ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 июля 2006 г. № 981

Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1632 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 207, 5/24361) <C20601632>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2007 г. № 716 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 134, 5/25310) <C20700716>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 729 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 136, 5/25327) <C20700729>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 847 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 160, 5/25451) <C20700847>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2007 г. № 1337 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 253, 5/25990) <C20701337>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 347 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 66, 5/27291) <C20800347>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2008 г. № 377 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 67, 5/27323) <C20800377>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2009 г. № 72 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 28, 5/29176) <C20900072>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 2009 г. № 188 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 53, 5/29309) <C20900188>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2010 г. № 486 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 82, 5/31569) <C21000486>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 мая 2010 г. № 702 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 120, 5/31820) <C21000702>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2010 г. № 1016 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 5/32144) <C21001016>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 2010 г. № 1213 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 210, 5/32368) <C21001213>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2011 г. № 424 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 40, 5/33591) <C21100424>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2011 г. № 729 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 67, 5/33926) <C21100729>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2011 г. № 977 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 85, 5/34187) <C21100977>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 января 2012 г. № 6 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 7, 5/35066) <C21200006>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 июня 2013 г. № 540 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.07.2013, 5/37477) <C21300540>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 33 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.01.2014, 5/38331) <C21400033> - вступает в силу 26 января 2014 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2014 г. № 49 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.01.2014, 5/38343) <C21400049>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 1266 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.01.2015, 5/39943) <C21401266>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 1093 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.12.2015, 5/41484) <C21501093>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2016 г. № 216 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.03.2016, 5/41848) <C21600216>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.10.2016, 5/42711) <C21600791> - вступает в силу 8 января 2017 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2016 г. № 992 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.12.2016, 5/43013) <C21600992>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 февраля 2017 г. № 159 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.03.2017, 5/43399) <C21700159>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2018 г. № 126 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.02.2018, 5/44828) <C21800126>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 2018 г. № 522 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.07.2018, 5/45368) <C21800522>

 

В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь;

Положение о Департаменте контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь;

Положение о Департаменте по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь;

перечень государственных организаций, подчиненных Государственному комитету по стандартизации Республики Беларусь.

2. Передать в подчинение Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь государственные организации, находившиеся в подчинении Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь, Департамента государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства, а также находящиеся в подчинении Министерства архитектуры и строительства республиканское унитарное предприятие «Белгосэкспертиза Минстройархитектуры» и республиканское унитарное предприятие «Белгосэкспертиза по Витебской области».

3. Считать необходимым иметь в Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь коллегию в количестве 11 человек.

4. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1571 «Об утверждении Положения о Комитете по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 104, 5/9305);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1583 «Об утверждении Положения о Комитете по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 105, 5/9318);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2002 г. № 108 «Об утверждении членов коллегии Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 16, 5/9856);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2002 г. № 156 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1571» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 19, 5/9913);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2004 г. № 90 «О коллегии Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 19, 5/13744).

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 августа 2006 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

31.07.2006 № 981

ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь

1. Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) является республиканским органом государственного управления по проведению единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и аккредитации, по осуществлению надзора в строительстве, за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Госстандарт является уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения.

Госстандарт является Национальным органом по метрологии Республики Беларусь.

Госстандарт координирует деятельность других республиканских органов государственного управления по вопросам, входящим в его компетенцию.

2. Госстандарт в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь, настоящим Положением и иными актами законодательства Республики Беларусь.

3. Систему Госстандарта составляют инспекции государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора Госстандарта, областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, органы государственного строительного надзора – территориальные органы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь в количестве согласно приложению к настоящему Положению, Госстандарт и другие подчиненные ему государственные организации.

4. Основными задачами Госстандарта являются:

4.1. проведение единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и аккредитации, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии, осуществление регулирования и управления в этой сфере;

4.2. определение и реализация приоритетных направлений развития в республике технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и аккредитации, повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики, организация проведения в этих областях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

4.3. защита интересов государства и потребителей, повышение безопасности, качества, конкурентоспособности продукции, рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, устранение технических барьеров в торговле на основе эффективного использования технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и аккредитации, надзора в строительстве, надзора за соблюдением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, государственного метрологического надзора, контроля (надзора) за выполнением требований законодательства об оценке соответствия, касающихся обязательного подтверждения соответствия;

4.4. обеспечение создания и эффективного функционирования:

Национальной системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь;

Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;

Национальной системы аккредитации Республики Беларусь;

системы обеспечения единства измерений Республики Беларусь;

4.5. техническое нормирование, стандартизация и подтверждение соответствия энергопотребляющих продукции, работ и услуг, контроль за соответствием заявляемых технико-экономических показателей энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации, нормам и требованиям в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, а фактических технико-экономических показателей – паспортным данным энергетического оборудования;

4.6. осуществление в установленном законодательством порядке лицензирования соответствующих видов деятельности;

4.7. надзор в строительстве;

4.8. обеспечение проведения в установленном порядке государственной экспертизы энергетической эффективности;

4.9. осуществление:

4.9.1. надзора за:

соблюдением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

рациональным использованием электрической и тепловой энергии, топлива;

реализацией пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов и соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии;

4.9.2. государственного метрологического надзора, включая надзор за измерениями радиоактивного загрязнения;

4.9.3. государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и показателей, не включенных в технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, но задекларированных изготовителем (продавцом, поставщиком, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или эксплуатационной документации;

4.10. организация и координация работ по международному сотрудничеству Республики Беларусь в сфере технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и аккредитации, энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии, в том числе при реализации соответствующих международных договоров и проектов международной технической помощи.

5. Госстандарт в соответствии с возложенными на него основными задачами:

5.1. участвует в установленном порядке в разработке и согласовании проектов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов в сфере технического нормирования и стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и аккредитации, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, надзора в строительстве;

5.2. устанавливает требования к национальным эталонам единиц величин и эталонам единиц величин, правила их разработки, утверждения, хранения и применения, выступает заказчиком разработки национальных эталонов единиц величин, технических регламентов, государственных стандартов, организует применение международных и региональных стандартов, утверждает национальные эталоны единиц величин и выдает свидетельства об их утверждении юридическим лицам, осуществляющим хранение и применение этих эталонов, принимает меры по признанию национальных эталонов единиц величин другими государствами;

5.3. осуществляет общую координацию разработки технических регламентов Республики Беларусь и государственных стандартов Республики Беларусь, с учетом предложений республиканских органов государственного управления, юридических лиц организует разработку программы разработки технических регламентов Республики Беларусь и плана государственной стандартизации Республики Беларусь, утверждает план государственной стандартизации Республики Беларусь и осуществляет контроль за выполнением этих программы и плана;

5.4. организует проведение работ по техническому нормированию и стандартизации, определяет из государственных организаций, подчиненных ему, государственную организацию, выступающую в качестве национального института по стандартизации, направления стандартизации для создания технических комитетов по стандартизации, содействует их формированию;

5.5. устанавливает порядок разработки, включая проведение нормативно-технической и метрологической экспертиз, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального распространения (предоставления) технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов, а также порядок разработки, утверждения, государственной регистрации, изменения и отмены технических условий, организует разработку утверждаемых им технических кодексов установившейся практики, утверждает, вводит в действие, изменяет, отменяет технические кодексы установившейся практики и государственные стандарты;

5.6. осуществляет государственную регистрацию технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, подлежащих государственной регистрации, за исключением случая, когда для государственной регистрации технических условий Советом Министров Республики Беларусь определены иные уполномоченные органы;

5.7. осуществляет размещение (опубликование) информации о прошедших государственную регистрацию технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации;

5.71. осуществляет официальное распространение (предоставление) технических регламентов Республики Беларусь, государственных стандартов Республики Беларусь, общегосударственных классификаторов Республики Беларусь и технических кодексов установившейся практики, им утвержденных, и информации о них в соответствии с актами законодательства;

5.72. уполномочивает государственные организации на официальное распространение (предоставление) государственных стандартов Республики Беларусь, общегосударственных классификаторов Республики Беларусь и технических кодексов установившейся практики, им утвержденных, и информации о них;

5.8. исключен;

5.9. создает и ведет Национальный фонд технических нормативных правовых актов;

5.91. создает, развивает и организует функционирование Системы комплексного информационного обеспечения в области технического нормирования и стандартизации;

5.92. создает и организует функционирование Государственной системы каталогизации продукции;

5.10. организует разработку и утверждает технические нормативные правовые акты Национальной системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь, Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, Национальной системы аккредитации Республики Беларусь и системы обеспечения единства измерений Республики Беларусь;

5.101. обеспечивает создание и функционирование государственной метрологической службы;

5.11. обеспечивает создание, развитие и поддержание на требуемом уровне технической базы эталонов единиц величин, ведение работ по стандартным справочным данным и стандартным образцам состава и (или) свойств веществ (материалов);

5.12. организует проведение государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, метрологического подтверждения пригодности методик выполнения измерений, аттестации стандартных образцов состава и (или) свойств веществ (материалов), а также проведение аттестации испытательного оборудования, принимает решения об утверждении типов средств измерений, выдает сертификаты об их утверждении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, определяет формы и порядок применения знака утверждения типа средств измерений, знака поверки средств измерений и знака маркировки фасованных товаров, публикует в своих официальных изданиях информацию об утверждении типа средств измерений или о его отмене, устанавливает периодичность поверки и калибровки средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии;

5.13. определяет из государственных организаций, подчиненных ему, государственную организацию, выступающую в качестве органа по аккредитации, заключает с органом по аккредитации соглашение об обеспечении независимости и беспристрастности аккредитации;

5.131. исключен;

5.14. исключен;

5.15. осуществляет регистрацию основного технологического оборудования для производства табачных изделий, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

5.151. осуществляет утверждение и регистрацию одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси);

5.16. определяет юридические лица для проведения испытаний и экспертизы на соответствие кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин и специальных компьютерных систем, используемых при проведении электронных интерактивных игр, государственным стандартам Республики Беларусь;

5.161. утверждает перечень аккредитованных лабораторий (центров), уполномоченных на проведение испытаний игровых автоматов и экспертизы их программного обеспечения в целях их включения в Государственный реестр моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь;

5.17. проводит аттестацию и регистрацию организаций, осуществляющих консалтинговую деятельность в области управления качеством, включая системы управления окружающей средой, охраной труда, другие системы управления качеством и безопасностью;

5.18. проводит работы по признанию сертификатов международных, зарубежных региональных и национальных систем оценки (подтверждения) соответствия;

5.19. осуществляет координацию работ по оценке соответствия продукции, процессов разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, выполнения работ, оказания услуг, систем управления (менеджмента), компетентности персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг, иных объектов, в отношении которых установлены технические требования;

5.20. организует работу по рассмотрению предложений о включении объектов оценки соответствия в перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;

5.21. представляет в соответствии с законодательством Республику Беларусь в международных организациях, занимающихся вопросами технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и аккредитации, повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, осуществляет в пределах своей компетенции сотрудничество с национальными организациями в аналогичных сферах деятельности зарубежных стран;

5.211. осуществляет:

5.211.1. организацию разработки инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала и (или) международной технической помощи, и их реализации;

5.211.2. в соответствии с законодательством функции компетентного органа по реализации международных договоров Республики Беларусь по вопросам, отнесенным к компетенции Госстандарта;

5.211.3. взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции Госстандарта;

5.211.4. подготовку предложений по участию Республики Беларусь в интеграционных процессах в рамках Союзного государства, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза по вопросам, отнесенным к компетенции Госстандарта;

5.22. осуществляет:

5.22.1. надзор за соблюдением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и показателей, не включенных в технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, но задекларированных изготовителем (продавцом, поставщиком, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или эксплуатационной документации;

5.22.2. государственный метрологический надзор, включая надзор за измерениями радиоактивного загрязнения природной среды, всех видов сырья и продукции;

5.22.3. надзор за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии, реализацией пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов и соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии;

5.22.4. надзор в строительстве;

5.22.5. исключен;

5.22.6. контроль (надзор) за выполнением требований законодательства об оценке соответствия, касающихся обязательного подтверждения соответствия;

5.22.7. исключен;

5.221. представляет в Совет Министров Республики Беларусь предложения о допуске единиц измерений к применению в Республике Беларусь;

5.23. анализирует и обобщает практику применения законодательства в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, а также инвестиционной деятельности в строительстве;

5.231. участвует в реализации единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;

5.232. осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях, осуществляющих виды экономической деятельности в областях, указанных в части первой пункта 1 настоящего Положения;

5.233. принимает по согласованию с Министерством финансов нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в организациях, осуществляющих виды экономической деятельности в областях, указанных в части первой пункта 1 настоящего Положения;

5.24. обеспечивает проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации);

5.241. осуществляет согласование в установленном порядке предпроектной (предынвестиционной) документации для строительства источников тепловой и электрической энергии;

5.242. утверждает Положение об экспертном совете по вопросам проведения государственной экспертизы республиканского унитарного предприятия «Главгосстройэкспертиза» и персональный состав этого экспертного совета;

5.25. обобщает и анализирует данные о соблюдении обязательных требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, качества продукции (услуг);

5.26. регулирует деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов и энергосбережению;

5.27. подготавливает совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами предложения по формированию государственной политики в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

5.28. разрабатывает государственную программу в сфере энергосбережения и осуществляет в соответствии с законодательством мониторинг ее реализации;

5.281. согласовывает перечни мероприятий по реализации основных направлений энергосбережения для достижения целевых показателей государственной программы и планы мероприятий по энергосбережению юридических лиц, осуществляет в соответствии с законодательством мониторинг их реализации;

5.282. осуществляет в соответствии с законодательством функции распорядителя средств республиканского бюджета, выделенных для финансирования государственной программы в сфере энергосбережения;

5.29. разрабатывает критерии оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территориальном и отраслевом уровнях;

5.30. участвует в реализации инвестиционной политики, исходя из приоритетных направлений развития;

5.31. способствует созданию экономических условий для повышения заинтересованности юридических и физических лиц в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов;

5.311. определяет порядок расчета целевых показателей энергосбережения, показателей по использованию местных топливно-энергетических ресурсов и вторичных энергетических ресурсов, а также других показателей в сфере энергосбережения;

5.32. разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по:

совершенствованию экономических механизмов стимулирования эффективного использования научно-технического, промышленного, энергетического потенциала при реализации государственной политики в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

показателям в сфере энергосбережения и методологии их расчета для республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома на основе важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики, поручений Президента Республики Беларусь;

повышению энергоэффективности в различных сферах экономики;

5.33. принимает участие в разработке республиканских, отраслевых и территориальных топливно-энергетических балансов;

5.34. выступает в соответствии с законодательством государственным заказчиком научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

5.35. принимает участие в разработке проектов государственных программ создания новой техники и технологий в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

5.36. участвует в формировании программ внедрения энергосберегающего оборудования, приборов учета и регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов и соответствующих заказов на их поставку для государственных нужд;

5.37. организует и координирует проведение работ по развитию и использованию возобновляемых источников энергии, замещению импортируемых видов топлива;

5.38. проводит работу по популяризации экономических, экологических и социальных преимуществ эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, использования новых видов энергии и топлива;

5.39. осуществляет разработку единых методических и организационных принципов проведения энергетического обследования (энергоаудита);

5.40. осуществляет разработку единых методических и организационных принципов нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов, согласование норм расхода топливно-энергетических ресурсов для государственных организаций с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов 100 тонн условного топлива и более и (или) имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более, а также установление норм расхода топливно-энергетических ресурсов для иных юридических лиц с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов 100 тонн условного топлива и более и (или) имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более;

5.41. разрабатывает предложения и осуществляет меры по развитию внешнеэкономической деятельности в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

5.42. обеспечивает применение в соответствии с законодательством мер воздействия к виновным в неэффективном использовании топливно-энергетических ресурсов;

5.43. реализует инновационную и научно-техническую политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов в порядке, установленном законодательством;

5.44. разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, и вносит предложения по их совершенствованию;

5.45. в соответствии с законодательством организует и проводит обучение и повышение квалификации соответствующих специалистов, утверждает необходимые учебные программы в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и аккредитации, эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, а также качества продукции;

5.46. принимает в соответствии с законодательством решения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов и подчиненных ему государственных организаций (далее – государственные организации), осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой входящими в систему Госстандарта организациями, в том числе их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества;

5.47. реализует в соответствии с законодательством права на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, в том числе переданными в установленном порядке в управление акциями (долями в уставных фондах) негосударственных юридических лиц;

5.48. определяет на основании актов законодательства для территориальных органов и государственных организаций порядок управления государственным имуществом;

5.49. в соответствии с законодательством осуществляет:

5.49.1. ведение:

Государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов;

Государственного реестра национальных эталонов единиц величин Республики Беларусь;

Государственного реестра средств измерений Республики Беларусь;

Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;

Государственного реестра моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь;

5.49.2. обеспечение формирования и ведения:

реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;

реестра Национальной системы аккредитации Республики Беларусь;

национальных частей единых реестров выданных и принятых документов об оценке соответствия, формируемых в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части сертификатов соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза, сертификатов соответствия по единой форме, деклараций о соответствии техническим регламентам Евразийского экономического союза, а также деклараций о соответствии по единой форме);

национальной части Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, формируемого в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе;

5.50. взаимодействует при выполнении возложенных на него задач с органами государственного управления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

5.501. осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый год;

5.502. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения);

5.503. по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения территориальными органами и государственными организациями, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным организациям обязательные для исполнения предписания о надлежащем решении этих вопросов;

5.504. осуществляет проверки соблюдения в территориальных органах и государственных организациях порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, организует выездные проверки работы с обращениями;

5.505. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения территориальными органами и государственными организациями обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;

5.506. организует и проводит республиканские конкурсы в области качества и энергосбережения «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации», «Лучшие товары Республики Беларусь», «Лидер качества», «Лучший менеджер по качеству», «Лучшая дипломная и научно-исследовательская работа студентов в области менеджмента и контроля качества», «Республиканская олимпиада по менеджменту», «Энергомарафон», а также утверждает порядок их проведения и поощрения победителей;

5.507. участвует в установленном порядке в проведении испытаний важнейших видов продукции и сырья, организует проведение работ по проверке изъятого, арестованного или обращенного в доход государства имущества на качество и безопасность;

5.51. осуществляет также другие функции, предусмотренные законодательством.

6. Госстандарт имеет право в соответствии с законодательством:

6.1. издавать в пределах своей компетенции обязательные для республиканских органов государственного управления, юридических и физических лиц нормативные правовые акты;

6.2. устанавливать порядок проведения работ по техническому нормированию и стандартизации;

6.3. утверждать, вводить в действие, отменять государственные стандарты Республики Беларусь, вносить в них изменения;

6.4. заключать в пределах своей компетенции международные договоры межведомственного характера;

6.5. утверждать по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации составы технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а также положения об этих технических комитетах;

6.51. утверждать составы Совета по подтверждению соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, Совета по аккредитации Национальной системы аккредитации Республики Беларусь и положения о них;

6.6. разрабатывать и утверждать правила подтверждения соответствия и правила аккредитации, регламентирующие процедуры и иные вопросы подтверждения соответствия и аккредитации, за исключением вопросов, урегулированных нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

6.61. исключен;

6.62. исключен;

6.7. применять к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предусмотренные нормативными правовыми актами меры ответственности за правонарушения в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, выдавать предписания о запрете производства, реализации продукции (работ, услуг), конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей установленным требованиям по безопасности;

6.71. в случаях установления по результатам проверки опасной продукции либо неправомерной выдачи (принятия) документов об оценке соответствия такой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза выдавать юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания на запрет ввоза и (или) обращения опасной продукции на территории Республики Беларусь, принимать решения о прекращении (приостановлении) действия на территории Республики Беларусь документов об оценке соответствия такой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза;

6.8. привлекать к ответственности юридических и физических лиц, виновных в нарушении требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, регулирующих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность;

6.9. исключен;

6.10. привлекать по согласованию с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями их специалистов и технические средства для осуществления соответствующего государственного надзора;

6.11. запрашивать и получать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления соответствующего государственного надзора;

6.12. производить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия обязательным требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

6.13. утверждать типовые нормы времени на проведение работ по сертификации, аккредитации, регистрации декларации о соответствии, государственным испытаниям, поверке и калибровке средств измерений, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными Госстандартом на право проведения этих работ;

6.14. осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

6.15. создавать комиссии и экспертные группы, привлекать ученых и квалифицированных специалистов на договорной основе для выполнения работ, требующих специальных знаний по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта;

6.16. исключен;

6.17. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

6.18. формировать внебюджетный централизованный инвестиционный фонд;

6.19. определять в сфере законодательной метрологии области, в которых применение средств измерений допускается после их поверки юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу, и утверждать их перечень;

6.20. состоять членом ассоциаций, союзов и других некоммерческих, в том числе международных, организаций;

6.21. осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.

7. Госстандарт возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Председатель Госстандарта имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с законодательством.

8. Председатель Госстандарта:

руководит деятельностью Госстандарта, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госстандарт задач и функций;

распределяет обязанности между своими заместителями по руководству отдельными направлениями деятельности Госстандарта;

вносит в установленном порядке на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь проекты актов законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта;

утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Госстандарта в пределах установленной численности и расходов на его содержание, положения о его структурных подразделениях, за исключением департаментов с правами юридического лица, а также уставы (положения) территориальных органов и государственных организаций, за исключением территориальных органов и государственных организаций, осуществляющих деятельность, за которую уполномочены отвечать департаменты с правами юридического лица;

издает приказы о командировании Председателя Госстандарта в пределах Республики Беларусь, устанавливает порядок командирования в пределах Республики Беларусь других работников центрального аппарата Госстандарта, а также руководителей территориальных органов и государственных организаций;

в соответствии с законодательством принимает на работу и увольняет с работы работников центрального аппарата Госстандарта;

утверждает графики проверок соблюдения в территориальных органах и государственных организациях порядка рассмотрения обращений;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

9. В Госстандарте создается коллегия в составе Председателя Госстандарта (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководителей департаментов с правами юридического лица Госстандарта, других работников центрального аппарата Госстандарта, представителя профсоюза. В состав коллегии могут входить руководители областных и Минского городского управлений по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, других территориальных органов и государственных организаций.

Численность и персональный состав коллегии утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Председателя Госстандарта.

В случае разногласий между Председателем Госстандарта и коллегией Председатель реализует свое решение, докладывая об этом Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии, в свою очередь, могут информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

10. Для рассмотрения научно-технических вопросов по стандартизации, обеспечению единства измерений, оценке соответствия и аккредитации, повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Госстандарте могут создаваться совещательные и консультативные органы. Положения об этих органах и их состав утверждаются Председателем Госстандарта.

11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Госстандарта, инспекций государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора Госстандарта, областных и Минского городского управлений по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством.

12. В структуру центрального аппарата Госстандарта входят департаменты с правами юридического лица, управления, отделы.

13. Госстандарт является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет в банке, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.

 

 

 

Приложение

к Положению о Государственном
комитете по стандартизации

Республики Беларусь

(в редакции постановления

Совета Министров

Республики Беларусь

12.02.2009 № 188)

ПЕРЕЧЕНЬ
территориальных органов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

Наименование территориальных органов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

Количество

Брестская областная инспекция государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

1

Витебская областная инспекция государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

1

Гомельская областная инспекция государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

1

Гродненская областная инспекция государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

1

Могилевская областная инспекция государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

1

Инспекция государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь по Минской области и г. Минску

1

Департамент контроля и надзора за строительством

Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством по Брестской области

1

Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством по Витебской области

1

Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску

1

Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством по Гомельской области

1

Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством по Гродненской области

1

Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством по Минской области

1

Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством по Могилевской области

1

Специализированная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством, г. Минск

1

Департамент по энергоэффективности

Брестское областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов

1

Витебское областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов

1

Гомельское областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов

1

Гродненское областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов

1

Минское городское управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов

1

Минское областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов

1

Могилевское областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов

1

Итого

21

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

31.07.2006 № 981

ПОЛОЖЕНИЕ
о Департаменте контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

1. Департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Департамент) с правами юридического лица является структурным подразделением центрального аппарата Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт), наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции по надзору в строительстве.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь, настоящим Положением и иными актами законодательства Республики Беларусь.

3. Департамент имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием и наименованием Госстандарта, а также печати и штампы.

4. Полное наименование Департамента:

на русском языке – Департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь;

на белорусском языке – Дэпартамент кантролю і нагляду за будаўнiцтвам Дзяржаўнага камiтэта па стандартызацыi Рэспублiкi Беларусь.

Сокращенное наименование Департамента:

на русском языке – Департамент контроля и надзора за строительством;

на белорусском языке – Дэпартамент кантролю і нагляду за будаўніцтвам.

5. Задачами Департамента являются:

5.1. осуществление эффективного надзора в строительстве;

5.2. методическое руководство деятельностью органов государственного строительного надзора;

5.3. подготовка предложений по совершенствованию законодательства в целях повышения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства;

5.4. осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в строительстве.

6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами:

6.1. осуществляет в установленном порядке надзор в строительстве;

6.2. обеспечивает в соответствии с законодательством осуществление надзора в строительстве органами государственного строительного надзора;

6.3. организует, координирует и контролирует деятельность органов государственного строительного надзора по выполнению ими функций надзора в строительстве;

6.4. вносит в местные исполнительные и распорядительные органы и при необходимости в соответствующие государственные органы предложения об изменении отчетных данных о вводе в эксплуатацию объектов строительства в случае нарушения порядка их приемки в эксплуатацию;

6.5. исключен;

6.6. участвует в соответствии с законодательством в работе комиссий по расследованию обстоятельств строительной аварии;

6.7. проверяет на объектах, для строительства которых требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством;

6.8. исключен;

6.9. направляет в Министерство архитектуры и строительства предложения о прекращении действия аттестатов соответствия, квалификационных аттестатов в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

6.10. анализирует и обобщает результаты мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и мер профилактического и предупредительного характера, осуществляемых органами государственного строительного надзора в соответствии с законодательством;

6.11. разрабатывает методические документы по осуществлению надзора в строительстве, а также участвует в разработке проектов нормативов и стандартов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

6.12. взаимодействует в установленном порядке с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в том числе со структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере надзора в строительстве на территории административно-территориальной единицы, и иными организациями по вопросам, отнесенным к их компетенции;

6.121. взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с государственными органами и международными организациями иностранных государств по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта, в том числе представляет интересы Госстандарта в таких органах и организациях, а также в установленном порядке подготавливает к заключению международные договоры межведомственного характера;

6.13. организует повышение квалификации работников органов государственного строительного надзора, их аттестацию;

6.14. рассматривает обращения юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственного строительного надзора;

6.141. по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения органами государственного строительного надзора, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным органам обязательные для исполнения предписания о надлежащем решении этих вопросов;

6.142. осуществляет проверки соблюдения в органах государственного строительного надзора порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, организует выездные проверки работы с обращениями;

6.143. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения органами государственного строительного надзора обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;

6.15. осуществляет анализ и обобщение практики применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции органов государственного строительного надзора, подготовку предложений по совершенствованию соответствующих нормативов и стандартов;

6.16. исключен;

6.17. исключен;

6.18. исключен;

6.181. распоряжается в порядке, установленном для Госстандарта, имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления за органами государственного строительного надзора;

6.182. осуществляет ведение бухгалтерского учета и отчетности, делопроизводства;

6.19. выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

7. Департамент имеет право:

7.1. принимать в соответствии с законодательством и в пределах своей компетенции решения ненормативного характера, в том числе выносить предписания по устранению нарушений в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции Госстандарта, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, другими физическими лицами;

7.11. организовывать и контролировать деятельность органов государственного строительного надзора, в том числе путем принятия решений, указанных в подпункте 7.1 настоящего пункта, направления запросов и получения необходимой информации, выполнения иных функций в соответствии с законодательством;

7.2. привлекать в соответствии с законодательством на договорной основе научные коллективы, высшие учебные заведения для подготовки предложений по разработке проектов нормативных правовых актов, подготовки и организации тендеров, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и других разработок по надзору в строительстве;

7.3. создавать в установленном порядке комиссии и экспертные группы, привлекать ученых и квалифицированных специалистов (на договорной основе) для выполнения работ, относящихся к компетенции Департамента;

7.4. получать в соответствии с законодательством безвозмездно и без ограничений от заказчиков (застройщиков), подрядчиков, разработчиков проектной документации проектную, технологическую и исполнительную документацию, необходимую для осуществления возложенных на Департамент полномочий;

7.5. давать в соответствии с законодательством заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации обязательные для выполнения предписания об устранении допущенных при строительстве нарушений, о проведении за их счет выборочных вскрытий для осмотра, освидетельствования отдельных узлов и элементов зданий, сооружений и конструкций, проведения дополнительных испытаний грунтов, материалов, инженерных систем, выполнения съемок, замеров;

7.6. производить в установленном порядке отбор образцов материалов и изделий для проведения лабораторных испытаний и экспертизы;

7.7. приостанавливать и запрещать в соответствии с законодательством производство работ на объектах строительства;

7.8. применять в установленном порядке к участникам строительной деятельности предусмотренные законодательством соответствующие меры ответственности;

7.9. исключен;

7.10. вносить заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации, организациям, выпускающим строительную продукцию, соответствующие представления;

7.11. направлять в установленном законодательством порядке материалы о правонарушениях в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в правоохранительные органы;

7.12. исключен;

7.13. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

7.14. осуществлять иные полномочия в соответствии с задачами и функциями Департамента.

8. Департамент возглавляет директор Департамента контроля и надзора за строительством (далее – директор), который назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

9. Директор является членом коллегии Госстандарта по должности.

10. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Председателем Госстандарта по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

11. Директор подчиняется Председателю Госстандарта и его заместителю, курирующему деятельность Департамента.

12. Директор:

12.1. руководит деятельностью Департамента, несет персональную ответственность за реализацию Департаментом государственно-властных полномочий, выполнение возложенных на Департамент задач и функций;

12.2. издает в пределах предоставленных полномочий приказы и распоряжения;

12.3. утверждает по согласованию с Председателем Госстандарта структуру и штатное расписание Департамента в пределах установленной Госстандарту численности работников и расходов на его содержание, а также положения об органах государственного строительного надзора;

12.4. распределяет обязанности между своими заместителями;

12.5. утверждает положения о структурных подразделениях Департамента;

12.51. утверждает графики проверок соблюдения в органах государственного строительного надзора порядка рассмотрения обращений;

12.6. назначает на должность и освобождает от должности в пределах предоставленных полномочий работников Департамента и руководителей органов государственного строительного надзора, применяет к ним меры поощрения, налагает дисциплинарные взыскания;

12.7. представляет интересы Департамента в государственных органах и иных организациях, в отношениях с юридическими и физическими лицами;

12.8. распоряжается в установленном порядке имуществом Департамента, в том числе денежными средствами, без доверенности действует от имени Департамента, открывает счета в банках, заключает договоры;

12.9. принимает меры по соблюдению исполнительской и трудовой дисциплины, осуществляет мероприятия по улучшению условий труда и быта работников Департамента;

12.91. подписывает при предоставлении в установленном порядке соответствующих полномочий международные договоры межведомственного характера, заключаемые Госстандартом;

12.10. осуществляет иные полномочия в соответствии с возложенными на Департамент задачами и функциями.

13. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов в Департаменте может создаваться коллегия численностью не более 7 человек, в составе директора (председатель коллегии), заместителей директора, других руководящих работников Департамента, руководителей органов государственного строительного надзора.

Положение о коллегии, ее численность и персональный состав утверждаются Председателем Госстандарта по представлению директора Департамента.

Решения коллегии Департамента оформляются протоколом. По решениям, направленным на регулирование общественных отношений в определенных сферах деятельности и требующим нормативного закрепления, принимаются соответствующие постановления Госстандарта. По иным вопросам директором могут издаваться приказы. В случае возникновения разногласий между директором и членами коллегии директор принимает решение, докладывая о нем Председателю Госстандарта. Члены коллегии могут проинформировать Председателя Госстандарта о своей позиции.

14. Финансирование деятельности Департамента осуществляется на основании сметы, утверждаемой Председателем Госстандарта в пределах расходов, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование Госстандарта.

15. Имущество Департамента, в том числе транспортные средства, является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

16. Местонахождение Департамента:

220048, г. Минск, ул. Мясникова, 39.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

31.07.2006 № 981

ПОЛОЖЕНИЕ
о Департаменте по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

1. Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Департамент) с правами юридического лица является структурным подразделением центрального аппарата Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт), наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь, настоящим Положением и иными актами законодательства Республики Беларусь.

3. Департамент имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием и наименованием Госстандарта, а также печати и штампы.

Полное наименование Департамента:

на русском языке – Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь;

на белорусском языке – Дэпартамент па энергаэфектыўнасці Дзяржаўнага камітэта па стандартызацыі Рэспублікі Беларусь.

Сокращенное наименование Департамента:

на русском языке – Департамент по энергоэффективности;

на белорусском языке – Дэпартамент па энергаэфектыўнасці.

4. Задачами Департамента являются:

4.1. проведение единой государственной политики в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии;

4.2. техническое нормирование, стандартизация и подтверждение соответствия энергопотребляющих продукции, работ и услуг, контроль за соответствием технико-экономических показателей энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования государственным стандартам, нормам и требованиям в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

4.3. участие в проведении в установленном порядке государственной экспертизы энергетической эффективности;

4.4. обеспечение в установленном порядке надзора за:

4.4.1. рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии;

4.4.2. осуществлением пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов и соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии.

5. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:

5.1. регулирует в соответствии с законодательством деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов и энергосбережению;

5.11. осуществляет оценку выполнения установленных в соответствии с законодательством показателей в сфере энергосбережения;

5.2. подготавливает совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами предложения по формированию государственной политики в сфере энергосбережения;

5.3. разрабатывает государственную программу в сфере энергосбережения и осуществляет в соответствии с законодательством мониторинг ее реализации;

5.4. разрабатывает критерии оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территориальном и отраслевом уровнях;

5.5. способствует созданию экономических условий для повышения заинтересованности юридических и физических лиц в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов;

5.6. разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по:

совершенствованию экономических механизмов стимулирования эффективного использования научно-технического, промышленного, энергетического и трудового потенциала при реализации государственной политики в сфере энергосбережения;

показателям в сфере энергосбережения и методологии их расчета для республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома на основе важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики, поручений Президента Республики Беларусь;

повышению энергоэффективности народного хозяйства республики;

5.7. принимает участие:

в реализации инвестиционной политики, исходя из приоритетных направлений развития республики;

в разработке республиканских, отраслевых и территориальных топливно-энергетических балансов;

в разработке проектов государственных программ создания новой техники и технологий в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

в формировании программ внедрения энергосберегающего оборудования, приборов учета и регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов и соответствующих заказов на их поставку для государственных нужд;

в осуществлении международного сотрудничества в сфере энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии, в том числе в реализации соответствующих международных договоров и проектов международной технической помощи;

в разработке и рассмотрении проектов стандартов, норм и правил, относящихся к сфере использования топливно-энергетических ресурсов;

в организации подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере энергосбережения;

в согласовании порядка планирования и калькулирования затрат на оказание услуг по газо-, электро- и теплоснабжению, применяемого при формировании цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию;

5.8. выступает в соответствии с законодательством государственным заказчиком научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере энергосбережения;

5.9. обеспечивает координацию деятельности, организует проведение работ и принимает меры по развитию и использованию возобновляемых источников энергии, замещению импортируемых видов топлива;

5.91. осуществляет подготовку проектов государственных программ в сфере использования возобновляемых источников энергии и в соответствии с законодательством мониторинг их реализации;

5.10. проводит работу по популяризации экономических, экологических и социальных преимуществ эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, использования новых видов энергии и топлива;

5.11. осуществляет разработку единых методических и организационных принципов проведения энергетического обследования (энергоаудита);

5.12. осуществляет разработку единых методических и организационных принципов нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов, согласование норм расхода топливно-энергетических ресурсов для государственных организаций с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов 1500 тонн условного топлива и более и (или) имеющих источники тепловой энергии производительностью 10 Гкал/ч и более, а также установление норм расхода топливно-энергетических ресурсов для иных юридических лиц с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов 1500 тонн условного топлива и более и (или) имеющих источники тепловой энергии производительностью 10 Гкал/ч и более;

5.13. обеспечивает применение в соответствии с законодательством мер воздействия к виновным в неэффективном использовании топливно-энергетических ресурсов;

5.14. согласовывает перечни мероприятий по реализации основных направлений энергосбережения для достижения целевых показателей государственной программы и планы мероприятий по энергосбережению юридических лиц, осуществляет в соответствии с законодательством мониторинг их реализации;

5.15. разрабатывает предложения и осуществляет меры по развитию внешнеэкономической деятельности в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

5.16. реализует в соответствии с законодательством инновационную и научно-техническую политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

5.161. организует информационное и научно-техническое обеспечение производства установок по использованию возобновляемых источников энергии;

5.17. разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и подготавливает предложения по их совершенствованию;

5.18. взаимодействует в установленном порядке с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в том числе со структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере энергосбережения на территории административно-территориальной единицы, и иными организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции;

5.181. взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с государственными органами и международными организациями иностранных государств по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта, в том числе представляет интересы Госстандарта в таких органах и организациях, а также в установленном порядке подготавливает к заключению международные договоры межведомственного характера;

5.182. осуществляет ведение бухгалтерского учета и отчетности, делопроизводства;

5.19. обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию государственной кадровой политики;

5.191. исключен;

5.192. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения);

5.193. по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения территориальными органами Госстандарта (далее – территориальные органы) и подчиненными Госстандарту государственными организациями, осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент (далее – государственные организации), при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным организациям обязательные для исполнения предписания о надлежащем решении этих вопросов;

5.194. осуществляет проверки соблюдения в территориальных органах и государственных организациях порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, организует выездные проверки работы с обращениями;

5.195. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения территориальными органами и государственными организациями обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;

5.196. осуществляет нецентрализованные государственные статистические наблюдения в сфере энергосбережения;

5.197. осуществляет согласование в установленном порядке предпроектной (предынвестиционной) документации для строительства источников тепловой и электрической энергии;

5.198. осуществляет административные процедуры в соответствии с законодательством;

5.199. организует и проводит республиканские конкурсы в области энергосбережения;

5.20. выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

6. Департамент имеет право:

6.1. принимать в соответствии с законодательством и в пределах своей компетенции решения ненормативного характера, в том числе выносить предписания по устранению нарушений в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции Госстандарта, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, другими физическими лицами;

6.11. организовывать и контролировать деятельность государственных организаций, в том числе путем принятия решений, указанных в подпункте 6.1 настоящего пункта, направления запросов и получения необходимой информации, выполнения иных функций в соответствии с законодательством;

6.2. привлекать в соответствии с законодательством на договорной основе научные коллективы, высшие учебные заведения для подготовки предложений по проектам комплексных и целевых программ в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, разработки проектов нормативных правовых актов, подготовки и организации тендеров, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и других разработок;

6.3. создавать в установленном порядке комиссии и экспертные группы, привлекать ученых и квалифицированных специалистов (на договорной основе) для выполнения работ, требующих специальных знаний по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

6.4. исключен;

6.5. осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством;

6.6. исключен;

6.7. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

6.8. состоять членом ассоциаций, союзов и других некоммерческих, в том числе международных, организаций в соответствии с законодательством и по согласованию с Госстандартом;

6.9. осуществлять иные полномочия в соответствии с задачами и функциями Департамента.

7. Департамент возглавляет директор Департамента по энергоэффективности (далее – директор), который назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

8. Директор является членом коллегии Госстандарта по должности.

9. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Председателем Госстандарта по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

10. Директор подчиняется Председателю Госстандарта.

11. Директор:

11.1. руководит деятельностью Департамента, несет персональную ответственность за реализацию Департаментом государственно-властных полномочий, выполнение возложенных на Департамент задач и функций;

11.2. издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;

11.3. утверждает по согласованию с Председателем Госстандарта структуру и штатное расписание Департамента в пределах установленной Госстандарту численности работников и расходов на его содержание, а также уставы и положения территориальных органов и государственных организаций;

11.4. распределяет обязанности между своими заместителями;

11.5. утверждает положения о структурных подразделениях Департамента;

11.51. утверждает графики проверок соблюдения в территориальных органах и государственных организациях порядка рассмотрения обращений;

11.6. назначает на должность и освобождает от должности в пределах предоставленных полномочий работников Департамента и руководителей территориальных органов и государственных организаций, применяет к ним меры поощрения, налагает дисциплинарные взыскания;

11.7. представляет интересы Департамента в государственных органах и иных организациях, в отношениях с юридическими и физическими лицами;

11.8. распоряжается в установленном порядке имуществом Департамента, в том числе денежными средствами, без доверенности действует от имени Департамента, открывает счета в банках, заключает договоры;

11.9. принимает меры по соблюдению исполнительской и трудовой дисциплины, осуществляет мероприятия по улучшению условий труда и быта работников Департамента;

11.91. подписывает при предоставлении в установленном порядке соответствующих полномочий международные договоры межведомственного характера, заключаемые Госстандартом;

11.10. осуществляет иные полномочия в соответствии с возложенными на Департамент задачами и функциями.

12. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов в Департаменте может создаваться коллегия численностью не более 7 человек, в составе директора (председатель коллегии), заместителей директора, других руководящих работников Департамента, руководителей территориальных органов и государственных организаций.

Положение о коллегии, ее численность и персональный состав утверждаются Председателем Госстандарта по представлению директора Департамента.

Решения коллегии Департамента оформляются протоколом. По решениям, направленным на регулирование общественных отношений в определенных сферах деятельности и требующим нормативного закрепления, принимаются соответствующие постановления Госстандарта. По иным вопросам директором могут издаваться приказы. В случае возникновения разногласий между директором и членами коллегии директор принимает решение, докладывая о нем Председателю Госстандарта. Члены коллегии могут проинформировать Председателя Госстандарта о своей позиции.

13. В Департаменте создается научно-технический совет для рассмотрения важнейших вопросов в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.

Положение о научно-техническом совете и его персональный состав утверждаются директором.

14. Финансирование деятельности Департамента осуществляется на основании сметы, утверждаемой Председателем Госстандарта, в пределах расходов, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование Госстандарта.

15. Имущество Департамента является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

16. Местонахождение Департамента:

220030, г. Минск, пл. Свободы, 17.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

31.07.2006 № 981

ПЕРЕЧЕНЬ
государственных организаций, подчиненных Государственному комитету по стандартизации Республики Беларусь

1. Научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации», г. Минск.

2. Республиканское унитарное предприятие «Барановичский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

21. Исключен.

3. Республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт метрологии», г. Минск.

4. Республиканское унитарное предприятие «Бобруйский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

5. Республиканское унитарное предприятие «Борисовский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

6. Республиканское унитарное предприятие «Брестский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

7. Республиканское унитарное предприятие «Витебский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

8. Республиканское унитарное предприятие «Гомельский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

9. Республиканское унитарное предприятие «Гродненский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

10. Республиканское унитарное предприятие «Калинковичский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

11. Республиканское унитарное предприятие «Лидский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

12. Республиканское унитарное предприятие «Могилевский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

13. Республиканское унитарное предприятие «Молодечненский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

14. Республиканское унитарное предприятие «Оршанский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

15. Республиканское унитарное предприятие «Пинский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

16. Республиканское унитарное предприятие «Полоцкий центр стандартизации, метрологии и сертификации».

17. Республиканское унитарное предприятие «Слуцкий центр стандартизации, метрологии и сертификации».

18. Республиканское унитарное предприятие «Центр испытаний и сертификации TOOT», г. Минск.

19. Учреждение образования «Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством», г. Минск.

191. Республиканское унитарное предприятие «Главгосстройэкспертиза», г. Минск.

192. Республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный центр аккредитации», г. Минск.

Департамент по энергоэффективности

 

20. Исключен.

21. Исключен.

22. Исключен.

23. Исключен.

24. Исключен.

25. Инвестиционно-консультационное республиканское унитарное предприятие «Белинвестэнергосбережение», г. Минск.

26. Исключен.

27. Исключен.

28. Исключен.

29. Научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Квант-АС», г. Минск.

30. Исключен.

31. Производственное республиканское унитарное предприятие «Гомельэнергосбережение».

32. Производственное республиканское унитарное предприятие «Гродноэнергосбережение».

33. Исключен.

34. Исключен.

35. Исключен.

36. Исключен.

37. Исключен.

38. Исключен.

39. Исключен.

40. Исключен.

41. Исключен.

42. Исключен.

43. Исключен.

44. Исключен.