услуг;

осуществляться мониторинг правильности совершения регистрационных действий регистраторами и управление качеством системы государственной регистрации, в том числе управление базами данных в целях поддержания достоверности, полноты и непротиворечивости регистра недвижимости, а также обеспечиваться функционирование системы управления качеством работ в области технической инвентаризации недвижимого имущества;

проводиться совершенствование системы защиты информации и повышения живучести автоматизированной информационной системы;

проводиться аттестация регистраторов, стажеров регистраторов и специалистов по технической инвентаризации недвижимого имущества;

осуществляться электронное взаимодействие организаций по государственной регистрации с авторизованными посредниками и лицами, которым в соответствии с законодательными актами предоставлено право на подачу от имени и (или) в интересах заявителей документов для осуществления государственной регистрации.

ГЛАВА 3
РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Целью данного направления развития системы государственной регистрации является расширение функциональных возможностей системы государственной регистрации на основе современных инновационных технологий для создания дополнительных возможностей создания «электронного правительства» в Республике Беларусь.

Реализация этой цели будет достигаться при помощи проведения исследований и реализации пилотных проектов по использованию в работе данных дистанционного зондирования Земли из космоса, самолетов и беспилотных летательных аппаратов, созданию системы массового (систематического) формирования объектов недвижимого имущества и их кадастровой оценки, в том числе для целей налогообложения, расширению оказываемых услуг с использованием публичной кадастровой карты и инфраструктуры пространственных данных, оптимизации перечня прав, ограничений, обременений прав на объекты недвижимого имущества, подлежащие государственной регистрации, а также перечня объектов недвижимости, на которые распространяется законодательство о государственной регистрации, для повышения прозрачности и эффективности управления земельными ресурсами и недвижимостью.

ГЛАВА 4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЕДЕНИЯ РЕГИСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

Целью данного направления Программы является повышение качества данных и профессионального уровня специалистов системы государственной регистрации.

Достижение поставленной цели планируется осуществить путем стандартизации показателей системы государственной регистрации, разработки и внедрения методов и средств их оценки в реальном масштабе времени, в том числе показателей по определению доли услуг, оказываемых посредством информационно-коммуникационных технологий, созданию ведомственной системы дистанционного дополнительного обучения персонала организаций по государственной регистрации, внедрению системы периодической проверки и подтверждения квалификации специалистов через удаленные центры тестирования, а также повышения уровня целостности данных регистра недвижимости до уровня «отличный» по соответствующей методике оценки целостности данных.

Одним из важных условий успешной реализации Программы и функционирования системы государственной регистрации является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

Программой предусматривается совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для осуществления деятельности в области государственной регистрации и технической инвентаризации недвижимого имущества.

Планируется корректировка учебных планов и программ, в которых больше внимания будет уделено дисциплинам, связанным с новейшими компьютерными геоинформационными технологиями, эксплуатацией автоматизированных информационных систем.

Базовым учреждением для повышения квалификации работников системы государственной регистрации является государственное учреждение образования «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов системы Госкомимущества», а для подготовки и переподготовки – учреждения образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия», «Белорусский государственный технологический университет», Белорусский государственный университет.

В целях изучения передового опыта ведущие специалисты и ученые отрасли будут направляться за рубеж для стажировки за счет собственных средств организаций по государственной регистрации и иных источников.

ГЛАВА 5
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Развитие системы государственной регистрации является составной частью задач по обеспечению социально-экономического развития страны, решению социальных и экологических проблем, повышению качества жизни.

Мероприятия Программы согласно приложению 1 позволят достичь к 2021 году следующих целевых показателей системы государственной регистрации:

ведение регистра недвижимости в реальном масштабе времени независимо от места совершения регистрационных действий (в 2013 году его ведение осуществлялось в относительном масштабе времени (24 часа);

минимальный срок государственной регистрации – до 1 часа по некоторым регистрационным действиям (в 2013 году – 2 рабочих дня);

коэффициент покрытия (доля суммарной площади земельных участков, внесенных в регистр недвижимости, к площади территории Республики Беларусь) – 60 процентов (в 2013 году – 21,5 процента);

полнота электронных архивов юридически значимых документов – 99 процентов регистрационных дел на объекты недвижимости, в отношении которых осуществлена государственная регистрация их создания (далее – вновь созданные объекты) и которые заводятся в электронном виде в цифровом архиве;

обеспечение технической возможности совершения административных процедур в электронной форме посредством единого портала электронных услуг;

целостность регистра недвижимости (J) – более 0,95 (в 2013 году – 0,26–0,95). Целостность регистра недвижимости определяется тремя индексами: индекс достоверности J1, индекс целостности структуры базы J2, индекс полноты регистра недвижимости J3. Методика расчета индексов J1–J3 установлена Концепцией целостности единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, утвержденной приказом Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2007 г. № 361 «О целостности единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Показатели являются нормированными: 0 £ Ji £ 1. Они рассчитываются каждый календарный год выполнения Программы, определяются в целом для системы государственной регистрации и для каждой территориальной организации по государственной регистрации в отдельности. Программа по данным показателям считается успешно выполненной, если в течение последних двух лет ее исполнения J> 0,95, J2 = 1, J3 = 1.

Программа соответствует приоритетному направлению развития информационного общества в Республике Беларусь, определенному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 197, 5/32317), Стратегией развития информатизации в Республике Беларусь на 2016–2022 годы, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 3 ноября 2015 г. № 26), поскольку предполагает увеличение электронных услуг высокого качества, включая обеспечение технической возможности их оказания в электронной форме.

Программа соответствует экономической стратегии государства по снижению издержек производства. В результате ее реализации станет возможным сократить затраты на производство за счет:

сокращения числа центров обработки данных (серверов), включая аппаратно-программные средства с дорогостоящим лицензионным программным обеспечением;

сокращения трудозатрат в связи с применением интеллектуальных и (или) экспертных систем, созданием входного и выходного потоков электронных документов, сокращением времени доступа к документам архивного хранения по причине поэтапной замены бумажных архивов цифровыми;

упрощения процессов исправления ошибок досудебными методами;

введения возможности систематического (массового) формирования и кадастровой (массовой) оценки недвижимого имущества;

обеспечения технической возможности совершения административных процедур в электронной форме;

перехода на формирование регистрационных дел на вновь созданные объекты преимущественно в цифровом архиве.

Сокращение затрат позволит направить высвободившиеся средства на дальнейшее повышение устойчивости и развитие системы государственной регистрации, рост качества и увеличение количества услуг в соответствии с тенденциями развития информационного общества.

Методика расчета показателей экономической эффективности Программы приведена в приложении 2.

Финансовое обеспечение Программы осуществляется главным образом за счет внебюджетных источников, формируемых за счет средств, поступающих от хозяйственной деятельности организаций по государственной регистрации (плата за техническую инвентаризацию и проверку характеристик недвижимого имущества, предоставление информации из регистра недвижимости, совершение регистрационных действий, оказание консультаций по осуществлению регистрационных действий, удостоверение договоров, являющихся основанием для перехода прав на объекты недвижимого имущества, составление проектов договоров, подлежащих государственной регистрации, необходимых заявлений, изготовление копий документов, выписок из них, а также оказание других правовых и технических услуг, связанных с государственной регистрацией, в том числе за счет денежных средств, полученных от реализации прав на использование программного обеспечения и иных объектов интеллектуальной собственности, созданных в рамках системы государственной регистрации), республиканского бюджета и иных источников.

Частично финансирование капитальных затрат будет осуществляться за счет амортизационных фондов организаций по государственной регистрации.

 

 

Приложение 1

к Программе развития системы
государственной регистрации недвижимого
имущества, прав на него и сделок с ним
на 2014–2020 годы

Мероприятия по реализации Программы развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014–2020 годы

Наименование мероприятий

Срок реализации, годы

Ответственные исполнители

Совершенствование технико-экономических характеристик системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

1. Обеспечение ведения Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – регистр недвижимости), в том числе:

модернизация программного обеспечения ведения регистра недвижимости и системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – государственная регистрация) при изменениях законодательства и оптимизации оказываемых услуг

управление качеством совершения регистрационных действий и работ по технической инвентаризации недвижимого имущества

поддержание целостности регистра недвижимости

2014–2020

ГУП «Национальное кадастровое агентство»

2. Модернизация автоматизированной информационной системы ведения Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – АИС РН) путем сокращения числа баз данных

2014–2018

Госкомимущество,
ГУП «Национальное кадастровое агентство»

21. Внедрение модернизированной АИС РН, в том числе обеспечение конвертации данных из локальных баз данных регистра недвижимости в центральную

2019–2020

Госкомимущество, ГУП «Национальное кадастровое агентство», территориальные организации по государственной регистрации

3. Организация информационного взаимодействия регистра недвижимости с базовыми и другими государственными информационными ресурсами (по мере достижения этими информационными ресурсами необходимого уровня целостности данных), а также организаций по государственной регистрации – с государственными органами и иными уполномоченными организациями

2014–2020

Госкомимущество,
Минюст, МВД, Минсвязи, МНС, Минстройархитектуры, Минкультуры,
ГУП «Национальное кадастровое агентство»

4. Информационное взаимодействие с государственными органами и иными уполномоченными организациями, в том числе путем выдачи информации из центральной базы данных регистра недвижимости и предоставления дистанционного доступа к ней в соответствии с законодательством Республики Беларусь

2014–2020

Госкомимущество,
ГУП «Национальное кадастровое агентство»

5. Совершенствование системы государственной регистрации на основе международного стандарта ISO 19152 «LAND ADMINISTRATION DOMAIN MODEL»

2014–2018

»

6. Проведение работ по повышению уровня автоматизации системы государственной регистрации путем создания интеллектуальных и (или) экспертных систем принятия решений

2015–2020

»

7. Модернизация АИС РН путем включения подсистемы «электронный архив» для хранения и использования юридически значимых электронных документов или электронных копий документов на бумажном носителе, предоставления правоохранительным органам, судам, иным уполномоченным лицам документов электронного архива в реальном масштабе времени

2017–2018

»

8. Оптимизация количества и содержания выходных форм регистра недвижимости

2014–2015

Госкомимущество

9. Создание и внедрение специализированного сервиса «личный кабинет» для пользователей системы государственной регистрации

2014–2018

Госкомимущество,
ГУП «Национальное кадастровое агентство»

91. Расширение функциональных возможностей специализированного сервиса «личный кабинет» для пользователей системы государственной регистрации, в том числе путем увеличения количества таких пользователей

2019–2020

Госкомимущество, ГУП «Национальное кадастровое агентство»

10. Упрощение отмены или изменений ошибочных регистраций досудебными методами

2015–2016

»

11. Упрощение представления документов для государственной регистрации путем перевода в электронную форму документов на бумажном носителе с последующим возвратом бумажных документов заявителю, придание указанным переведенным документам необходимого правового статуса

2017–2018

»

12. Предоставление электронных услуг с использованием авторизованных посредников

2016–2020

»

13. Предоставление возможности ускоренной государственной регистрации по ряду оснований и объектов недвижимости в срок до 1 часа

2015

»

14. Совершенствование порядка государственной регистрации путем исключения в некоторых случаях участия правообладателя-заявителя

2016–2018

»

15. Проведение работ по оказанию дополнительных услуг посредством мобильной телефонии и электронной почты

2015–2020

»

16. Оптимизация перечня действий, относящихся к исключительной компетенции регистратора

2015–2016

»

161. Обеспечение технической возможности осуществления административных процедур в области государственной регистрации и предоставления информации из регистра недвижимости в электронной форме в соответствии с перечнем административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг в отношении граждан, и перечнем административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2017 г. № 529 «Об административных процедурах, подлежащих осуществлению в электронной форме» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2017, 5/43958), в части модернизации АИС РН

2018–2020

Госкомимущество, ГУП «Национальное кадастровое агентство»

Расширение функциональных возможностей системы государственной регистрации

17. Проведение исследований и работ по установлению правил, позволяющих вносить в регистр недвижимости отметки о нерепрезентативности цен при проведении сделок, и созданию реестра цен на объекты недвижимого имущества в составе регистра недвижимости

2015–2016

Госкомимущество,
ГУП «Национальное кадастровое агентство»

18. Проведение исследований и реализация пилотных проектов по мониторингу объектов недвижимости и земельных ресурсов по данным дистанционного зондирования Земли из космоса, самолетов и беспилотных летательных аппаратов для ведения кадастровой карты

2017–2020

Госкомимущество,
ГУП «Национальное кадастровое агентство»,
РУП «Проектный институт «Белгипрозем»

181. Использование данных дистанционного зондирования земли в программных продуктах системы государственной регистрации

2019–2020

Госкомимущество, ГУП «Национальное кадастровое агентство», РУП «Проектный институт «Белгипрозем», ГП «БелПСХАГИ»

19. Реализация пилотного проекта по созданию системы массового (систематического) формирования объектов недвижимого имущества и их кадастровой оценки, в том числе для целей налогообложения

2014–2016

Госкомимущество,
Минфин,
МНС, Минэкономики,
ГУП «Национальное кадастровое агентство»

20. Проведение исследований и реализация пилотных проектов по совершенствованию оказания услуг «электронного правительства» государству, гражданам и бизнесу с использованием публичной кадастровой карты и инфраструктуры пространственных данных

2014–2018

Госкомимущество,
Минлесхоз, Минприроды, Минстройархитектуры, ГУП «Национальное кадастровое агентство»

201. Модернизация программного обеспечения ведения публичной кадастровой карты Республики Беларусь в целях расширения количества услуг «электронного правительства» государству, гражданам и бизнесу с использованием инфраструктуры пространственных данных

2019–2020

Госкомимущество, ГУП «Национальное кадастровое агентство»

21. Проведение исследований и работ по оптимизации перечня прав, ограничений, обременений прав на объекты недвижимости, подлежащих государственной регистрации, а также перечня объектов недвижимости, на которые распространяется законодательство о государственной регистрации недвижимого имущества

2017–2018

Госкомимущество,
ГУП «Национальное кадастровое агентство»

Совершенствование системы управления качеством ведения регистра недвижимости

22. Проведение работ по нормированию показателей системы государственной регистрации, разработка методик оценки показателей и переход к их автоматизированному определению

2017–2020

Госкомимущество,
ГУП «Национальное кадастровое агентство»

23. Создание и сопровождение ведомственной системы дистанционного дополнительного обучения, проверки и подтверждения квалификации персонала системы государственной регистрации

2014–2020

»

24. Повышение уровня целостности данных регистра недвижимости до уровня «отличный» по существующей методике оценки целостности данных

2020

Госкомимущество,
ГУП «Национальное кадастровое агентство», территориальные организации по государственной регистрации

25. Проведение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов организаций по государственной регистрации

2014–2020

Госкомимущество,
ГУП «Национальное кадастровое агентство», ГУ «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов системы Госкомимущества»

 

 

Приложение 2

к Программе развития системы
государственной регистрации недвижимого
имущества, прав на него и сделок с ним
на 2014–2020 годы

Методика расчета показателей экономической эффективности Программы развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014–2020 годы

Введение

1. Методика расчета показателей экономической эффективности Программы развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014–2020 годы (далее – методика) предназначена для оценки качества реализации Программы развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014–2020 годы (далее – Программа).

2. Методикой предусмотрена оценка выполнения Программы по целевым показателям системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – государственная регистрация), указанным в главе 5 Программы:

реальный масштаб времени ведения Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – регистр недвижимости);

минимальный срок государственной регистрации;

покрытие;

целостность регистра недвижимости;

интенсивность услуг лиц, которым в соответствии с законодательными актами предоставлено право на подачу от имени и (или) в интересах заявителей документов для осуществления государственной регистрации (далее – уполномоченные лица), и авторизованных посредников;

переход к электронным архивам юридически значимых документов;

обеспечение технической возможности осуществления административных процедур в электронной форме;

экономия, обусловленная сокращением числа центров обработки данных.

3. Основным источником информации для расчета показателей является регистр недвижимости. Основной инструмент расчета – специальное программное обеспечение.

Методика расчета отдельных показателей и оценка на его основе результатов реализации Программы

4. Реальный масштаб времени ведения регистра недвижимости (E). Показатель рассчитывается с использованием специального программного обеспечения путем проведения натурных испытаний по следующей формуле:

 

,

 

где Eonline – число записей в базе данных регистра недвижимости, произведенных в реальном масштабе времени за отчетный период времени;

 – число записей в базе данных регистра недвижимости, произведенных за отчетный период времени.

За реальный масштаб времени принимается интервал времени менее 600 секунд с момента завершения регистратором сеанса государственной регистрации до момента завершения формирования соответствующей записи в базе данных регистра недвижимости.

Показатель принимает значения в диапазоне 0 £ E £ 1.

Оценка осуществляется каждый календарный год выполнения Программы и за последние три месяца перед завершением ее реализации. Показатель рассчитывается в целом для системы государственной регистрации и для каждой территориальной организации по государственной регистрации в отдельности.

Выполнение Программы по данному показателю считается успешным, если E = 1 по результатам последних трех месяцев ее реализации.

5. Минимальный срок государственной регистрации (D). Показатель рассчитывается при помощи специального программного обеспечения путем обработки данных регистра недвижимости по следующей формуле:

 

,

 

где DD – число заявлений, на основании которых государственная регистрация проведена за минимальный срок, не превышающий 1 час;

 – число заявлений, на основании которых произведена государственная регистрация.

Показатель является нормированным: 0 £ D £ 1. Рассчитывается каждый календарный год выполнения Программы, а также за весь период ee реализации. Определяется в целом для системы государственной регистрации и для каждой территориальной организации по государственной регистрации в отдельности.

Программа по данному показателю считается успешно выполненной, если имеется нормативный правовой акт, предусматривающий минимальный срок государственной регистрации 1 час, и D > 0.

6. Покрытие (С). Рассчитывается с использованием специального программного обеспечения по данным регистра недвижимости по следующей формуле:

 

,

 

где N – число земельных участков, зарегистрированных в регистре недвижимости на момент выполнения Программы;

Si  – площадь i-го земельного участка;

SРБ – площадь в границах Республики Беларусь (20 760 000 га).

Показатель является нормированным: 0 £ С £ 1. Рассчитывается каждый календарный год выполнения Программы, а также за весь период ee реализации. Определяется в целом для системы государственной регистрации и для каждой территориальной организации по государственной регистрации в отдельности.

Программа по данному показателю считается успешно выполненной, если к завершению срока ее реализации С > 0,6.

7. Целостность регистра недвижимости (J). Целостность регистра недвижимости определяется тремя индексами: индекс достоверности J1, индекс целостности структуры базы J2, индекс полноты регистра недвижимости J3.

Методика расчета индексов J1–J3 установлена Концепцией целостности единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, утвержденной приказом Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2007 г. № 361 «О целостности единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Показатели являются нормированными: 0 £ Ji £ 1. Они рассчитываются каждый календарный год выполнения Программы. Определяются в целом для системы государственной регистрации и для каждой территориальной организации по государственной регистрации в отдельности.

Программа по данным показателям считается успешно выполненной, если в течение последних двух лет ее реализации J1 > 0,95, J2 = 1, J3 = 1.

8. Интенсивность услуг уполномоченных лиц и авторизованных посредников (Врап, Вап и В%). Данный показатель характеризуется следующими индексами: количество авторизованных посредников и уполномоченных лиц (Вап), количество работников авторизованных посредников или уполномоченных лиц, участвующих в оказании услуг (Врап), и доля (В%) регистрационных действий, совершенных на основании электронных документов и (или) электронных копий документов на бумажном носителе, представляемых уполномоченными лицами или авторизованными посредниками.

Количество авторизованных посредников, уполномоченных лиц и их работников, участвующих в оказании услуг, определяется на основании информации систем электронного взаимодействия с организациями по государственной регистрации.

Доля регистрационных действий, осуществляемых на основании электронных документов, электронных копий документов на бумажном носителе, представляемых уполномоченными лицами, авторизованными посредниками и их работниками, вычисляется с использованием специального программного обеспечения по следующей формуле:

 

 

где     – число регистрационных действий, осуществленных на основании электронных документов, электронных копий документов на бумажном носителе, представленных уполномоченными лицами, авторизованными посредниками;

 – число регистрационных действий, осуществленных организациями по государственной регистрации.

Показатель является нормированным: . Рассчитывается каждый календарный год выполнения Программы. Определяется в целом для системы государственной регистрации и для каждой территориальной организации по государственной регистрации в отдельности.

Программа по данному показателю считается успешно выполненной, если к завершению срока ее реализации Вап > 15, Врап > 150, В% > 0.

9. Переход к электронным архивам юридически значимых документов (S). Показатель интенсивности такого перехода рассчитывается при помощи специального программного обеспечения по данным регистра недвижимости и цифрового архива по следующей формуле:

 

 

где    Sв – число заведенных в цифровом архиве в текущем календарном году регистрационных дел на вновь созданные объекты;

Se – число вновь созданных объектов.

Показатель рассчитывается в целом для системы государственной регистрации и для каждой территориальной организации по государственной регистрации в отдельности за весь период реализации Программы.

Программа по данному показателю считается успешно выполненной, если S > 0,99 в последний год реализации Программы.

10. Обеспечение технической возможности осуществления административных процедур в электронной форме (E). Рассчитывается при помощи специального программного обеспечения по данным регистра недвижимости по следующей формуле:

 

 

где    Ei – число пунктов перечня административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг в отношении граждан, и перечня административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2017 г. № 529 «Об административных процедурах, подлежащих осуществлению в электронной форме» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2017, 5/43958), в отношении которых реализована техническая возможность их осуществления в электронной форме;

 – общее число пунктов названных перечней административных процедур.

Для подсчета показателей Ei и используются пункты 18–146 перечня административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг в отношении граждан, и пункты 86–163 перечня административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Показатель является нормированным: . Рассчитывается каждый календарный год выполнения Программы. Определяется в целом для системы государственной регистрации.

Программа по данному показателю считается успешно выполненной, если E > 0,75 в последний год реализации Программы.

11. Экономия, обусловленная сокращением числа центров обработки данных (К). Рассчитывается по следующей формуле:

 

К = (КB  – КE) х (V1 V2),

 

где КB – число серверов баз данных, осуществляющих репликацию данных на основной сервер базы данных регистра недвижимости, в системе организаций по государственной регистрации на дату начала реализации Программы;

КE – число серверов баз данных, осуществляющих репликацию данных на основной сервер базы данных регистра недвижимости, в системе организаций по государственной регистрации на дату завершения реализации Программы;

V1 – средняя стоимость сервера баз данных на дату завершения реализации Программы;

V2 – средняя стоимость лицензии на базовое программное обеспечение системы управления базами данных «Oracle», обеспечивающей функционирование локальных серверов баз данных, на дату завершения реализации Программы.

Показатель рассчитывается в целом для системы государственной регистрации и для каждой территориальной организации по государственной регистрации в отдельности на дату завершения реализации Программы.

Программа по данному показателю считается успешно выполненной, если K > 1 млн. рублей.

12. Исключен.

Заключение

13. Расчеты по методике осуществляются республиканской организацией по государственной регистрации, которая является оператором регистра недвижимости. Результаты расчетов оформляются протоколами по каждому показателю методики на дату отчетного периода. Протоколы составляются не позднее 20 дней после завершения отчетного периода и представляются Государственному комитету по имуществу для утверждения.