ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 мая 2014 г. № 506

О бизнес-планах инвестиционных проектов

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2015 г. № 431 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.05.2015, 5/40575) <C21500431>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 сентября 2016 г. № 737 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2016, 5/42657) <C21600737>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2017 г. № 425 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.06.2017, 5/43819) <C21700425>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2018 г. № 772 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.10.2018, 5/45743) <C21800772>

 

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2014 г. № 92 «О внесении дополнения и изменений в указы Президента Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов.

2. Министерству экономики:

осуществлять методологическое руководство разработкой бизнес-планов инвестиционных проектов и проведением экспертизы инвестиционных проектов;

принять меры по реализации настоящего постановления.

3. Республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому:

до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информировать Министерство экономики о ходе реализации инвестиционных проектов, прошедших государственную комплексную экспертизу, а в случае нарушения графиков их реализации – и о причинах срыва сроков и принятых мерах;

в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

4. Государственная комплексная экспертиза инвестиционных проектов, документы и иные материалы по которым представлены в Министерство экономики до вступления настоящего постановления в силу, проводится в соответствии с законодательством, действовавшим до его вступления в силу.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Беларусь согласно курируемым направлениям.

6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

М.Мясникович

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

26.05.2014 № 506

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, проведения экспертизы инвестиционных проектов, за исключением случаев, когда иной порядок проведения экспертизы установлен законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, в целях принятия Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь (в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь) в установленном законодательством порядке решений об оказании государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов.

2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия и их определения:

инвестиционный проект – совокупность документов и иных материалов (далее – документы), определяющих целесообразность, условия и способы вложения инвестиций в основной капитал, включая нематериальные активы, и в прирост чистого оборотного капитала, объемы и источники их финансирования, а также мероприятия по достижению целей, непосредственно связанных с осуществлением данных инвестиций;

государственная поддержка – финансовая и иная поддержка, оказываемая в соответствии с законодательством юридическим лицам для реализации инвестиционных проектов в виде льгот и (или) преференций, предоставляемых инвесторам и (или) организациям, реализующим инвестиционные проекты, в рамках заключаемых инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, привлечения внешних государственных займов, выдаваемых гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам и займам, а также в иных случаях, установленных законодательными актами;

инициатор – юридические и физические лица, включая инвестора, инициирующие и (или) реализующие инвестиционный проект;

кредитодатели (заимодавцы) – банки, небанковские кредитно-финансовые организации и иные организации – резиденты Республики Беларусь, предоставляющие кредиты (займы) для реализации инвестиционного проекта;

орган управления – республиканский орган государственного управления, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, облисполком, Минский горисполком, в подчинении которого (которой) находится (в состав, систему которого (которой) входит) инициатор, если такое подчинение инициатора имеется, либо к компетенции которого (которой) относятся вопросы, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (далее – продукция);

экспертиза инвестиционного проекта (далее – экспертиза) – оценка (анализ) бизнес-плана инвестиционного проекта (далее – бизнес-план) и (или) иных документов, результатом которой является соответствующее заключение по инвестиционному проекту (далее – заключение);

локальная экспертиза инвестиционных проектов – экспертиза, проводимая соответствующим органом управления, в том числе Министерством финансов, кредитодателями (заимодавцами), а также государственная научно-техническая экспертиза, осуществляемая государственными экспертными советами, созданными Государственным комитетом по науке и технологиям;

государственная комплексная экспертиза инвестиционных проектов – экспертиза, проводимая Министерством экономики с учетом результатов локальных экспертиз в целях подготовки заключения о целесообразности оказания государственной поддержки для реализации инвестиционного проекта.

3. Государственная комплексная экспертиза инвестиционных проектов (далее – комплексная экспертиза) проводится в отношении инвестиционных проектов, претендующих на:

3.1. исключен;

3.2. исключен;

3.3. привлечение внешних государственных займов и (или) внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь;

3.4. предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь;

3.5. предоставление при заключении инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь льгот и (или) преференций инвестору (инвесторам) и (или) организации, созданной инвестором (инвесторами), либо организации, в отношении которой инвестор (инвесторы) имеет возможность определять принимаемые ею решения по основаниям, установленным законодательством, не установленных решениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства.

Комплексная экспертиза проводится и в иных случаях, установленных законодательными актами.

4. Основной задачей при проведении экспертизы является оценка (анализ):

обоснованности сведений и данных по инвестиционному проекту;

уровня рисков реализации инвестиционного проекта и его эффективности, целесообразности оказания инициатору запрашиваемой государственной поддержки.

Бизнес-план, представляемый для проведения в соответствии с настоящим Положением экспертизы, должен быть разработан согласно требованиям к разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, устанавливаемым Министерством экономики.

По инвестиционным проектам, предусматривающим осуществление инвестиций в инфраструктуру (инженерную, социальную, транспортную и иную), по которым получение прибыли (дохода) не является целью реализации инвестиционного проекта, допускается при наличии обоснования инициатора (органа управления) представлять технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта (далее – ТЭО), разрабатываемое в соответствии с отраслевой спецификой и (или) международными подходами, либо утвержденное обоснование инвестиций вместо бизнес-плана.

Организация разработки и утверждения ТЭО (обоснований инвестиций), их рассмотрение при проведении экспертизы осуществляются (если иное не установлено законодательством) в порядке, установленном настоящим Положением для бизнес-планов.

Заключение, подготовленное по результатам проведения экспертизы, подписывается (если иное не установлено законодательством) руководителем (либо его заместителем) органа управления (организации), проводившего экспертизу, который несет персональную ответственность за соответствие этого заключения требованиям настоящего Положения, а также соблюдение сроков проведения экспертизы.

5. При проведении экспертизы обеспечиваются:

сохранность представленных документов;

конфиденциальность информации, которая стала известна при проведении экспертизы, и ее результатов.

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

6. Разработке бизнес-плана должно предшествовать проведение:

маркетинговых исследований в целях получения объективной информации о потенциальных возможностях сбыта продукции, в том числе с использованием международных подходов, включающих анализ рынков сбыта продукции по их сегментам, балансов производства и потребления (продаж) как на региональных, так и на глобальных рынках сбыта, конкурентоспособности продукции, стратегии маркетинга;

оценки сырьевого обеспечения, внутренних и внешних факторов, влияющих на реализацию инвестиционного проекта;

инженерных и иных исследований.

Организация проведения соответствующих исследований по инвестиционному проекту и разработки бизнес-плана обеспечивается инициатором. При необходимости органом управления в пределах компетенции оказывается содействие в их проведении.

Оплата исследований, указанных в части первой настоящего пункта, осуществляется за счет средств инициатора и (или) иных не запрещенных законодательством источников финансирования. По инвестиционным проектам, имеющим высокую социально-экономическую значимость для Республики Беларусь, оплата данных исследований может быть осуществлена за счет средств бюджета в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

7. Инициатор осуществляет в части организации проведения соответствующих исследований по инвестиционному проекту и разработки бизнес-плана следующие основные функции:

7.1. прорабатывает в рамках проведения маркетинговых, инженерных и иных исследований с привлечением при необходимости независимых консалтинговых, инжиниринговых и иных организаций, включая иностранные, альтернативные варианты развития (создания) производства, его размещения в целях оптимизации производственного процесса и достижения наилучшего результата от осуществления инвестиций (высокой добавленной стоимости, роста производительности труда, социальных эффектов и иных показателей эффективности).

По проектам стоимостью свыше 2 млн. базовых величин на дату составления бизнес-плана инвестиционного проекта, подлежащим государственной комплексной экспертизе, в рамках маркетинговых исследований в организации, планирующей к реализации проект, проводится всестороннее обследование существующей системы мер товарной, ценовой и коммуникационной политики, а также системы продвижения товаров на рынки сбыта, обеспечивающих согласованность планов производства с потребностями рынка и устойчивый сбыт продукции, с подготовкой соответствующего отчета;

7.2. организует разработку в установленных законодательством случаях обоснований инвестиций и (или) подготовку иных документов, подтверждающих обоснованность инвестиционных затрат, наличие рынков сбыта продукции, сырьевых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционного проекта, возможность выполнения строительно-монтажных работ юридическими лицами – резидентами Республики Беларусь;

7.3. сравнивает для определения целесообразности реализации инвестиционного проекта предложенные к приобретению технологии и оборудование с отечественными и зарубежными аналогами по функциональным характеристикам, конструктивным и объемно-планировочным решениям, объемам капитальных и иных затрат в целях выбора оптимального решения и создания конкурентоспособного производства;

7.4. прорабатывает совместно с заинтересованными источники финансирования инвестиционного проекта, возможности использования собственных средств и средств инвесторов, в том числе для начала его реализации, кредитов (займов) и принимает меры по оптимизации схемы финансирования;

7.5. определяет ответственных за подготовку исходных данных бизнес-плана и его разработку, необходимость привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по разработке бизнес-планов (далее – разработчики);

7.6. осуществляет выбор разработчиков (при их привлечении к разработке бизнес-плана) и заключает с ними соответствующий договор с учетом рекомендуемой формы договора на оказание услуг по разработке бизнес-плана, определяемой Министерством экономики;

7.7. организует работу с участием разработчиков (при их привлечении к разработке бизнес-плана) по подготовке исходных данных бизнес-плана, обеспечению их достоверности и обоснованности, в том числе использования значений инвестиционных затрат и иных заложенных в обоснованиях инвестиций сведений и данных;

7.8. проводит с участием разработчиков (при их привлечении к разработке бизнес-плана), иных организаций, в том числе оказывающих юридические услуги, оценку рисков (организационных, технологических, инвестиционных, финансовых, сбытовых, сырьевых и иных), разрабатывает меры по управлению ими, а также по минимизации рисков и усилению ответственности поставщиков, подрядчиков и исполнителей, с которыми заключаются соответствующие договоры по инвестиционному проекту;

7.9. обеспечивает подготовку соответствующих документов по обоснованию выбора поставщиков оборудования, подрядчиков и исполнителей;

7.10. обращается в орган управления для оказания в пределах компетенции содействия по возникающим проблемным вопросам;

7.11. осуществляет иные меры, обеспечивающие использование достоверных и обоснованных сведений и данных при разработке бизнес-плана;

7.12. обеспечивает проверку на соответствие бизнес-плана установленным законодательством требованиям по его разработке.

8. Бизнес-план утверждается руководителями инициатора и разработчиков (при их привлечении к разработке бизнес-плана), которые несут персональную ответственность за достоверность и обоснованность исходных данных (в зависимости от обязательств, предусмотренных договорами на разработку бизнес-планов), в том числе инвестиционных затрат, иных сведений и данных, содержащихся в таких бизнес-планах, соблюдение при бизнес-планировании требований законодательства, включая предусмотренные в настоящем Положении.

Утвержденный бизнес-план, иные документы с учетом требований настоящего Положения инициатор направляет для проведения локальной экспертизы органу управления, а также в случае, если для реализации инвестиционного проекта предусматривается привлечение кредита (займа), – кредитодателю (заимодавцу).

ГЛАВА 3
ПРОВЕДЕНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

9. Органом управления локальная экспертиза проводится в порядке, им устанавливаемом, с соблюдением требований настоящего Положения и иных актов законодательства.

10. Органом управления обеспечиваются:

10.1. коллегиальное рассмотрение бизнес-плана, если по инвестиционному проекту установлена необходимость проведения комплексной экспертизы;

10.2. согласование бизнес-плана руководителем (заместителем руководителя) органа управления и подготовка заключения.

Для подготовки заключения орган управления вправе запрашивать при необходимости дополнительную информацию по отдельным вопросам у иных органов управления, к компетенции которых относятся эти вопросы.

11. Заключение, подготовленное органом управления по форме, утверждаемой Министерством экономики, должно содержать:

11.1. краткую характеристику инициатора и инвестиционного проекта;

11.2. оценку:

соответствия инвестиционного проекта приоритетам развития отрасли, его участия в государственных и межгосударственных программах;

наличия конкретных потребителей, заинтересованных в приобретении создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта продукции, в количестве, достаточном для обеспечения прогнозируемого уровня использования проектной мощности;

полноты и качества проведенных маркетинговых исследований рынков сбыта намечаемой к выпуску продукции с учетом прогнозируемых тенденций развития этих рынков, обоснованности цен на нее, эффективности стратегии маркетинга инициатора;

конкурентоспособности продукции по качественным и ценовым характеристикам, возможности ее реализации в намечаемых объемах и по экономически эффективным ценам;

надежности и ритмичности поставки сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, обоснованности цен и тарифов, обеспеченности трудовыми ресурсами соответствующей квалификации;

подтвержденности инвестиционных затрат исходя из наличия договоров (проектов договоров) на поставку оборудования, обоснований инвестиций, утвержденных в установленном законодательством порядке, либо заключений государственной экспертизы (при их наличии) проектной документации, иных документов, подтверждающих расчетную или сметную стоимость строительства;

обоснованности выбора технологий и оборудования исходя из функциональных характеристик, конструктивных и объемно-планировочных решений в сравнении с соответствующими аналогами отечественных и зарубежных производителей;

схемы и условий финансирования инвестиционного проекта;

обоснованности запрашиваемой государственной поддержки и иных условий осуществления инвестиционного проекта;

приемлемости показателей эффективности с позиции органа управления;

финансовой реализуемости инвестиционного проекта, в том числе возможности своевременного возврата инициатором привлекаемых кредитов (займов), на основе анализа платежеспособности, оценки кредиторской и дебиторской задолженности инициатора;

возможности осуществления инвестиционного проекта инициатором исходя из его финансового положения, технических и технологических условий, обеспеченности сырьем, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами;

11.3. выводы об эффективности и целесообразности реализации инвестиционного проекта в целом, обоснованности инвестиционных и текущих затрат, схемы финансирования, технологических решений, стратегии маркетинга, о присущих рисках и целесообразности оказания запрашиваемой государственной поддержки.

12. Орган управления обеспечивает внесение согласованного им бизнес-плана вместе с заключением, подготовленным в соответствии с требованиями, определенными в пункте 11 настоящего Положения, и иными прилагаемыми к бизнес-плану документами:

12.1. в Государственный комитет по науке и технологиям – по инвестиционным проектам, предусматривающим инвестиции в технологии и претендующим на государственную поддержку в виде привлечения внешних государственных займов и внешних займов под гарантии Правительства Республики Беларусь, и иным инвестиционным проектам в случаях и на условиях, определенных Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, для проведения государственной научно-технической экспертизы в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

12.2. в Министерство финансов – по инвестиционным проектам, предусматривающим государственную поддержку в случаях, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

При внесении органом управления в Министерство финансов бизнес-плана к нему прилагаются документы, указанные в абзацах втором, третьем и пятом подпункта 16.2 пункта 16 настоящего Положения, а также по запросу этого Министерства представляются иные документы.

13. Министерство финансов осуществляет экспертизу, готовит и направляет органу управления заключение, содержащее:

13.1. оценку существующей и прогнозируемой задолженности, в том числе просроченной, инициатора перед бюджетом (республиканским и местным) по ранее предоставленной ему государственной поддержке, объемов выпадающих доходов бюджета, связанных с предоставлением запрашиваемой в рамках инвестиционного проекта государственной поддержки, схемы и условий его финансирования;

13.2. выводы о целесообразности оказания запрашиваемой государственной поддержки, обоснованности схемы и условий финансирования инвестиционного проекта, а также в случаях, указанных в подпунктах 3.3 и 3.4 пункта 3 настоящего Положения, – о приемлемости заложенных в бизнес-плане условий предоставления кредитов (займов) и возможности их своевременного возврата;

13.3. в случае несогласования запрашиваемой государственной поддержки либо отдельного ее вида – соответствующие аргументированные обоснования таких выводов.

14. Экспертиза кредитодателями (заимодавцами) инвестиционных проектов осуществляется в устанавливаемом ими порядке с направлением инициатору заключения, содержащего:

14.1. при положительном решении о финансировании инвестиционного проекта – предложения по объемам и условиям предоставления кредита (займа), оценку возможности погашения инициатором в предусмотренные бизнес-планом сроки привлекаемых кредитов (займов), степени проработки схемы финансирования инвестиционного проекта;

14.2. при отказе в финансировании – обоснование принятого отрицательного решения, а также предложения о возможных мерах, которые необходимо принять инициатору для минимизации рисков реализации инвестиционного проекта.

15. Проведение повторной локальной экспертизы осуществляется в соответствии с требованиями, приведенными в настоящей главе.

Срок проведения локальной экспертизы, включая подготовку соответствующего заключения, не должен превышать 20 календарных дней (если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь), повторной – не более 15 календарных дней со дня представления установленных законодательством документов.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

16. Для проведения комплексной экспертизы органом управления вносятся в Министерство экономики единым пакетом следующие документы:

16.1. письменное заявление на проведение комплексной экспертизы, содержащее:

наименование инициатора;

название инвестиционного проекта, его стоимость, источники финансирования;

сведения о запрашиваемой инициатором государственной поддержке с указанием нормативных правовых актов, которыми данный вид государственной поддержки регулируется;

сведения о требующем разработки (разрабатываемом) проекте нормативного правого акта;

перечень представляемых для проведения комплексной экспертизы документов, в том числе прилагаемых к бизнес-плану, с указанием количества листов каждого документа;

16.2. бизнес-план с приложением к нему следующих документов (их копий, заверенных инициатором или органом управления):

годовой бухгалтерской отчетности инициатора за 2 года, предшествующих планируемому году начала реализации инвестиционного проекта (для инициаторов, созданных менее чем за 2 года, предшествующих планируемому году начала реализации инвестиционного проекта, – за период деятельности), а также бухгалтерской отчетности за текущий период (на первое число месяца, предшествующего месяцу представления пакета документов);

подтверждающих достоверность инвестиционных затрат по приобретаемому оборудованию, в том числе договоров, при их наличии, на его поставку;

документов, подтверждающих расчетную или сметную стоимость строительства, включая заключения (при их наличии), государственной экспертизы проектной документации;

кредитного договора или его проекта либо иных документов (заключений) кредитодателей (заимодавцев), иностранных кредиторов, подтверждающих намерения и условия предоставления кредитов (займов) для реализации инвестиционного проекта;

учредительных документов инициатора;

иных документов, установленных законодательством;

16.3. заключения, подготовленные в соответствии с требованиями законодательства, включая настоящее Положение:

органа управления;

в установленных законодательством случаях – Министерства финансов, государственного экспертного совета, созданного Государственным комитетом по науке и технологиям, а также кредитодателя (заимодавца);

16.4. для инициатора, не являющегося резидентом Республики Беларусь, – копия выписки из торгового реестра страны места нахождения или иное эквивалентное доказательство его юридического статуса, выданное в соответствии с законодательством страны его нахождения не позднее трех месяцев до дня представления документов.

Указанные в части первой настоящего подпункта документы должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, а составленные на иностранном языке – переведены на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально либо дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь;

16.5. иные документы, подтверждающие обоснованность приведенных в бизнес-плане сведений и данных.

17. Основанием для отказа в проведении комплексной экспертизы является:

17.1. непредставление полного комплекта документов и (или) их несоответствие требованиям к содержанию, предусмотренным настоящим Положением;

17.2. несоответствие бизнес-плана требованиям, установленным к их разработке.

Сообщение об отказе в проведении комплексной экспертизы направляется органу управления в течение 14 календарных дней от даты регистрации в Министерстве экономики пакета документов по инвестиционному проекту.

18. При проведении комплексной экспертизы Министерство экономики вправе запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, на территории которых предусматривается реализация инвестиционного проекта, информацию, необходимую для подготовки заключения по результатам проведения комплексной экспертизы.

19. Срок проведения комплексной экспертизы составляет 30 календарных дней (за исключением случая, когда законодательством установлен иной срок) от даты поступления в Министерство экономики полного пакета документов в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения.

В случае необходимости получения дополнительной информации продолжительность комплексной экспертизы может быть увеличена, но не более чем до 60 календарных дней. О продлении срока комплексной экспертизы орган управления уведомляется Министерством экономики до истечения 20 календарных дней от даты поступления в Министерство экономики пакета документов по инвестиционному проекту.

Если поручением Правительства Республики Беларусь устанавливается срочное проведение комплексной экспертизы (до 15 дней), то такая экспертиза объявляется срочной и проводится при представлении органом управления полного пакета документов в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения в сроки, установленные соответствующим поручением Правительства Республики Беларусь.

20. Результатом комплексной экспертизы является заключение Министерства экономики, содержащее (за исключением заключения по результатам комплексной экспертизы, объявленной срочной):

20.1. перечень основных документов, представленных для проведения комплексной экспертизы;

20.2. информацию об инициаторе, краткое описание инвестиционного проекта;

20.3. оценку обоснованности:

инвестиционных затрат и маркетингового плана по инвестиционному проекту с учетом заключения органа управления;

оптимальности выбора технологий, их инновационности с учетом заключения, представленного по результатам проведения государственной научно-технической экспертизы, и (или) заключения органа управления;

предложенной схемы финансирования с учетом заключений Министерства финансов и кредитодателя (заимодавца);

возможности своевременного возврата инициатором привлекаемых кредитов (займов) с учетом заключений локальных экспертиз;

запрашиваемой государственной поддержки с учетом заключений локальных экспертиз;

20.4. оценку финансовой реализуемости, валютоокупаемости, эффективности инвестиционного проекта и государственной поддержки исходя из:

прогнозируемых показателей финансово-экономической деятельности инициатора при реализации инвестиционного проекта, их тенденций изменения по отношению к базовому периоду (году);

показателей эффективности инвестиционного проекта и его чувствительности при изменении исходных данных;

влияния рисков на реализацию инвестиционного проекта;

20.5. выводы о целесообразности оказания запрашиваемой инициатором государственной поддержки, в том числе когда меры государственной поддержки поддержаны частично (далее – положительное заключение) или нецелесообразности оказания запрашиваемой инициатором государственной поддержки (далее – отрицательное заключение);

20.6. предложения (при необходимости) по решению проблемных вопросов по инвестиционному проекту.

21. Основаниями для подготовки отрицательного заключения по результатам комплексной экспертизы являются:

наличие отрицательных заключений по результатам локальных экспертиз;

необоснованность инвестиционных затрат;

неэффективность инвестиционного проекта, за исключением инвестиционных проектов, указанных в части третьей пункта 4 настоящего Положения, а также проведения комплексной экспертизы в случаях, указанных в части первой подпункта 3.5 пункта 3 настоящего Положения;

финансовая нереализуемость инвестиционного проекта;

иные аргументированные доводы о нецелесообразности оказания государственной поддержки.

Инвестиционный проект признается неэффективным при наличии одного из следующих критериев неэффективности:

добавленная стоимость в расчете на одного среднесписочного работника по основному виду экономической деятельности, которая определяется по организации в целом либо по инвестиционному проекту при условии ведения раздельного бухгалтерского учета по нему по итогам календарного года, следующего за годом выхода на проектную мощность объекта, ниже пороговых значений годовой добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника по видам экономической деятельности согласно приложению;

динамический срок окупаемости инвестиций превышает период, включающий средневзвешенный нормативный срок службы машин и оборудования, планируемых к приобретению в рамках реализации инвестиционного проекта, и период с начала вложения инвестиций до ввода объекта в эксплуатацию;

внутренняя норма доходности по инвестиционному проекту ниже ставки дисконтирования.

Финансово нереализуемыми признаются инвестиционные проекты в случае, если накопительный остаток денежных средств по организации в целом принимает отрицательное значение в одном или нескольких прогнозируемых календарных годах реализации этих проектов.

Расчет показателей, указанных в частях второй и третьей настоящего пункта, производится в соответствии с правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утверждаемыми Министерством экономики.

22. Заключение по результатам комплексной экспертизы не позднее пяти дней со дня его подписания направляется органу управления, копия – инициатору.

Заключение Министерства экономики подлежит рассмотрению соответствующим органом управления, инициатором.

Если в положительном заключении отмечены проблемные вопросы, требующие дополнительной проработки, органом управления организуется работа по устранению отмеченных замечаний, а также разрабатываются мероприятия по реализации указанных в заключении предложений. Данная работа осуществляется до внесения установленных законодательством документов в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения вопроса об оказании государственной поддержки.

23. В случае, если после проведения комплексной экспертизы уточнялись условия кредитования (заимствования) инвестиционного проекта, суммы инвестиций, источники финансирования и (или) другие сведения и данные, которые привели к незначительным изменениям бизнес-плана (в части объемов, сроков предоставления государственной поддержки, ее окупаемости), органом управления вносятся в Министерство экономики следующие документы для подготовки дополнения к ранее выданному заключению (далее – дополнение):

заявление, актуализированные бизнес-план, заключения органа управления и Министерства финансов;

пояснительная записка, в которой указываются изменения бизнес-плана, в том числе по сравнению с приведенными в заключении Министерства экономики по результатам проведения комплексной экспертизы сведениями и данными, обоснования этих изменений.

Дополнение является неотъемлемой частью ранее выданного заключения по результатам комплексной экспертизы. Срок подготовки дополнения составляет не более 14 календарных дней от даты поступления в Министерство экономики полного комплекта документов, указанных в части первой настоящего пункта.

24. Заключение по результатам комплексной экспертизы действует со дня его подписания в течение одного года.

25. В случае отрицательного заключения орган управления вправе представлять документы по инвестиционному проекту для проведения повторной комплексной экспертизы при условии их доработки с учетом изложенных в заключении замечаний и предложений, но не более одного раза в течение одного года от даты выдачи первого отрицательного заключения, если иное не установлено поручением Совета Министров Республики Беларусь.

26. При возникновении необходимости обращения в период реализации инвестиционного проекта за предоставлением дополнительной государственной поддержки, указанной в пункте 3 настоящего Положения, также проводится комплексная экспертиза, если решениями Президента Республики Беларусь либо Советом Министров Республики Беларусь не установлено иное.

Для проведения комплексной экспертизы, указанной в части первой настоящего пункта, представляются:

актуализированные с учетом сложившихся условий реализации инвестиционного проекта документы согласно пункту 16 настоящего Положения;

пояснительная записка, содержащая сведения об изменениях ключевых параметров инвестиционного проекта (инвестиционных затрат, источников финансирования, условий предоставления кредитов (займов), показателей финансово-хозяйственной деятельности инициатора и эффективности инвестиций, сроков реализации инвестиционного проекта, иных параметров) и причинах, их повлекших.

Указанная в части первой настоящего пункта комплексная экспертиза проводится в порядке, определенном настоящим Положением.

 

 

Приложение

к Положению о порядке организации разработки,
утверждения и рассмотрения бизнес-планов
инвестиционных проектов, а также проведения
экспертизы инвестиционных проектов
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
26.10.2018 № 772)

Пороговые значения годовой добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности

Пороговое значение, базовых величин на одного человека

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

1039

Горнодобывающая промышленность

5193

Производство продуктов питания, напитков и табачных изделий

3245

Производство текстиля, одежды, изделий из кожи и меха

1731

Производство деревянных и пробковых изделий, кроме мебели, изделий из соломки и материалов для плетения

1990

Производство целлюлозы, бумаги и изделий из бумаги. Полиграфическая деятельность и тиражирование записных носителей информации

2596

Производство кокса и продуктов нефтепереработки

6750

Производство химических продуктов

6318

Производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов

7356

Производство резиновых и пластмассовых изделий

3332

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

2077

Металлургическое производство. Производство готовых изделий, кроме машин и оборудования

2596

Производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры

3592

Производство электрооборудования

3721

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

2986

Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов. Производство прочих транспортных средств и оборудования

4457

Производство прочих готовых изделий; ремонт, монтаж машин и оборудования

2034

Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом

2596

Водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

1298

Строительство

2164

Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов

2077

Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность

2164

Деятельность сухопутного транспорта

1731

Деятельность трубопроводного транспорта

6058

Деятельность водного транспорта

865

Деятельность воздушного транспорта

2164

Почтовая и курьерская деятельность

1644

Услуги по временному проживанию и питанию

1558

Информация и связь

5582

Издательская деятельность

3635

Образование

2077

Здравоохранение

2337

Деятельность по уходу в специализированных учреждениях и предоставление социальных услуг

1990

Творчество, спорт, развлечения и отдых

2510

Предоставление прочих видов услуг

1731