ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 октября 2001 г. № 1595

Об утверждении Положения о Министерстве энергетики Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 977 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 131, 5/22737) <C20600977>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 1441 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 184, 5/24146) <C20601441>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1632 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 207, 5/24361) <C20601632>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 апреля 2007 г. № 468 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 94, 5/25051) <C20700468>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 729 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 136, 5/25327) <C20700729>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1868 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 5, 5/26514) <C20701868>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 347 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 66, 5/27291) <C20800347>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 мая 2008 г. № 662 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 119, 5/27628) <C20800662> – вступило в силу 17 июля 2008 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. № 693 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 121, 5/27661) <C20800693>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2008 г. № 724 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 123, 5/27693) <C20800724>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1330 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 223, 5/28341) <C20801330>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 399 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 83, 5/29528) <C20900399>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2009 г. № 1053 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 197, 5/30303) <C20901053>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 2010 г. № 1213 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 210, 5/32368) <C21001213>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2011 г. № 728 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 67, 5/33925) <C21100728>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1029 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 5/34242) <C21101029>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2011 г. № 1596 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 133, 5/34837) <C21101596>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2012 г. № 1193 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.01.2013, 5/36695) <C21201193>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 33 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.01.2014, 5/38331) <C21400033>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2016 г. № 992 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.12.2016, 5/43013) <C21600992>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2018 г. № 429 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.06.2018, 5/45242) <C21800429>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2018 г. № 946 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.12.2018, 5/45978) <C21800946>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2019 г. № 213 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.04.2019, 5/46319) <C21900213>

 

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве энергетики Республики Беларусь.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

Г.Новицкий

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров

Республики Беларусь

31.10.2001 № 1595

(в редакции постановления

Совета Министров

Республики Беларусь

10.09.2008 № 1330)

ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве энергетики Республики Беларусь

1. Министерство энергетики Республики Беларусь (далее – Минэнерго) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Минэнерго координирует деятельность других республиканских органов государственного управления по вопросам, входящим в его компетенцию.

2. Минэнерго в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, а также настоящим Положением.

3. В структуру центрального аппарата Минэнерго входят департамент с правами юридического лица, главные управления, управления, отделы, секторы.

В систему Минэнерго входят:

государственные организации, подчиненные Минэнерго (далее – организации), хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минэнерго, по перечням, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь;

государственные организации, входящие в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» и государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз».

4. Основными задачами Минэнерго являются:

4.1. реализация государственной политики в области энерго- и газоснабжения потребителей Республики Беларусь;

4.2. проведение научно-технической, экономической и социальной политики, направленной на создание условий для эффективной работы организаций, в целях удовлетворения потребности народного хозяйства и населения в электрической и тепловой энергии, природном и сжиженном газе, твердых видах топлива, их рационального и безопасного использования;

4.3. принятие в установленном порядке мер по обеспечению энергетической безопасности Республики Беларусь;

4.4. принятие в установленном порядке мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при создании и функционировании ядерной энергетики в Республике Беларусь;

4.41. принятие мер по обеспечению гарантированного подключения к государственным энергетическим сетям установок по использованию возобновляемых источников энергии в порядке, установленном законодательством;

4.42. принятие мер по гарантированному приобретению государственными энергоснабжающими организациями всей предложенной энергии, произведенной из возобновляемых источников энергии и поставляемой производителями энергии из возобновляемых источников энергии в государственные энергетические сети, а также ее оплате по тарифам, установленным в соответствии с законодательством;

4.5. подготовка совместно с другими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом предложений по формированию энергетической политики Республики Беларусь и организация реализации этой политики;

4.6. разработка и осуществление мер по улучшению платежной дисциплины при расчетах за топливо и энергию;

4.7. развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей по вопросам, отнесенным к компетенции Минэнерго;

4.8. осуществление государственного регулирования производства и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды, а также создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данные виды экономической деятельности.

5. Минэнерго в соответствии с возложенными на него задачами:

5.1. осуществляет управление деятельностью организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы организаций и выработкой предложений по ее повышению;

5.2. участвует в пределах своей компетенции в разработке проектов программ социально-экономического развития Республики Беларусь;

5.3. организует разработку основных направлений энергетической политики и их реализацию, а также предложений по повышению уровня энергетической безопасности Республики Беларусь;

5.4. организует и координирует деятельность по созданию ядерной энергетики и осуществлению строительства и эксплуатации атомной электростанции в Республике Беларусь;

5.5. участвует в формировании и реализации государственной политики в области энергосбережения;

5.6. участвует в разработке предложений по формированию топливно-энергетического баланса Республики Беларусь, формирует балансы природного и сжиженного газа, топочного мазута, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива для организаций;

5.61. определяет заказчика работ по детальной разведке месторождений торфа, используемого в энергетических целях, для подготовки их к разработке, составлению технико-экономических обоснований целесообразности разработки месторождений торфа, технологий его добычи и переработки, а также по разработке месторождений;

5.7. разрабатывает и обеспечивает реализацию инвестиционных программ, направленных на ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности и надежности топливо- и энергоснабжения потребителей;

5.8. осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в топливно-энергетическом комплексе, анализирует практику применения этих актов;

5.9. организует разработку и утверждает в установленном порядке технические нормативные правовые акты в области энерго- и газоснабжения потребителей Республики Беларусь;

5.10. организует и координирует работу организаций по разработке проектов стандартов, норм и правил, относящихся к сфере их деятельности;

5.11. участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений по формированию государственной политики цен на топливо и энергию;

5.12. принимает организационные, экономические и технические меры по улучшению платежной дисциплины при расчетах за потребленные и поставленные в республику топливно-энергетические ресурсы, осуществляет подготовку предложений по совершенствованию порядка этих расчетов;

5.13. координирует в пределах своей компетенции внешнеэкономическую деятельность организаций, участвует в подготовке проектов международных договоров, относящихся к сфере деятельности Минэнерго, представляет в соответствии с законодательством интересы Республики Беларусь в международных энергетических организациях;

5.131. обеспечивает разработку и реализацию инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в сферах электроэнергетики, развития газотранспортной системы, использования местных видов топлива;

5.132. принимает меры по реализации международных договоров Республики Беларусь по вопросам, отнесенным к компетенции Минэнерго;

5.133. взаимодействует с соответствующими органами и организациями иностранных государств – торгово-экономическими партнерами Республики Беларусь по вопросам обеспечения потребителей электрической и тепловой энергией, природным газом, торфом и продуктами его переработки;

5.134. осуществляет подготовку предложений и реализацию планов по участию Республики Беларусь в интеграционных процессах в рамках Союзного государства, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества в сфере деятельности Минэнерго;

5.14. руководит деятельностью органа государственного энергетического и газового надзора;

5.15. принимает меры по обеспечению технологической и экологической безопасности, охраны труда, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах организаций;

5.16. реализует в установленном порядке меры по социальной защите работников организаций, стимулированию повышения производительности труда и совершенствованию его оплаты;

5.17. проводит в соответствии с законодательством государственную кадровую политику, направленную на комплектование центрального аппарата Минэнерго, организаций высококвалифицированными специалистами, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

5.18. обеспечивает проведение научно-технической политики, направленной на эффективную работу организаций, надежное обеспечение потребителей топливом и энергией;

5.19. организует в соответствии с законодательством проведение научно-исследовательских работ, экспертизу бизнес-планов, проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов в организациях;

5.20. в соответствии с законодательством реализует права на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь и переданными в управление Минэнерго акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ согласно приложению, назначает представителей государства в органах управления этих юридических лиц и обеспечивает контроль за их деятельностью;

5.21. разрабатывает предложения по урегулированию вопросов поставки в республику топливно-энергетических ресурсов;

5.22. взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами при решении экономических, социально-бытовых и других вопросов деятельности организаций;

5.23. согласовывает положения о структурных подразделениях облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области обеспечения потребителей топливом и энергией;

5.24. принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности государственного имущества, закрепленного за организациями, входящими в систему Минэнерго;

5.25. обеспечивает в соответствии с законодательством мобилизационную подготовку организаций, включая решение вопросов, связанных с созданием и содержанием мобилизационного резерва материальных ценностей, поддержанием в постоянной готовности оборудования и специальных формирований для проведения работ при чрезвычайных ситуациях;

5.26. осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый (бюджетный) год;

5.27. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения);

5.28. исключен;

5.29. исключен;

5.30. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения организациями и структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в области обеспечения потребителей топливом и энергией, обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;

5.301. участвует в реализации единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;

5.302. осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях, осуществляющих виды экономической деятельности в области, в которой в соответствии с настоящим Положением Минэнерго осуществляет государственное регулирование и управление;

5.303. принимает по согласованию с Министерством финансов нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в организациях, осуществляющих виды экономической деятельности в области, в которой в соответствии с настоящим Положением Минэнерго осуществляет государственное регулирование и управление;

5.31. выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

6. Минэнерго имеет право:

6.1. принимать в установленном законодательством порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

6.2. заключать в установленном законодательством порядке международные договоры Республики Беларусь межведомственного характера;

6.3. исключен;

6.4. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

6.5. создавать в установленном порядке комиссии и экспертные группы, привлекать в необходимых случаях ученых и квалифицированных специалистов (на договорной основе) для выполнения работ, требующих специальных знаний по вопросам, относящимся к компетенции Минэнерго.

Наряду с правами, указанными в настоящем пункте, Минэнерго имеет также другие права, предоставленные законодательством.

7. Минэнерго в пределах компетенции в соответствии с законодательством принимает нормативные правовые акты в форме постановлений, организует и контролирует их выполнение.

8. Минэнерго возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

9. Министр:

9.1. осуществляет руководство деятельностью Минэнерго и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минэнерго задач и функций;

9.2. распределяет обязанности между своими заместителями, руководителями структурных подразделений центрального аппарата Минэнерго по руководству отдельными направлениями его деятельности;

9.3. вносит предложения в Совет Министров Республики Беларусь о назначении на должность заместителей Министра, директора Департамента по ядерной энергетике, об освобождении их от должности;

9.4. принимает меры поощрения и дисциплинарного взыскания в отношении работников центрального аппарата Минэнерго, в том числе руководителя и работников Департамента по ядерной энергетике, руководителей организаций;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Минэнерго в пределах установленной численности и расходов на его содержание;

9.6. в пределах своей компетенции издает приказы и подписывает постановления;

9.7. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Минэнерго, кроме Департамента по ядерной энергетике, а также в соответствии с законодательством уставы организаций;

9.8. в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Минэнерго, руководителей организаций, за исключением руководителя Департамента по ядерной энергетике, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

9.9. исключен;

9.10. вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь проекты актов законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Минэнерго;

9.11. действует без доверенности от имени Минэнерго, представляет его интересы, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Минэнерго, открывает счета в банках, заключает договоры;

9.12. обеспечивает сохранение государственных секретов в центральном аппарате Минэнерго;

9.13. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

10. В Минэнерго создается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников центрального аппарата Минэнерго и организаций.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности Минэнерго, развития организаций.

Решения коллегии реализуются путем принятия постановлений Минэнерго и издания приказов Министра.

В случае возникновения разногласий между Министром и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений Министр реализует свое решение и сообщает об этом в Совет Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

11. Для рассмотрения важнейших научно-технических проблем и направлений развития организаций в Минэнерго создается научно-технический совет. Положение о научно-техническом совете и его персональный состав утверждаются Министром.

12. Минэнерго осуществляет административную и финансово-хозяйственную деятельность Департамента по ядерной энергетике (в части приема и увольнения работников, заключения контрактов, осуществления контроля за выполнением их условий, принятия решений об их досрочном расторжении, применения к работникам Департамента мер поощрения, наложения дисциплинарных взысканий, ведения бухгалтерского учета и отчетности, делопроизводства).

121. Содержание центрального аппарата Минэнерго осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на финансирование указанного Министерства.

13. Минэнерго является юридическим лицом, имеет счета в банке, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.